Блоги

ЛЕНИН И БРОНЕВИК

09.11.2021, 20:01 1533 0 Александр Пикуленко

Во всех странах исторические факты служили и служат гибкими декорациями политических событий. Передергивание, замена фактов или в лучшем случае их умолчание помогали направить общественное мнение в нужном для политиков направлении. Так случалось и с большим и с малым.

Когда в 1917 году Ленин со товарищи прибыл поездом из Швеции в Петербург, соратники подготовили ему торжественную встречу на Финляндском вокзале. Об этом событии написано было немало газетных статей и даже книг.

Наиболее серьезный труд на эту тему назывался «Враг Капитала». Автор этого многостраничного опуса писал, что ремонтные мастерские Петербургского бронедивизиона, где многие солдаты и вольнонаемные специалисты были революционно настроены, выделили для встречи Владимира Ильича четыре автомобиля: легковой марки Minerva, грузовик White для вооруженных солдат и два броневика Austin второй серии. Они были сделаны на шасси полуторатонного грузовика. Башни были расположены параллельно, а передняя часть имела более выгодную с точки зрения защиты клиновидную форму.

Minerva должна была с комфортом доставить Ленина и Крупскую с вокзала в реквизированный у балерины Матильды Кшесинской особняк. Броневики и грузовик – это охрана. Один из броневиков, оснащенный двумя постами управления, передним и задним, и послужил вождю мирового пролетариата трибуной для выступления на митинге у вокзала.

Сам броневик служил в дивизионе учебным. Дело в том, что блиндированные машины второй серии, которые были получены из Англии в 1916 году, в России пришлось переделывать. В бронечастях Русской армии тогда действовал устав, по которому машины должны были ходить в атаку задним ходом. А при необходимости покидать поле боя – передним. Следовательно, броневики нуждались в двух постах управления и двух водителях в каждом экипаже. Для обучения шоферов согласованным действиям и служила машина, о которой идет речь. В войну в различных мастерских Петербурга, военных и штатских, постоянно шло переоборудование полученных от союзников бронемашин вторым постом управления. Внутри изначально было очень тесно. И чтобы разместить второй руль, педали, рычаги и водителя, пришлось заменить отвесную заднюю стенку корпуса на другую клиновидную, несколько выступающую назад. Вот такую машину и подогнали к Финляндскому вокзалу.

Поезд с Лениным прибыл в 23-10. К толпе встречавших Ильич вышел быстро и готов был сесть в Minerva. Но возбужденные соратники попросили выступить. Чтобы вождя революции все могли увидеть и услышать, ему помогли взобраться на броневик, с которого он сказал короткую, но зажигательную речь, попавшую в историю, как «Апрельские тезисы». Потом Ленин сел в броневик на место командира. Вести машину должен был поручик Ион Лещенков, его напарником на этом броневике был Мирон Оганьян, старший мастер дивизиона.

Кстати спустя десятилетия между двумя ветеранами революции Оганьяном и Лещенковым разгорелся жестокий спор, в чьих же руках был руль, направлявший путь Ильича. То есть, кто конкретно выполнял историческую миссию. Спор грозил вылиться в жестокий инфаркт для каждой из сторон. И тогда партийная комиссия приняла «соломоново решение». Оба водителя в равной степени везли Ленина, каждый на своем боевом посту. Это всех устроило.

Когда произошла Великая социалистическая революция или Октябрьский переворот, кому как нравится, броневик, с которого выступал Ленин, получил имя «Враг Капитала», словно боевой корабль. Машина участвовала в охране Смольного, вела уличные бои, а потом сменила красные руки на белые. Но в конце концов оказалась в составе бронечастей Красной армии. К концу 20-х годов броневик Austin безнадежно устарел, и его отправили на пенсию в учебный лагерь ОСАВИАХИМ, где он потихоньку ржавел. Все более-менее ценное растащили. А остатки бронекорпуса в 1939 году обнаружили среди металлолома энтузиасты-комсомольцы.

Были созданы различные комитеты и комиссии, нашлись эксперты-ветераны и в конце концов было оформлено официальное решение, что эти жалкие останки и есть тот самый исторический ленинский броневик. Причем в ходе этой, прямо скажем большой работы, было собрано множество документов и даже фотографий, из которых точно следовало, что к Финляндскому вокзалу в 1917 году был подан броневик Austin второй серии, и почему-то никто не обратил внимание, что их находка, это конечно броневик и даже Austin, но машина третьей серии.

Задний ход по тем временам давать было опасно, и остатки автомобиля отправили на реставрацию. За год все сделали. И в 1940 году он стал экспонатом филиала центрального музея Ленина в Ленинграде.

Машину демонстрировали многие десятилетия, то в вестибюле музея, то на постаменте перед ним. Пребывание авто на открытом воздухе, даже если он броневик, быстро сказывается на его состоянии. И в 1972 году пришлось снова обратиться к реставраторам.

Любопытно, что во время первой реставрации в 1939 году, с бронекорпуса сняли несколько слоев краски и на одном из них якобы обнаружили надпись «Враг Капитала». Это стало самым главным доказательством, что это тот самый броневичок. Но вот беда, фотографии этой надписи не сохранилось. Возникает резонный вопрос, а была ли она? Если внимательно посмотреть на фотографии автомобиля после реставрации, то ни на правом, ни на левом боку  надписи нет. Возможно дотошные реставраторы и докопались до истины, и поэтому настояли на отсутствие надписи.

Броневики Austin стали поступать из Англии в 1915 году. Это были машины первой серии с плоскими бортами передней и задней стенки кузова. Они имели две пулеметные башни, размещенные в ряд на равном расстоянии от переднего конца машины. Такое расположение русские военные признали неудачным. Когда враг подходил сбоку, огонь могла вести только одна башня, загораживая другой поле обстрела.

Русские инженеры выдвинули идею расположить башни со смещением по диагонали. Кроме того, военные признали слабой броню машины. В боевых условиях ее пробивали даже винтовочные пули. Поэтому на Путиловском заводе пришлось в срочном порядке заменить бронелисты на более толстые.

В 1916 году в Русскую армию стали поступать броневики Austin второй серии. Англичане учли боевой опыт и пожелания военных. Броня стала толще и прочнее, сильнее наклонили бронелисты перед водителем и командиром, но расположение пулеметных башен не поменяли и заднюю стенку оставили вертикальной. Но это было не очень важно, потому что ее все равно приходилось переделывать под второй пост управления.

Третью серию броневиков заказали в начале 1917 года. Бронекузова на все 60 машин должен был ставить Путиловский завод. И, конечно, там сразу приняли решение устанавливать башни диагонально и придать корпусу более выгодную с точки зрения защиты форму.

В марте 1917 год специальная комиссия обследовала положение дел на Путиловском заводе. Поставки шасси из Англии задерживались, и к марту на завод пришли только десять штук.

А потом после Февральской революции началась неразбериха. Рабочие большей частью ходили на митинги или участвовали в вооруженных стычках.

Все эти факты скрупулезно собраны в одной из лучших книг на эту тему «Бронеавтомобили Русской армии» под авторством Барятинского и Коломийца. Итак, броневики третьей серии имели диагональное расположение башен и иную форму корпуса по сравнению с машинами второй серии. Именно такой броневик и стоял долгие годы экспонатом в Ленинградском музее.

В 1992 году он перебрался в экспозицию Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи, где и работает экспонатом до сегодняшнего дня.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)