Блоги

ПАРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

25.03.2019, 23:14 1225 0 Александр Пикуленко

Паровые автомобили – изобретение старинное. Первый был сделан Николя Кюньо еще в 1769 году. А реально работающие машины выехали на дороги Англии только через сто лет. Черч, Хенкок, Тревитик, - много сделали для того, чтобы установить паровой двигатель на дилижанс.

В свое время эти самодвижущиеся кареты очень удивляли лондонских жителей. Ведь они не только кружили по улицам, но и уезжали в далекий Брайтон. Лучшим из паровиков был дилижанс Тревитика, построенный лондонской компанией паровых карет в 1803 году и получивший кличку «Пыхтящий дьявол». Кузов его вмещал семь пассажиров, и был так высок, что им приходилось взбираться в салон по лесенке. Это потому что под кузовом находилась одноцилиндровая горизонтальная машина объемом 12 литров и мощностью 3 л.с. при 50 оборотов в минуту. Скорость дилижанса была всего 15 километров в час.

Но век этих гигантских паровиков был недолог. Парламент, где было сильное лобби конных перевозчиков, запретил их эксплуатацию на дорогах под предлогом, что паровики изрыгают дым, искры и пар и ужасно коптят. А из-за этого «женщины не рожают, и куры не несутся».

Нелепый закон отменили только в 1896 году. И с этого момента, невзирая на наличие ДВС, производство паромобилей возродилось. Leyland, Thorniecroft, Sentinel строили сотнями грузовики, автобусы, пожарные машины и тягачи. Правда, к тому времени их здорово обогнали французы Болле и Серполле. Последний предложил котел змеевикового типа, подсмотренный у самогонного аппарата. Конструкция получилась компактной, и уже через полторы-две минуты после розжига давала пар.

Работать паровик мог на чем угодно: дровах, угле, мазуте и даже соломе. Хотя к концу 19-го века все пользовались жидким топливом.

Тогда же лицензию купили американцы. Две самых известных фирмы это Stenley и White. Любопытно, что первым автомобилем президента США, тогда им был Теодор Рузвельт, стал паровой White. А модель Ракета фирмы Stenley установила абсолютный рекорд скорости, превзойдя двухсоткилометровый рубеж в 1906 году. Фред Марриот на пляже в Дайтоне посрамил бензиновых конкурентов. Этот паровой рекорд побили только в 1985 году, раскочегарив паромобиль до 243 километров в час.

А одну из ранних паровых моделей Stenley взяли за образец на московском заводе ДУКС. Весной 1903 года из его ворот выехал первый грузовик.

Но к началу 30-х прошлого века пар сошел на нет. Дольше всех продержалась Skoda, выпускавшая грузовики, да в СССР по заказу ГУЛАГ сделали опытные паровые лесовозы НАМИ 012. Правда, серийное производство так и не наладили.

В наши дни отдельные изобретатели, а иногда и ведущие производители, продолжают работы над паромобилями. Но до массового производства дело так и не доходит.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)