С НОВЫМ ГОДОМ «МОСКВИЧИ»
Мне кажется, что новогодние дни – самых подходящий момент, чтобы помянуть добрым словом автомобили, с которыми советские люди прожили шесть десятков лет. Они не занимали первых строк в рейтингах мирового автопрома, но зато заполняли, хотя и не особенно плотно, улицы наших городов. Эти неказистые машины любили, берегли, передавали из поколения в поколение. Им многое прощали, как прощают членам своей семьи. Но а те, которые уцелели, в наши дни попали в добрые руки и обрели новую жизнь и теплый гараж.
Итак год 1939. Родился КИМ 10-50. Зарплата водителя в это время была 400 рублей. Пол-литра водки стоило 6 рублей 50 копеек, а килограмм вареной колбасы под названием «Отдельная» - 16 рублей, говядина обходилась советскому человеку в 7 рублей за килограмм, буханка ржаного хлеба – 85 копеек, батон пшеничного – 1 рубль 70 копеек, туфли дамские – 10 рублей (но надо было иметь талон), бензин А 59 тоже распределяли по карточкам среди немногочисленных тогда счастливых обладателей личных автомобилей. А розничную цену на первый советский автомобиль, разрешенный к свободной продаже, установили в 8000 рублей. Но помешала война.
Год 1949. Из ворот Завода Малолитражных Автомобилей на Остаповском шоссе выезжают новые «Москвичи 401». После денежной реформы зарплата водителя – 525 рублей. Бутылка водки «Столичная» - 30 рублей 70 копеек, колбаса «Докторская» - 27 рублей 30 копеек за килограмм, говядина (если посчастливилось найти ее в магазине) 24 рубля 30 копеек, буханка черного хлеба – 2 рубля, белый батон – 2 рубля 80 копеек. Необходимые для жизни галоши резиновые производства фабрики «Красный богатырь» - 40 рублей за пару. Билет в любимое развлечение советских людей кино – 2 рубля 94 копейки. Цена автомобиля «Москвич 401» в это время - 9000 рублей. Бензин все еще по карточкам. А 66 – 1 рубль 50 копеек.
Год 1959. Оттепель. С конвейера Московского завода Малолитражных Автомобилей на Волгоградском проспекте побежали «Москвичи 407». Зарплата стала повыше, водитель получал 710 рублей. Водка «Московская» стоила 21 рубль 20 копеек за пол-литра. Колбаса «Докторская» - 22 рубля 00 копеек, ржаной хлеб – 1 рубль 24 копейки, пшеничный – 1 рубль 70 копеек. Говядина (1 сорт) – 15 рублей. Билет в театр – 8 рублей 00 копеек. Туфли женские (отечественные) – 250 рублей. Полотенце махровое (китайское) – 11 рублей 80 копеек. «Москвич 407» стоил 27 000 рублей. В очереди надо было стоять 3-4 года. Бензин А 72 – 2 рубля 40 копеек.
Год 1969. На Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола создан новый автомобиль «Москвич 412». Водитель в это время получал зарплату в 90 рублей. Водка «Московская» стоила 2 рубля 87 копеек. Эта цена была воспета во многих литературных произведениях. Колбаса «Докторская», все еще достойного качества, но уже не всегда доступная, 2 рубля 20 копеек. Буханка черного хлеба – 14 копеек, батон белого – 13 копеек. За килограмм говядины, если она была в магазине, надо было отдать 1 рубль 35 копеек. На рынке продавали за 3 рубля 50 копеек. Магнитофон «Эльфа» стоил 90 рублей, а мечта всех домохозяек, уже переехавших в «хрущевки», стиральная машина «Волга» стоила 132 рубля. Сам «Москвич 412» продавался за 5093 рубля, но уже по распределению среди работников предприятий и организаций. Бензин Аи 93 стоил 9,5 копейки за литр.
Год 1979, предолимпийский. На Автозаводе сделана модификация «Москвич 2140 Люкс». Советский народ в это время стал позажиточнее. Зарплата водителя поднялась до 180 рублей. Подорожала водка, 3 рубля 62 копейки за бутылку. И колбаса подорожала, за килограмм вареной, не очень хорошего качества, 2 рубля 60 копеек. За буханку черного надо было отдать 16 копеек, а батон белого так и остался 13 копеек. За килограмм говядины требовали 2 рубля. Любимая игрушка всего советского народа – цветной телевизор «Рубин» стоил 650 рублей. Бензин А 76 в это время обходился в 40 копеек за литр. Цена автомобиля «Москвич 2140 Люкс» - 8000 рублей.
Год 1989, перестроечный. На конвейере завода появился новый автомобиль – переднеприводный «Москвич 2141». Зарплаты остались прежними, водитель 1 класса получал те же 180 рублей. А вот водка здорово подорожала. В рамках антиалкогольной компании за пол-литра стали требовать 9 рублей 10 копеек. Подорожала и колбаса, «Любительская» стоит 2 рубля 90 копеек, черный хлеб остался в той же цене, не хотели раздражать сельских жителей. Они им кормили домашнюю живность. А вот батон белого горожанам стал обходиться в 28 копеек. Говядина на костях – 2 рубля 35 копеек. Самый инновационный продукт того времени – видеомагнитофон «Электроника» - 1200 рублей. Бензин здорово подорожал, А76 стал стоить 3 рубля за литр. А «Москвич 2141», невзирая на низкое качество, поднялся в цене до 9000 рублей. Но в свободной продаже так и не появился.
Год 1999. СССР уже нет, а АЗЛК еще есть. И выпускает он «Москвичи» со странными названиями: «Святогор», «Юрий Долгорукий». Апофеозом этого безумия стал лимузин «Иван Калита». В этот послекризисный год зарплата водителя – 20000 рублей. Водка «Особая» - 33 рубля, колбаса вареная – 44 рубля, и она есть везде. Хлеб черный – 2,60 рубля, белый – 3,22 рубля. Говядина – 31 рубль. Бензин А 80 15 рублей литр. Автомобиль «Москвич. Калита» - 20000 тысяч долларов.
На этом история Московского автомобильного завода заканчивается, а россияне дружно пересаживаются на иномарки.
Комментарии (13)