Блоги

ИЗМЕНИВШИЙ МИР

20.02.2020, 20:15 2093 0 Александр Пикуленко

Удивительная способность автомобиля менять окружающий мир во всей своей широте проявилась в Америке, где собственная машина стала неотъемлемой составляющей личной свободы.

Первым, кто перестал видеть в автомобиле занятную механическую игрушку, был, по всей видимости, Генри Форд. Ведь ему приписывается выражение «Посажу Америку на колеса». Хотя на самом деле задолго до Форда это сделали пионеры на конных фургонах. В середине 19-го века крупнейшая американская экипажная фабрика Studebaker в год выпускала 70 тысяч различных повозок. Перекрыть этот показатель своей моделью Т Форду удалось лишь на пятом году производства в 1913-м.

Старине Генри посчастливилось поднять перемещение по суши на другой уровень комфорта. Возможно, он и не предполагал, насколько глубокие перемены повлекут за собой миллионы одинаковых фордиков.

Явление американского автомобиля стало объектом множества научных исследований.

Опять же, Генри Форд – капиталист с социалистической моралью, первым уловил зависимость: автомобиль – общество. Пусть и с изрядной долей занудства Форд втолковывал, надо рационально организовывать рабочие процессы, воспитывать моральный облик трудящихся, заботиться об их здоровье. И, если заслуга Форда, как основоположника массового производства, сильно преувеличена, его вклад в массовую автомобилизацию неоспорим.

Символом американской автоиндустрии долгие годы выступал Детройт – город в краю Великих озер на американском Среднем Западе. Там и сегодня находится штаб-квартира General Motors. И там же сидят влиятельнейшие профсоюзы автомобильных рабочих.

Разумеется, призрак кризиса в отрасли Детройт почувствовал задолго до того, как о беде заговорили с высоких трибун. Портрет американского автомобиля создавался в условиях жесткой конкуренции. 4000 автомобильных фирм в разное время претендовали на место под американским солнцем. Со временим из них осталась Большая тройка. А потом и ее благополучие было подорвано топливным кризисом 1973 года, натиском японских автомобилей, да и удорожанием рабочей силы.

И сегодня в Детройте с трудом свыкаются с мыслью, что Америка занимает лишь третье место в мире по выпуску легковых машин. И, кстати, сегодня на 1000 американских жителей приходится 487 автомобилей. По этому показателю многие другие страны уже обогнали США. Означает ли это, что американский автомобилизм достиг своего апогея? Где ныне фантазии дизайнеров, где легендарные менеджеры, где триумфальный рык многообъемных моторов?

Явление американского автомобиля в мире склонны мифологизировать. Загадка, тайна всегда хорошо продается. Парадокс в том, что в основе глубококоммерческий проект вздыбил культурные пласты. Автомобиль стал полноправным героем, вошел в литературу и кино. Его стали выбирать своим объектом живописцы и скульпторы.

А Road Movie – явление сугубо американское. Вспомним «Человека Дождя», «Тельму и Луизу». Культ кино в Америки неразделим с культом автомобиля. Независимо от того, отражают ли режиссеры в своих лентах процессы, протекающие в обществе, или формируют новые, автомобиль всегда вносит  свой жирный штрих в действие.

Возвращаясь к разговору о культурном наследии, нельзя не коснуться федерального шоссе № 66 – трассу, идущую из Чикаго в Лос-Анджелес. Не потеряв практического значения, эта дорога превратилась в этнографический музей под открытым небом, пусть и с присущей янки долей китча. По Route 66 американцы отправляются словно в паломничество по святым местам. Это направление с востока на запад задано еще переселенцами на конных фургонах. И это, по сути, тот вектор, которого продолжает придерживаться американский автомобилист сегодня.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)