Блоги

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СУПЕРКАР

06.10.2020, 16:55 1288 0 Александр Пикуленко

Компания Uber выводит на улицы автоматические такси и грузовики. Вот и всё. Никогда автомобиль не будет прежним — торжеством свободы передвижения, воплощением мальчишеских грез. Не будет красочных постеров над кроватью, почти интимного колдования под капотом, безумных светофорных стартов и упоения минутной славой   Какого удовольствия мы себя добровольно лишаем! Пользуясь автомобилем в режиме «дом — офис — дача», этого, конечно, не понять. Хотя немало и тех, кто особенно остро предвкушает расставание с великой эпохой. Неслучайно именно сейчас множатся проекты, кажущиеся чудными даже истинным апологетам автомобилизма. Но нет лучшего способа измерить силу времени чем классическая машина. Сидя в старом автомобиле, я всякий раз думаю о том, насколько вовремя или нет этот олдтаймер появился. В свою минуту, как выражаются раллисты.  

К примеру, Škoda 130 RS. На повороте двукратный чемпион чехословацких ралли Иржи Урбан слегка притапливает педаль сцепления, и под газом наша RS’ка начинает плавно уплывать кормой. Задние ведущие колеса  лишаются тяги, и их срывает с траектории. Это называется ездой в управляемом заносе. Любимый раллийный приемчик. С его помощью спортсмены проходят особо крутые повороты — «шпильки». Сейчас цель Урбана — произвести впечатление на гостя. Для этого нам специально перекрыли отрезок извилистой лесной дороги. Характер у раллийной Škoda 130 RS нагловатый, как у скамейки запасных сборной Чехословакии по хоккею. Иван Глинка, Владимир Мартинец, Олдржик Махач, Милан Новы, Милан Халупа, Иржи Холичек — любой мальчишка в СССР перечислял эти имена без запинки, словно таблицу умножения. Знаменитое сражение наших с гриппозной чехословацкой сборной за золото Олимпиады-76 в Инсбруке... Увы, чехословацких хоккеистов в те годы у нас знали куда лучше, чем чехословацких раллистов. Хотя, конечно, журнал «Чехословацкое мотор-ревю» выписывали. А кто «попродвинутее» — то и такой авторитетный «часописъ», как Svět motorů.

В действительности, Škoda 130 RS столь же напористо прорвался в мировой раллийный чемпионат, как Милан Новы — к воротам Третьяка на пятой минуте того знаменитого матча. Автомобиль готовили для выступления в тогдашней группе А2 чемпионата по ралли. По правилам, получить омологацию Международной автомобильной федерации мог образец, выпущенный в количестве не менее 1000 экземпляров за предыдущий год. Прибывшему в начале 1975 года в Чехословакию комиссару FIA Полю Фрэру в лучших традициях гостеприимства показали всё... кроме тысячи готовых «эрэсок». Когда же комиссар поинтересовался, а где, собственно, предмет разговора, спортивный директор автозавода Škoda Мирослав Чейп невозмутимо ответил: «А все машины служат в дорожной полиции!» В  чемпионате мира ощущалась нехватка участников на автомобилях с двигателем 1300 кубических сантиметров, и комиссар Фрэр довольствовался осмотром одного-единственного образца!

К слову, в то время на чехословацких ралли почти безраздельно властвовал Владимир Губачек. Автомобиль ему предоставляла компания Renault. В каждой социалистической стране французы старались отыскать одаренного парня, пересаживали его на свою продукцию и начинали пожинать лавры. Благо гонок было не счесть. В одной только Чехословакии: ралли Влтава, ралли Жижера, ралли Есеники, ралли Клич, ралли Кошице, ралли Лужицки горы, ралли Парамо, ралли Смеда, ралли Татра, Škoda-ралли... ну и, разумеется, сверхпрестижное Barum-ралли в Злине, этап чемпионата Европы. Его Владимир Губачек выигрывал трижды. С той же силою гремели по соцлагерю имена поляка Собеслава Засады и болгарина Илии Чубрикова. «Коронным номером» братьев Чубриковых, пилота и штурмана, всегда было ралли Златни пясъци — «Золотые пески». Чубриковы тоже выступали на автомобилях Renault. 

«В воскресенье побеждаем, в понедельник — продаем» — эта сентенция, приписываемая самому Генри Форду, распространялась и на страны Восточного блока. Не совсем верно  представлять соцлагерь этаким автомобильным захолустьем, вотчиной «Lada» и «Trabant». До общего рынка было далековато, однако в ГДР потихоньку приторговывали «Volvo» и «Peugeot», «Citroen» и «Wolksvagen». В Болгарии некоторое время собирали «Fiat» и «Renault». Поляки строили «Fiat», а в Румынии успешно действовали производственные филиалы «Citroen» и «Renault». Югославия с ее «кока-кола-социализмом» и страстным автомобилистом Тито и вовсе всех обскакала — там выпускали легковые автомобили марок Austin, Citroёn, Fiat, Opel, Renault, Volkswagen... Так что спортивная политика Renault была не только политикой...

Раз вы так с нами, то и мы с вами — и спортивный директор Škoda приглашает в заводскую команду пусть не самого именитого, зато весьма амбициозного иностранца — норвежца Джона Хогланда. От него не отставали и чехи — Вацлав Блахна, Милослав Западло и Иржи Шедивы.

В зачете Škoda 130 RS — двойной триумф в ралли Монте-Карло 1977 года (в категории до 1300 куб. см), шестикратно выигранное национальное ралли «Барум», а также победа в чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам в 1981 году — в «кольце» автомобиль оказался столь же успешен. К слову, так и неизвестно, сколько на самом деле построили экземпляров Škoda 130 RS — Джону Хогланду спортивные менеджеры обычно отвечали: «Достаточно!» Немногие сохранившиеся экземпляры стоят невероятных денег. Потому за руль посторонних стараются не пускать. Хотя первый шаг в автоспорт сделан — научили правильно надевать шлем и застегивать массивный «пятак» — замок пятиточечного ремня безопасности. В этот момент уже чувствуешь себя настоящим раллистом и даже невзначай роняешь в разговоре какое-нибудь гонщицкое словцо вроде «штаны направо» или «тупик налево».  Исторические ралли бывают двух видов. Одни мало чем отличаются от современного чемпионата мира, и патронирует их, как большинство автомобильных соревнований, международная автомобильная федерация со штаб-квартирой в манящем Париже. Другие — более гуманные — опекает Федерация исторических автомобилей. В таких соревнованиях участвуют староходы в том виде, в каком их когда-то выпустили. Там не требуют современных каркасов безопасности, омологированной спортивной формы и новейшей системы пожаротушения. Еще не было ремней? И не надо! Такие соревнования — занятие неспешное. Можно даже остановиться где-нибудь в теньке, чтобы еще раз разобрать дорожную книгу и пересчитать среднюю скорость прохождения участков со всеми поправками. Продолжая спортивные аналогии, не в хоккей играем, а в шахматы. Правильно это называется ралли на регулярность движения. Тут-то точно дадут порулить

Расставаться со старым раллийным автомобилем не хотелось. Душевно прокатились! Странное дело: когда, наконец, у автомобилей возникнет некое подобие души — искусственный интеллект, одновременно исчезнет необъяснимая, сокровенная связь между машиной и ее владельцем. Привычный нам автомобиль переходит в разряд технических уникумов наряду с винтом Архимеда и паровой машиной Уатта. Кажется, что перемены опережают нашу готовность принять их. И мы проигрываем еще одну гонку, на этот раз с прогрессом.  Но как там у Чапека? «Мы всегда представляем себе будущее полным новизны; между тем в нем тоже будет много старого, устарелого. Хотите заглянуть в такое будущее?»

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)