Блоги

СПОРТСМЕНЫ ИЗ ЦЕНТРА ЕВРОПЫ

16.03.2020, 22:01 1001 0 Александр Пикуленко

Сегодня никого не удивляет словосочетание «Skoda и автоспорт». А вот 125 лет тому назад, когда автомотоспорт только начинался, появление новой марки из центра Европы очень удивляло. Ведь новая команда из Австро-Венгрии под именем «Лаурин и Клемент» появилась на старте знаменитой гонки Париж-Берлин как большая авантюра.

Денег у двух Вацлавов было очень мало. Их хватало только на стартовый взнос. Вот и на дорогостоющую резину их уже не нашлось. Поэтому экономили на всем. За руль мотоцикла посадили рабочего завода Нарциса Подседничека. Его выбрали не только за умение неплохо сидеть в седле, но и за недюженную физическую силу. К тому же парень был очень трудолюбив.

Гонщикам предстояло преодолеть 196 километров. Ночью тогда не ездили. И всем членам небогатой команды приходилось спать в одной кровати. Но что удивительно, мотоцикл «Лаурина и Клемента» все-таки добрался до Берлина, приехав раньше, чем открылся судейский пункт. За это резвого новичка сняли с соревнований.

Но владельцы фирмы ничуть не огорчились. И в последующие годы пришли настоящие победы.

А вот участие автомобилей в гонках началось только в 1905-м, когда стандартный «Лаурин и Клемент» выехал на старт соревнования в Семмеринге и благополучно победил в классе дорожных автомобилей.

Довелось им погоняться и в царской России. Машины чешской марки были популярны у наших гонщиков. На них они выезжали на старт гонки Санкт-Петербург – Москва.

В 1907 году один из лучших гонщиков того времени Отто Иеронимус был назначен главным конструктором. И всеми своими спортивными успехами до Первой мировой войны чешская команда была обязана его таланту. Участвуя в гонках Санкт-Петербург – Москва, он привел «Лаурин и Клемент» с двухлитровым мотором мощностью 16 л.с. пятым в общем зачете и первым в классе.

А в 1908-м на легендарном треке в Брукланс Иеронимус установил мировой рекорд, разогнавшись до 118 километров в час.

В 1914 году на фирме построили настоящий гоночный автомобиль с объемом двигателя 5,5 литра, развивавший полновесные 100 л.с. Именно на такой машине в 1914 году команда выиграла сложнейшую сицилийскую гонку Тарга-Флорио.

А потом была война, и автоспортом на «Лаурин и Клемент» не занимались два десятилетия. За это время и война закончилась, и Австро-Венгерская империя развалилась, да и сама фирма вошла в состав концерна Skoda.

Только в 1933 году на гоночные трассы выехали спортивные автомобили Skoda 637. Это были местные соревнования «1000 миль Чехословакии». В своем классе новые автомобили заняли второе и третье места. В 1935 году на заводе были построены четыре специальных автомобиля Skoda Rapid Monte-Carlo с двухместными кузовами. Они развивали скорость 130 км в час, были оборудованы гидравлическими тормозами и отличались неплохой управляемостью. На сложнейшем ралли Монте-Карло, а зима в 1937 году выдалась очень снежной, завоевали второе место в классе.

И опять начавшаяся Вторая мировая отменила все спортивные мероприятия.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)