Блоги

Российские первопроходцы

25.10.2022, 09:39 2485 9 Александр Пикуленко

Порой лишь его величество случай позволяет по-иному взглянуть на исторические факты, за многие годы успевшие стать почти для всех хрестоматийными. Казалось бы, про историю русского автомобилестроения всё уже давно известно.

Есть устоявшееся мнение, что в конце 19-го начале 20-го века Россия была столь отсталой страной, что никаких автомобилей да и других сложных машин строить не могла. И все, кто с этим не согласны, пытаются доказать, что Россия – родина слонов. Вот так, сколько скепсиса от вдолбленной за многие годы аксиомы «у нас ничего хорошего построить не могли».

Вот и история, которую я хочу рассказать, только на первый взгляд простая. Отставной лейтенант русского военно-морского ведомства Евгений Александрович Яковлев основал в 1890 году в Санкт-Петербурге завод двигателей внутреннего сгорания. Другой столичный изобретатель Петр Александрович Фрезе примерно в это же время держал фабрику конных экипажей. По какому-то, сегодня уже неизвестному случаю, они встретились и быстро нашли общность интересов. Подумав, решили, что надо немного-немало построить совместными усилиями первый российский автомобиль.

Яковлев должен был изготовить мотор и трансмиссию. А Фрезе – кузов и ходовую. Задачу надо было решать быстро. И вообще-то все сложилось. К маю 1896 года они закончили постройку и даже совершили пару испытательных выездов.

И уже в июле того же года их автомобиль стал экспонатом Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Ярмарки, выставки, салоны в ту пору были чрезвычайно популярны. На них свозили новейшие достижения в самых разных областях. Многие из новшеств воспринимались публикой скептически.

За три дня до высочайшего визита будущий пролетарский писатель, а тогда репортер «Нижегородского листка» Максим Горький в одном из павильонов Нижегородской ярмарки, морщась, всматривается в кадры синема братьев Люмьер: «Вчера я был в царстве теней… И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока. Но это тоже поезд теней».

Конечно, сегодня мы не совсем точно знаем все перипетии этого проекта. Одним из таких белых пятен стало утверждение, что машина петербургских изобретателей всего-навсего переделанный ими «Benz» модели «Velo».

Наш ведущий историк автомобилизма Лев Михайлович Шугуров однажды взял да и написал письмо в музей «Daimler-Benz». И немцы, у которых все разложено по полочкам, быстро ответили, что первый свой автомобиль они отправили в Москву в 1894 году. Это действительно был двухместный «Benz Velo» с одноцилиндровым полуторасильным двигателем и порядковым номером 91.

Еще одно письмо раскрыло общую картину поставок автомобилей «Benz» в Россию. В нём сообщалось, что петербургскому купцу Элиашу Зеленому фирма отгрузила 1 августа 1895 года автомобиль за номером 218.

А это значит, что для Яковлева и Фрезе, закончивших постройку своего детища в мае 1896 года, при тогдашних темпах копирования просто не было времени. И более того, на «Benz», который был доставлен в столицу, двигатель стоял двухцилиндровый четырехсильный, в то время как двигатель Яковлева был одноцилиндровый мощностью около двух л.с.

Да и кузов у машины Зеленого был четырехместным и по габаритам крупнее, чем конструкция питерских первопроходцев.

Но а чем еще различались автомобили? До наших времен сохранился неплохой снимок машины Яковлева-Фрезе у павильона Нижегородской ярмарки. У этой фотографии тоже есть своя история. Это отпечаток со стеклянного дагерротипа, сделанного знаменитым русским фоторепортером Дмитриевым. Снимок долгие годы тихо и спокойно хранился невостребованным в Горьковском областном архиве. А ведь фотография вышла превосходно, на ней видны все мельчайшие детали. И, если сравнить эти детали, с теми патентами, которые Карл Бенц получил на свой автомобиль, то сразу в глаза бросается одна особенность конструкции передней оси и рулевого управления самохода Яковлева-Фрезе. Они принципиально отличались.

Хотя надо сказать, что в целом первый русский автомобиль следовал всем техническим тенденциям того времени. Четырехтактный бензиновый двигатель с одним горизонтальным цилиндром находился в задней части коляски. Для охлаждения цилиндра в два теплообменника из латуни заливали воду. Система зажигания была электрической со свечой. Карбюратор, правда, поставили простейший испарительного типа. Его цилиндрический корпус хорошо заметен на фотографии. Он возвышается в заднем левом углу кузова.

Рабочий объем мотора был около литра. А вот компоновку двигателя с трансмиссией Евгений Александрович явно подсмотрел у Benz. Правда в ней он отказался от ремней из сыромятной кожи, заменив их на ремни из прорезиненной ткани.

Система смены передач состояла из ремней со шкивами. Можно было включить две передачи вперед и холостой ход. Эта же трансмиссия выполняла и роль сцепления. Передачи включались рычажками, расположившимися слева и справа от рулевой колонки. А заднего хода вообще не было.

Под сидением водителя и пассажира располагался поперечный вал трансмиссии с дифференциалом, а насаженные на его концы звездочки, которые через цепи передавали момент на ведомые шестерни, соединенные с осями задних колес.

Ручной тормоз действовал от рычага, расположенного у левого борта кузова, прижимаясь непосредственно к шинам задних колес. За это отвечали крохотные колодки.

Ножной же тормоз прихватывал ведущий вал трансмиссии.

Ходовая часть во многом напоминала привычные в те времена конные экипажи. Деревянные колеса со спицами и сплошными резиновыми шинами, причем задние были заметно больше передних. В ступицах были втулки, а не подшипники.

Две рессоры поперечные, полностью эллиптические. Переднюю и заднюю ось связывал подрамник, а уже на него крепился кузов.

Автомобиль был неплохо оборудован, складной кожаный верх, гудок с пневматической грушей и фонари со свечами.

Машина весила 300 килограммов и разгонялась до 20 верст в час. Как было написано в технической характеристике запаса топлива хватало на 10 часов езды.

Длина этого экипажа была 2180 миллиметров, ширина 1530 миллиметров. На латунной табличке была набита гордая надпись «Экипаж фабрики Фрезе и машиностроительного завода Яковлева. Санкт-Петербург».

Жаль, что судьба первого русского автомобиля оказалось неудачной. На Нижегородской ярмарке проходя мимо Император Всея Руси Николай Второй даже не удостоил его вниманием и не оценил работу двух русских конструкторов.

Надежды продвинуть производство автомобилей у нас в стране рухнули. А сам первый автомобиль был разобран его создателями.

Вскоре не стало Евгения Александровича Яковлева, но Петр Александрович Фрезе, оставшись без близкого друга и единомышленника не сдался и не отказался от мысли создавать автомобили. И вот в 1899 году, на этот раз получив личное разрешение Николая Второго, Фрезе организовал Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей.

 И выпустил в 1902 году первый в России троллейбус и первый автомобиль-омнибус. В это же время к нему очень удачно заглянули представители военного ведомства и предложили построить восемь механических экипажей. А затем, посмотрев на сделанное, столичное почтовое ведомство заказало ему еще несколько машин.

Можно было бы довольствоваться серийной продукцией, но Петр Александрович не успокоился и в 1905 году построил первый в мире автопоезд с активным прицепом.

В 1910 году будучи человеком в возрасте, Фрезе продал фирму и все конструкторские наработки автомобильному отделу Русско-Балтийского завода, а сам уехал в Тверскую губернию, купив там небольшое имение, где сам управлялся по хозяйству и вечно что-то изобретал.

Умер он вскоре после Октябрьской революции весной 1918 года и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Ну а в наши дни имя Фрезе снова оказалось на автомобиле. В Литве так назвали современный компактный электромобиль.

Фото из интернета.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (9)

  1. AleonkaPlogs (РФ Санкт-Петербург) час назад #64459 Цитировать Ответить 0
    СПб дизайн интерьера mudryakova.ru

    Дома, таунхаусы, отели — помещения, которые предназначены для людей. А также их уюта, удобства, счастья. Этим и занимается студия Mudryakova уже с 2006 года, радуя заказчиков выполнением поставленных задач, современным интерьером, подходом к любой ситуации персонально.

    Планировали найти <a href=https://mudryakova.ru/services/>дизайнер интерьера спб</a> в интернете? Тогда переходите на наш веб ресурс mudryakova.ru уже сейчас. Мы выложили для Вас всю необходимую информацию о нашей компании: галерея работ, стоимость, контакты, условия работы и многое другое. Наша компания во главе с Ольгой Мудряковой — основным дизайнером, имеет в штате только опытных сотрудников. Занимаемся разработкой дизайна не только жилых помещений, но и коммерческих.

    Пригласить дизайнера на самой начальной стадии приобретения жилья-самая лучшая мысль. Ведь дизайнер легко и просто может сэкономить не только Ваши финансовые средства, время и нервы, но и конкретно поможет сократить некоторых упущений. Те, кто делал ремонт самостоятельно, наверное после окончания увидели много нюансов, которые упустили. Это может быть забытые выключатели, неудобная планировка, недостаток освещения и многое другое. Дизайнер-это не только красиво расставить предметы интерьера, это проложить достаточно проводки, продырявить стены, перенести перегородки, заменить трубы. Мы предпочитаем браться за самые трудные помещения и воплощать все идеи заказчика в жизнь. Заходите на наш интернет ресурс mudryakova.ru и отправляйте нам заявку на дизайн Вашего интерьера либо звоните по указанному номеру телефона ниже.

    По теме <a href=https://mudryakova.ru/services/disayn-otelei-gostinic-hostelov/>дизайн отелей</a> мы Вам непременно окажем помощь. Представленные услуги имеют большой спектр. Например, разработка только проекта, сопровождение, ремонтные работы, перепланировка. А также выполняем работу под ключ-от проекта до итогового ремонта. Работаем с проверенными партнерами-компаниями, которые проверяем по всем пунктам. Всякий проект проходит под контролем нашего основного дизайнера Ольги Мудряковой, несмотря на то, что у нас множество специалистов.

    Офис компании расположен по адресу в Санкт-Петербурге: ул. Мебельная, д. 49/92. График работы по будням с 9:00 до 19:00. Звоните по нашему телефону +7(812)408-00-07 и задавайте любые вопросы. Также можно писать на наш Email, присылайте планировку для подсчета стоимости и советам по ремонту.

    Заходите посмотреть галерею изготовленных нами работ, которыми мы очень гордимся. Также среди клиентов кроме жилых помещений у нас много магазинов, гостиниц, кафе, офисов, которые отмечены на карте. Так что вы сможете посмотреть их не только на иллюстрациях, но и вживую. Работаем по всей России и ждем конкретно Вашего проекта.
    1. Richardlet (Ligatne) вчера в 00:57 #64333 Цитировать Ответить 0
      Просторная студия с теплыми полами в прекрасной цветовой бирюзовой гамме... Квартира студия: Кухня и спальня. Беру всех. Звоните поговорим. Залоговая стоимость обсуждается.- это ваша ответственность за имущество.

      С меня невмешательство - с вас своевременная оплата и чистота в квартире.

      квартира в переулке..под окном автобусов нет!
      Минимальный залог от 8000р если вы без животных и мелких деток.

      Если вы оплатите за 3 мес вперед то цена может быть уменьшена
      https://www.avito.ru/sochi/kvartiry/kvartira-studiya_27m_14et._2415880353?utm_campaign=native&utm_medium=item_page_android&utm_source=soc_sharing_seller
      1. DominicpraillaexersE (loveplanet.gq) 06.12.2022, 16:49 #63485 Цитировать Ответить 0
        http://loveplanet.gq/
        1. rallien (New York) 06.12.2022, 15:11 #63469 Цитировать Ответить 0
          <a href=http://stromectol.autos/>buy stromectol for humans in mexico</a> 2010, loss of TRAF2 in MEFs caused a delay in, but did not abolish, TNF induced NF ОєB activation and JNK phosphorylation Figure 2A
          1. KevinCerve (Praia) 06.12.2022, 12:20 #63402 Цитировать Ответить 0
            The Russian Athletics Federation (RusAF) could be reinstated by international governing body World Athletics in March of next year, after a taskforce said the organization had made improvements to its operations.
            <a href=https://megasb-onion.com>mega.sb</a>
            RusAF has been suspended by World Athletics since 2015 after allegations of state-sponsored doping – something Russia has vehemently denied.
            The suspension has meant Russian athletes have had to compete at major international tournaments under neutral status, while the conflict in Ukraine saw them banned entirely from the 2022 World Championships in Oregon, USA.
            mega.store
            https://megasb-onion.com
            1. Keithneash (Saint George) 06.12.2022, 12:18 #63400 Цитировать Ответить 0
              The Russian Athletics Federation (RusAF) could be reinstated by international governing body World Athletics in March of next year, after a taskforce said the organization had made improvements to its operations.
              <a href=https://megasb-onion.com>mega.sb</a>
              RusAF has been suspended by World Athletics since 2015 after allegations of state-sponsored doping – something Russia has vehemently denied.
              The suspension has meant Russian athletes have had to compete at major international tournaments under neutral status, while the conflict in Ukraine saw them banned entirely from the 2022 World Championships in Oregon, USA.
              mega.store
              https://megasb-onion.com
              1. Nelsondidow (Molodesjnaja) 06.12.2022, 12:18 #63399 Цитировать Ответить 0
                The Russian Athletics Federation (RusAF) could be reinstated by international governing body World Athletics in March of next year, after a taskforce said the organization had made improvements to its operations.
                <a href=https://mega-sb-dm.net>mega.store</a>
                RusAF has been suspended by World Athletics since 2015 after allegations of state-sponsored doping – something Russia has vehemently denied.
                The suspension has meant Russian athletes have had to compete at major international tournaments under neutral status, while the conflict in Ukraine saw them banned entirely from the 2022 World Championships in Oregon, USA.
                mega.sb
                https://mega-sb-dm.net
                1. rallien (New York) 05.12.2022, 17:21 #62911 Цитировать Ответить 0
                  <a href=https://stromectol.autos/>ivermectin pills for sale</a> Because timing of trial enrollment relative to adjuvant chemotherapy differed, we implemented landmark analysis re defining BCFI beginning 1 year after final dose of chemotherapy median, 15
                  1. KennethStupt (Saint George) 05.12.2022, 16:39 #62894 Цитировать Ответить 0
                    1win bukmekerlik idorasi faoliyati birinchi yil emas. Bu vaqt mobaynida breterlar ushbu tashkilotning ishini qadrlashdi va uning taassurotini shakllantirishdi.
                    1win sharhlar

                    <a href=https://sporttikishuz.com/uz/1win-sharhlar/>1win sharhlar</a>