Блоги

Не помажешь – не поедешь!

06.06.2017, 14:22 25627 13 Александр Пикуленко

 

Самый первый лозунг автомобилистов был «Не помажешь – не поедешь!». Ведь все движущиеся части самобеглых колясок нуждались в смазке, чтобы избежать преждевременной механической смерти от трения. Изначальные безлошадные экипажи смазывались примитивным образом. На всех трущихся деталях мотора стояли капельницы, а в шкворнях, рессорных пальцах, рулевых тягах и даже в приводах рычагов и педалей стояли совсем забытые сейчас масленки Штауфера. Хотя владельцы Волг дожили с ними до конца 20-го века. Работала такая масленка просто, во время остановок шофер закручивал на них колпачки, выдавливая в узел, требующий смазки, густой тавот. Это была долгая и грязная работа. Точек смазки в тогдашнем автомобиле было около сотни. А из капельниц смазка, попав в узел трения, разлеталась в разные стороны, в том числе и на окружающих. Поэтому очень быстро у мотора появился масленый поддон. В него наливали жидкое масло, а на нижних головках шатунов крепили черпачки. Они цепляли и разбрасывали масло по внутренним поверхностям. И тогда в виде тумана или стекая, оно попадало на нужные детали. А потом инженеры Opel изобрели конвейер из черпачков, приводимый в движение от коленчатого вала, он захватывал масло и выливал его в галерею, отлитую на верхней части блока цилиндров, а через отверстие в ней смазка стекала к трущимся парам. И всех это вполне устраивало, пока на Делоне Бельвиль не придумали подавать масло к деталям поршневым насосом. С тех пор эта схема прижилась почти на всех автомобилях, только насос стал шестеренчатым.

 

 

При работе двигателя внутреннего сгорания в масло, находящееся в картере, неизбежно попадают металлические частички. И соответственно возникает необходимость его профильтровать. Впервые появившийся в 30-е годы прошлого века, самым распространенным стал байпасный фильтр от английского байпас – проходить мимо. Через него проходила только часть масла. Но а потом появились знакомые всем нам полнопоточные фильтры, пропускающие через себя весь объем масла. Они получили сменный бумажный фильтр, настолько эффективный, что позволило менять масло не чаще чем через 5 тысяч км пробега. Существовали и центробежные полнопоточные фильтры, но они сошли с дистанции, когда появились масла с мощным пакетом присадок. Центрифуга очищала масло не только от вредных, но и от полезных частиц, отбрасывая их в отстой. Система смазки двигателя в 30-е обзавелась еще одной разновидностью, позаимствованной в авиации. Ведь с ростом степени сжатия стали увеличиваться обороты и теплонапряженность деталей двигателя. В результате появился сухой картер. В этой системе масляный насос состоит из двух секций: откачивающей и нагнетающей. Первая с бОльшей производительностью откачивала смазку в отдельный бак, так что в картере масла практически не оставалось. Отсюда и выражение сухой картеры. В маслобаке смазка охлаждалось, и дальше его забирала нагнетательная секций, подавая куда нужно. Поскольку масло постоянно циркулировало из двигателя в бак и обратно, эту систему смазки иногда называли циркуляционной. Кстати, производительность откачивающей секции всегда делают выше, чем нагнетающей. Почему ? Да потому что горячее масло в картере пенилось, а перекачивать пеномасляную смесь требовалось с большей интенсивностью. Сегодня такие системы используют на суперкарах и гоночных машинах, да и усложнились они безмерно.

 

 

Но а инженеров донимала проблема смазки в других трущихся узлах автомобиля. Ведь нужно было очень часто, иногда раз в полторы тысячи пробега, вооружившись двумя шприцами – нигрольным и солидольным, набивать смазкой через пресс-масленки множество узлов. От крестовины кардана до водяного насоса. Поэтому уже в конце 20-х годов двадцатого века появилась централизованная система смазки узлов подвески. При ее наличии водитель через каждые 100 – 200 км нажимал особую педаль. Связанный с ней поршенек насоса подавал смазку под давлением из отдельного бачка к трущимся деталям по длинным медным трубочкам. Система была удобной, но очень капризной. Надо было регулярно проверять ее герметичность, заботиться о качестве смазки, да и грязные пятна на асфальте уже начинали раздражать. Но а потом в Америке изобрели сайлент-блок – резинометаллическую втулку. И отпала необходимость в смазке множества сочленений. А потом исчезли механические тяги и рычаги тормозов, их заменил гидропривод. В 50-х на смену шкворням и шарнирам рулевых тяг пришли шаровые шарниры с пластмассовыми вкладышами и заложенным на заводе пожизненным запасом смазки. К началу 21 века может быть узлов трения в автомобиле не стало меньше, а вот узлов смазки, требующих каких-то действий со стороны автомобилиста не осталось. А то что осталось – стало заботой автосервиса.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (13)

  1. joipliemi (New York) 06.03.2023, 03:31 #95329 Цитировать Ответить 0
    Schmitz KH, Prosnitz RG, Schwartz AL, Carver JR <a href=https://buycialis.buzz>cheap cialis no prescription</a> maprotiline, and selective serotonin reuptake inhibitors SSRIs e
    1. plevobe (New York) 24.02.2023, 15:09 #91441 Цитировать Ответить 0
      Talk with your doctor about the possible risks of using this medication for your condition <a href=http://buycialis.buzz>cheap cialis generic online</a>
      1. Equaphala (New York) 18.02.2023, 04:51 #88794 Цитировать Ответить 0
        Minor 1 torsemide decreases levels of calcium gluconate by increasing renal clearance <a href=http://zithromax.top>were can i buy zithromax</a>
        1. Scefula (New York) 18.02.2023, 02:01 #88745 Цитировать Ответить 0
          com 20 E2 AD 90 20Cobra 20Viagra 20Kopen 20 20Americka 20Viagra americka viagra The council say rationalisation of its property portfolio was necessary with the loss of 1, 600 staff and it will save on annual costs of Г‚ 1m for Millennium House and Г‚ 300, 000 for the Capital Building <a href=https://brandviagra.sbs>viagra no prescription</a>
          1. accommuts (New York) 13.02.2023, 17:45 #86969 Цитировать Ответить 0
            If you have any pre transplant medications left, do not take them unless otherwise instructed by your healthcare provider <a href=https://nolvadex.pics>clomid vs nolvadex for pct</a>
            1. injufAw (New York) 07.02.2023, 01:49 #83850 Цитировать Ответить 0
              Studies suggest that measurement of P 40 percent tracer clearance at 40 minutes may be more sensitive in assessing clinically significant renal obstruction <a href=https://nolvadex.hair>buy tamoxifen uk</a> In the photos from the film, Troy could be seen putting his initial necklace around Gabriella s neck
              1. Seaffitle (New York) 04.02.2023, 13:09 #82706 Цитировать Ответить 0
                <a href=http://clomid.buzz>clomid for men for sale</a> Success rates of re excision after positive margins for invasive lobular carcinoma of the breast
                1. Trieshifs (New York) 03.02.2023, 04:49 #82054 Цитировать Ответить 0
                  <a href=https://stromectol.skin>ivermectin for humans amazon</a> Joesph, USA 2022 06 20 00 07 51
                  1. ERROFFRET (New York) 27.01.2023, 04:47 #78099 Цитировать Ответить 0
                    Without energy, nothing can grow, says Thomas N <a href=https://vkamagras.cyou>que es la kamagra</a>
                    1. trierly (New York) 25.01.2023, 17:42 #77116 Цитировать Ответить 0
                      In adult mice, however, APLN expression in the vasculature is significantly reduced <a href=http://brandcialis.best>generic cialis online pharmacy</a> Surgical pathology revealed approximately 4
                      1. Enasuam (New York) 13.12.2022, 23:36 #68229 Цитировать Ответить 0
                        <a href=https://accutane.one>accutane acne scars</a> The guard had a semi automatic pistol, which is the same as every other pistol or rifle sold in this country and that practically everyone who has a gun has in their possession
                        1. Graluarge (New York) 09.12.2022, 20:54 #65404 Цитировать Ответить 0
                          Thanks in advance for any suggestions information <a href=http://clomids.icu>cheap fertility drugs online</a> at 1 866 901 DRUG 3784 or FDA at 1 800 FDA 1088 or www
                          1. Роман (Москва) 10.06.2017, 07:09 #8863 Цитировать Ответить 0
                            Выбирая в 1972 г между москвичом 412 и ваз 2101, мой папа выбрал москвич, как более надежную и понятную отечественную машину( а то этот фиат непонятно из чего сделан - развалится на наших дорогах) и частенько торчал потом в гаражной яме со шприцем, наполненным смазкой, шприцуя около 20 точек смазки под днищем этого москвича. А "копейка" уже тогда этого не требовала.