Блоги

ВЫСШИЙ СВЕТ В МИРЕ МОТОРОВ

03.03.2020, 19:00 2240 0 Александр Пикуленко

Количество цилиндров в моторе серийного автомобиля – своеобразная «Табель о рангах», точно обозначающая класс машины. В авто высшего класса их не может быть меньше двенадцати, ведь даже российский проект «Кортеж» подразумевал, что лимузины Aurus Senat будут с моторами V12. Пока не сложилось.

А первооткрывателями были американцы в далеком 1916 году, когда фирма Packard установила такой мотор на свой легковой автомобиль. В течение ближайших лет по их стопам отправились два десятка фирм, использующих двенадцатицилиндровые моторы для своих моделей. Надо отметить, что все эти машины были рождены «Серебряным веком» автомобилизма, и поэтому были роскошными и дорогими.

От капиталистической элиты не захотели отставать и коммунисты. Сначала 30-х годов для высших партийных и государственных руководителей СССР закупали лимузины Packard, Lincoln, Cadillac и даже редкий Franklin. Все они были с двенадцатицилиндровыми моторами.

С самого рождения такие двигатели получили V-образую конструкцию. И только однажды в 1936 году на Voisin рискнули сделать рядный мотор. Его длина достигала полутора метров. Правда, автомобилей С 28 сделали всего двенадцать штук.

Рабочий объем моторов V12 обычно варьируется от 5 до 7, 5 литра. Хотя бывают исключения. У гоночной Ferrari 125 Sport в сезоне 1947 – 48 годов был полуторалитровый двенадцатицилиндровый мотор. Благодаря малым размерам и массе, его шатуны и поршни испытывали минимальную нагрузку.

А чем вообще хороши многоцилиндровые двигатели? Прежде всего они прекрасно уравновешены, в них почти полностью гасится сила инерции, возникающая при работе кривошипно-шатунного механизма. Из-за большого количества цилиндров впуск топливной смеси и выпуск отработавших газов происходит равномерно, и двигатель, если можно так выразиться, «шепчет».

Однако, при большом рабочем объеме такие моторы прилично весят. В 50-60-е годы прошлого века, когда использовали чугунный блок, вес был в полтонны. И у них не очень приличный расход: 20 – 30 литров бензина на 100 километров.

Грянувшие нефтяные кризисы 20-го века почти на 50 лет закрыли двенадцатицилиндровую тему. Но с появлением новых технологий в начале девяностых интерес к подобным силовым агрегатам возродился.

Сегодня выпускается немало серийных легковых машин с V12. Это, как правило, представительские лимузины и суперкары. Блоки цилиндров теперь отливают из легких сплавов, головки стали многоклапанными, впрыск топлива непосредственным. Всем управляет компьютер. Для лучшей уравновешенности работы развал между рядами цилиндров составляет, как правило, 60 градусов. Хотя опять же есть исключения. У Ferrari, где конструкторы мыслят неординарно, он достигает 65 градусов.

И хотя применение таких моторов вовсе не является технической необходимостью, престиж есть престиж. Если нет V12, это уже не высший свет, а так, «лакшери». И пока есть тщеславный потребитель, у инженеров будет возможность создавать незаурядные конструкции.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)