Блоги

В погоне за скоростью

16.06.2022, 17:21 679 0 Александр Пикуленко

Гонки начались тогда, когда появился второй автомобиль. И сразу же пошла погоня за скоростью. Хотя поначалу это больше всего напоминало дуэль, зачинщиком которой выступил, как и полагается, француз, граф Гастон де Шасслу Лобэ. Он специально построил электромобиль, чтобы проехать километр быстрее других. В декабре 1898 года на дороге Париж-Эшер граф развил бешенную скорость 63 км в час. После чего заявил всем, что он самый быстрый человек в мире.

Графу сразу ответили из Бельгии. Негоциант Камиль Женатцы – крупный огненно-рыжий мужчина по прозвищу «Красный дьявол» тоже построил электромобиль с сигарообразным кузовом и назвал его «La Jamais Conteht», что переводится как «всегда недовольная». Злые языки поговаривали, что это в честь мадам Женатцы.

Два противника обменивались рекордами скорости в течение пяти месяцев, но победил Камиль. Он первым в мире преодолел рубеж в 100 километров в час. И что интересно, публика и специалисты хором признали рекорд неповторимым, так как развить скорость большую чем эта уже никогда никому не удастся.

Бельгиец был объявлен быстрейшим человеком планеты, и в этой истории была поставлена точка.

Но не тут-то было. На трассу вышли паромобили. Один из создателей этого типа самоходных экипажей француз Леон Серполле в 1902 году в Ницце разогнался до 120 километров в час, доказав, что предела скорости нет.

Потом все переместилось за океан. Американцы с их любовью к спорту и тотализатору с интересом приняли новую забаву и поставили на паровик с громким именем «Rocket». Именно на нем на пляже в Дайтоне Фрэнк Марриотт преодолел двухсоткилометровый рубеж.

Как видно, бензиновые моторные средства пока уступали. Последним рекордом скорости, который поставили на трассе Брукландс перед Первой мировой войной было всего 199 километров в час. И был это бензиновый «Benz» с мотором сумасшедшего объема в 21 литр.

Как только закончилась Первая мировая война, гонка за абсолютный рекорд скорости на земле возобновилась. Первый послевоенный рекорд установил ирландец Ки Гинес. В 1918 году на рекордном «Sunbeam» с трехсотпятидесятисильным авиамотором он все так же в Брукландсе проехал со скоростью 215 километров в час. Но этот рекорд долго не продержался.

На трассу выехали совсем другие машины и за их рулем сидели великие рекордсмены: Малколм Кэмпбелл, Генри Сигрейв, Джон Кобб. Это была целая эпоха бескомпромиссной борьбы.

В конце 20-х начале 30-х годов прошлого века рекордные машины перестали напоминать автомобили как таковые. Вот к примеру «Sunbeam», на котором англичанин Сигрейв преодолел рубеж в 300 километров в час, он был длинным, узким с двумя авиационными моторами по 1000 л.с.

Ведь теперь каждые 100 километров скорости стали даваться труднее. И сами машины стали такими инженерно-изощренными, что построить их можно было только при финансовой помощи государства. В 1929 году Сигрейв на «Golden Arrow» достигает 370 километров в час. А Кэмпбелл на «Blue Bird» опять же не пляже Дайтоне в 1931 году преодолел 400 километров в час. Кстати говоря, рекорд Кэмпбелла стал последним, установленным на пляже Дайтоны.

С начала 30-х все рекордные заезды стали проводить на высохших соляных озерах Бонневиль в американском штате Ютта или Эйр в Австралии. Именно в Бонневиле были установлены наиболее значимые довоенные рекорды.

Достигнутая Джорджем Истоном на автомобиле «Thunderbolt» планка в 500 километров в час потрясла воображение обывателей не меньше чем наших современников полет в космос. Его шестиколесный семитонный автомобиль оснастили двумя авиационными моторами Роллс-Ройс мощностью 4700 л.с.

А перед началом Второй мировой Джон Кобб поднял планку абсолютного рекорда еще на сотню в час. В 1939 году он разогнался до 634 километров в час.

Но а потом была Вторая мировая война, закончившаяся потрясениями и разрушениями. Стало как-то не до рекордов, да еще таких дорогих как абсолютный рекорд скорости.

Так что возобновить гонку за безумными километрами в час удалось только в 1955-м. Очередным рекордсменом стал сын Малколма Кэмбелла Дональд. Он первым в мире поставил на свой рекордный автомобиль, конечно назвав его «Blue Bird», газотурбинный двигатель Бристоль-протеус мощностью 4100 л.с. Первая попытка закончилась аварией. На восстановление машины чудом оставшийся в живых пилот потратил пять долгих лет. Но в 1960 году на озере Эйри в Австралии он все же установил новый рекорд в 649 километров в час.

А еще через пять лет Боб Саммер американский гонщик на рекордном «Golden Road» с четырьмя моторами V8 Hemi от «Chrysler» поставил последний рекорд для автомобилей с приводом на колеса – 658 километров в час.

Ну а потом, поняв, что дальше от такого типа привода больше ничего не добьешься, Международная автомобильная федерация разрешила считать официальными рекорды скорости на автомобилях, не имеющих привода на колеса, то есть, оснащенных реактивными двигателями. Это дало новый толчок как конструкторам, так и любителям адреналина.

Самыми удачливыми из них оказались американцы Арт Арфонс на «Green Monster» и Крэг Бридлав на «Spirit of America». После двух лет гонок за абсолютом именно Бридлав показал фантастический результат в 967 километров в час.

Надо сказать, что все это было очень опасно. В одном из заездов Крэг потерял управление, и его автомобиль пронесся по пустыне 10 километров, потом, врезавшись в телеграфный столб, взмыл в воздух и пролетев 50 метров рухнул в озеро. Хорошо, что это произошло после зачетной отметки. Когда пилот выплыл целым и невредимым, его обрадовали: «Есть рекорд!».

А впереди стояла заветная цифра 1000 километров в час. И этот рубеж покорился в 1970-ом Гарри Габеличу, тридцатилетнему пилоту из отряда американских астронавтов. Его «Blue Flame» стал первым автомобилем, преодолевшим 1000 километров в час.

Теперь принципиальным стал вопрос, сможет ли автомобиль преодолеть скорость звука. И это тоже удалось сделать американцу. Стэн Баррет на «Budweiser Rocket» разогнался до 1190 километров в час. Казалось бы, вот он предел, и вот он самый быстрый человек на Земле. Но нет впереди замаячила еще одна, совсем уж фантастическая цифра, 1000 миль или 1600 километров в час, то есть скорость пули.

Первым в бой вступил англичанин Ричард Нобль, построив автомобиль «Тrust SSK». У этого монстра два реактивных двигателя Роллс-Ройс общей мощностью 100 000 лошадиных сил. Правда ресурс этих моторов всего лишь 10 часов работы. Сам Нобль за руль суперсоника решил не садиться и уступил место пилоту Энди Грину, который и стал самым быстрым человеком на Земле, разогнавшись в 1997 году по пустыне Блэк Рок до невероятных 1228 километров в час. Это и по сей день является рекордом скорости на суше.

Но цифра в 1600 километров в час манит. И на подходе проект «Bloodhound SSK» - сверхзвуковой рекордный автомобиль с заявленной скоростью 1609 километров в час. У этого карбоново-алюминиевого чуда три движителя: гибридный ракетный, реактивный от истребителя и V-образная бензиновая восьмерка. Мощность этой силовой установки 135 тысяч лошадиных сил. На сегодня история нового суперсоника насчитывает более 10 лет. И хотя с большими трудностями, но проект продвигается. Так в декабре 2019 года на трассе в пустыне Калахари был опробован новый трек длиной 19 километров и шириной три. Рекордный «Bloodhound LSR» благополучно завершил испытательный заезд и достиг скорости 1010 километров в час.

Но а потом на мир обрушилась пандемия, и попытки установить новый рекорд пока отложены.

Фото из интернета

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)