Блоги

КОПЕЙКА

16.04.2020, 08:39 2198 0 Александр Пикуленко

Советскому человеку начала 60-х годов прошлого века, мечтавшему иметь свой легковой автомобиль, выбирать приходилось из трех марок: Москвич, Запорожец и Волга.

Тогда все наши автозаводы выпускали 125 000 легковых автомобилей в год, из которых только половина доставались частникам. Спрос на них был настолько велик, что машины распределяли по предприятиям и через профсоюз. А в очереди стояли по десятку лет.

Но однажды нашим автомобилистам повезло. Советский союз в те годы всячески поддерживал братские коммунистические партии. Из тех, кто действовал в капиталистических странах, самыми мощными были итальянская и французская. И, конечно, престиж этих партий значительно укрепился, если бы СССР разместил в Италии и Франции крупные заказы.

          

 После долгих переговоров было принято судьбоносное решение построить при помощи итальянского Fiat завод в Тольятти мощностью 660 000 машин. Параллельно в Москве начали реконструкцию АЗЛК. Технологию и оборудование закупили у Renault.

Для производства на новом автозаводе выбрали Fiat 124, удостоенный звания «Автомобиль года – 1968». Машина представляла собой хорошо сбалансированную конструкцию классической компоновки. А ее симпатичный глазастый кузов был вместителен и практичен.

Однако прошедшие всесторонние испытания в различных климатических условиях страны показали необходимость внести в итальянскую машину множество изменений. Дисковые тормоза задних колес на грязных дорогах плохо работали и быстро изнашивались. Их заменили на барабанные. Кузов 124-й оказался местами слаб, и его пришлось усиливать. Но и это еще не все. Двигатель Fiat 124 вел свою родословную аж с 1937 года. Конечно со временем его неоднократно модернизировали. Но привод клапанов оставался без изменений, нижневальный с толкающими штангами.

Посетивший завод в Турине главный конструктор АЗЛК Александр Федорович Андронов, обратил внимание на новый двигатель, который рабочие собирали в экспериментальном цехе. Он был того же класса, что и мотор Fiat 124, но в нем было много новых технических решений, в частности он отличался верхним распредвалом и цепным приводом. К этому времени на Московском автозаводе уже создали новый мотор модели 412. Поэтому Андронов четко представлял себе достоинства такой конструкции. В общем именно он настоял, чтобы на машине, предназначенной к выпуску в СССР, стоял новый мотор.

Как принимались те или иные решения, великий конструктор Данте Джакоза описывал в своих мемуарах. В его изложении нам интересен один эпизод. Когда советская комиссия заинтересовалась и другими моделями, в частности новым Fiat 123, им дали понять, что она появилась раньше чем модель 124 и была лишь пробным шаром для определения рыночного спроса. И потому им рекомендовали более свежую модель, оптимально подходящую для массового производства в СССР. Этот довод оказался для советских специалистов наиболее убедительным. Для производства в количестве 660 000 машин в год окончательно утвердили Fiat 124.

И вот 9 сентября 1970 года газета «Правда» сообщила, что предприятие выпустило первую партию автомобилей «Жигули». К этому времени уже стало известно, что модель получила обозначение ВАЗ 2101, а торговую марку «Жигули» в начале сентября ему присвоили по предложению Первого секретаря Куйбышевского обкома партии в честь находящихся на территории области Жигулевских гор.

Забегая вперед замечу, что, когда начались поставки ВАЗ 2101 за рубеж, советскому внешнеторговому объединению «Автоэкспорт» пришлось срочно менять название модели на «Lada».

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)