Блоги

ИСТОРИЯ РУССО-БАЛТА. ЭПИЛОГ

20.08.2019, 13:59 8848 0 Александр Пикуленко

Однажды – дело было в середине 70-х годов – к группе остановившихся на ночевку у берега Рижского залива участников ралли старинных автомобилей, подошел какой-то старик. Полюбопытствовал, что же, такое старье нынче в моде? Когда ему растолковали, что по всему миру создаются клубы любителей старинных автомобилей, ищут и сберегают памятники техники, дед невозмутимо спросил: «Ребята, а вам «Руссо-Балт» не нужен?»

Очевидец и непосредственный участник происходившего, Вячеслав Алахвердович Мамедов, вспоминает, что в тот вечер никто уже не собирался никуда ехать, и этот старик возник, словно бы ниоткуда. Многие приняли происходившее за розыгрыш, – тот год латыши объявили годом поиска «Руссо-Балта», о машине известили едва ли не все средства массовой информации республики.

Дед – звали его Ян Янович Межпапанс – стоял на своем. Ладно. На нескольких машинах, не совсем трезвые, рискуя быть остановленными ГАИ, охотники за сокровищами покатили на хутор к старику…

Из лонжеронов рамы у хозяина хутора была сделана телевизионная антенна. Двигатель, радиатор, коробка передач «Руссо-Балта» были свалены в кучу в сарае. Незадачливые «кладоискатели» моментально протрезвели.

Перед ними лежали останки пожарной машины «Руссо-Балт». Долгое время части пробыли в земле – отец Межпапанса спрятал части любимой машины, на которой работал, от советской власти.

«У меня возникло ощущение, что я оказался свидетелем единственного в своем роде, поразительного случая, рядом с которым ничего нельзя будет поставить, и который не забудется никогда», – так завершил свой рассказ Вячеслав Алахвердович Мамедов.

Найденный в Латвии пожарный «Руссо-Балт Д24-40» был второй моделью завода, которую удалось разыскать. Первой стал фаэтон «Руссо-Балт К12-20», найденный в городе Кимры Калининской области еще в 1965 году. Пока Политехнический музей в Москве раскачивался, пытаясь решить, ценен автомобиль для истории, или нет, владелец, механик котельной Орлов, продал машину на Киностудию имени Горького, снимавшую какую-то ленту о Чапаеве. Затем машина все же досталась Политехническому музею. К восстановлению редкости подключился институт НАМИ, институт шинной промышленности, знатоки истории техники. Третьего ноября 1967 года отреставрированный «Руссо-Балт» своим ходом прибыл в Политехнический музей, где его можно увидеть и сегодня.

Книги Шугурова, Дубовского, Шляхтинского, удивительные своим волшебством рисунки Захарова оставили след, и не только в романе Аксенова и умах десятков увлеченных историей россиян.

Предприниматель Виктор Такнов, увлеченный автомобилизмом человек, выступил инициатором постройки современного суперкара «Руссо-Балт». Донором для будущей машины послужило шасси «Мерцедес-Бенц Ц-Эль 63 АМГ». (Когда-то на Русско-балтийском вагонном заводе трудился дружный многонациональный коллектив. Были строгие мастера из лифляндских немцев, наказывающие за долгое просиживание в туалете и увольнявшие за частые перекуры.) «Руссо-Балт» нового века аккумулировал дух той эпохи: его создавали дизайнер из Грузии Звиад Циколия, работавший во Франции русский дизайнер Владимир Пирожков, инженер Владимир Райхлин, уехавший из Тольятти в жить и работать в Германию. Знаменитый Анатолий Лапин, русский латыш, иммигрант, в прошлом двадцать лет руководивший дизайн-бюро фирмы «Порше», консультировал этот необычный проект. Германская инжиниринговая фирма Блазиуза Герга воплощала новый «Руссо-Балт» в углепластик. «Импрешн», «Впечатление» – так назвали машину. Казалось, еще немного, и круг замкнется, мысли о прошлом обретут осязаемые черты, ход событий войдет в предначертанную колею.

«Вы, русские, этим проектом будто показываете, как у вас много денег и как вам хорошо», - изрек в адрес «Руссо-Балта Импрешн» великий Лоренцо Рамачотти, главный дизайнер «Пининфарина».

И спасибо ему за прямоту.

Просится сюда Аксёновское: «Наш папочка предпочитает «Руссо-балт», а значит, плавное, размеренное движение, не лишенное, однако, стремительности…»

И вот – удивительнейшая находка! В одном из интервью писатель Аксенов признается, что его дедушка ездил свататься к бабушке …в Ригу! Дед и бабка крупного русского писателя могли прогуливаться под ручку под фасадами Русско-балтийского вагонного завода. Встречали ли они «Руссо-Балт»? Об этом можно лишь только гадать. Из шестисот двадцати трех построенных Русско-балтийским заводом автомобилей один занесло во Владивосток, следы другого затерялись в Монголии. Само собой разумеется, что в Риге, где их выпускали, «Руссо-Балты» можно было встретить. Причем очевидная логика: чем больше выпускали, тем больше вероятность того, что бабушка и дедушка писателя Аксенова машину видели – здесь вовсе не очевидна. Кто сегодня обращает внимание на «Жигули» и «волги»? Здесь обратная пропорция: чем меньше машин, тем больший они вызывали интерес на улице…

В 2006 году суперкар «Руссо-Балт Импрешн» стал одной из сенсаций конкурса элегантных автомобилей Вилла дЭсте. В 2007-м его узрели посетители Женевского автосалона. Из «Руссо-Балта», как из гоголевской «Шинели» вышла вся отечественная автомобильная промышленность. Хорошая ли, плохая – какая ни есть, а наша.

Когда-то депутат государственной думы Василий Витальевич Шульгин, монархист и почти черносотенец, написал:

«Это мы, русские, завороженные сплошным туманом, среди набатного рева в смертельном страхе тоскующих чудовищ, в тяжких мучительных судорогах перебойно бьющих биений, - празднуем свой русский Новый год… Празднуем… Ну и слава богу… если есть силы праздновать»

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)