Отец «Татры»
Неизвестный широкой публике австрийский пионер автомобилизации Ганс Ледвинка значительно продвинул некоторые автомобильные технологии и инженерные решения. Вплоть до того, что вдохновил на создание конструкции народного автомобиля своего соотечественника Фердинанда Порше. Ну а в истории он остался как отец «Tatra».
Родился Ганс Ледвинка в 1878 году в небольшом городке Клостернойбург, что недалеко от Вены, которая тогда была столицей Австро-Венгерской империи. Мальчик с юного возраста тяготел к технике и по окончании гимназии отправился постигать техническую науку в Государственную промышленную школу, где и получил диплом инженера.
Работу молодой специалист нашел довольно далеко от родного дома. Ему пришлось отправиться в Моравию в город Копрживнице. Здесь расположилась компания «Nesseldorfer-Wagenbau». Она делала кареты и железнодорожные вагоны.
Как бы это ни показалось странным, но инженер Ледвинка был назначен на должность дизайнера. Шел 1896 год, и мир уже бредил автомобилями. Именно в это время на заводе встретились два неординарных человека Эдмунд Румплер и Ганс Ледвинка. Энтузиасты начали стучаться в дверь начальству, чтобы им разрешили создать автомобильный отдел. И руководство, устав объяснять, что автомобиль — это несерьезно, кивая аж на Кайзера Вильгельма, махнуло рукой и дало ребятам «карт бланш».
Началась работа над автомобилем. И это была не просто машина, а гоночный болид «Nesseldorfer» для графа Теодора фон Либиха. Правда мотор позаимствовали у «Benz». С его двенадцатью лошадиными силами он разгонялся до девяноста километров в час.
Все шло неплохо, но тут проявился очень непростой характер Ледвинки. И он, поссорившись с директором завода, отбыл в Вену.
Прошло несколько лет, и в 1905 году новое руководство завода уговорило Ледвинку вернуться. Уж очень неординарными и опережающими время были разработанные им конструкции. Вернувшись, Ганс создает «Nesseldorfer Type S». Эта модель с трехлитровой четверкой была абсолютно инновационной. На двигателе стояли верхние клапаны, которые приводили в действие кулачки распредвала, и полусферические камеры сгорания.
В 1912 году он становится главным конструктором и начинает строить «Nesseldorfer TypeU» с рядной пятилитровой шестеркой, верхним распредвалом, искровым зажиганием и карбюратором с горизонтальным потоком. Мотор стоял на лестничной раме с полуэллиптическими рессорами. А еще «TypeU» был одним из первых автомобилей с тормозами на передних колесах. Машина получилась очень надежной. И, встав на конвейер в 1915 году, продержалась там до 1925 года. Правда, последние два года она называлась «Tatra 10».
Но а неуживчивый и неугомонный Ганс опять разошелся во взглядах с ретроградами из руководства и в 1917 году покинул Копрживнице.
Его с распростертыми объятиями приняли на «Steyr», где он и проработал до 1921 года.
Тем временем Австро-Венгерская империя распалась после поражения в Первой мировой. Компания «Nesseldorfer» оказалась в новой Чехословакии. И ее на волне подъёма национального самосознания переименовали в честь самых высоких горных вершин Моравии. Она стала «Tatra».
Кстати, сам Ледвинка очень хотел вернуться, но переговоры были трудными. Ганс гордился, что он австриец и говорил только по-немецки, читал и писал тоже. Чешский язык учить отказывался наотрез. А это было неприемлемо для молодой страны.
Именно в это время и пересеклись пути двух великих автомобильных конструкторов. Один из которых уведет у другого идею компактного массового автомобиля. Понятно, что это был Фердинанд Порше.
Приход Ганса Ледвинки на «Tatra» был осознанным. Там ему дали «зеленый свет» для реализации проекта небольшого и дешевого автомобиля. Ведь на «Steyr» про это даже говорить не хотели. А в Копрживнице его поддержали. В 1923 году появилась потрясающая машина «Tatra-11». У нее под капотом был двухцилиндровый мотор с воздушным охлаждением, а несущим основанием была хребтовая рама. То есть, к большой трубе крепились все агрегаты, подвеска и кузов. «Tatra-11» получилась удивительной машиной: удобной, простой и соответственно надежной. И что немаловажно в небогатой послевоенной Европе недорогой.
В конце двадцатых Ледвинка оказался на вершине успеха. А тут еще на «Tatra» в качестве подкрепления взяли его сына Эриха и немецкого инженера Эриха Уберлакера. Это совпало с началом аэродинамического периода легковых машин «Tatra».
Ледвинка тогда поддерживал тесные отношения с венгерским инженером Паулем Яраем, основателем компании «Stromlinien Karosserie Gesellschaft». Участвуя в проектировании знаменитых дирижаблей «Zeppelin», Ярай стал основоположником автомобильной аэродинамики, которой автропроизводители в то время вообще не уделяли внимания.
Сотрудничество всех этих несомненно талантливых людей и привело к рождению самых неординарных и ставших культовыми довоенных машин «Tatra».
А в 1931 году Ледвинка начал работу над прототипом массового автомобиля эконом-класса. Ему был присвоен заводской индекс «V-570». Хотя надо признать, что основную работу над этой машиной взял на себя сын Эрих.
С самого начала новая «Tatra» задумывалась как автомобиль заднемоторный с оппозитным двигателем воздушного охлаждения и несущим днищем. Кузов был обтекаемым, тут была видна рука Ярая.
Кстати, последний прототип «V-570» был продан, и его владелец в течение 30 лет ездил на нем каждый день. Потом передал его в музей «Tatra». Но выпуск серийной машины так и не состоялся. Руководство решило, что производство больших и роскошных машин гораздо прибыльнее.
И в 1934 году миру явили «Tatra 77». Естественно, она произвела фурор своими линиями, которых еще не видели в серийных автомобилях. У заднемоторной «Tatra» была привычная хребтовая рама и огромный V-8 с воздушным охлаждением мощностью 77 л.с. Передняя и задняя подвеска независимая. А еще одной особенностью этого незаурядного во всех отношениях автомобиля стало широкое использование легких магниевых сплавов.
В 1936 году Ганс Ледвинка еще раз заставил говорить о себе. Появилась «Tatra-87» – апофеоз заднемоторного обтекаемого автомобиля. На одной из выставок на стенд «Tatra» зашел фюрер и сопровождающий его Фердинанд Порше. Они пообщались. Гитлер даже заметил, что новые «Tatra»– это автомобили для его автобанов. Пресса поработала на славу, и фотографии облетели весь мир. Потом это аукнется Гансу.
В этом же году на конвейер в Копрживнице наконец-то встала и народная машина. Это была «Tatra 97». С первого взгляда нетрудно заметить, как много общего у «Volkswagen Kafer» оказалось с этим автомобилем. Что, конечно, не осталось без внимания. И чехо-словаки подали в суд. Он тянулся долго. Решение было принято только в 1961 году. Было признано, что налицо патентное пиратство и «Volkswagen» был вынужден выплатить три миллиона марок.
Но это было потом. А пока история распоряжалась по-своему. В 1939 году гитлеровские войска вторглись в Моравию. Для «Tatra» это стало большим ударом. Завод перешел под контроль Германии. И хотя легковые «Tatra» продолжали делать до 1942 года, основной продукцией стали грузовики.
Вторая мировая война положила конец успехам, да и карьере Ганса Ледвинки. Ведь его конструкторское бюро работало и над военной техникой. После победы Чехословакия вошла в соцлагерь, а Ледвинка был отправлен в тюрьму, где и провел долгие пять лет. После освобождения он отказался вернуться на «Tatra», которая тем временем стала народным предприятием, и уехал в Западную Германию. Где вполне успешно работал на «Steyr-Daimler-Puch», а потом и на «Bosch».
А инженеры «Tatra» тем не менее продолжали дело Ганса Ледвинки. И в конце 50-х была создана модель «603», лимузин советских времен. Необычный силуэт, высокий комфорт, и воздушная восьмерка сзади. Это был, пожалуй, лучший автомобиль представительского класса в Восточной Европе. Вот так, оставаясь в тени социалистических свершений завода «Tatra», Ледвинка прожил долгую жизнь и умер в 1967 году.
Материал создан на основе документов архива музея «Татра».
Фото из архива «Татра».
<a href=https://ekipirovka.shop/catalog/sredstva-nablyudeniya/nvg_10_monokulyar_nochnogo_videniya_s_krepleniem_na_shlem/>NVG-10</a>
Боец, Экипировка Эксперт — это розничный магазин, сотрудничающий с рядом оптовых складов и производителей. Это значит, что при должном количестве товара мы дадим очень хорошие цены.
Название взяли независимо от того, что наша страна сейчас проводит Специальную Военную Операцию, хорошая снаряга и экипировка нужна всегда. Готовишься в бой, мобилизован, привык активно проводить время или решил подготовить тревожный чемоданчик, мы поможем тебе. Наши клиенты: фонды, медики, такие же как ты бойцы СВО и обычные неравнодушные граждане.
Самое главное, что нужно о нас знать, мы детально объясняем, что и как работает, чтобы ты сделал правильный выбор не переплачивая.
Обращаясь к нам, не удивляйся, если ты получишь честный и жесткий ответ - часто случается так, что мы знаем лучше, что именно нужно нашему гостю. Особенно это касается мобилизованных без опыта боевых действий. Здесь ты можешь полагаться на нашу экспертность.
Одна из наших основных целей предоставить тебе возможность удобной и безопасной покупки: хоть за наличку, хоть по карте, хоть по счету. Повторимся, если нужна оптовая поставка, согласуем и отгрузим. Именно от того, как ты производишь оплату, зависит цена заказа.
Для нас важно предоставить тебе качественную экипировку и снаряжение соблюдая при этом законы нашей страны. Боец, помни, мы помогаем фондам, нуждающимся людям, подразделениям в зоне СВО. Отчеты об этом опубликованы как на сайте. На эту деятельность уходит значительная часть выручки. Делая покупки в нашем магазине, ты помогаешь людям и фронту. Уверен, что это найдет отзыв в твоем сердце.
У нашей команды есть набор ценностей: честность, справедливость, сопереживание, взаимопомощь, мужество, патриотичность. Уверены, ты их разделяешь, и мы легко найдем общий язык. Ну а если что-то пойдет не так, не руби с плеча, объясни, где мы ошиблись и поверь, мы разберемся и исправим. Наш девиз "In hostem omnia licita" - по отношению к врагу дозволено все. Возьми этот девиз, он поможет тебе принять правильное решение в трудной ситуации, с честью выполнить боевую задачу и вернуться домой живым и здоровым!