Блоги

Российские студенты строят уникальный солнцемобиль

06.08.2016, 17:27 31360 0 Ассамблея Автомобилистов

 

Студенты Петербургского Политеха намерены создать солнцемобиль, который сможет участвовать в знаменитых гонках World Solar Challenge в Австралии. Есть проект, есть модель, название SOL и несколько важных договоренностей, ну и конечно масса энтузиазма. Если все получится, то ребята построят первый в России электромобиль работающий на солнечных батареях. Реализовать такой проект — задача непростая. Требуется соединить воедино массу важных составляющих. К тому же никому не хочется создавать что-то тривиальное, что до тебя уже делали другие. Работа уже кипит! Но обо всем по порядку.

У этого проекта есть конкретный автор — аспирант Санкт-Петербургского Политехнического университета Евгений Захлебаев. Идея создать солнцемобиль появилась у него уже давно, а в конкретный проект она оформилась весной этого года. Появились единомышленники. Всего над проектом работает команда из 20 человек. Ключевой состав — 7 человек. Чтобы коллектив собрать, пришлось проводить, по словам Евгения, тщательный отбор, потому что знания требуются выше среднего, а на одной только решимости далеко не уедешь.

Ребята хотят построить солнцемобиль по имени SOL к весне 2017 года, а затем принять участие в знаменитых гонках World Solar Challenge в Австралии, которые проводятся один раз в два года, осенью. Трасса пролегает от города Дарвина на севере Австралии до Аделаиды и имеет протяженность 3000 км. Ровная как стрела дорога проходит по пустыне. Гонка длится чуть более недели.

У команды наших студентов уже есть имя «Polytech Solar Team»

 

SOL и его создатели

Итак, есть проект. Это будет электромобиль работающий от солнечных батарей. Его создают простые студенты. Точнее, не совсем простые.

«Работа в нашей команде происходит, как в маленькой автомобильной компании — говорит Евгений Захлебаев. - У нас есть люди, которые отвечают за экономическую часть проекта, люди, которые отвечают за маркетинг и люди, отвечающие за инжиниринг». Сейчас идет активная стадия проектирования, после чего начнется производство деталей, большая часть из которых будет, по словам Евгения, кастомной. Но конечно что-то придется купить. Уровень локализации должен составить где-то 80%.

Наиболее сложная часть — это, конечно, несущая конструкция. Монокок будет изготовлен преимущественно из углепластика, из материала, с которым в России вообще мало кто работает в автомобилестроении. Везде будут либо алюминиевые сплавы, либо углепластик.

Что касается параметров, то SOL будет низким — около метра в высоту. Длина машины — 4,5 метра. Ширина составит около полутора метров. Вес по проекту — не больше 200 кг.

На верхней части, само собой, надо будет расположить солнечные панели. Согласно регламенту  World Solar Challenge (под него, собственно говоря, и строится SOL), площадь панелей должна быть не больше 4 квадратных метров. И вот на этой площади надо разместить ячейки так, чтобы они были наиболее энергоэффективными. От этих ячеек энергия будет поступать в аккумулятор и автомобиль таким образом будет заряжаться за счет солнца.

С двигателем все тоже непросто. «Мы проводили исследования, знакомились с опытом других команд, - говорит Евгений. - Многие создатели солнцемобилей используют японские двигатели, но для нас это слишком дорого. Тем более, нам на гонку потребуется два двигателя: на случай, если один сломается. Если двигатель покупать за границей от университета, то это очень долгая бюрократическая процедура. Ну и надо учитывать очень высокие таможенные пошлины, они сделают мотор еще дороже. В результате один такой двигатель будет стоить около 2 миллионов — для нас это уже роскошь. Поэтому мы вернулись к нашей первоначальной идее: использовать российский двигатель. Нашли молодой российский стартап, маленькую компанию, которая и будет делать для нас двигатель. Его мощность составит 3 кВт, КПД — 97%. По сути, мотор ни чем не должен уступать зарубежным аналогам. В регламент вписывается».

Батареи также пришлось искать в России и за рубежом. Выбор пал на иностранных производителей: так оказалось  дешевле и выгоднее. И колеса закупают за границей — это специальные колеса, которые изготавливают для солнцемобилей (почти нет протектора и покрышки похожи на мотоциклетные).

Но конечно главная сложность — это монокок. По словам Евгения, его изготовят в декабре.

 

Подготовка к  World Solar Challenge

Если все получится и SOL, как запланировано, будет построен весной 2017 года, то перед гонкой в Австралии машину надо как следует опробовать. Изначально планировали проехать 2000 км по маршруту Петербург- Сочи. Но оказалось, что на подъездах к бывшей олимпийской столице идет дорога, по которой пускать свое детище участники проекта просто боятся. «Я с удивлением узнал, что от Туапсе до Сочи идет 200 км серпантина с ямами, колдобинами и страшными поворотами. Это просто кошмар, а у солнцемобиля все-таки и клиренс низкий и покрышки особенные», - поясняет Захлебаев. Возможно, маршрут придется поменять на какой-то другой. В любом случае электрокар надо проверить. Где — вопрос открытый.

Принципиальная позиция — в команде участвуют только те, кто изначально задействован в проекте. Никаких сторонних пилотов или специалистов не будет, подчеркивает Евгений.

В Австралию придется вести по сути два солцемобиля — один поедет на трассе, а все запасные детали будут лежать в прицепе и следовать за гонкой.

«На самом деле, наибольшая нагрузка ляжет на людей, а не на машину, - полагает Евгений Захлебаев. - 3000 км под солнцем, дикая жара, ночевать придется в пустыне. Автомобиль будет, наоборот, эксплуатироваться в оптимальных для него условиях — солнце с утра и до вечера. А вот людям придется тяжело».

Скорость участников World Solar Challenge ограничивается, так как гонка проходит по дорогам общего пользования. Где-то в среднем скорость солнцемобилей на трассе поднимается до 110-120 км/час.  

Согласно регламенту World Solar Challenge, участники не могут проезжать в день менее 500 км. Пилот при этом в автомобиле находится один, кстати, это должен быть человек достаточно крупный — его вес не должен быть ниже 80 кг.

В Австралию поедет около 15 человек и каждому придется работать очень много — приятным путешествием их «вояж» не назовешь.

 

Проза жизни

Чтобы поехать в Австралию, деньги нужны большие. Один только взнос участника гонки составляет 12,5 тысяч австралийских долларов. И часть этого взноса надо заплатить до 30 сентября. Сама поездка, по оценке Е. Захлебаева, со всеми перелетами и транспортировкой машины выйдет, как минимум, в 10 миллионов. И, конечно, основная статья расходов — это сам солнцемобиль, а они, как известно, дешевыми не бывают. К тому же петербургские студенты собираются построить нечто действительно новое и достаточно эффективное для участия в гонке. Весь проект по предварительной смете обойдется в 38 миллионов рублей.

Конечно, пришлось заручиться поддержкой университета. Руководство Политеха пошло навстречу и помощь оказывает не на словах.  Но один университет такую сумму — 38 млн рублей — не потянет. Поэтому приходится обращаться к спонсорам, а это занятие крайне утомительное и не всегда благодарное. Особенно если обращаться к российским компаниям, признается Евгений. Тем более, что до этого в России солнцемобили не строили.

Увы, гораздо больше понимания создатели русского солнцемобиля  нашли у зарубежных компаний. 

Но есть надежда, что ситуация изменится. Дело в том, что нынешним летом к ребятам приезжал Дмитрий Медведев. Естественно в сопровождении федеральных СМИ. Проект премьеру вроде как понравился, он задавал много вопросов и в конце концов остался очень доволен общением. Визит освещало даже телевидение. Поможет это проекту или нет, судить пока сложно. Не исключено, что в потоке новостей о работе петербургских студентов СМИ быстро позабудут. Но о них не забудет «Ассамблея автомобилистов». Мы обязательно вернемся к этому удивительному проекту и расскажем о том, как он продвигается. 

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)