Блоги

ИСТОРИЯ OPEL. РЮССЕЛЬСХАЙМ И ГОРЬКИЙ

09.08.2021, 23:02 2478 0 Александр Пикуленко

Впрочем, был среди автомобильных инженеров один, готовый отстаивать свое мнение даже перед Сталиным. Андрей Александрович Липгарт, главный конструктор Горьковского автозавода.

Горьковский автозавод тоже заинтересовался идеями «Опеля»! И не по приказу Сталина, а по своей инициативе. Конструкторы ГАЗа готовили замену знаменитой «эмке», автомобилю хотя и распространенному, проверенному, но прочно застрявшему в тридцатых годах. Горьковчанам не терпелось предложить что-то совершенно новое, передовое. Они изучали тенденции, внимательно следили за новинками рынка, ну и оценивали собственные возможности. Современный легковой автомобиль обязан иметь несущий кузов – таков был вывод Андрея Липгарта. Единственным прямым аналогом будущей машины мог быть только «Опель-Капитэн». Кстати, автором его дизайна является все тот же Фрэнк Хёрши. Однако в данном случае горьковчан интересовал не дизайн, а силовая схема несущего кузова, позволяющая отказаться от рамы и заметно облегчить конструкцию. А еще… Еще передняя независимая подвеска, рулевой механизм, материалы отделки – «Капитэн» и в этом заметно опережал другие европейские модели.

Но где раздобыть «Опель Капитэн», если война? Конечно, на трофейной базе! Одну, затем другую машину отыскали, и досконально изучили на ГАЗе. На вес золота были те два видавших виды «Опеля». Это потом, когда закончится война, трофеи хлынут в страну широким потоком. А в военное время все было не так. А Горьковский завод бомбили. И фронт требовал больше вездеходов, броневиков и самоходок. Но инженеры в неотапливаемом КБ упорно создавали автомобиль будущего – такой, какого ни у кого больше не было, какой с полным правом мог называться «Победой». Детище Андрея Александровича Липгарта, ГАЗ-Эм Двадцать «Победа» стала настоящим прорывом в автомобилестроении. У американцев и англичан подобные машины появятся только спустя два года, у немцев, французов и итальянцев – через пять лет. Тем более примечательно, что в «Победе» использовалась передняя подвеска, в точности как у «Опель-Капитэна», и руль был очень похож, и конструкция несущего кузова…

Это было не копирование, а творческое переосмысление, развитие. Под руководством Липгарта на ГАЗе совершили шаги, по целому ряду причин не сделанные самими инженерами «Опеля». «Победа» – во многом мистическая машина, родившаяся больше вопреки, чем вследствие. Слишком много обстоятельств сошлись воедино, чтобы ей родиться! Как, рассказывая о «Победе», не вспомнить, что в дореволюционном Петербурге автомобили марки «Опель» продавал торговый дом под названием… «Победа»!

Немецкие машины, сделавшиеся тенями, и автомобили советские, ставшие их отражениями. Еще об одном «Опеле» никак нельзя забыть. Не легковом, а грузовом, «Опель Блиц». Это был, без преувеличения, лучший грузовик сороковых годов. «Опель» придумал марку «Блиц» – «Молния» – чтобы подчеркнуть скоростные данные новинки. Марка рождалась еще в конце двадцатых, когда огромное число грузовиков представляло собой медлительные, неповоротливые, чрезвычайно неудобные в управлении машины. А «Опель» решительно все это намеревался изменить. И мотор поставить мощный, американский, и кабину сделать комфортабельной, и даже о дизайне подумать. А вслед за дизайном родилась запоминающаяся эмблема в виде зигзага молнии и эффектное имя.

К слову, когда-то популярный велосипед «Опель» назывался «Виктория-блиц», «Молниеносная победа»! «Опель» не выпускал больше велосипедов. Зато решил сделать не одну модель грузовика, а целое семейство, унифицированное и объединенное под общей торговой маркой. Подобные тонкости, конечно, мало интересовали советских специалистов, но вот конструкция «Опель-Блиц» их весьма заинтересовала. И когда на Горьковском автозаводе создавали знаменитый грузовик ГАЗ-Пятьдесят один, «Опель-Блиц» выступал в роли сравнительного образца. Конечно, требования к советскому грузовику, особенно по части проходимости и неубиваемости, были куда жестче немецких, но и за то немногое, в чем «Опель-Блиц» помог советским инженерам, ему спасибо. «Опель-Блицы» выпускали на построенном с нуля сверхсовременном предприятии в пригороде Берлина Бранденбурге. После войны завод достался советским властям, однако судьба его до сих пор неизвестна.

 

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)