Блоги

ЛЕНИН И АВТОМОБИЛЬ

19.04.2022, 21:30 2289 2 Александр Пикуленко

Октябрьский переворот в Петрограде не мог обойтись без автомобиля. Ведь первейшей задачей, поставленной кстати самим вождем мирового пролетариата Ульяновым-Лениным, был захват банков, средств связи и транспорта. Поэтому восставшие сразу же прибрали к рукам сорок шесть машин из гаража Временного правительства, бывшего Императорского. И через несколько дней у штаба революции в Смольном появился автомобиль, предназначенный Владимиру Ильичу Ленину.

Это был огромный лимузин французской фирмы «Turcat-Mery». Управлять ей доверили уроженцу Польши Степану Казимировичу Гилю, бывшему шоферу царского гаража, возившего на ней прежде питерского градоначальника.

«Turcat-Mery» могла развивать скорость до 80 км в час. У нее была очень мягкая подвеска, просторный и светлый за счет широких и высоких оконных проемов, закрытый кузов – лимузин. И она очень нравилась Ленину.

Но машина оказалась невезучей. Еще в ноябре 17-го ее прямо от Смольного угнали служившие там пожарные. Они хотели ее перекрасить и перегнать в Финляндию на продажу. Но их быстро нашли.

Позже, когда правительство советской России переехало из Петрограда в Москву, случился новый казус. Снежным вечером 1919 года Владимир Ильич с сестрой Марией и охранником Чибисовым отправился на «Turcat-Mery» с Гилем за рулем навестить Надежду Константиновну Крупскую в Сокольники. Она отдыхала там в лесной школе, где должен был состояться детский праздник. Проехали по Мясницкой улице и дальше по Орликову переулку, когда на Каланчевской площади чуть ли ни под колеса машины бросился какой-то субъект в шинели, явно пытаясь ее остановить. Но Гиль его объехал. Ленин сделал водителю замечание из своего роскошного салона по переговорной трубе. Вождь подумал, что это был солдатский патруль и напомнил водителю о революционной дисциплине. И, когда немного погодя на спуске трамвайных путей под мостом железной дороги в свете фар появились трое людей с маузерами в руках, Ленин твердо потребовал остановиться. За это ему сунули в лицо дуло и профессионально обшарили, вынув из карманов бумаги с удостоверением личности Председателя Совнаркома и маленький браунинг, который вождь возил с собой на всякий случай. Всех из автомобиля высадили, и «Turcat-Mery» исчезла в снежной поземке.

Как потом вспоминал Гиль, Ленин по этому поводу едко заметил: «Да ловко, вооруженные люди, да отдали машину. Стыдно. А машину, товарищи, надо найти всеми средствами.» Метель в ту ночь была серьезная, замело все улицы и дороги. Ленину со спутниками пришлось попрыгать по сугробам, чтобы добраться до местного райсовета и поднять тревогу. Сделали они это очень вовремя. Захватившие авто бандиты и их главарь Яшка Кошельков сумели прочитать в документе, кого они отпустили, и вернулись в Сокольники брать Ильича в заложники, чтобы обменять его на сидящих в Бутырке подельников.

Но чекисты уже начали переворачивать Москву вверх днем. Как вспоминал Гиль, в эту ночь было схвачено немало различных преступников. Автомобиль нашли той же ночью, брошенным у Крымского моста. Правда рядом с ним лежали убитые милиционер и красноармеец. Так что неслучайно «Turcat-Mery» числилась в списке гаража Совета народных комиссаров под номером «13».

Степан Гиль с 1917 по 1924 годы считался основным шофером Ленина. А в 20-ом ему по совместительству поручили руководить только что созданным гаражом особого назначения. Главной задачей нового подразделения было обслуживание главы советского правительства. В данном случае Ленина и его домочадцев.

Еще одним автомобилем, на котором возили лидера мировой революции, был «Delaunay-Belleville» образца 1912 года, личный автомобиль Николая 2-го. В нем Ленин оказался еще в 1912 году, когда его везли с митинга в Михайловском манеже, где он выступал перед первым красным отрядом бойцов на броневиках, отправлявшихся на защиту Петрограда. Ленин вместе с социалистом из Швейцарии Платтеном и Марией Ильиничной погрузились в «Delaunay-Belleville». Товарищ Платтен в тот вечер был в машине вождя неслучайно, годом ранее он оказал Ленину большую услугу, организовав его эпохальный переезд в пломбированном вагоне из Швейцарии через Германии в Россию.

И опять вождю мирового пролетариата очень повезло. Они ехали в Смольный, за рулем сидел второй шофер Тарас Гороховик. Двигались не спеша, над улицами с неубранным снегом стоял небывалый туман, но внутри было весело. Ленин все время шутил. А вот, когда автомобиль выехал на Семионовский мост через Фонтанку, по кузову неожиданно забарабанили пули. Водитель не растерялся, нажал на газ и помчался напролом, петляя по переулкам. В Смольном машину осмотрели. На ней было разбито лобовое стекло, кузов продырявлен в нескольких местах. Пострадал только Платтен, он был ранен в палец. А водителя Гороховика поощрили, послали на фронт.

Вообще-то Ленина возили хотя бы по разу на всех четырех уцелевших «Delaunay-Belleville». И тот же лимузин модели «45» уже с другим шофером тайно вывез вождя и его жену 10 марта 1918 года к 10 часам пополудни на платформу второстепенных железнодорожных путей «Цветочная площадка», что за Обводным каналом к шикарному спецпоезду № 4001. Советское правительство в обстановке строжайшей секретности переезжало из Петрограда в Москву.

В новой столице нескончаемой чередой пошли митинги, заседания и конгрессы, многие из которых Ленин посещал лично. За год закрепленные за ним машины проходили пять-шесть тысяч километров.

На громадном «Renault 40» 1915 года выпуска с открытым кузовом «Дубль-фаэтон» он выезжал 1 мая на военный парад на Ходынском поле.

А на таком же «Renault 40» образцы 1913 года с закрытым кузовом «Ландо» Ленин отправился в августе 18-го на митинг на заводе Михельсона. Он проходил в неказистом помещении гранатных мастерских. Машина стояла в метрах десяти от дверей. Гиль сидел за рулем, мотор работал. На выходе с митинга под ноги толпе, сопровождавшей Ленина, уронили какого-то матроса. И получилось так, что к автомобилю Владимир Ильич подошел в одиночестве.  В это время отчетливо прозвучали три выстрела. Кто стрелял и по чьему заданию – до сих пор дело темное. Но официальная версия такова. Воспользовавшись тем, что Ленин задержался у двери автомобиля, член партии социалистов-революционеров Фани Каплан открыла огонь из браунинга из-за спин окружавших машину рабочих. А потом бросила пистолет и скрылась в толпе, при этом она ранила Ильича. Он упал на землю лицом вниз, толпа бросилась врассыпную. Вождя подхватили и подумали, что он ранен только в левую руку. Но по дороге, когда вождь начал кашлять кровью, стало понятно, что дело гораздо серьезнее.

После ранения Ленину стал часто требоваться отдых. Он полюбил Подмосковье, и в 1920 году ему выделили три «Rolls-Royce»: два с открытыми кузовами и один лимузин.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (2)

  1. Stevenagodo (Muscat) 9 часов назад #28187 Цитировать Ответить 0
    ФСБ задержала бывшего украинского морпеха, готовившего теракт в ТРЦ в Симферополе
    ФСБ РФ задержала бывшего украинского морпеха, готовившего по указанию националистов полка "Азов" теракт в ТРЦ в Симферополе.N]

    <a href=https://omgomgomg5j4yrr4mjdv3h5c5xfvxtqqs2in7smi65mjps7wvkmqmtqd-dark.net>omgomg</a>
    1. DennisTeexy (Comilla) 9 часов назад #28186 Цитировать Ответить 0
      Сейчас в СМИ в РоссииМосква и область
      ФСБ заявила о задержании украинского морпеха за подготовку теракта в ТЦ в Симферополе
      Свердловский губернатор Куйвашев посоветовал телеведущему Соловьеву следить за языком
      Военные РФ отразили украинский ракетный удар по жилым кварталам Херсона
      Bloomberg: Газпромбанк не принял оплату Германии за газ
      Захарова назвала инициативу США признать Россию страной-спонсором террор

      <a href=https://omgomgomg5j4yrr4mjdv3h5c5xfvxtqqs2in7smi65mjps7wvkmqmtqd-onion.com/>omgomgomg5j4yrr4mjdv3h5c5xfvxtqqs2in7smi65mjps7wvkmqmtqd.onion</a>