Блоги

SKODA И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ АВТОСПОРТ

24.03.2020, 12:20 721 0 Александр Пикуленко

В 1948 году народное предприятие Skoda – передовой автозавод социалистической Чехословакии, отправил на 24-часовую гонку в Спа-Франкошамп три автомобиля Skoda Tudor, в основе которых лежала успешная довоенная конструкция. И хорошо отработанная модель не подвела. Пройдя за сутки 2000 километров, все три автомобиля радостно финишировали.

Но скоро социализм взял свое. И, не смотря на то, что на завода в Младо Болеславе талантливые местные инженеры создавали очень интересные и даже передовые для своего времени конструкции, дороги на мировые соревнования им не было.

Выезжала заводская команда в основном на ралли, поддерживая местных дилеров марки. А так как автомобили были действительно хорошие, выступая в классах малообъемных машин, Skoda регулярно выигрывала даже на крупных соревнованиях. Одним из первых таких автомобилей стала Oktavia. Легкая, с мощным для тех времен 55-сильным мотором, хорошо сбалансированная, она в 1961 и 1962 годах выиграла ралли Монте-Карло в классе 1300 кубических сантиметров.

А потом на конвейер стала заднемоторная модель Skoda 1000 MB. Машина выпускалась долго, постоянно модернизировалась. И через несколько лет на филиале в городе Квасины на ее базе было построено легкое спортивное купе Skoda 1010 R.

Завоевав на ней немало призов в стандартных классах, заводчане решили сделать не совсем обычный автомобиль. И в 1974 году была собрана партия прототипов с двигателем объемом 1800 и 2000 кубических сантиметров. Коробку взяли от Porsche. Переднюю и заднюю подвески собрали на подрамниках. Скорость этих автомобилей достигала 200 км в час. Они могли стать более чем достойными соперниками мировым производителям.

Но дорога в большой спорт им была закрыта необходимостью омологации. По ее условиям завод должен был производить целую тысячу таких автомобилей в год. Ведь к соревнованиям допускались серийные, а не экспериментальные автомобили.

Тогда было решено в этот же кузов установить мотор от серийной машины, но увеличенного объема. Дальнейшей форсировкой его мощность была поднята до 140 л.с. при 8500 оборотов в минуту. Пришлось расстаться и с коробкой.

В таком виде автомобиль был представлен на омологацию. В Чехословакию для этого приехал комиссар Международной спортивной комиссии ФИА Поль Фрер, в свое время чемпион Ле-Мана. Его встречал Мирослав Чейп – руководитель спортбюро завода. Он устроил гостю очень интересную программу. Организовал даже встречу с Элишкой Юнковой, которая в 1928 году выиграла на Bugatti гонку Тарга-Флорио.

Гостю продемонстрировали двенадцать машин Skoda 130 RS. На вопрос, где же остальные 988, ему объяснили, что серийные машины были сделаны по заказу полиции и в настоящее время заняты на службе. Так что собрать их вместе просто невозможно. Неизвестно, поверил ли в эту легенду Поль Фрер, а может подумал, что класс 1300 не очень занимает крупных производителей, и грех не поддержать чехов, которые создали столь интересный автомобиль, и что в конечном итоге это поможет ребятам из соцлагеря вырваться на мировые трассы. Это был несомненный дипломатический успех чехов.

 Кстати, за все восемь лет действия омологации они так и не собрали 1000 машин. Но это было уже неважно. Самый большой успех пришел к команде в 1981 году, когда она завоевала титул Чемпиона Европы среди производителей, второй стала BMW.

А дальнейшие успехи были скромнее. Переднеприводная Skoda Favorit и ее модернизированная при помощи Volkswagen сестра Felicia неплохо ездили в младших классах и даже выиграли в 1994 году Мировой трофей ФИА в двухлитровом классе. Но ведь хотелось побеждать в абсолюте. А с этим пока не получилось.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)