Блоги

На земле и на воде

24.01.2023, 23:55 511 0 Александр Пикуленко

Редкая удача - встретить на дороге автомобиль-амфибию. Еще реже удается увидеть ее на воде, и тем более самому сходить на ней в плавание. Это увлекательный аттракцион.

Ведь обычный автомобиль тонет в течение нескольких минут. Это время отпущено водителю и пассажирам, чтобы в полной мере осознать ошибочность выбранного пути. Увы, подобные случаи, когда машина не по воле своего владельца оказывается в воде, не редкость.

А, если напротив, по воле? Соблазн съехать с асфальта в воду велик. Неслучайно один из самых своих рейтинговых выпусков телепередача «Top Gear» посвятила превращению обычных машин в водоплавающие. И тут впору переключаться с бензиновых острот Кларксона на соленую романтику Конецкого. Фарватер вместо двойной сплошной, узлы вместо километров в час, ходовые огни вместо фар.

Хотя подавляющее большинство амфибий выучены скорее плавать не вдоль, а поперек. Их исконное назначение пересечь водную преграду, если таковая возникнет на пути. Задача сугубо военная. Собственно большинство земноводных автомобилей и создавалось в военных целях. Хотя, конечно, встречаются и исключения.

Первым автомобилем-амфибией принято считать конструкцию Франсуа Равайе. 8 июня 1907 года под Парижем изобретатель медленно въехал по песчаной отмели в Сену и описал круг по воде. Амфибия Равайе, оснащенная двигателем в 20 л.с., представляла собой, по сути, лодку, водруженную на колеса.

Впрочем, ветхозаветное «идти по воде аки по суху» не давало покоя пытливым умам и раньше. История хранит упоминание об амфибиях, построенных задолго до появления автомобиля. Манускрипт 1436 года донес до нас изображение корабля, движущегося по суше на колесах.

В 1588 году итальянский изобретатель Агостино Ромэлли построил для французского короля Анри Третьего экипаж, способный съезжать в воду и двигаться там с помощью мускульной силы.

Все те, кому хотя бы раз приходилось участвовать в спуске на воду катера или яхты, знают, насколько трудоемок этот процесс. Для успешного его осуществления необходим подготовленный участок берега, кран и всевозможные тали. Амфибии же положено менять территорию на акваторию и обратно без привлечения вспомогательных устройств. Иначе весь замысел теряет смысл.

Однако у самой кромки водной глади автомобиль разбирает водобоязнь. Шины вязнут в зыбкой почве, двигатель захлебывается и получает гидроудар. А через уплотнители, еще за минуту до этого казавшиеся вполне надежными, начинают бить фонтанчики, не вселяющие в пассажиров оптимизма.

Вернуться на сушу тоже проблема. Передние колеса, уже коснувшиеся дна, оказывают винту или водомету примерно такое же сопротивление как якорь. При этом задние ведущие колеса еще не обрели опоры и беспомощно полощутся в воде.

И хорошо, если берег песчаный, а если ил или камни?

Быть мореходом еще не значит быть вездеходом. Уникальность амфибии заключается в первую очередь в сочетании технических способностей. Это увлекательное парение инженерной мысли в пограничном состоянии между плавсредствами и автомобилями.

Очевидно, что конструктивные решения даже самых роскошных серийных автомобилей, вряд ли подойдут амфибии. Жесткий каркас из алюминиевых профилей можно встретить у суперкаров. Но где еще спрашивается встретишь днище из толстого листа, способного выдерживать удары волн.

Именно у амфибий первыми появились такие хитроумные устройства, как регулировка давления воздуха в шинах и герметичные дверные уплотнители. Их накачивают воздухом. Особенно трудно было достичь герметичности подвижных частей шарниров, валов и рулевых тяг. Недаром инструкция по эксплуатации водоплавающего «Amphicar» требовала проводить смазку после каждой водной процедуры.

«Amphicar» был детищем самого известного конструктора амфибий немца Ганса Триппеля. Одаренный инженер отсидел положенное время во французской тюрьме за то, что создавал амфибии для Вермахта. После чего организовал в Западном Берлине небольшое производство уже совершенно мирных водоплавающих автомобилей. Делу покровительствовал сам Квандт – глава могущественной финансовой империи.

Прославил же «Amphicar» видный немецкий биолог Бернард Гржимек, который совершил на нем несколько заплывов среди бегемотов в Национальном парке «Queen Elizbeth» в Уганде. Вот как пишет об этом сам биолог в книге «Гржимек среди африканских зверей»: «На «Amphicar» я ворвался в самую середину стада бегемотов. Два раза самцы пытались приподнять на спине мою машину, ожидая, видимо, что она опрокинется как всякая лодка. Но амфибия выдержала это испытание.»

Между прочим Гржимек не обошел вниманием особенности эксплуатации необычного аппарата. «Винты вмонтированы высоко между задними колесами, и поэтому не достают до дна. Даже, если и застрянешь, нетрудно высвободиться. Надо только пустить в ход задние колеса. Однако на переключение двигателя и снятие с мели уходит некоторое время. И, если в этот момент на берегу стоит возмущенный кафрский буйвол и делает угрожающие выпады в вашу сторону, вы начинаете чувствовать себя несколько неуютно».

Вслед за  Гржимеком  «Amphicar» приобрел себе и Джон Леннон. Не смотря на то, что из запланированных 25 тысяч в период с 1961 по 1968 год удалось построить только 3878 «Amphicar», это амфибия популярна сегодня не меньше, чем «Лоханка» KDF-166. Даже Мадонна снялась на «Amphicar» в своем клипе.

Между прочим Гржимек затронул в своей книге довольно уязвимый момент, многие из амфибий могут включать водоходный движитель только после спуска на воду. А за время, пока амфибия обездвижена, течение может развернуть машину и увлечь ее за собой. Поэтому встает вопрос, на чем идти: винт, водомет, вращение колес, подвесной мотор. Вариантов предлагалось огромное количество, даже весла. Но это, конечно, на крайний случай.

Кстати, правила Российского речного регистра обязывают иметь на борту весла, равно как и индивидуальные плавсредства, то есть спасательные круги. Их роль в амфибиях выполняют подушки сидений. Ну а для движителя в воде  лучшим все-таки оказался винт. Однако его легко повредить при сходе в воду и выходе на берег. Винт требует привода от штатной трансмиссии, и жизнь водителя осложняют манипуляции многочисленными рычагами. Ведь для увеличения манЕвренности винтовой движитель необходимо дополнить рулевым устройством как у корабля, а это влечет за собой усложнение штатного рулевого механизма.

Вот почему на многих амфибиях обходятся при совершении эволюций поворотом передних колес, а иногда даже движение осуществляется по сухопутному за счет вращения колес. Правда, плавать по акватории придется со скоростью пешехода. Большего энтузиазма от такой амфибии не дождешься.

Когда в середине 80-х в нашей стране интенсивно занялись разработкой военных амфибий, то на базе вездехода УАЗ 469 создали машину с винтами. А на основе Нивы конструкцию, способную передвигаться на плаву, благодаря вращению колес. В обоих случаях перед разработчиками была поставлена цель, чтобы машины ничем не выдавали свою земноводную сущность.

А какие еще конструкции ждут нас впереди? Об этом можно только догадываться, ибо сказано в Писании «помыслы в сердце человека - глубокие воды».

 

Фото из интернета.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)