Блоги

МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ФУРГОНЫ

25.05.2021, 14:27 1883 0 Александр Пикуленко

Как-то так случилось, что целый класс автомобилей остался без своего официального названия. Зато присутствующие там машины получили много прозвищ: «каблучок», «пирожок» и типичная для сельской местности «агрономка». Все это относится к грузопассажирским фургонам с высокой крышей.

И, что интересно, когда сейчас исчезают целые сегменты автомобилей, в отношении фургонов многоцелевого назначения все обстоит очень неплохо. А ведь возвращение к этому классу машин произошло не так давно.

В конце 80-х во Франции появились многоцелевые фургоны новой волны. Новым это направление стало потому, что предшествующие этому событию три десятка лет о них никто и не вспоминал. А в самом деле во Франции и в целом на юге Европы у сельских жителей до сих пор пользуются популярностью универсальные машины, в которых собаку или овцу перевозят рядом с инструментом. При этом, не забывая подбросить ребенка до школы, а жену в магазинчик в соседнем городке.

Когда к машине относятся так потребительски, от нее ждут вместимости, прочности и простоты в ремонте. Неплохо, если салон моется поливочным шлангом. А как насчет проходимости, может полный привод? Нет, пожалуй, не стоит, дорого. На крайний случай во дворе стоит трактор. Он хоть и старенький, но служит исправно.

А ведь было время, когда для сельских жителей продавались грузопассажирские машины с фанерно-филенчатым кузовом типа «Normande». В них были и пассажирские места, и вместительный объем для груза. А залатать разбитый борт такого кузова можно было на верстаке под навесом.

Однако постепенно с исчезновением сначала рам, а затем и несущих оснований от непрочных деревянных кузовов отказались. Да и на фоне гладкобоких полированных новинок нечто сельскохозяйственное вызывало бы насмешку.

Крестьянам предложили тяжелые прожорливые джипы, которые те вынуждены были покупать за неимением лучшего. Но только не на юге Европы, где долго ждали автомобилей, которые может и не создавались целенаправленно для села, но по сумме таких качеств, как цена, вместимость и неприхотливость, как раз и являлись таким крестьянским универсалом. Вот и пришли новая волна.

«Оказалось, что развозной фургон можно сделать не только многофункциональным, но и комфортабельным», - заявила группа PSA Автомобили-близнецы Citroen Berlingo и Peugeot Partner нашли первых хозяев в 1996 году. Созданные на платформе Citroen ZX эти машины сразу предлагались с шестью вариантами двигателя, четыре из которых были дизельными, и в исполнениях фургон, застекленный фургон и универсал.

При своей снаряженной массе в 1070 килограммов эти машины перевозили до 800 килограммов груза. А полезный объем грузового отсека составлял три кубометра.

Partner и Berlingo группы PSA начали стремительно заполнять пустоту на автомобильном рынке. Компания Renault, всегда болезненно воспринимающая действия именно этого конкурента, бросилась вдогонку. На платформе модели Clio она создает очень похожую на конкурентов машину, переднеприводную с поперечным силовым агрегатом, не говоря уже об идеологически выверенном кузове.

Передний МакФерсон и задняя независимая подвеска с поперечными торсионами и сильно наклоненными по ходу движения амортизаторами, - излюбленный набор обеих компаний.

По подбору тормозов Peugeot и Citroen точно попадает в Renault, передние дисковые, задние барабанные. Понятно, что модели от двух фирм не обошлись без регулятора тормозных усилий в зависимости от загруженности кузова.

У Renault, когда их машине еще не дали забавное прозвище Kangoo, существовало сухое заводское обозначение «Project X76». Возглавлял работы конструктор Патрик ле Шарпи. Дизайном заведовал еще один Патрик, знаменитый Ле Кеман. Их задача состояла в том, чтобы не создать очередной универсал с приделанным к легковому передку грузовым отсеком. Предвестником Kangoo стал концепткар Pangea, отвлеченное упражнение на тему передвижной экологической лаборатории будущего.

Когда Мэтр Ле Кеман обмолвился на Женевском Автосалоне 1997 года, что нечто похожее пойдет в серию, ему мало кто поверил.

А машины от Peugeot и Citroen сразу продемонстрировали, насколько внимательно конструкторы отнеслись к вопросам безопасности. Обзорность у фургончиков выше всяких похвал. Угол горизонтального обзора лобового стекла 81 градус. Через левое стекло водителю открывается семидесятишестиградусная панорама. А через правое – тридцатишестиградусный сектор. Даже обзор назад составляет более 30 градусов.

Все сидения были оборудованы ремнями и подголовниками, а у водителя и пассажира появились подушки безопасности. И все же самое главное для машин этого типа не внешний вид и безопасность, а вместимость и удобство погрузки. Попробуем оценить это, начав с погрузочной высоты. У Partner она была 570 миллиметров, задние двери у него симметричные и с большим стеклом. А задний ряд сидений и кресло рядом с водителем можно снять и оставить в гараже. Они пригодятся в выходные, да и в отпуске тоже.

Жизнь этих братьев-близнецов оказалась долгой. После рестайлинга 2002 года они простояли на конвейере до 2008, когда появилось второе поколение. Да и потом Peugeot Partner с дополнением к названию Classic выпускался до закрытия завода в Испании.

Внешне   Peugeot Partner второго поколения стал интереснее — конечно, в музей современного искусства он не попадет, но в целом гармоничен, чем не могут похвастать конкуренты. Впрочем, для таких машин внешность не главное — важно, что внутри.

Добротный пластик, замысловатый дизайн, удобные сиденья — все это мизер по сравнению с главным достоинством — внутренним объемом. Потолок примерно на 300-400 мм выше, чем на легковых машинах. За счет этого создается ощущение, что внутреннее пространство просто огромно. Французы распорядились этим объемом рационально: над головой водителя — удобная полка для бумаг, автобусная вертикальная посадка спереди и сзади позволила сэкономить драгоценные сантиметры для грузового отсека, но предопределила неудобство передних седоков. Сидеть им хоть и комфортно, но продольной регулировки не хватает. А задним пассажирам автобусная посадка понравится — здесь могут вольготно разместиться даже рослые люди. Багажник — вне конкуренции. Если сложить заднее сидение, то в него без проблем поместится пара горных велосипедов, сноуборд, лыжи, пара коробок скарба и еще останется место.

Материалы панели приборов и обшивок дверей — сплошь пластмассовые, но это не диссонирует с общим восприятием автомобиля. Напротив, мягкий пластик здесь выглядел бы несуразно. Наверняка он еще и очень недорогой в эксплуатации и ремонте. На мой взгляд, Partner   — лучший из малых коммерческих.   Без пафоса, и претензий на победы в конкурсах автодизайна. Просто хорошая машина: хоть грузы возить, хоть семью..

А  совсем недавно произошло незаурядное событие, в Россию из Испании переехал целый автосборочный завод, и с его конвейера начали сходить один за другим  Peugeot Partner, Citroen Berlingo и третий братец созданный специально для нашей страны  Opel Combo. Ведь и у нас многие автомобилисты, с удовольствием обзаведутся таким универсальным автомобилем.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)