Блоги

ВСЕСЕЗОННАЯ ОБУВКА

31.12.2021, 13:54 1295 0 Александр Пикуленко

На вопрос, какие шины лучше выбрать на зиму, ответ найти достаточно трудно. В первую очередь выбор зависит от условий, в которых приходится ездить. Для мегаполиса подойдет один тип автопокрышек, на трассе оптимальным будет другой, а на бездорожье – третий. Также следует учитывать климат конкретного региона: погода в Сибири, Краснодарском крае и Москве сильно отличаются.

Долгие десятилетия все автомобили мира и зимой и летом передвигались на одной и той же резине, и это никого особенно не напрягало.

Но прогресс, маркетинг и борьба за безопасность привели к тому, что шинникам дали возможности и деньги. И они ответили адекватно. Появились шины очень узкого спектра применения: летние, зимние, гоночные и другие.

После этого универсальная всесезонная покрышка стала каким-то моветоном. По прошествии периода специализированных увлечений все больше знатоков стали считать, что все разговоры об универсальной шине, способной работать в любой сезон, не более чем миф, как-то забывая, что прогресс не стоит на месте и инженеры не зря едят свой хлеб.

И что интересно, уже к середине 90-х, в первую очередь в Америке, начался возврат к всесезонной резине. Ну а сегодня все больше специалистов заявляют, что будущее за всепогодной «обувкой».

Сейчас ни один тип покрышек не прогрессирует так быстро, и ни один другой сегмент шин не добился большего технологического прогресса за такой короткий срок. Подстегиваемые с одной стороны потребителями, которые все меньше хотят заморачиваться с сезонной сменой резины, а с другой постоянным давлением экологов, требующих не только снижение выбросов СО2, но и износа шин, производители вынуждены постоянно работать над новыми подчас очень сложными решениями.

Ведь как подтверждают последние исследования, мелкодисперсные частицы, которые образуются от износа шин, канцерогенны. Так что законодательные требования, запросы автомобилистов и производителей гарантируют шинным конструкторам многие бессонные ночи.

К примеру, ужесточаются требования к шуму качения. А все на своем опыте знают, как шумит мокрый многополосный проспект. Хотя, чтобы уменьшить выбросы СО2, инженерам нужно всего лишь уменьшить сопротивление качению. Что на самом деле довольно просто сделать. Увеличьте давление в шинах до трех с половиной атмосфер, и получите меньшую площадь контакта с землей. Но этот, казалось бы очень легкий путь, сразу добавит проблем со всеми остальными ходовыми качествами. Меньший контакт с дорогой – это длинный тормозной путь. А еще такая шина будет изнашиваться неравномерно, особенно по центру беговой дорожки. То есть шины придется менять чаще.

Так что, как видите, перед шинниками ставят очень противоречивые задачи, которые жизненно необходимо учитывать при следующих разработках.

А что касается разговора о сезонные шинах, то одна только полугодовая замена колеса – процесс дорогостоящий и трудоемкий. Но совсем недавно альтернативы обычно не было. И, если летние шины еще можно было заменить на всесезонные, то зимние были вне конкуренции.

В этот период всесезонки в основном ставили на городские малолитражки. В этом классе можно было быть уверенным в более-менее безопасной езде. Об универсальности за городом и особенно на обледеневших дорожках не могло быть и речи.

Но ситуация несколько поменялась, когда в 2015 году Michelin, как уже было много раз, совершил очередную шинную революцию, предложив автомобилистам новую всесезонную шину модели «CrossClimate».

Для нее французский производитель разработал не только новый состав резины, но и радикально пересмотрел дизайн протектора, в котором полностью отсутствовали мелкие ламели.

Даже без них этой шине удалось добиться очень приемлемых характеристик как на сухом асфальте, так и на снегу.

Сторонние испытатели и эксперты были поражены. На мокрой и сухой трассе показатели универсальной шины немногим уступали летним покрышкам, а кое в чем даже превосходили часть конкурентов. Ходимость тоже была хороша.

На мокром снегу универсальность не подкачала. Конечно, на голом льду новая всесезонка в пух и прах была разбита шиповками. Но в этом никто и не сомневался.

И все-таки с появлением этой модели стало ясно, что есть удобная и безопасная альтернатива для многих автомобилистов.

С тех пор много произошло в жизни всесезонок. В погоню за Michelin бросились другие гранды шинных дел. И началась адаптация и специализация рисунка протектора и резиновых смесей. Кстати, даже у других производителей дизайн протектора во многом копировал первопроходцев.

И всесезонная шина обрела новейший пакет технологий, который оказался гораздо объемнее, чем у летних и зимних шин. Интересен состав резиновой смеси, которая используется в таких шинах. Резиновая смесь содержит активный диоксид кремния, который, как утверждается, улучшает сцепление на мокрой дороге. А вот рапсовое масло в составе резиновой смеси обеспечивает гибкость при низкой температуре, позволяя шине сохранять надежное сцепление даже в условиях холодных зим. Чтобы обеспечить безопасное движение этой шины по мокрой и покрытой снежной кашей дороге, инженеры-разработчики создали систему глубоких канавок протектора, через которые вода и снежная каша быстро удаляются. При движении по льду и снегу трехмерные ламели создают большое количество кромок зацепления, а также формируют карманы для удержания снега. Эти карманы наполняются снегом, и полученное в результате трение снега о снег создает дополнительное сцепление. При движении по обледенелой дороге кромки зацепления, создаваемые ламелями, обеспечивают эффект шипов. Они цепляются за верхний слой льда, гарантируя хорошее сцепление для начала движения и торможения.

Если посмотреть на лучшие образцы новейших всесезонных шин, то в первую очередь замечаешь, насколько необычен рисунок протектора. Его центральная часть представляет собой жесткую систему связанных между собой блоков, а боковые V-образные направляющие канавки подразумевают, что им под силу выводить из пятна контакта как воду, так и снежную слякоть.

Шины с всесезонным рисунком можно использовать в любое время года. Внешне они очень похожи на летние, их отличает лишь чуть большая ширина канавок протектора и большее количество мелких прорезей, которые обеспечивают сцепление с дорогой в мокрую погоду и на снегу. Шумят они побольше, чем летние, да и изнашиваются быстрее — за улучшение одних характеристик приходится расплачиваться ухудшением других. Заметим кстати, что шин ни летних ни зимних подходящих на все случаи жизни не бывает — нельзя объять необъятное. Всесезонные шины — это  наконец-то удавшаяся попытка найти золотую середину, совместить почти несовместимое — малошумность, экономичность, долговечность — с одной стороны, и хорошее сцепление со скользкой дорогой — с другой. И самое главное обращайте внимание на маркировку никаких М+S это обозначение зимних шин только All Season (все сезоны) или Any Weather (любая погода) — вот это как раз всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком, покрытии. Кстати, в последнее время многие фирмы вместо этих надписей дают более наглядную "метеосводку": рисуют на боковинах шин рельефные пиктограммы — солнце, снежинку, дождик — иллюстрирующие все сезоны. 

Так что они, действительно, существуют, эти самые всесезонные шины, которые можно использовать на дороге в любую погоду. И все-таки современная всесезонка – это образцовый компромисс и значит, что инженерам и химикам ее совершенствование еще добавит головной боли.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)