Блоги

САМАЯ БОЛЬШАЯ SKODA

07.09.2021, 18:41 658 0 Александр Пикуленко

Если бы Эмиля Шкоду, основателя завода тяжелого машиностроения в городе Пльзень, спросили сотню лет назад, намерен ли он строить автомобили, он бы наверняка ответил: «Skoda hodina», что в переводе значит «жаль времени». Его в тот период больше занимало изготовление промышленного оборудования, локомотивов, пушек, танков, тракторов. А новомодные автомобили – это так непрактично.

Первые машины под маркой Skoda, а это была внедорожные колесные тягачи, фирма начала выпускать в первом десятилетии 20 века. Для этого приобрели лицензию у Аustro-Daimler.

После Первой мировой войны завод «Skoda», уже ставший концерном, с его многосторонней деятельностью начал выпуск тракторов по лицензии завода «Praga», а в 1923 году паровых грузовиков Sentinel по английской лицензии.

Наконец пришел 1925 год, когда Пльзеньская Шкодовка, как прозвали ее в Чехословании, приобрела лицензию у французской фирмы Hispano-Suiza на выпуск легковых автомобилей класса «люкс». Это была модель H-6. На Skoda делали только шасси, а кузова поставляли экипажные фирмы. В основном это были мастера с «Brozek», но и «Sodomka» помогала. Автомобили Skoda-Hispano-Suiza выпускались до 1930 года в очень небольших количествах. Сделали около сотни за пять лет. Из них 39 штук удалось продать в Чехословакии, и некоторые из них дожили до наших дней.

Как видим, предприимчивое руководство фирмы активно взялось за конверсию производства и не скупилось на покупку лицензий. Величественная пльзеньская Hispano-Suiza была выдающейся конструкцией. Блок цилиндров из алюминия, распредвал в головке цилиндров, механический усилитель тормозов, - вот особенности этой машины. Ее шестицилиндровый мотор развивал 100 л.с. Автомобиль мог по хорошей дороге мчаться со скоростью 120 км в час. Правда, и стоила эта машина недешево. В маленькой Чехословакии с тогдашним населением около 4 миллионов человек найти несколько сотен очень богатых покупателей на роскошный автомобиль было тяжело.

Достаточно отметить, что в 1925 году, когда начался выпуск Hispano-Suiza, парк легковых автомобилей в стране составлял 12 500 штук. Вот почему Skoda не смогла похвастаться большим количеством сделанных автомобилей.

Велосипедная и мотоциклетная фабрика «Laurin-Klement» из города Юнгбунслау, сегодня это Младо-Болеслав, с 1905 года взялась за выпуск автомобилей. В основном ставку делали на машины среднего класса. Но в 1907 году построили большую шестиместную модель F-5 с рядной восьмеркой. Однако в дальнейшем на фирме вернулись к четверкам и шестеркам.

Особняком среди них стояла машина серии RK с пятидесятисильным четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 5 литров. Он был интересен тем, что у него не было клапанов. Он был оборудован гильзовым газораспределением системы Найта. Надпись «Laurin-Klement» на радиаторах Младоболеславских машин сменили на овальную эмблему Skoda. Дело в том, что Пльзеньский концерн стал новым владельцем завода и поменял его марку на свою.

В модельном ряду в тот период роль флагмана сыграла машина модели 450, своего рода аналог Hispano-Suiza. У четырехсотпятидесяток был шестицилиндровый безклапанный мотор в 60 л.с. и роскошно отделанный салон. Это была уже в полном смысле предтеча Skoda Superb, которая впервые появилась в 1934 году.

То были нелегкие для стран Европы времена. Великая экономическая депрессия, вспыхнувшая в Америке, резко снизила общественный интерес к дорогим вещам, и в особенности к шикарным автомобилям. Заводы Тatra, Walter, Praga свернули производство дорогих машин. Да и сами масштабы выпуска семи автозаводов Чехословакии стали очень скромными. В 1933 году завод «Praga» сделал 2300 легковых автомобилей, «Тatra» - 2109, а «Skoda» - 1224.

И тем не менее в этих сложных экономических условиях Младоболеставцы делают смелый, хотя и рискованный шаг, выводя в 1934 году на рынок новую роскошную модель Skoda Superb 640. Если кто не знает, то Superb значит супербольшая. А тогда чехословацкие покупатели могли приобрести немецкие и австрийские большие машины, по конструкции изощренно сложные, а по комфорту шикарно оснащенные.

А вот на «Skoda» сделали очень несложную по устройству машину, пойдя скорее по северо-американскому пути нежели по немецкому. И определенная часть заинтересованных автомобилистов сразу же положительно оценила эту солидную машину, сделанную с акцентом на спокойную, комфортную езду с ее мягкой подвеской колес, мощным и бесшумным мотором. Словом, нужная конструкция в нужное время для нужного потребителя.

Как потом окажется, за более чем столетнюю историю автомобильного производства, Skoda всегда придерживалась этого правила. По правде сказать, новинка 1934 года выпускалась малыми сериями. И, чтобы соответствовать вкусам своих заказчикам, она постоянно модернизировалась.

 В начале на Superb стоял шестицилиндровый мотор 55 л.с., трехступенчатая коробка передач и довольно большие восемнадцатидюймовые шины. На выбор предлагали несколько типов кузовов. Их делали теперь прямо на заводе, где для этого построили новый четырехэтажный кузовной цех.

Все Skoda до 1939 года были с правым рулем, потому что движение на чехословацких дорогах было левостороннее. В то же время по стайлингу машина тяготела к американским моделям. И новые деловые люди страны отдавали предпочтение именно Superb. Они видели для себя пример в заокеанской манере ведения дел, и такая машина отвечала имиджу американски ориентированного бизнесмена.

В 1936 году рабочий объем двигателя увеличили, выросла и мощность до 60 л.с. Через год добавили еще пять «лошадок». А в 1938-м произошла кардинальная перемена. Под капотом обосновалась новая рядная шестерка мощностью 85 л.с. На этом рост мощности не остановился, и в 1940 году появилась модификация с четырехлитровым мотором и отдачей в 100 л.с.

При этом поменяли и внешний вид автомобиля. Фары слились с крыльями, две запаски на американский манер разместились по бокам капота, а рулевая колонка перекочевала на левую сторону.

А потом началась война, Чехословакию оккупировали, и завод Skoda начал поставки для Вермахта. Это был армейский вариант Superb.

После освобождения страны в 1945 году Младоболеславский завод вернулся к мирной продукции. Наряду с производством малолитражки Skoda 1100 на заводе освоили выпуск представительского шестиместного автомобиля с совершенно новым кузовом, который отдаленно напоминал американские машины конца 40-х годов.

Новую модель под старым названием Skoda Superb показали в октябре 1947 года на 28-ой автомобильной выставке в Праге. Чехословацкий автомобильный журнал «Svet motory» в репортаже со стенда отметил: «Новый Superb – это автомобиль для представительских целей как внутри страны так и за рубежом». Особенно было подчеркнуто, что машина не предназначена для продажи индивидуальным владельцам. В публикации было добавлено, что президент республики Эдвард Бенаш недавно посетил народное предприятие «Skoda», и рабочие расценили это как высокий знак внимания к заводу и его продукции.

В дальнейшем завод «Skoda» согласно плановой экономике сосредоточился на малолитражных автомобилях. И казалось ничто не говорило, что он когда-нибудь начнет выпускать автомобили большого класса. И может быть поэтому о родословной Skoda Superb в чешской автомобильной литературе говорилось весьма сдержанно, поскольку о возврате в старые времена даже в мыслях никто не держал. История однако, как всегда, рассудила иначе. И на новом витке жизни завода «Skoda» на его конвейер все-таки вернулся большой автомобиль Skoda Superb.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)