Блоги

Выставка «Куплю гараж»

06.11.2023, 18:33 1400 4 Александр Пикуленко

Слово гараж происходит от французского garage, что значит укрытие. И очень часто гараж становился для его владельца не только местом, где можно укрыть от разнообразных невзгод автомобиль, но и личным убежищем, где на небольшом количестве квадратных метров он строит свой мир. Так давайте вспомним, каким он был, как влиял на судьбу и жизнь своего счастливого обладателя.

Представим субботний день несколько десятков лет тому назад. На природу, в кино, за покупками? Нет, сегодня глава семьи будет обслуживать любимый, с таким трудом купленный и старательно оберегаемый автомобиль. И вот частные гаражи оживают: счастливые обладатели «Запорожцев», «Москвичей» и «Жигулей», а иногда даже «Волг», открывают капоты и спускаются в смотровые ямы. Кто-то, конечно, отправлялся в автосервис, ведь среди автолюбителей были и ярко выраженные гуманитарии — например, врачи, музыканты, у которых вид подкапотного пространства с кучей странных деталей вызывал священный трепет.

Но станций техобслуживания было мало даже в крупных городах, и там длинные очереди, пугающие цены и вовсе не гарантированное качество. Приходилось идти к гаражному гуру, который умеет всё и к которому уже стоит очередь страждущих, либо заниматься автомобилем самому. Хорошо, если есть гараж, но был он далеко не у каждого.

 Кстати, весь этот ушедший мир можно увидеть на выставке «Куплю гараж», которую устроили совместными усилиями Музей Москвы и Музей транспорта Москвы. Здесь с любовью воcсозданы интерьеры гаражей, полуразобранные и целые автомобили, в том числе пара уникальных самодельных машин, которые, конечно же, строились тоже в тех самых гаражах

Впервые гаражный вопрос в полный рост встал в конце пятидесятых. Здесь устроители выставки нам напоминают, что реально советский автолюбитель получил право на покупку нового автомобиля в личное пользование только в 1948 году. Именно тогда в Москве на Бакунинской улице, дом 21 открылся магазин «Автомобили». Случилось это 1 сентября, и с тех пор здесь всегда было много народа. Кто-то приходил просто посмотреть на новенький «Москвич», «Победу» и даже огромный ЗиМ. Кто-то записывался в очередь, а таких желающих сразу стало очень много, а немногие счастливые обладатели автомобилей приходили покупать запчасти.     После начала продаж вопрос обеспечения местами для стоянки стали поднимать на самом высоком уровне. Но до начала 60-х системного решения в деле хранения частных автомобилей так и не нашли. Хотя надо отдать должное, тяжелая промышленность Страны Советов пришла на помощь автолюбителям. Славный своей историей и продукцией Ижорский завод в 50-х освоил производство сборных металлических гаражей. Именно они стали самыми популярными у автомобилистов и заполнили все свободные уголки.  Каким был такой гараж, хорошо видно в фильме «Берегись автомобиля». Именно в ижорском и хранил свою «Волгу» тихий жулик Дима Семицветов. Гараж был рассчитан на одну машину и покупался в разобранном виде. В комплект входили щиты-секции, немного мелких деталей и крепёж. Собрать такой гараж было несложно, служил он долго, вот только крепёж со временем ослабевал, и конструкция начинала гулять. Но если вовремя подкручивать болты, проблему можно было решить. Зато такой гараж мог легко поменять место, его перевозили разобрав, а то и целиком. Со временем их выпуск наладили на десятках заводов по всему СССР, но он так и остался ижорским вне зависимости от места, где их делали.

 А в 1960 году правительство повернулось лицом к автолюбителям, было официально разрешено создавать гаражно-строительные кооперативы. Как правило членами гаражного сообщества становились сотрудники одного или нескольких предприятий, для которых и выделялись окрестные пустыри. О том, в какой атмосфере всё это происходило, хорошо пусть и с некоторым гротеском, показал Эльдар Рязанов в кинокомедии «Гараж».

 Счастье получения гаража, даже довольно далеко от дома, сравнимо было лишь с радостью приобретения самого автомобиля. Ведь его парковка под окном — вечная головная боль, а то и нервные срывы всей семьи, накопившей, наконец, на машину, дождавшейся своей очереди и берегущий автомобиль пуще партбилета.

 А советские машины, к тому же, не давали скучать и способствовали развитию технических знаний и навыков. Ведь в них почти постоянно надо было что-нибудь регулировать, смазывать, подтягивать, а то и серьезно ремонтировать. И вот по выходным  к гаражам начинали тянуться счастливые и одновременно озабоченные автолюбители.  Все анекдоты и шутки о мужьях, бегущих из дома в гараж, возникли не просто так. Собственный гараж, который нельзя было получить бесплатно, а надо было купить,  начинал играть для советского мужчины роль, той части городского пространства, которая не связана с домом или с работой, подобно кафе, кинотеатру или музею. В гараже можно было встречаться и общаться с людьми, которые разделяют твои интересы и ценности; говорят с тобой на одном языке, готовы выслушать, пожалеть и поделиться своей наболевший проблемой.

 Уходя из дома под предлогом ремонта машины, мужчина получал свободу. И эта свобода для многих была ценнее самого автомобиля.

 А ещё, именно в гаражах рукастые советские люди, мечтающие иметь не такую как у всех машину, строили её самостоятельно. На это уходило подчас до десяти лет упорного труда.

 По-настоящему массовое увлечение самодельными автомобилями пришлось на начало 60-х. Некоторая доступность мотоциклов, мотороллеров и запчастей к ним привело к тому, что на долгие годы основой для самоделок становилась мототехника или останки «Запорожцев». Подчас «авто-кулибины» выходили за пределы привычных для нашей страны типажей и строили настоящие шедевры.

Брежневский застой в 70-х привел в «самавто» целую волну так называемых внутренних диссидентов, которые уходили в самодельное конструирование и строительство. И это, как ни странно, поддержало общественный интерес к самоделкам. В немалой степени этому способствовали слеты, смотры и даже дальние пробеги таких машин, с большим размахом проводимые журналом «Техника-молодежи».

А ещё в пространстве за гаражами жили изгнанные из боксов ржавеющие автомобили, починить которые уже было невозможно, а отвезти на свалку - жалко. Здесь проводили время те, кто в гаражную жизнь ещё не был допущен по возрасту, но уже чувствовал себя слишком тесно в рамках двора.

Место, защищённое от глаз прохожих, становилось территорией взросления для подростков. Этот мир был закрыт от активных тётушек, сидящих у подъездов, которые могли нажаловаться родителям. Поэтому здесь прыгали с зонтиком (или без зонтика) с крыши гаража, курили, жгли костры, пекли картошку, мастерили рогатки и самострелы, учились целоваться, оснащали велосипеды трещотками или моторами, слушали официально неодобряемую музыку, выясняли, кто сильнее и круче. Это был опасный и притягательный мир. Сейчас дети не гуляют в одиночку, да и подростки предпочитают общаться в виртуальном мире.

Пройдя по залам выставки, понимаешь, что «гараж» – это особый мир, другое измерение. Необязательно здесь постоянно что-то ремонтировать: куда важнее то, что тут можно спокойно общаться с единомышленниками. В таких компаниях обсуждали вовсе не только автомобильные дела, а самые разные бытовые и философские вопросы: от жен, детей и футбола, до внешней и внутренней политики.

Впрочем, порой кажется, что тогдашние автомобили и были задуманы отечественным производителем так, чтобы у мужиков всегда был повод собраться в гараже. И остаётся только пожалеть, что поздне-советский конформист не родил в своей гаражной ипостаси ничего такого, что создали в американских гаражах, Уолт Дисней, Вильям Хартли или Стив Джобс.

Материал создан на основе материалов выставки.

Фото автора.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (4)

  1. KatjaTof (La Primavera) вчера в 09:36 #150206 Цитировать Ответить 0
    J7 Interneta Kazino ir erts no jaunakajiem un progresivakajiem azartspelu portaliem timekli. Attiecigais kazino https://bezmaksas-kazino-speles.j7.lv piedava bagatigu spelu klastu, ieskaitot klasiskas spelu automatu speles, galdaspelu variantus, ka ari modernakas videospelu azartspelu automatu partijas. Izmantojot musdienigu vai lietotajam ertu interfeisu, J7 Interneta Kazino garante aizraujosu un patikamu azartspelu pieredzi tanto jauniem, tanto pieredzejusiem speletajiem. Speletaji var izbaudit speles reallaika un iesaistities vairakos turniros un akcijas, kas butiski tiek organizetas, lai palielinatu uzvaru iespejas un nodrosinatu papildu balvas.

    Turklat J7 Interneta Kazino ir zinams ar ta izcilu drosibas standartu un klientu atbalstu. Kazino https://www.delfi.lv/193/politics/55960128/riga-plano-anulet-139-azartspelu-atlaujas izmanto jaunakas sifresanas metodes, lai nodrosinatu lietotaju datu un finansu darijumu aizsardzibu. Klientu apkalposanas grupa ir gatava jebkura bridi, lai sniegtu atbalstu un reagetu uz jebkuriem jautajumiem. Izmantojot tadu atbalstu un drosibas pasakumiem J7 Interneta Kazino nodrosina ne vien tikai neaizmirstamu spelu pieredzi, bet ari ari drosu un aizsargatu vietu, kura spelet.
    1. Victor#VicktorYe (Charlotte Amalie) 25.11.2023, 07:52 #149575 Цитировать Ответить 0
      I utter tiktoksaver seeing that <a href=https://en.savefrom.net/download-from-tiktok>TikTok video download</a>
      1. Wayneneent (Monrovia) 23.11.2023, 04:32 #149407 Цитировать Ответить 0
        Интернет, как он есть, предоставляет пользователям доступ к огромному объему информации <a href="https://kraken48.com/">зеркало кракен даркнет</a> , коммуникации и ресурсам. Однако, помимо общедоступной части сети, существует скрытая и загадочная сторона, известная как "Darknet" или "Темная сторона Интернета". В этой статье мы попытаемся разобраться, что такое Darknet и какова его природа.Что такое Darknet?Darknet представляет собой часть Интернета, которая не индексируется обычными поисковыми системами, такими как Google или Bing. Эта часть сети недоступна для обычных браузеров, и к ней можно получить доступ только с использованием специализированных программ, таких как Tor (The Onion Router), I2P (Invisible Internet Project) и другие.Скрытые сайты и анонимностьDarknet известен своей анонимностью. Пользователи, посещающие скрытые сайты в Darknet, могут оставаться анонимными благодаря использованию шифрования и маршрутизации через множество узлов. Это делает Darknet привлекательным местом для тех, кто ценит приватность и хочет скрыть свою активность в Интернете.Скрытые сайты в Darknet имеют домены верхнего уровня ".onion" и предлагают широкий спектр услуг и контента. Некоторые из них могут предоставлять доступ к форумам, ресурсам для обмена информацией, анонимным рынкам, и даже тем, что не подпадает под закон.Закон и моральТак как Darknet обеспечивает высокий уровень анонимности, это место, где могут существовать и законные, и незаконные деятельности. Некоторые используют его для обхода цензуры и доступа к информации в странах с ограничениями на свободу слова, в то время как другие могут злоупотреблять этой анонимностью для незаконных целей, таких как продажа незаконных товаров или услуг.ЗаключениеDarknet - это загадочная и сложная часть Интернета, которая привлекает внимание как правительственных органов, так и исследователей. Его анонимные характеристики создают как возможности, так и риски. Понимание того, что такое Darknet, важно для тех, кто хочет остаться в безопасности в онлайн-мире, а также для тех, кто интересуется вопросами интернет-свободы и анонимности.
        ссылки на кракен com
        https://kraken57.com/
        1. BettSettPro (Pattaiya) 22.11.2023, 04:18 #149306 Цитировать Ответить 0
          Hello. And Bye.