Блоги

ЗИЛ закрыт

19.02.2016, 13:53 53046 9  

Завод имени Лихачёва — старейшая автомобильная компания страны — прекратил своё существование спустя ровно 100 лет с начала своего открытия.

История этого автогиганта начиналась не менее мучительно, чем его затянувшаяся на два десятилетия агония

В 1916 году согласно государственной программе царского правительства о развитии российской автомобильной промышленности торговым домом «Кузнецов, Рябушинские» началось строительство завода АМО (автомобильное московское общество).

По договоренности с итальянцами предполагалось в течении нескольких лет выпустить 1500 грузовиков FIAT-15 ter. Но революция, общее состояние экономики страны и последующая национализация предприятия внесли коррективы в изначальные планы. Вместо производства полного цикла была налажена отверточная сборка грузовиков из машинокомплектов, поставленных итальянцами. А затем АМО и вовсе превратился в гигантский комплекс авторемонтных мастерских.

И только в 1925 году завод начал выпуск первого грузовика собственной разработки - АМО Ф 15, спроектированного на базе все того же FIAT. Но автомобиль получился очень дорогим, поэтому по-настоящему массовым стал, появившийся в начале 30-х ЗИС-5. Это по сути был модернизированный, лицензионный американский грузовик Autocar-5S.

В послевоенные годы тиражом без малого 800 000 автомобилей разошелся ЗИС 150, а затем эстафету приняла его глубоко модернизированная версия ЗИЛ 164. Но самой известной и массовой стала, запущенная в производство в 1963 году совершенно новая модель - ЗИЛ 130.

В это же время завод работает над созданием перспективного бескапотного грузовика ЗИЛ 170. На этот проект были брошены все силы конструкторского бюро. Но в 1968 году волею партии было решено построить завод Набережных Челнах. И новую модель, уже прошедшую испытанию и практически готовую встать на конвейер, передают КамАЗу.

Сам ЗИЛ при этом остается с устаревающим 130-ым, без серьезного «задела» на будущее. И лишь к моменту заката истории СССР на конвейер встает ЗИЛ 4331, с которым в новых экономических условиях заводу приходится несладко.

Но и в период всеобщего краха промышленного производства на постсоветском пространстве завод пытается нащупать новые ниши в сегменте коммерческого транспорта. Так в середине 90-х появляется трехтонник ЗИЛ 5301 «Бычок». К началу 21 века на этот грузовик приходилось уже более половины всего объема производства столичного автогиганта.

Но технически устаревшие, не отличавшиеся надежностью и качеством сборки ЗИЛы под натиском новых и подержанных иномарок стремительно теряли свою долю рынка. А сам завод с его огромной территорией и не загруженными мощностями приносил убытки.

Последние годы на завод находился в «вегетативном» состоянии, выполняя мелкие заказы и собирая по несколько автомобилей в месяц. Но теперь, спустя 100 лет, в истории ЗИЛа окончательно поставлена точка.

 

Журналист и эксперт Ассамблеи автомобилистов Александр Пикуленко так прокомментировал новость о закрытии ЗИЛа:

«Чтобы составить мнение, надо знать немного историю этого завода, поэтому вкратце я позволю себе ее напомнить.

Братья Рябушинские построили завод автомобильного общества (АМО) в 1916 году. Потом этот завод большевики национализировали, и лишь 7 ноября 1924 года сделали там первые 10 грузовиков. Тогда еще пословица такая появилась; «Полуторка АМО всем машинам мама».
Потом он долго был заводом имени Сталина. На нем делали автомобили легковые и грузовые, автобусы, велосипеды и даже холодильники. И там же делали все «членовозы». Потом, после смерти Сталина и ХХ съезда он стал заводом имени Лихачева, хотя Иван Алексеевич тоже был большой сволочью, поскольку был чекистом со всеми вытекающими. При советской власти на заводе работало 100 тысяч человек и делали они 220 тысяч грузовых автомобилей, какое-то количество легковых и прочую технику.

Позже, в постсоветское время грузовики перестали выпускать. Начались метания. И вот, наконец, старичок отмучился и прекратил свое существование.

Я считаю, то, что подходило братьям Рябушинским и большевикам, совсем не подходит к современным историческим условиям. Сейчас некому не нужны 200 тысяч среднетоннажных грузовиков того качества, что выпускал завод имени Лихачева. Поэтому кончина его естественна, не преднамеренна и лучше, если на этом месте появится какой-нибудь технопарк или жилые комплексы.

Свое завод отжил, а 100 лет — достаточный возраст, чтобы остаться в истории».

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (9)

  1. Trieshifs (New York) час назад #81274 Цитировать Ответить 0
    In March 1986, the Pediatric Oncology Group POG conducted a prospective study on pediatric soft tissue sarcomas other than rhabdomyosarcoma and devised the POG grading system <a href=http://doxycycline.buzz>doxycycline allergy</a> A reduced calorie dietary pattern including a daily sweet snack promotes body weight reduction and body composition improvements in premenopausal women who are overweight and obese a pilot study
    1. injufAw (New York) 27.01.2023, 20:02 #78560 Цитировать Ответить 0
      Common length of testosterone enanthate cycles is 8 10 weeks, sometimes 12 weeks <a href=http://clomid.homes>where to buy provera and clomid online</a>
      1. DashBoaps (New York) 27.01.2023, 17:09 #78487 Цитировать Ответить 0
        Rhinophyma its surgical treatment <a href=http://propecia.bond>propecia cost</a> While this is perfectly fine for maintaining existing weight levels in light of the large quantities of food you ll be eating, you ll probably need to amp up your cardio regimen when it comes time to lose weight in pursuance of your targeted competition weight
        1. inverry (New York) 26.01.2023, 19:09 #77807 Цитировать Ответить 0
          I exercise 5 days a week, and live a relatively healthy lifestyle <a href=https://clomid.pics>ovulation on clomid calculator</a> According to the ClinicalTrial
          1. zifieta (New York) 25.01.2023, 23:18 #77267 Цитировать Ответить 0
            Gastrointestinal fluid losses may lead to hyponatremia if the loss of sodium is greater than the loss of water or if subsequent replacement of the lost fluids by drinking water dilutes the remaining sodium <a href=https://vkamagras.cyou>kamagra gels</a>
            1. intiblelm (New York) 10.12.2022, 04:57 #65728 Цитировать Ответить 0
              Pelish H, Liau B, Nitulescu I, Tangpeerachaikul A, Poss Z, Da Silva D, et al <a href=https://clomid.one>clomid 100mg success rate</a> Doug was very devoted to his mom and her farm
              1. Иванова О. (Москва) 12.09.2018, 11:10 #11362 Цитировать Ответить +2
                Я не понимаю, почему в одном месте можно наладить производство, закупить новое оборудование, найти умных менеджеров, найти инвестеров, а на ЗиЛе этого не смогли сделать? Не понимаю.
                1. Петя (фильм ) 09.02.2018, 21:15 #10826 Цитировать Ответить 0
                  Да жалко Завод
                  1. Сергей (С. Петербург) 18.09.2017, 20:57 #10141 Цитировать Ответить +4
                    Ломать не строить, ума, даже небольшого, не надо. Очередной праздник "дерьмократии". Кто следующий?