ТЕХНИКА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Оренбург – город, где туристу посмотреть особо нечего. Но, как часто бывает, где-то в уголке неожиданно наталкиваешься на что-то очень интересное, такое, как например: экспозиция парка «Салют, Победа!»
Здесь по разным углам разбросаны механизмы, в той или иной мере относящиеся и к Великой отечественной, и послевоенной истории. Меня, конечно, заинтересовали автомобили и тракторы. Экспозиция сельскохозяйственной техники начинается с нескольких инсталляций, показывающих, на чем возили разные грузы в те времена, то есть на лошадях и быках.
Ряд сельской техники открывает колхозный труженик – ГАЗ ММ, неплохо сохранившийся. Это одна из тех машин, которую собрали на Ульяновском автозаводе. Кабина металлическая с тканевым верхом, передних тормозов нет, крылья прямоугольные, как у машин военного времени. Зато обе фары в комплекте. Полуторку в колхозах гоняли в «хвост и гриву». Они возили и грузы, и людей. Машины работали на износ. Но что удивительно, сохранилось их немало.
А вот трактор СТЗ-1. Это самый массовый советский предвоенный трактор. Чтобы побыстрее механизировать сельское хозяйство, ничего своего изобретать на стали. За основу взяли один из лучших пахотных тракторов того времени – International MacCormic 15/30. Для его производства был построен гигант социалистической индустрии – Сталинградский тракторный. Не обошла стороной судьбу этой машины советская литература. Целый роман «Битва в пути» был написан, и даже снято кино. Машина была, конечно, та еще. Абсолютно железная, без всяких усилителей, открытая всем ветрам. Но это не помешало комсомолке Паше Ангелиной освоить ее, а заодно позвать подруг на трактор. Таких в стране нашлось 200 тысяч.
Первый в СССР пропашной трактор «Универсал 2» хоть и имел в основе американского предка, был творчески переработан советскими конструкторами и получился очень удачным. Делали его долго. С конвейера Владимирского тракторного завода последний экземпляр сошел в 1955 году. Работали эти машины по всей стране: от картофельных полей нечерноземья до хлопковых полей Средней Азии. Конструкция была очень простой и ремонтнопригодной. Большинство работ, даже таких, как переборка двигателя, можно было сделать прямо в поле.
Универсальный трактор ДТ 54 три десятка лет сходил с конвейера трех тракторных заводов. Выпустили его почти миллионным тиражом. Именно эта модель стала основной при распашке целинных земель. И, хотя мощность была все еще невелика, всего 54 л.с., у него появилась закрытая кабина с мягким сидением. На ДТ 54 можно было выполнять не только сельскохозяйственные, но и строительные и даже транспортные работы.
Так как в то время очень любили снимать фильмы из сельской жизни, ДТ 54 стал героем нескольких очень популярных лент того времени. А в кинокартине «Дело было в Пенькове» он даже сыграл роль фантастического трактора, который сеет и пашет без водителя.
Его хорошо знали и в братских социалистических странах. Вьетнамцы даже выпустили купюру в 100 донгов с его изображением.
Универсальный трактор МТЗ 5 в 60-х встречался везде: и у крестьян, и у строителей, и даже у коммунальщиков. Неприхотливый, хоть и без подвески, но на мягком резиновом ходу. Его дизельный мотор в 40 л.с. вполне справлялся с большинством порученных работ. Выпускали трактор два завода: Минский и Днепропетровский. Именно там, на ЮМЗ делали удивительный трактор-экскаватор, получивший кличку «Петушок».
Комментарии (0)