Блоги

Skoda и Volkswagen— все счастливы

29.03.2016, 17:46 27657 0 Ассамблея Автомобилистов

Skoda и Volkswagen в эти дни отмечают 25-й юбилей своего слияния. Дело в том, что 28 марта 1991 года было подписано соглашение о вхождении автомобильного подразделения Skoda в Volkswagen Group. Само соглашение вступило в силу 16 апреля 1991 года. А теперь чуть-чуть поподробнее о самой Skoda, о том, как ее купил Volkswagen, и о том, как у них сейчас дела обстоят. А они обстоят совсем не так, как, например, у «АвтоВАЗа» и Renault-Nissan.

Мы все знаем, что бренд Skoda был основан в конце 1895 года на заре автомобилестроения и является одним из старейших в мире.  Штаб-квартира компании и основной завод вот уже 121 год находится в городе Млада-Болеслав (маленький городок, в 30 минутах езды к северу от Праги). Основатели марки Skoda – Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент — настоящие энтузиасты и патриоты автомобилестроения.

В ХХ веке у компании было много всяких взлетов и падений. Довоенная репутация машин этой марки считалась вполне достойной, хотя каких-то ярких прорывов по большому счету не было. Первый серийный автомобиль компании Voiturette, выпущенный в 1905 году, имел коммерческий успех. До этого представители Skoda побеждали на международных соревнованиях.

Потом появилось подразделение «Шкода-Пльзень», вышла модель Popular (ответная реакция на великую депрессию), возникло ремонтное предприятие Elka, была выпущена снискавшая известность Skoda 430, инженеры фирмы создали даже танк LT vz 35. 

Когда Чехословакию захватили гитлеровцы, предприятие вынуждено было работать на третий рейх. Кстати, именно в то время появился знаменитый Superb 3000.

Во времена социализма, предприятие считалось образцовым, но только в соцлагере, а на самом деле под тяжестью госуправления и госпланирования бренд постепенно деградировал, потерял свой прежний авторитет на международном рынке. В то время появились Tudor, Spartak, Octavia и Felicia. Но тягаться с немецкими, японскими и американскими производителями фирма уже не могла, особенно по качеству выпускаемых машин. Объем производства в конце 80-х составлял 200 000 автомобилей в год, но то было количество, не качество. Модельный ряд состоял всего из двух продуктовых линеек – модели с задним расположением двигателя и малолитражного автомобиля Favorit, дебют которого состоялся в 1987 году. У Favorit была еще версия в кузове универсал, под названием Forman.

В конце восьмидесятых Volkswagen Group (к тому времени уже крупнейший производитель автомобилей в Европе) продемонстрировал большой интерес к бренду из Млада-Болеслава. Еще в 1987 году Петр Хрдличка (Petr Hrdlička), глава Департамента по развитию, представил в Вольфсбурге прототип нового переднеприводного автомобиля Skoda Favorit, который прошел всестороннюю проверку со стороны Volkswagen. Подробная информация о новой модели и понимание её потенциала сделали марку Skoda еще более привлекательной для Volkswagen Group. Особым доводом для слияния стало наличие высоко квалифицированного персонала на чешском предприятии. 

9 декабря 1990 года правительство Чехии решило: Volkswagen Group станет стратегическим партнером Skoda. 28 марта 1991 года Ян Врба (Jan Vrba), занимавший тогда пост министра промышленности Чехии, и Карл Хан (Dr. Carl Hahn), являвшийся генеральным директором Volkswagen, подписали контракт об интеграции автопроизводителя Skoda в состав Volkswagen Group. 16 апреля 1991 года документ вступил в силу, дополненный взносом в уставный капитал и акционерным соглашением. За вклад в 620 миллионов немецких марок Volkswagen Group приобрела 31 процент акций компании из Млада-Болеслава. Впоследствии Volkswagen Group постепенно увеличивала свою долю, а 30 мая 2000 года группа стала единственным владельцем акционерного общества Skoda.

И вот за четверть века марка вышла на мировой уровень, превратилась из регионального производителя в одного из гигантов мировой автоиндустрии. Сегодня Skoda производит более миллиона автомобилей в год и продает свои машины в 100 странах. У компании 14 производственных площадок в разных частях света.

Бернхард Майер (Bernhard Maier), председатель Совета директоров Skoda, вчера выступил и заявил, что вхождение Skoda в группу Volkswagen – это «один из наиболее успешных примеров приватизации чехословацких государственных предприятий в начале 1990-х годов».  Похоже, что так и есть. Сегодня Skoda предлагает модельный ряд из 40 версий, от небольшой по размерам модели Citigo до флагмана марки – Skoda Superb. Кстати, в свой юбилейный год компания начинает разрабатывать и производить новую модельную линейку в сегменте SUV.

Нынешняя Skoda играет важную роль в экономике Чешской Республики: в 2014 году производитель обеспечил 4,5% ВВП страны и около 8% всего чешского экспорта. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Весь чешский экспорт в 2014 году составил 147 млрд долларов (данные МВФ). Ну а стало быть 8% — это около 17,3 млрд долларов. Для сравнения, экспорт всех видов вооружений из России в 2014 году, по данным Минобороны, составил около 13,5 млрд долларов. С экспортом продукции нашего родного и горячо любимого «АвтоВАЗа» давайте не будем сравнивать.

Стоит, наверное, отметить, что экспорт автомобилей марки Skoda в 2015 году увеличился и превысил миллион штук. Больше всего они продают машин в Китай — 281 700 автомобилей в 2015 году. В Германии Skoda тоже закрепилась и держит около 5,6% этого высоко конкурентного рынка; так, они продали немцам 158 700 автомобилей в прошлом году.

На внутренний чешский рынок компания тоже работает: в 2015 году продала на нем около 85 тыс. автомобилей. При том, что вся Чехия — это всего 10 млн человек. 

Впрочем, замыкаться на экспорте и внутреннем рынке сегодняшняя Skoda не собирается: после интеграции в структуру Volkswagen Group производственная сеть из трех действующих заводов марки в Млада-Болеславе, Квасинах и Врхлаби была дополнена мощностями Volkswagen Group в Китае, Индии, России и Словакии. Также к сборочным комплексам относятся площадки в Казахстане и на Украине.  При этом свои автомобили компания разрабатывает исключительно дома: весной 1991 года отдел развития Skoda состоял из 600 человек, сегодня в этом отделе 2000 сотрудников, и все они работают в сфере высоких технологий, разработок и дизайна на заводе в Млада-Болеславе.

На протяжении 25 лет инвестиционный поток оставался стабильным. В период с 1991 по март 2016 года компания Skoda инвестировала более 300 млрд крон (около 11 млрд евро) в новые модели, исследования и разработки, а также в расширение производственных мощностей в Чехии. Давайте опять сравним, чтобы лучше понять размер этих инвестиций и их эффективность. Например, сейчас Минэкономразвития обсуждает размер субсидий для нашего автопрома: Минпромторг требует на субсидии из бюджета 80 млрд рублей (около 10 млрд евро), а Минэкономразвития говорит, мол, подождите, коллеги, у нас тут дефицит бюджета. И это не инвестиции, а государственные субсидии (то есть поддержка за счет налогоплательщиков), и не за 25 лет, а только за один год!  При этом, производство автомобилей в нашей стране падает, а весь российский автопром экспортирует машин намного меньше, чем одна Skoda.

Еще хочется отметить одну вещь. Сегодня число работников Skoda составляет около 28 500 человек. Компания является одним из крупнейших работодателей Чехии. Да, это меньше, чем на «АвтоВАЗе» в два раза, но дело не в размерах штата. Средняя зарплата простого рабочего на заводе в Млада-Болеславе, по данным газеты Pravo, составила в 2015 году 48 600 чешских крон — это около 1800 евро или 137 тысяч российских рублей.

Что на этом заводе еще впечатляет, так это то, как они там работают со студентами. Студенты учатся в профессионально-техническом училище для инженеров-механиков (22 тысяч выпускников в прошлом году) и в университете Skoda, который функционирует в Млада-Болеславе с 2000 года. Инженерный диплом этого университета считается престижным даже в Штатах.

И все это за 25 лет.  Слияние, которое суть поглощение, в итоге никого не унизило и ни чьих патриотических чувств не оскорбило.  Возможно, в Чехии есть индивиды, ностальгирующие по «славному прошлому национального автопрома», но, слава Богу, люди неуравновешенные там к власти не допускаются и в компании Skoda они точно не работают.  

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)