ЗВЕРИ НА КАПОТЕ
Роскошь классического автомобиля начала века двадцатого обязательно подчеркивалась эстетикой носовой фигурки на радиаторе: помпезной, блистательной и несгибаемой, как мощь капитала, или бездонность кошелька владельца. Трудно сказать, сколько нерасторопных пешеходов попало под колеса тех классических автомобилей. Но те, кто успевал увернуться от колеса, порой не успевали отпрыгнуть от бронзового крыла, латунного клюва или стального хобота слона. Гибель от эстетики пошла на убыль только вместе с ушедшей модой на носовые фигуры и постепенно сошла на нет.
Когда в Европе красота радиатора уступили функциональности, в Советском союзе мода на носовые фигуры только началась. При этом, она была больше всего похожа на элемент наглядной агитации. Поэтому вместо парящих богинь наш «ЗИС-101» и «Эмка» получили революционную атрибутику в виде красных знамен заковыристой формы.
Когда после войны мода на носовые маскоты прошла окончательно, у нас на смену флагштокам пришли именно фигурки. Правда, не совсем обычные. В то время в Ярославле был автозавод, который выпускал очень крепкие и громоздкие грузовики «ЯАЗ-200». У них на капоте появился литой медведь-иноходец. Грузовики Минского автозавода, которые тогда тоже были капотными, получили лохматого зубра. Обе эти фигурки придумал советский стилист Юрий Аронович Долматовский.
Но самый известный зверь Советского союза, получивший место на капоте автомобиля, - это весьма эстетичный олень 21-й «Волги». Далеко не все они выпускались с этим украшением. Но не было в стране водителя, который ни мечтал бы о таком олене на свой капот, вне зависимости от марки машины. Достать его можно было только одним способом, снять с чужого автомобиля. Поэтому те, кто хранил свою «Волгу» на улице, уносили его домой. Помните, как в «Кавказской пленнице» Вицин, Моргунов и Никулин снимали с капота трофейного «Адлера Юниора» именно такую фигурку. А придумал оленя сам дизайнер 21-й «Волги» Леонид Еремеев.
Выезжали такие автомобили с конвейера завода до 1961 года. А потом оленя убрали. И отнюдь не из соображения безопасности, а для уменьшения себестоимости.
У капотного «МАЗ 200» литого зубра тоже отобрали ради дешевизны, сделав взамен штампованный барельеф на боковинах. С ярославским медведем все решилось само собой, поскольку завод перестал выпускать автомобили и углубился в производство двигателей для них. Но водители грузовиков не смирились с конфискацией любимых зверей и еще долго умудрялись возвращать фигурки на законное место. Особым шиком считалось иметь медведя в память о ярославском грузовике. А прошло увлечение тогда, когда совсем исчезли «Волги» и «МАЗы» и старые водители.
Комментарии (10)