Блоги

КОЛИН ЧЕПМЕН, ЧЕЛОВЕК, СОЗДАВШИЙ АВТОМОБИЛЬ

20.10.2021, 13:33 2030 0 Александр Пикуленко

Не было в автомобильном мире человека более изобретательного в инженерии и бизнесе, чем Колин Чепмен. А ведь в начале его карьеры стоял сарай. Там старый “Austin Seven” переделывался в кроссовый автомобиль. А закончил Чепмен главой всемирно известной фирмы спортивных и гоночных автомобилей, в конструкции которых мир увидел немало потрясающих технических решений.

Мерцание шести кубков в зачете пилотов и семи побед среди конструкторов на Чемпионатах мира в Формуле 1 освещало его жизненный путь. Американцы говорят о таких «человек, который сам себя сделал». Полное имя этого человека Энтони Колин Брюс Чепмен.

Сарай, где он строил спортивные самоделки, в 1952 годы был зарегистрирован как “Lotus Engineering Company”. Это произошло четыре года спустя после постройки первой машины и через два года после первой победы на местных гонках. Первоначально фирма Чепмена сама делала лишь раму и кузов, все остальные узлы и агрегаты были покупные. Владельцу и главному конструктору этого предприятия в год регистрации было всего 24 года. А его основной работой была должность инженера-прочниста в “British Aluminium Company”.

Именно оттуда Колин вынес веру в алюминий и другие легкие сплавы. Оттуда стремление создавать сверхлегкие конструкции, проверенные математикой. Уже в 1957 году компания “Lotus” начала делать невероятно легкий, всего 330 кг, спортивный автомобиль модели 7. Минимальный уровень комфорта, блестящие скоростные показатели и замечательная управляемость сразу завоевали признательность среди автомобилистов. 

В 1973 году Чепмен продал право на производство “Lotus 7” британской фирме “Caterham”, которая выпускает эту модель и поныне. Семерка получила хороший прием на рынке, потому что была  очень доступна по цене. Все дело в том, что она продавалась как кит-кар. Это означает, что владелец покупал не собранную машину, а комплект деталей в ящике. Собирал же он ее сам в гараже, лично участвуя в последней стадии рождения автомобиля. По тогдашним английским законам кит-кар не облагался налогом на покупку, и поэтому стоил на 30 процентов дешевле аналогичных машин заводской сборки. Деловое чутье не обмануло Чепмена и его фирма стала процветать.

 Но Колин был не только владельцем фирмы, конструктором и технологом, но и гонщиком и постоянно выступал на своих машинах на разных соревнованиях, в том числе и в 24 часах Ле-Мана.

Но а главной задачей, которую он перед собой поставил, было участие в Формуле 1. Глубокие исследования в области независимой подвески всех колес создали прекрасную основу для появления гоночных машин Формулы 1, превосходящих конкурентов по управляемости. Это обстоятельство плюс традиционно малый вес Lotus позволили им опережать гоночные болиды со значительно более мощными двигателями.

Конструкции Чепмена стали активно копировать соперники. Но а он продолжал генерировать все новые и новые идеи. Так в 1962 году он вместо привычной пространственной рамы, сваренной из труб, предложил несущий монокок, склепанный из дюралюминиевых листов. Жесткость такого монокока с закрепленным на нем двигателем возросла вдвое. Благодаря этому в поворотах подвеска работала идеально. В результате Джим Кларк на “Lotus 25” в 1963 году стал Чемпионом мира в Формуле 1. Свой успех он повторил в 1965 на “Lotus 33”.

Исследование, постройка опытных образцов, аренда аэродинамической трубы, заказы и закупка комплектующих изделий у смежников взвинтили расходы на постройку гоночных машин до астрономического уровня. И тогда в голове Чепмена родилась новая идея, чисто коммерческая. В конце 1967 года он предложил табачному концерну “John Player” стать спонсором гоночной команды “Lotus” и покрасить ее автомобили не в зеленый британский гоночный, а в цвета сигаретных коробок: алый, белый и золотистый. И этот своеобразный рекламный щит на колесах был уже не “Lotus 33”, а “John Player Special”.

Чепмен таким образом опять первым проложил путь, по которому Формула 1 пошла дальше. А еще в 1967 году произошло событие, оказавшее сильное влияние на дальнейшее развитие автомобилей Формулы 1. На Гран-При Голландии дебютировал “Lotus 49” с восьмицилиндровым трехлитровым двигателем “Ford Cosworth DFV”. Этот мотор на долгие годы определил конструкцию формульных машин. Только к середине 80-х он был вытеснен полуторалитровыми турбомоторами.

В создании этого двигателя Чепмен сыграл решающую роль. Он сумел убедить руководство концерна “Ford”, совместно с которым “Lotus” в то время плотно работал над автомобилем для Инди 500, в перспективности нового мотора для Формулы 1, который разработали Майк Костин и Кейт Дакворт.

 Сам двигатель изначально проектировали как несущий элемент болида. У него был жесткий V-образный алюминиевый блок с мощным фланцем для соединения с монококом любой конструкции. “Ford Cosworth” оказался настолько удачным, что на болидах, где он стоял, было одержано наибольшее количество побед за всю историю гонок Формулы 1.

В 1968 году Грэм Хилл стал Чемпионом мира на “Lotus 49B”. У этой машины мотор крепился к монококу, а сзади на картер коробки передач ставили рычаги подвески задних колес. Это было новое слово в конструкции гоночных машин, и его сразу же подхватили другие команды.

Но Чепмен был неистощим. В том же 1968-м он предложил антикрылья и всерьез углубился в аэродинамику. В этом он совершил подлинную революцию. Путь, по которому эта наука развивается и в наши дни, обязан светлой голове Чепмена. Правда, сам он уже не занимался конструированием. За это взялся его помощник Филипп Беллами и другие.

 Клиновидный кузов, бортовые радиаторы, автомобиль-крыло, машины с граунд-эффектом и миниюбками, вынесенные из колес передние и задние тормоза, активная подвеска, газотурбинный двигатель, полный привод, - список новинок, реализованных на гоночных болидах “Lotus” по идеям Чепмена бесконечен.

Идеи эти, однако, постоянно требовали могучей финансовой подпитки. Колин занимал деньги в банках, привлек к многолетнему сотрудничеству компанию “Ford”, получал средства от продажи спортивных машин собственного производства, выполнял инжиниринговые работы для других компаний. Его гоночные машины долгие годы были образцом для подражания.

Но случались у Чепмена и неудачи. Гоночный “Lotus 63” со всеми ведущими колесами и спортивный “Lotus 30” не оправдали его ожиданий.

 Блестящий новатор и ловкий бизнесмен – эти два качества редко совпадают в одном человеке. В начале 80-х Колин ввязался в финансовую авантюру американца де Лориана. Она могла принести огромную прибыль, но дело лопнуло. Начались судебные тяжбы. Чепмен потерял лицо, утратил репутацию. Максималист по натуре он не смог выдержать тягостной обстановки. И в 1982 году скончался. Ему было всего 54 года. Фирма “Lotus” пришла в упадок. Гоночная команда зачахла. Но легенда Колина Чепмена живет по сей день.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)