Блоги

ТРАНСПОРТ ДЕДА МОРОЗА

25.12.2017, 04:58 6608 0 Александр Пикуленко

Тройка коней деда мороза 

На чем приезжает в гости Дед Мороз? Ответ, конечно, один. На тройке. Хотя существуют версии о северных оленях, белых медведях и авторефрижераторах. Тройка безусловный лидер. А вот на чем приезжал Дед Мороз к нашим прапрабабушкам? То, что мы сегодня называем «тройкой», появилось только в середине 18-го века. Казалось бы, как же так? Национальный, можно сказать, вид транспорта. На счет национального верно, больше нигде подобного не было. Но надо сделать оговорку. Наш транспорт не только «тройка», но и дуговая запряжка вообще. До России никто и нигде не запрягал лошадь подобным образом. А если нет дуги, то некуда вешать колокольчик. Вот и приходилось на запятки какого-нибудь герольда с трубой сажать. И дудел он, сердечный, всю дорогу над ухом седока.

Сани, тройка

Кстати, колокольчик на Руси был положен исключительно почтовой службе. Простым обывателям применять их запрещалось царским указом. Конечно, колокольчики-бубенчики не главное.

Тройка основной вид транспорта на Руси

Появление тройки, быстро ставшей на Руси основным средством связи и главным пассажирским транспортом, было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, раньше в столь скоростном средстве передвижения просто не было нужды. Традиционная российская неспешность плюс отвратительные дороги, да еще странный обычай: чем знатнее был боярин, тем медленнее он передвигался. Во-вторых, не было на Руси быстрых лошадей. Сказочный Сивка-бурка, сказочный и есть. А среднестатистическая лошадка времен царя Бориса невысокая, ширококостная и небыстрая на ходу.

Упряжка с бубенцами.

И только Петровские реформы потребовали отличной и бесперебойной связи. Вот тогда и появилась в России лошадь новой породы Рысак, годная и в подводу, и под воеводу. Кто первым догадался запрячь трех лошадей рядком, сейчас уже не узнать. Но вскоре полетели по городам и весям резвые тройки. Коренник – Рысак, массивный, с устойчивой ровной рысью. Он задает темп и направление. А рядом пристяжные идут галопом. И все здесь зависит от искусства кучера.

Тройка

Основное достоинство тройки – скорость. По хорошо укатанному снегу она могла развить 60 км в час. Фельдъегерю требовалось около суток, чтобы доставить донесение из Петербурга в Москву. Разумеется 600 верст лошади без остановки пробежать не могут. Вот и стояли по русским дорогам ямы – станции смены лошадей, где всегда наготове была сменная тройка. Заслышав вдали колокольчик, смотритель бежал выводить подставу. А долго ли курьеру с возка на возок пересесть. А потом кучер чуть шевельнет пальцем, и тройка, послушная его движению, то соберется, то расходится веером по дороге. Высоко держа голову, летит коренник, и как бы стелятся по снегу пристяжки, по-лебяжье выгнув головы в сторону. В руках хорошего троечника не только лошади птицей летят, любое конное дело спорится. Ведь именно с троечной запряжки пошли поговорки: «Русские медленно запрягают, да быстро едут».

Вот на такой тройке и приезжает к нам под Новый год Дед Мороз!

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)