Блоги

Легенда советского автоспорта

24.05.2022, 16:57 3171 4 Александр Пикуленко

Юрий Иванович Лесовский – водитель-испытатель АЗЛК, многократный Чемпион СССР, участник ралли «Монте-Карло», супер-марафонов «Лондон-Сидней», «Лондон-Мехико» и «Тур Европы», обладатель международных рекордов скорости, Заслуженный мастер спорта СССР. В этом году ему исполнилось 90 лет. Родился он на Дубровке, что у Крестьянской заставы, которую на современном языке можно было бы назвать «Заводской слободой». Любой мальчишка той эпохи мечтал стать красноармейцем, а пацаны с Дубровки мечтали об автомобилях. Они отлично разбирались в них, знали не только марки, но и модели, и узнавали их в жиденьком тогда городском потоке не только по виду, но и по звуку клаксона.

И вот наконец в 1946 году Юре Лесовскому повезло. Его в 13 лет взяли слесарем на Московский завод малолитражных автомобилей. А потом доверили встать к конвейеру. Конвейер автозавода в мальчишеской иерархии был наивысшей точкой жизненной важности. На заводе молодых рабочих старались занять чем-нибудь и после работы. Крепкий физически парень увлекся велосипедом и коньками. Но а потом пришла пора послужить Родине. И спортсмен-перворазрядник Лесовский попал в десантные войска.

 Отслужив, вернулся на родной завод. Правда, работал уже водителем. И тут в его жизнь вмешался, как это часто бывает, случай. Его пригласил поучаствовать в гонках уже состоявшейся спортсмен Александр Павлович Терехин. В тогдашних гонках обязательно должен был справа сидеть механик. И Юра оказался очень расторопным слесарем и неплохим водителем.

Кстати хоть автоспорт и начал в то время поднимать голову, а начальство стало воспринимать это явление, как вполне полезное общему делу построения социализма, никто особо заводским гонщикам не помогал. Например, свои машины они готовили ночами, после работы. А на соревнования ездили в счет очередного отпуска. Но Лесовский и этому был очень рад.

Первый раз хороший результат экипаж Терехин-Лесовский показал на кольце в 1955 году, заняв на Москвиче 402 четвертое место. А уже в 1957 году снова с Терехиным они стали третьими на Первом всесоюзном ралли Москва-Рига-Москва.

В 1958 году состоялся дебют советских гонщиков на международной арене. Четыре экипажа на «Москвичах 407» приняли участие в легендарном ралли «1000 озер». Многое тогда было в новинку. Вот как вспоминал все это сам Юрий Иванович: «В Финляндии штурманом у меня был эстонец. На скоростном участке он диктует «тысяча сто прямая, а дальше что-то на эстонском». Я уже разогнал машину, и вдруг вижу очень крутой поворот. Влетел в него через один кювет, потом через другой. Чудом удержал автомобиль. А там сосны в два обхвата. После этого мой эстонец целый час говорить не мог».

Конечно, рассчитывать на победу, имея под капотом полсотни лошадиных сил, в борьбе с более мощными автомобилями соперниками не приходилось. Но уже в 1960-м году в составе советской команды Лесовский становится победителем Международного ралли «За мир и дружбу».

Через пару лет Юрий Иванович в составе сборной СССР поехал на греческое ралли «Акрополис». Потом было шведское «Полуночное солнце» и наконец очень непростое ралли «Монте-Карло».

В январе 1964 года команда на четыреста седьмых «Москвичах» и двадцать первых «Волгах» в тридцатиградусный мороз стартовала из Минска. Руководство команды решило сэкономить на техничках. И все необходимые запчасти и даже шипованные колеса везли в боевых машинах. Не смотря на изрядный перегруз, до Альп домчались быстро, но на тяжелых заснеженных перевалах начались проблемы. Машины буксовали на обледенелых подъемах. И в один из моментов, когда «Москвич» Лесовского был готов покатиться вниз, он выпрыгнул из машины и бросил под буксующее колесо выданное им вместо спортивной формы большое черное пальто. А потом еще и приналег на грязный бампер. В результате не только помог технике, но и поднял настроение всей команде. А в Монте-Карло и так было тепло. 

Тогда для наших гонщиков многое было в новинку. А зарубежные команды тщательно хранили свои фирменные секреты. В это трудно поверить, но в те годы наши спортсмены не знали, что такое настоящая стенограмма. Ездили по схемам, которые выдавали организаторы.

Изрядно погеройствовав в Европе, команда вернулась на завод, чем помогла дирекции решиться на вовсе уж небывалое состязание. И в результате в 1968 году команда МЗМА отправилась на супермарафон «Лондон-Сидней». На эту гонку поехали самые современные советские автомобили. Кстати сказать, единственные за всю историю завода сделанные на мировом уровне «Москвичи 412». В команде было три машины. За рулем одной из них сидел уже бывалый спортсмен Юрий Иванович Лесовский.

Маршрут пролегал по европейскому асфальту, афганским горам, индийским тропикам и австралийскому бушу. Это была совершенная убойная гонка. Но каково было удивление, когда на финише единственной машиной, которая прошла всю трассу без повреждений, был «Москвич» Лесовского.

Успех нашей команды на этом супер-марафоне настолько поднял престиж наших автомобилей, что «Автоэкспорт» бросился торговать ими по всему миру, заодно потребовал один из Москвичей в качестве экспоната для выставок. Им предложили машину Лесовского. Но внешнеторговцы отказались, сказав, что она неправдоподобно выглядит и не похожа на машину, прошедшую по бездорожью десяток тысяч километров.

В 1970 году команда вновь переименованного завода, который стал называться АЗЛК, отравилась на самый длинный в истории супер-марафон «Лондон-Мехико». Его протяженность была 26 тысяч километров. Юрий Иванович Лесовский естественно был в команде как один из опытнейших гонщиков.

По сложности это был невиданный марафон. В Латинской Америке, например, на дороге древних инков, которые как известно до колеса не додумались, и поэтому длинных прямых участков не строили, автомобили ехали почти тысячу километров, не поднимаясь выше второй передачи. Попробуйте сегодня доехать от Москвы до Бреста, не включая третью передачу.

В Мехико экипаж Лесовского приехал двенадцатым в абсолютном зачете. Именно после этой гонки Юрию Ивановичу присвоили звание Заслуженный мастер спорта.

Осенью 1971 года команда АЗЛК на пяти «Москвичах» выехала на еще один марафон «Тур Европы». Причем часть маршрута этой гонки проходила по нашей территории, что было в первый и последний раз в истории СССР. Советские люди на иностранные автогонки отреагировали с таким неподдельным интересом, что на всем протяжении трассы, то есть от Выборга до Бреста, участники ехали через живой коридор.

Лесовский был в основном экипаже и прошел весь маршрут. На «Туре Европы» наши «Москвичи» завоевали два главных приза: «Золотой» и «Серебряный» кубки.

А потом Юрий Иванович закончил с автоспортом и долгие годы работал водителем на международных перевозках. А последнее время наслаждается заслуженным отдыхом, продолжая даже в такие годы с удовольствием ездить за рулем.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (4)

  1. ErickDeame (Moscow) 15 часов назад #30448 Цитировать Ответить 0
    Газовые счётчики, счётчики воды и
    <a href=https://eurogaz.su>газового оборудования</a>. Продавец электрических приборов еврогаз.
    1. Kalexom (Россия - Крым) вчера в 12:00 #30419 Цитировать Ответить 0
      Взять онлайн займ на карту теперь вы можете в течении 5 минут, чтобы узнать подробности прочитайте статью про <a href=https://mikro-zaim-online.ru/>займы на карту без отказа срочно с минимальным процентом</a> где расписаны все нюансы про займы на карту! Как оформить и вернуть займ не переплачивая огромные проценты.
      1. Ronaldfloug (Le Mans) вчера в 18:51 #30394 Цитировать Ответить 0
        Бойцы украинского батальона «Айдар» с комбината «Азот» в Северодонецке заявили о готовности прекратить сопротивление и сдаться.
        Lenta.ru
        Условия следующее: прекращение огня и безопасный выход с промзоны гражданских лиц.
        Взгляд.ру
        Союзные силы заняли несколько населенных пунктов и «выбили» оттуда противника.
        Аргументы и Факты
        20 июня подполковник НМ ЛНР Андрей Марочко сообщил, что на «Азоте» находятся до тысячи мирных жителей.
        Lenta.ru
        <a href=https://mega555kf7lsmb54yd6etzginolhxxi4ytdoma2rf77ngq55fhfcnyidonion.com>mega darknet market</a>
        https://megadmeovbj6ahqw3reuqu5gbg4meixha2js2in3ukymwkwjqqib6tqd.com/
        1. MichaelCiz (Sheridan Lake) 28.06.2022, 07:59 #30363 Цитировать Ответить 0
          friends at work have been dreaming about lately. The niche of specifics on this website is beneficial and needed and is going to help my wife and I in our studies while I am at work. It is obvious all of the members here gained a lot of info regarding interesting topics and other subjects and info really show it. I'm not typically on the web during the night but when I get an opportunity i'm more often than not perusing for this sort of knowledge or others closely concerning it. When someone gets a chance, check out at my website. <a href=https://stephburtcashoffers.com/><span style=color:#000>buy for cash home without an agent in Locust Grove Georgia 30248</span></a>