Блоги

История Руссо Балта. Августейший интерес.

22.06.2019, 22:08 938 0 Александр Пикуленко

Петербуржцы давно приметили роскошный лимузин в стиле «модерн», с двуглавым ореликом на пробке радиатора. В его огромных зеркальных стеклах и густо-зеленом лаке боковин отражались каменные громады Северной Пальмиры. Картинки, переливаясь, плыли от капота к высокому «затылку» кузова: пальто с короткими пелеринками смольных институток, шпоры кавалергардов, надраенные до лучезарного сияния скрипучие сапоги Путиловских рабочих...

Лимузин, попыхивая сизоватым дымком, катил по Дворцовой набережной, через мост, куда-то в сторону Каменного острова. Принадлежал лимузин принцу Ольденбургскому. Преклонных лет Александр Петрович Ольденбургский, из обрусевших немцев, состоял в родстве с Романовыми – его сын женился на великой княжне Ольге Александровне, младшей сестре Государя.

Августейшее семейство регулярно навещало сродственника в его роскошном дворце на берегу Невы, у парадного которого петербуржцы часто видели этот, в зеркальных стеклах, под парами дожидавшийся князя лимузин.

«Горячка, вспыльчив, подвержен вспышкам минутного гнева, толкающего его иногда на безрассудные решения, в коих он потом сам кается и готов извиниться перед всяким, кого незаслуженно обидел… он весь чистота, весь кристалл, его благородная душа ищет только добра и блага…» - таким, благодаря дневникам Владимира Митрофановича Пуришкевича, депутата Государственной Думы от Бессарабии, предстает пред нами принц Ольденбургский.

Выбор Ольденбургского пал на «Руссо-Балт» после такого случая.

16 сентября 1911 года на Графской пристани Севастополя Николай Второй, проездом на крейсере, высочайше соизволили принять парад экипажей пробега Санкт-Петербург – Москва – Севастополь. Николай Второй вручал «Императорский приз». У колоннады Графской пристани выстроился по струнке гвардейский морской экипаж, Государь в добром здравии, рядом вся августейшая фамилия, свита. Принц стоял за спиной самодержца, кряхтел и опирался на знаменитую по всему черноморскому побережью палку.

Разглядывая из-за плеча государя, украшенного погоном с золотым вензелем торжественную кавалькаду, принц Ольденбургский почему-то вспомнил произнесенное государем лет десять назад по случаю прошения на ввоз в Ялту автомобиля каким-то из отставных офицеров: «Пока я живу в Ливадии, автомобилей в Крыму не будет».

Десять лет минуло, Ники завел самый обширный гараж в России,

А остался все так же равнодушен к авто. Всегда, во всех случаях они оставались для него просто «моторами». Хотя, говорят, когда венценосного одолевает бессонница, перечисляет по порядку названия всех российских полков и неизменно засыпает, приступив к запасным.

Вот и сейчас, когда инженер Н.Г. Кузнецов преподнес ему свой знаменитый «Курс автомобилизма», ограничился формальным выражением благодарности.

А настроение было приподнятое, и отчаянные мотористы, едва успевшие навести лоск на свои авто перед парадом, заслуживали более теплого приема. А среди них и знаменитые иностранцы – тот же граф Александр Коловрат, австрийский киномагнат, балагур и весельчак. «Обращайтесь ко мне запросто: Саша». Разнесут по свету весть о прохладном отношении Государя к техническому прогрессу! И тогда Ольденбургский, немного стесняясь своей картавости, выступил «алаверды» –  предложил устроить «Кавказский пробег» из Севастополя в Гагры на приз, учреждаемый супругою его сына, великой княгиней Ольгой Александровной, младшей сестрой государя.

Не бог весть что – кстати, Коловрату приз и достался – но все же. Крымское игристое лилось ручьем. Принц тоже веселого был нрава.

Гагры были идеей фикс старого принца, мечтавшего превратить захудалый рыбацкий поселок в оазис поистине средиземноморского масштаба.

Лучистому юмору Фазиля Искандера мы обязаны жизнеописанием принца Ольденбургского, наверное, самым лучшим. И пусть в незабываемом «Сандро из Чегема» у Искандера фигурирует лимузин «Бенц»… нетрудно спроецировать повествование на «Руссо-Балт»: «…Золотисто-зеленое утреннее небо обещало хороший день. Лимузин, ведомый кожаным шофером-итальянцем, вместе с сонной свитой и дураком-адьютантом вез его к рабочим».

Тогда-то, в Севастополе, принц Ольденбургский и выделил среди почти трех десятков экипажей участников пробега авто Русско-Балтийского вагонного завода – выдержавший испытание безупречно. И приобрел лимузин С24-35.

Принц Ольденбургский – один из наиболее сановных владельцев автомобиля марки «Русско-Балтийский». 

«…Лишь особые патриоты, желая поддержать отечественную автомобильную промышленность, покупают машины этого завода, тогда как большинство автомобилистов и любителей быстрой езды покупают машины заграничные», – писал в 1914 году журнал «Автомобилист».

Великая княжна Мария Михайловна подавала пример дамам-автомобилисткам, самолично управляя экипажем этого завода. У великих князей Константиновичей «Руссо-Балтов» было три. Кстати, в Собственном Его Величества Императора Николая Второго гараже  числилось всего два «Руссо-Балта», ландоле К12-20 тринадцатой серии и лимузин С24-40 восьмой серии. Их закупили в 1910 году. Причем они считались экипажами свиты, а потому хранились не в Царском селе, а в Петербурге, в здании на Конюшенной площади.

Существовали вполне объективные причины, по которым «Русско-Балтийские» плохо покупались: они были заметно дороже заграничных авто того же класса. В 1913 году лучшая модель завода – «Руссо-Балт С24-40» – стоила по каталогу от 7500 до 8400 рублей. Сколько это? Рабочий получал тогда 270 – 300 рублей в год. Квалифицированный шофер зарабатывал до 1700 рублей. Годовое полковничье жалованье доходило до 4 тыс. рублей. Как раз примерно четыре тысячи стоил тогда добротный автомобиль.

Высокая цена «Руссо-Балта» во многом определила судьбу машины – завод по большей части обеспечивал казенные заказы. Из 623 выпущенных «Руссо-Балтов» 402 штуки, то есть 64%, приобрело русское военное ведомство.

Говорят, Питер Москве не указ. Богатая купеческая Первопрестольная, привыкшая жить на широкую ногу, так ни одного «Руссо-Балта» и не завела – в представлении москвичей он так и остался «казенным мотором», слишком узким, недостаточно быстрым, со скупой отделкой. 

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)