Блоги

НОВАЯ «ВОЛГА» - НАВСЕГДА

24.11.2020, 22:02 2877 0 Александр Пикуленко

Летом 1970 года на Горьковском автозаводе наступил исторический момент: с конвейера сошла новая «Волга» ГАЗ 24. Автомобиль был принят страной очень хорошо. Машина замелькала на столичных улицах. Статус завода заметно поднялся в глазах чиновников из госаппарата.

Новая «Волга» выглядела современно и возила комфортно. Надо сказать, что в советской системе ценностей этот автомобиль надолго стал символом высшего реально достижимого социального статуса. Многие о ней безуспешно мечтали, ведь большинство машин распределяли по организациям. Купить ее в частное пользование могли лишь избранные. Этим правом одаривали космонавтов и в виде особой привилегии разрешали приобрести спортсменам и артистам.

Но ведь с самого начала новая «Волга» проектировалась как персональный автомобиль. Директору завода, секретарю райкома партии, академику и зам.министра полагалась черная машина с шофером.

И вот вся эта номенклатура гордо восседала в сияющих хромом и черным лаком новеньких автомобилях, идеально вымытых, с завешенными шелковыми шторками задними стеклами. Интересно, что в отличие от буржуазных боссов, коммунистическое начальство гордо восседало на переднем сидении.

Для обычного советского человека недоступность новой «Волги» ГАЗ 24 была абсолютной. Кроме всего вышесказанного ее цена в 9 тысяч 300 рублей была просто запредельной. Но были очень небольшие группы советских людей, которые все-таки могли получить ГАЗ 24. Например: выиграть в лотерею ДОСААФ, купив билет за 50 копеек, поработать за рубежом и накопить валюту, или быть ушлым сотрудником таксомоторного парка и умудриться приобрести списанную машину с космическими цифрами на спидометре. Ведь кроме черных начальственных машин с конвейера сходили фисташковые ГАЗ 24-01 в таксомоторной версии.

Они отличались дефорсированным двигателем, моющейся обивкой салона и таксометром с зеленым огоньком. Были еще две модификации для работы в такси: газобаллонный ГАЗ 24-07 и семиместный универсал 24-04.

На базе универсала выпускали специальные машины Скорой помощи. В ее кузове за спиной водителя стояла перегородка, а в заднем отсеке умещались носилки и сидение врача.

Даже сегодня новая «Волга», а это имя сохранится за ней на протяжении первых двух десятков лет жизни, выглядит ладным, гармонично скроенным и, что немаловажно, стилистически очень цельным автомобилем. Такие стайлинговые образы были модными во второй половине 60-х. Поэтому в «Волге» можно найти цитаты из американских Ford  Falcon и Chevrolet Impala.

А вот линия крыши была нашим ноу-хау. И, если взглянуть на все последующие модернизации, за исключением радикального 31-11, на всех была та же первородная крыша.

К середине 80-х вконец износилась часть кузовных штампов. Но на подготовленную изначально на смену двадцать четверке новую модель ГАЗ 31-02 неожиданно наложили вето военные, заявившие: «Мы не позволим, чтобы на генеральском автомобили ездили в такси.» В результате появился компромиссный ГАЗ 24-10, а 31-02 стали выпускать параллельно.

Но все это будет потом, а в начале 70-х новая «Волга» граненными формами и прекрасными деталями поражала неискушенных советских автомобилистов. Она была одновременно прямолинейной и игривой, лаконичной и непохожей на других, выносливой и проходимой, а самое главное, недоступной, как красавица из Дома моделей.

В 1992 году вместе с исчезнувшей страной почти бесславно закончился век замечательной двадцать четвертой машины. Ей на смену, попытавшись перелицевать классическую основу, пришел 31-029, получивший кличку «ослобык». И чуть более пристойные 31-10 и 31-105.

За долгую жизнь у ГАЗ 24 был целый ряд модификаций, но не все они стали серийными. Так в 1974 году для охотничьего заказника «Завидово», где любил пострелять зверье Генеральный секретарь Брежнев, сделали пять полноприводных ГАЗ 24-95, скрестив «Волгу» с УАЗ 469.

Опять же по просьбе спецслужб была сделана партия догонялок ГАЗ 24-24 с моторами V8 и автоматическими коробками.

В 75-м по заказу Министерства обороны на ГАЗе начали работу над новой моделью 31-01, твердо надеясь внедрить туда моторы V6 с впрыском и дизель, а также коробку автомат. Но дальше опытных образцов дело не пошло.

Вечно мешала горьковчанам военная ипостась автозавода. Основная продукция, это грузовики и армейская техника. То надо сделать вездеход десантникам, то БТР пехоте. А легковушки могут и подождать.

Но с приходом к власти Михаила Сергеевича Горбачева, который почему-то решил бороться с привилегиями и начал с того, что запретил делать «Чайку», на заводе решили еще раз попробовать сделать новую «Волгу».

В конце 1987 года было построено четыре опытных образца ГАЗ 31-05. Машина получилась авангардная. Чего стоили вклеенные верхние части боковых окон. Они не опускались, а функцию форточек доверили нижним секциям, глубоко заходящим на боковую линию. Ходили слухи, что это решение не понравилось жене Генсека Раисе Максимовне, потому что через низкие форточки снаружи смотрели на коленки. Документально этого никто не подтвердил.

И, понятно, что от мудреной конструкции отказались по практическим соображениям. Под капотом этого незаурядного автомобиля стоял V8 с электронным впрыском, автоматическая коробка, постоянный полный привод, реечный рулевой механизм, подвеска Макферсон и дисковые тормоза с АБС.

Интерьер скопировали у Saab 9000. Но до конвейера эта неплохая конструкция так и не добралась. Из ворот сборочного цеха продолжали выкатываться чуть модернизированные ГАЗ 24.

С позиции сегодняшнего дня езда на этой «Волге» выглядит несолидно и, я бы сказал, несколько нелепо. Тоненький двухспицевый руль из скользкой пластмассы, никакого гидроусилителя. Крути себе четыре с половиной оборота от упора до упора. Широкие, обитые тканью передние сидения с короткими спинками, оканчиваются где-то под лопатками. Поражает количество ничем неприкрытого железа внутри салона. На панели минимум ручек и кнопок, зато изобилие приборов и роскошь – многодиапазонный радиоприемник с электрической антенной. Это поражало неискушенных автолюбителей. Нажал кнопочку – и из крыла выдвигается покрытая хромом сочлененная стрелка.

А еще вызывал восторг ленточный спидометр, правда он постоянно ломался, и от него быстро отказались. Зато какая обзорность! Впереди широкий капот и торчащие грани передних крыльев, сзади в огромном стекле четко видно, где заканчивается автомобиль.

Мотор четыреста второй модели с его сотней лошадиных сил эластичен и тяговит. Неплохо включающиеся передачи четырхступенчатой коробки не требуют частых переключений.

А вот с тормозами беда. Барабанные механизмы на всех четырех колесах – это не то, что нужно такому тяжелому автомобилю, равно как и рессорная подвеска.

Каждый поворот на «Волге» это работа. Крены откровенно велики, да и руль неточен. Зато атмосфера в ней особая. Поскрипывающие на кочках вовремя не смазанные резьбовые втулки подвески, специфический аромат внутренней обивки с легкой примесью запаха бензина.

Самое лучшее место в «Волге» - это задний диван. Он мягкий, пружинный. И здесь, действительно, много места и для ног и над головой.

Да, сегодня это просто очень шумная, плохо управляемая, а на скорости свыше 100 километров, просто жрущая топливо и масло машина. Но она очень хорошо передает атмосферу своего времени.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)