Блоги

САМЫЙ БЫСТРЫЙ УНИВЕРСАЛ

06.10.2021, 11:20 1666 0 Александр Пикуленко

В истории Volvo есть два, практически, неразделимых понятия: volvo-driver и машина с кузовом универсал. И, если большой семейный автомобиль так и остался фамильной чертой, то появившийся четверть века назад универсал Volvo 850 Т5-R поставил крест на овощном имидже машин из Гётеборга.

Этот проект оказался самым дорогим в истории Volvo. И хотя дизайн разработал сам Ян Вилсгард, за помощью в других вопросах обратились к Porsche Engineering. Там помогли довести до ума двигатель, добавили спортивного шарма интерьеру и внесли еще несколько значимых штрихов, по которым теперь всегда можно отличить этот автомобиль, после появления которого вся автомобилизированная общественность враз прозрела и объявила новинку самым спортивным универсалом в Европе.

А началось все действительно с выхода на реальную спортивную арену. В 1994 году на трассы английского кузовного чемпионата выехал массивный универсал Volvo 850. За рулем этого неплохо заряженного гоночного болида сидел Ян Ламерс, который до этого успел поездить в Формуле 1.

После первых гоночных успехов, как само собой разумеющееся, был создан быстрый серийный универсал. Когда он был представлен, знатоки потеряли дар речи. Самым распространенным выражением, услышанным от них, стало: «Volvo больше не то, чем было раньше». И, действительно, поставленный поперечно пятицилиндровый турбомотор выдавал 240 л.с. До сотни универсал разгонялся за 7 секунд, а максималка была 240 км в час. И все это на переднем приводе. Эдакий низколетающий «сарай» для дорог общего пользования.

А ведь раньше модели Volvo в лучшем случае ассоциировались с хорошей безопасностью и отменной надежностью. Неслыханный по тем временам швед тогда дал понять, что теперь его владелец не рассудительный меланхолик, а взрывной холерик. И соответственно те, от кого улетала со светофора эта желтая ракета, а такой был основной цвет модели, не знали, как реагировать на подобные безумства.

Даже сегодня тот, кто опробует эту уже несомненно раритетную вещь, сразу заметит, что в ее буйном характере есть что-то, что впрыскивает адреналин. Ведь у Volvo 850 Т5-R есть программно управляемая функция избыточного ускорения. На короткое время она увеличивает давление наддува, что дает изрядный пинок при разгоне.

Однако не все так радужно. Вместо доброй пятиступенчатой механики в машине вдруг обнаруживается четырехступенчатый автомат. Поэтому с одной стороны при резком нажатии на газ мотор выдает потрясающий звук. Потом нужно набраться терпения, так как в начале Т5-R несколько зависает. Но как только коробка наконец-то передает всю мощность на передние колеса, передок приподнимается, и идет классная пробуксовка. Конечно, здесь есть система контроля тяги, но это ничего не меняет. Особенно, когда турбомотор бушует на мокрой дороге. И надо признать, что это действительно здорово. Ведь здесь все по-старому. Звук пробуксовывающих шин очень классно гармонирует с рыком пяти цилиндров. И горе тому, кто не может работать с педалью газа так же бережно, как на Вольво работают со шведским хрусталем Оrrefors.

Но при всей чрезмерной рьяности двигателя, в то время как он мчит  Т5-R по прямой, его коробка немного неуклюже переключает передачи. Конечно, вся мощь без всякого сомнения чувствуется постоянно. Хотя бы потому, что на мокром асфальте очень сложно держать под контролем ерзающий то влево, то вправо передний мост. Причем происходит все это до третьей ступени в автомате. И только после включения четвертной передачи семнадцатидюймовые шины наконец-то начинают крепко держаться за дорогу. И вот тогда автомобиль показывает на что он способен.

На шести тысячах оборотах он просто быстр и совсем не импульсивен. А затем кик-даун, опять задержка, пока коробка с четвертой переходит на вторую, и мотор снова благородно рычит. А ведь есть еще и 35-ти секундный овербуст.

Ну а потом электроника сбавляет давление наддува, и универсал становится сдержаннее. И тут узкое извилистое шоссе возвращает водителя из полета между обочинами в режим обычной езды.

Безусловно, передняя подвеска старательно помогает удержаться в повороте. Но по рулю не всегда поймешь в каком положении сейчас колеса, и гидроусилитель, пожалуй, передает излишнее усилие. То есть отзыв на руль приходит с приличным запозданием, и это заставляет вести машину в поворотах осторожнее.

Может в свое время Volvo 850 Т5-R и был одним из самых мощных универсалов, но ни в коем случае не эталоном управляемости. Но что удивительно, при всей его недостаточной поворачиваемости задний мост с многорычажкой Delta-link не вызывает никаких нареканий.

Причем, этот быстрый автомобиль немало весит, почти полторы тонны. Четверть века назад это было много. Но именно Volvo 850 Т5-R смог объединить в себе редкие для тех лет спортивность и универсальность.

К тому же это был один из первых автомобилей с боковыми подушками безопасности. Несмотря на все буйство характера это поддерживало имидж  Volvo в вопросах безопасности. Подобные вещи добавляют Т5-R немного здравого смысла.

А если сесть за руль этого шведского экспресса, вас порадуют широкие кожаные сидения, низкий пояс боковин и большая площадь остекления. Обзор во все стороны просто потрясающий. На ворсистых ковриках красуется цифра 850 такого же цвета, как и автомобиль. А вокруг водителя непривычное ныне изобилие кнопок, ручек и движков.  Радиоприемник с кассетной декой вообще воспринимается как музейный экспонат. А вот центральный замок, который приводится в действие с брелока, сегодня удивления не вызывает. А  25 лет тому назад это была диковинка. А еще здесь электрические стеклоподъемники и сдвижной люк в крыше тоже с электроприводом. Есть и совсем удивительная вещь – бортовой компьютер. Совсем немногие автомобили того времени были им оснащены.

Главное же, на что не стоит обращать внимание, так это расход топлива. При резкой езде нормой становятся 20 литров на 100 километров. Но с другой стороны, те, кто покупал Volvo 850 Т5-R знал, что это не совсем обычный семейный универсал. Да, упаковать туда действительно можно большую семью. Но ведь и общее укачивание тоже гарантировано.

Ценность этих машин стала понятна только сегодня. Всего их сделали только 7500 штук. И не смотря на высокую по тем временам цену, они были немедленно раскуплены. Сначала Volvo 850 Т5-R выпустили в желтом и черном цвете по две с половиной тысячи каждого. На этом хотели остановиться, но жалобные мольбы поклонников подвигли шведов сделать еще две тысячи пятьсот машин. Теперь они были темно зеленые.

Поразительно, что Volvo 850 Т5-R даже по истечении стольких лет все еще способен удивить. И не смотря на всеобщее признание классиком, он очень хорошо подходит для ежедневного использования. И отдельное спасибо шведскому производителю за то, что он готов обеспечить запчастями в любом конце земного шара этот мелкосерийный автомобиль.

В России таких машин немного. Но их истинные ценители у нас есть. Тем более, что эта довольно редкая модификация продавалась у нас официально.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)