ПУТЕШЕСТВИЕ НА КРАЙ РОССИИ
Начало путешествия на Ямал
Оттаявшая столица провожала нас в настоящую зиму с бодрящим морозцем, необъятными сугробами и вьюгой, да не куда-нибудь, а на Ямал. Про него мы знаем с детства. А на самом деле это самая большая газовая кладовка Российской федерации с огромной территорией и совсем небольшим количеством автомобильных дорог.
Зима здесь длится девять месяцев и, как рассказывают те, кто живет тут постоянно, весна у них начинается в июне, лето продолжается в июле, а август – это уже осень.
Пока самолет спускается с небес на землю, понять, что происходит внизу, невозможно. Видны только бескрайние просторы под снежным покрывалом. Одна тундра вокруг на тысячи километров и редкие островки жизни, которые выдает электрический свет. Приземлившись в Новом Уренгое и задохнувшись холодным воздухом, мы быстро утеплились и вышли на площадь перед аэропортом, где нас ждали уже проверенные в нескольких экспедициях Land Rover Discovery Sport. Они вызывали неподдельный интерес у местной публики. И было чем, наши машины были дизельными с девятиступенчатыми автоматами и безо всякой специальной подготовки для езды по бездорожью. А, узнав, что мы будем двигаться по местным «зимникам», многие смотрели на нас с жалостью. Хотя вначале не было ничего страшного.
Дороги здесь очень белые и скользкие, ведь их ничем не посыпают. Бесполезно на таком морозе, минус 30 и ниже. Соль, песок и даже гранитная крошка смерзаются, покрываясь тонкой коркой льда, и дорога становится еще более скользкой. Поэтому все местные просто ездят на шипах.
Дороги полуострова Ямал
Посмотрев на вполне обычную городскую жизнь, мы получили разрешение от местного Газпромовского начальника и тронулись на Ямбург по дорогам, принадлежащим газовикам. Здесь они решают, кого пустить на свои дорожки, а кого – нет. Нам предстояло проехать по местным меркам совсем недалеко, километров за 300. И большинство из них оказалось хоть и заснеженной, с переметами, но в целом обычной дорогой. В Ямбурге мы посмотрели, как живут люди, как добывают газ и даже посетили «мерзлотник» - бывший продуктовый склад, вырубленный в вечной мерзлоте. Это было красиво и необычно. И теперь мы точно знаем, откуда приходит газ к нам на кухню.
А дальше нам досталась просто снежная целина. Вокруг во всех измерениях все было белым. И, где кончается земля и начинается небо, понять было невозможно. Но даже в этих совсем непривычных для горожан условиях Discovery Sport показал себя во всей красе. Его внедорожный арсенал позволяет пробиваться по одинокой колее. Единственный недостаток – клиренс маловат. И, если не выходить на улицу, то в салоне тебе тепло и комфортно. Километры, хоть и с трудом, но пролетели незаметно. И расход порадовал, на откровенном бездорожье чуть больше 11 литров местного дорогостоящего дизельного топлива. Ведь заправлялись мы арктической соляркой по цене 45 рублей 90 копеек.
И так, долго ли – коротко, доехали мы до города Надыма, откуда повернули на Салехард по дороге, которая вела нас вдоль печально известной железной дороги Салехард-Игарка или, как ее чаще называют, гулаговской стройки № 501. Здесь до сих пор остались полуразрушенные мосты, брошенные рельсы и остатки лагерей, где держали заключенных.
Ну, а как всегда, в конце дороги нас ждал великолепный ужин. В нем все больше национальные блюда из оленины и много местной рыбы, муксуна и другой. Мне же больше всего пришлась по вкусу строганина – тонко наструганная вьющимися ломтиками свежезамороженная рыба, которую надо съесть, пока она не растаяла, предварительно обмокнув в смесь соли и молотого перца.
Были в нашем путешествии и необычные события. На одном из длинных перегонов мы остановились на обед прямо на льду одного из притоков Оби. И в течение часа небольшим коллективом неожиданно наловили много рыбы. После чего сварили уху, растопив снег. Съели ее быстро, чтобы вода не успела вернуться в исходное состояние. И, конечно, были и потрясающие встречи, например, знакомство с местным оленеводом Семеном и его семьей, стойбище которого оказалось недалеко от нашего пути. Заехали, посмотрели, как живут в чуме, попили ароматного чая с сушками, поговорили о непривычной для нас жизни. Познакомились с маленькой девочкой Соней, которая живет в тундре, ходит в национальной одежде, на которой пришито украшение – маленький колокольчик. Правда, потом нам объяснили, что это не для красоты, а чтобы всегда было слышно, где бегает ребенок.
Проехав по этому замерзшему краю больше 1000 километров, проникаешься искренним уважением к смелым и сильным людям, нашедшим в себе мужество жить и работать, противопоставляя себя грозной стихии по имени «холод». И, не смотря на совершенство и адаптированность наших Land Rover Discovery Sport к таким экстремальным условиям, нам стало понятно, как это каждый день здесь садиться за руль и возить по снежным местным дорогам грузы и пассажиров. И очень хорошо, что часть инженеров, сидящих в теплых офисах Великобритании, представляет, в какие тяжелые условия приходится попадать их четырехколесным творениям. Хочется, чтобы таких машин, как Discovery Sport, появлялось на дорогах Ямала в большем количестве. Ведь ясно, что с их приходом местный климат покажется менее суровым, и станет легче и комфортнее жить.
Комментарии (0)