Блоги

ИСТОРИЯ РУССО-БАЛТА. УДАРИМ АВТОПРОБЕГОМ

10.07.2019, 18:36 399 0 Александр Пикуленко

Прежде чем в нашей истории повеет январской стужей, мы обязательно должны поближе познакомиться с Нагелем. Тут вопрос в том, каким именно мы должны его описать.

Выпускник юридического факультета Петербургского университета, увлекшийся в начале ХХ века моторизмом, основавший журнал, и не один… Член правления Императорского русского автомобильного клуба.

Рисуется портрет щеголеватого, излучающего уверенность в себе господина. Коренастый. Внимательные миндалевидные глаза. Усы-щеточки. Не по возрасту седеющие виски. Из деталей – манера носить шляпу, не вминая донышка – как котелок.

Напротив, современники описывали маленького человечка, еще не старого, но поседевшего и оплешивевшего, напоминающего потертый старый чемодан.

И то, что подобное наблюдение совершил один из сотрудников журнала, владельцем которого являлся Нагель, выдает в известном автомобилисте персону, мало уделяющую внимание условностям.

За рулем Нагель совершенно преображался. Облаченный в шоферскую доху, шлем с очками-«авиаторами», он выглядел типичным шофером в представлениях того времени, какие можно отыскать, скажем, в воспоминаниях Пуришкевича: «Хлыщеватым и нахальным». К слову, цена экипировки могла достигать 600 рублей.

У Нагеля был рекламный контракт с автоотделом Русско-Балтийского вагонного завода, по которому в 1910 году контора предоставила ему автомобиль. Гонки, гонки, гонки. И почти всегда в пути Нагеля опережали слухи – следствие, столь распространенного в Отечестве предубеждения ко всему российскому. Говорили даже, что по пути из Петербурга в Европу, в Риге он целиком сменил двигатель.

Обвинить же путешественника можно было разве что в использовании дармовых шин – официальный поставщик Русско-Балтийского вагонного завода, фирма «Проводник» с многомиллионным годовым оборотом, всякий раз с удовольствием снабжала Нагеля, понимая, что лучшей рекламы не придумать. «Подошве» автомобильных покрышек в те годы более всего доставалось от подковных гвоздей, коими шоссированные дороги, а паче – проселок – были усеяны в изобилии. Несмотря на это, Нагелю нередко удавалось провозить до места назначения, как он выражался, «петербуржский холерный воздух». Машины путешественника были буквально увешаны шинами, таможенники нередко подозревали его в контрабанде.

Чего только не случалось в дороге! В Алжире путешественники угодили под снег – местные такого не припоминали.

Спутник Нагеля по средиземноморскому турне 1913 года отзывался о нем, как о человеке, которому смена покрышки размера 880 на 120 доставляет истинное удовольствие. Причем долго не мог добыть тому подтверждение, поскольку шины упорно не лопались.

Описание путешественниками своего «Руссо-Балта» – превосходное напутствие Ильфу и Петрову от репортера дореволюционной школы.

«Взбесившаяся коробка из-под сардинок».

«Отделкой корпус напоминал хорошего боевого кота, выдержавшего много драк и приключений».

Между прочим, все это отмерено в адрес уже нового, специально эскизам Нагеля в 1912 году сооруженного, кузова. Его водрузили на проверенное дорогами шасси №14 «Руссо-Балта С24-30» третьей серии, пробежавшее на тот момент уже свыше 50 тысяч верст.

Теперь позади переднего сиденья появился запасной топливный бак. Добавилась пара лишних фар и к ним – бортовая динамо-машина. Шины погрузили в непромокаемые чехлы, четыре штуки, попарно, на правую подножку, придав ей для этого особую конфигурацию. Деревянные спицы колес защитили от налипания грязи сплошными алюминиевыми дисками.

Посреди радиатора поселился даже дорожный талисман Биликен, божок с «вечной улыбкой Джоконды на калмыцком лице».

Словом, получился настоящий туристический автомобиль!

Нагель с единомышленниками спутниками незамедлительно отправился на нем в путешествие по югу России, протяженностью свыше 7000 км.

Пробег в декабре 1913 года по югу Европы и Северной Африке с торжественной встречей в Монте-Карло станет вершиной возможностей этого автомобиля. Между прочим, впервые в истории Нагель поднимется на этом автомобиле к кратеру вулкана Везувий. В общей сложности этот «Руссо-Балт» пройдет неслыханные по тем временам 80 тысяч километров без капитального ремонта.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)