Блоги

Москвичи-скороходы

07.06.2018, 13:37 4256 0 Александр Пикуленко

Автоспорт в СССР до конца 50-х годов прошлого века был очень своеобразным. Полноценных гонок, похожих на то, что мы видим сегодня, просто не существовало. Были линейные гонки на длинные дистанции да рекордные заезды на короткие. Нельзя же считать автоспортом распространенные по всей стране соревнования на экономичность вождения. Да и автоспорт долгое время считался буржуазной отрыжкой. И все-таки после Великой Отечественной автомобильные состязания и специальные автомобили для них начали появляться в разных концах большой страны.

Москвич 400

Московский завод малолитражных автомобилей оказался в числе первых. Уже в 1951 году здесь был создан первый специальный автомобиль, в котором использовали детали «Москвич» 400. Было построено два опытных образца Москвич 403Э424 спортивного автомобиля с кузовом купе. На двухместный автомобиль установили опытный мотор модели 403 мощностью 33 л.с. А коробку, подвеску и все остальное оставили стандартное. Скорость, которую был способен развить этот спорт-кар, превышала 120 км в час. Особых успехов на спортивных трассах у этой модели не было. Лучший результат показал А.Ипатенко, занявший в Чемпионате СССР по линейным гонкам второе место. 

Москвич 403Э424

 

Москвич 403Э424 вид с зади

 

«Москвич» 404 Спорт

В 1954 году И.А.Гладилин, ставший заместителем Главного конструктора МЗМА, принял решение построить новый спортивный автомобиль. Он получил имя «Москвич» 404 Спорт. У автомобиля был несущий открытый кузов с неплохой аэродинамикой и множеством нетрадиционных для тех времен решений.У модели сложилась долгая и удачная спортивная жизнь. На ней заводские гонщики ездили 5 лет, используя разные моторы, коробки и редукторы заднего моста. Конструктор-моторист И.Окунев именно здесь попробовал своиопытные моторы модели 407 объемом 1358 куб.см с четырьмя мотоциклетными карбюраторами и высокой 9,0 : 1 степенью сжатия. И, если в начале жизни этой машины мощность была 50 л.с., то к 1959 году достигла предела для этого мотора в 70 л.с. «Москвич» 404 Спорт трижды становился Чемпионом СССР.

«Москвич» 404 Спорт

 

«Москвич» 404 Спорт вид с зади

 

«Москвич» 407 Купе, 1962 год

В 1962 году на заводе построили два экземпляра «Москвич» 407 Купе. Их делали специально для кольцевых и ипподромных гонок. За основу был взят серийный кузов с переваренной задней частью. На машине были боковые стекла из плексигласа, отсутствовала внутренняя обивка, и стояли только передние сидения. Под капотом расположили спортивный мотор с двумя горизонтальными карбюраторами Weber 40 DKO, выпуклыми поршнями, специальным распредвалом. Степень сжатия достигла 9,7 : 1. Ездил автомобиль на очень тогда дефицитном бензине марки «Экстра».Мощность достигла 86 л.с. , скорость 150 км в час. 

«Москвич» 407 Купе, 1962 год

 

«Москвич» 407 Купе, 1962 год

В 60-х годах прошлого века ВО «Автоэкспорт» активно продавал советские машины за рубежом. И по инициативе руководства Внешнеторгового объединения заводская команда стала выезжать на международные ралли. Пожалуй самый громкий выезд тех времен случился в 1964 году, когда три экипажа на ГАЗ 21 «Волга» и два на «Москвичах» модели 407 отправили на ралли Монте-Карло. В Монако они добрились, но по дороге туда привезли столько штрафных очков, что на заключительный этап не были допущены. На следующий год состоялась вторая попытка. И опять три «Волги» и два «Москвича», теперь уже новейшей модели 403, стартовали из Минска в тридцатиградусный мороз при небывалом скоплении народа, совершенно искренне пришедшем проводить своих в долгую дорогу.

На ралли в те времена ездили почти стандартные машины. В FIA не допускали сильных переделок. Гонка в этом году сложилась ужасно. Ни один советский автомобиль до Монако не добрался. На одном из тех автомобилей «Москвич» 403 ИЭ, Эммануил Лившиц проехал еще два ралли: «Полуночное солнце» в Швеции и «Рейд Польский».

А в конце 1965-го заводские гонщики дружно пересели на новый «Москвич» 408.

новый «Москвич» 408

 

новый «Москвич» 408 преодолевает припятствия

«Москвич»  412

В 1968 году команда МЗМА отправилась на супермарафон Лондон-Сидней. На гонку поехали самые современные автомобили «Москвич»  412. Надо сказать, это была единственная за всю историю модель завода, отвечающая мировым стандартам. Команда шла на трех боевых машинах. Техничек просто не было. Маршрут пролегал по европейскому асфальту, афганским горам, индийским тропикам и австралийскому бушу. Все три экипажа финишировали. Команда заняла четвертое место в заводском зачете. К стати, после финиша «Автоэкспорт» затребовал один из «Москвичей» в качестве экспоната для экспозиции Парижского автосалона. Им предложили автомобиль под стартовым номером 98 экипажа Ю.Лисовского и У.Аавы. Но чиновники отказались, сказав, что она выглядит неправдоподобно, слишком цела после пути в 16 тысяч километров. Ни одной машины не сохранилось. Их раздали молодым гонщикам автозавода, и уже к 1970 году все списали.

«Москвич»  412 подготовленный для ралли

 

«Москвич»  412 на трсассе Лондон-Сидней

 

«Москвич»  412 на трассе в Азии

В 1970 году команду вновь переименованного завода, который теперь назывался АЗЛК, отправили на самый длинный в истории автоспорта супермарафон Лондон-Мехико протяженностью 26 тысяч километров. По сложности это была невиданная гонка. Но из пяти стартовавших «Москвичей» до финиша доехало три боевых автомобиля и одна техничка. Заняли второе место в классе и третье в заводском зачете. Ни одной из оригинальных машин не сохранилось. Но на кузовной мануфактуре Александра Бушуева была построена реплика «Москвич 412 Лондон-Мехико» экипажа № 28 Ю.Лисовский, Л.Потапчик и В.Баженов.

Москвич 412 Лондон-Мехико, пилот Лисовский

 

Москвич 412 Лондон-Мехико на стадионе

 

Москвич 412 Универсал

В истории раллийных «Москвич» 412 были еще два интересных события: трансконтинентальноералли «Тур Европы 71» и «Аргунгу-сафари 73» в Нигерии, причем часть маршрута Тура Европы проходила по территории СССР. Советские люди на это отреагировали с таким неподдельным интересом, что на всем протяжении трассы, то есть от Выборга до Бреста, участники ехали сквозь живой коридор. На этой гонке, пройдя 14 тысяч километров, заводская команда завоевала одну из главных наград «Золотой кубок».

412 москвич на гонке

В 1973 году, когда СССР был большим другом всех африканских народов, команду завода пригласили принять участие в важном международном ралли «Аргунгу-сафари» в Нигерии. Наши автомобили и гонщики оказались в тяжелых условиях. Жара, пыль, а на дорогах острые камни. Пришлось сменить предложенные организаторами шины Michelin на покрышки Московского шинного завода модели М100, что ставили на фургоны «Москвич» 434. Пройдя 3000 километров дистанции, наши заняли 2-ое, 3-е и 5-ое места в абсолютном зачете.

Москвичи на ралли в Нигерии

 

Спортивная команда на Москвичах 412

На этом славная история спортивных «Москвич» 412 закончилась.

С появлением обновленного «Москвич» 2140 заводские спортсмены получили возможность более серьезной подготовки автомобилей. От практически серийных машин начали переходить к специально созданным конструкциям. Апофеозом этой работы стал проект «Москвич» 1600 Ралли. Здесь серьезно переработали кузов, подвеску и мотор. На этой модели заводским гонщикам удавалось занимать неплохие места в своем классе как на международных соревнованиях, так и внутри страны.

Но уже к середине 80-х всем стало понятно, что «Москвич» безнадежно устарел и соревноваться с одноклассниками уже не может.

«Москвич» 1600 Ралли

 

«Москвич» 1600 Ралли

 

«Москвич» 1600 Ралли

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)