PANDA, КОТОРАЯ НЕ МЕДВЕДЬ
Когда рассказывают истории о замечательных народных автомобилях, среди них упоминают много итальянских машин. А вот о маленькой Fiat Panda таких дифирамбов не поют. Хотя машина получилась эпохальной и помогает до сих пор держаться на плаву огромному концерну Fiat.
Начиналось же все летом 1976 года, когда президент Fiat лично позвонил главному дизайнеру «ItalDesign» Джорджетто Джуджаро и предложил ему создать новый автомобиль. Задача была поставлена достаточно банальная: компактные размеры, удобный салон на четверых, багажник побольше. Самым жестким оказалось требование не превышать массу маленького Fiat 126.
Джорджетто в этот момент собирался в отпуск и решил подумать над этим прямо на берегу теплого моря. Тем более, что там было красиво, было вино и вообще лучше думалось. Вернулся он с проектом небольшого, всего три с половиной метра длиной, хэтч-бэка. Ну и как дань хорошо проведенному отпуску, специально отметил, что в багажник влезают две пятидесятилитровые бочки с вином.
Время пролетело быстро, и через четыре года весной 80-го на Женевском автосалоне публика увидела Fiat Panda. Сам автор, представляя машину, сказал: «Panda, она как джинсы, простая, практичная и непритязательная. Я рисовал ее так, словно это какая-то военная техника. Она легкая, выверенная, сбалансированная и созданная для определенных задач».
Непритязательная внешне машина была интересна в деталях. Передние сидения раскладывались, образуя спальные места. Обивка была съемная, чтобы удобнее чистить. Все стекла были плоскими, а в интерьере процветал квадратный стиль и почти агрессивная простота, что было в то время чем-то новым и захватывающим воображение.
Кстати свое название машина получила в честь Empanda – римской богини, опекающей путешественников, и пушистый белый медведь здесь ни причем.
После появления автомобиля Всемирный фонд дикой природы хотел запретить использование имя Panda, но перестал это требовать, когда Fiat внес приличную сумму в качестве пожертвования. Проделано это было с тонким итальянским юмором. Чек на взнос выписали на капоте Fiat Panda. Так и пришлось зоозащитникам нести его в банк. Дело в том, что по итальянским законам чек можно выписать на любой поверхности.
Для новой модели с заводским индексом Fiat 141 новых моторов не разрабатывали, а просто взяли те, что были в наличие и приспособили к машине. В результате первая Панда комплектовалась или шестьсот пятидесяти кубовым двухцилиндровым воздушником в 30 л.с. либо более серьезным сорокапятисильным четырехцилиндровым жидкостником объемом 900 кубиков.
А через три года произошло эпохальное событие. При помощи австрийского Steyr-Puch появилась полноприводная версия Panda 4Х4. Она стала первым субкомпактом с приводом на все колеса. Причем получился настоящий боец с бездорожьем без скидки на размеры. Правда раздаточной коробки с понижайкой у Panda 4Х4 не было. Ее заменяла первая очень тяжелая передача. В обычных условиях на машине трогались со второй.
В 1985 году Panda пережила рестайлинг. Конструкцию пересмотрели очень серьезно. Задняя подвеска стала независимой, кузов сделали жестче и оцинковали. Не стало моторов воздушного охлаждения. Добавились новые модификации.
Так в 1990-мо появилась Panda Elletra. Этот очень дорогой, его продавали по цене трех обычных Panda, двухместный автомобиль, поскольку все место сзади было занято батареей, имел электромотор мощностью 18 лошадиных сил, который передавал момент через стандартное сцепление и коробку. На машине пришлось усилить подвеску и переделать тормоза. Скорость была 70 километров в час, а дальность 100 километров. Не смотря на несовершенство конструкции, эта машина простояла на конвейере 8 лет и продавалась не только в Европе, но и Америке.
В целом первое поколение Fiat Panda продержалось на производстве 23 года. Сделали за это время почти четыре с половиной миллиона машин.
В 2003 году дебютировала Fiat Panda 2. Что интересно, при создании этого автомобиля конструкторы решили ничего не брать от внешней стилистики предшественницы. Конечно, Panda 2 получила в наследство практичность, простоту и компактность. Но ведь сначала даже имя у нее было другое – Gingo, но резкая реакция маркетологов Рено, которым не понравилось пересечение с названием Тwingo, заставила вернуться к привычному Panda. Делать эту модель решили не в Италии, а на новом заводе в польском городе Тыхы. Построили автомобиль на компактной платформе Fiat. На ней потом делали Fiat 500 и Ford Ка.
Panda 2 – это уже пятидверный автомобиль. Длина его увеличилась на 200 мм, а дизайн можно назвать спокойным. В нем нет никакого вызова. И оказалось, что именно это и нужно автомобилистам. Они в большинстве своем все-таки прагматики и готовы завести себе практичный и удобный автомобиль за небольшие деньги с низким расходом топлива. Поэтому и улыбнулось счастье маленькому интальянцу. В 2004 году его признали «Европейским автомобилем года». И действительно, простая, юркая, надежная она устраивала почти всех.
Появились и модификации: полноприводная и даже спортивная со стосильным 1,4 литра, шестиступенчатой механикой, дисковыми тормозами всех колес и жесткой подвеской. В гамму моторов добавили дизель. А еще Panda второго поколения удивила публику, появившись на старте марафона Париж-Дакар. Причем за рулем одной из них сидел Чемпион мира по ралли Микки Биазон. Правда, пустыня оказалась этим малышкам не по зубам.
Третье поколение Fiat Panda стало сходить с конвейера уже итальянского завода в 2011 году. Ее дизайн можно воспринимать по-разному, но точно можно сказать одно, в нем нет ни одной агрессивной черты. Всюду во внешнем облике автомобиля царят плавные линии и скругленные углы. Что, впрочем, типично для многих современных моделей. Двери и бамеры автомобиля украшают вставки из некрашенного пластика. Европейцам с их чрезмерно плотной парковкой это будет очень кстати. Плавные линии кузова Fiat Panda будто бы стекают сквозь окна в салон, становясь органичным дизайном интерьера.
Да и выбор двигателей на все вкусы. Всего их стало четыре: три бензиновых и дизель. Доступен и гибрид. В нем литровый трехцилиндровый мотор объединен с двенадцативольтовым стартер-генератором, то есть Panda 3 хоть немного, но позеленела.
Так почему же именно Fiat Panda на протяжении трех поколений так популярен в Европе? В отличие от иных конкурентов она создает хорошее настроение, как впрочем и многое, что связано с Италией, да и с пушистым медвежонком тоже. Так что это выбор скорее эмоциональный. Кроме того, автомобиль во всех поколениях был неприхотлив и не перегружен сложными системами. У него скромный аппетит, а это сегодня подразумевает и малое количество вредных выбросов.
Но а что нас ждет впереди? Как это ни печально, электрическое будущее. Концептуальный Fiat Centoventi с небольшой плюшевой пандой в бардачке не оставляет сомнений в том, что нынешняя Panda скоро отправится на покой.
Комментарии (12)