МИР

Международный день ПДД: 29 лет спустя

13 августа 2022 г. 20:58 12355 0

Ныне действующие правила дорожного движения были приняты Постановлением Совета министров правительства РФ 23 октября 1993 года. Этот документ – основа взаимоотношений абсолютно всех участников дорожного движения: автолюбителей, пешеходов и инспекторов ГИБДД. Давайте же разберемся, как сегодня обеспечивают соблюдение этих правил.

 

Технологии выходят на первое место

Последние 10 лет на дорогах все реже можно увидеть посты ДПС, и все чаще –  комплексы фотовидеофиксации (ФВФ). Это оправданно: дорожные камеры беспристрастны, работают круглосуточно и практически в любую погоду, способны осуществлять контроль одновременно за несколькими полосами движения в одном направлении.

Если в самом начале внедрения комплексы ФВФ на дорогах контролировали только скорость, то сегодня список правил ПДД, соблюдение которых они фиксируют автоматически,  очень широк: это езда по встречной полосе, пересечение сплошной линии разметки, проезд на красный свет, непропуск пешехода на переходе. На новый уровень фотовидеофиксация перешла с началом использования в КФВФ технологии нейросетей: только за прошлый год в некоторых городах России начали администрировать такие составы, как непристегнутый ремень безопасности, разговор по мобильному телефону, выключенные фары.

«В последнее время для распознавания применяют нейросетевые технологии. Это позволяет повысить эффективность в среднем на 40%. В частности, такой простой состав, как превышение скорости, нейросети уже умеют определять и обрабатывать безошибочно в практически полностью автоматическом режиме», – отметил Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики «МВС Груп».

Несмотря на замену человека искусственным интеллектом на «первой линии», процедура наложения административного штрафа осталась прежней: его выносит инспектор ГИБДД, который получает и оценивает фотоматериалы с комплексов ФВФ. Именно поэтому на каждом постановлении есть фамилия, инициалы и электронная подпись конкретного инспектора. А комплексы ФВФ – только инструмент, который позволяет повысить эффективность работы ГИБДД.

Любой комплекс ФВФ может быть установлен только по предписанию ГИБДД, которое на основе статистики дорожно-транспортных происшествий выявляет аварийно-опасные участки дороги. По данным исследований, такой способ применения ФВФ на дорогах дает должный результат: в местах установки ФВФ количество ДТП снижается на 52%, а количество погибших уменьшается на 70%. Эффективность мер по обеспечению безопасности на дорогах доказывает и статистика ГИБДД: в 2021 году количество дорожных происшествий снизилось более, чем на 1000 по сравнению с 2020 годом.

 

Неопределившиеся ПДД

В 2021  году несоблюдение необходимой дистанции между автомобилями было названо самым распространенным фактором смертельных ДТП в Москве. Тем не менее, понятие безопасной дистанции между ТС существует в российских ПДД только условно: на каком расстоянии от впереди идущего авто держаться, каждый водитель решает самостоятельно. Определенную дистанцию необходимо соблюдать только на отдельных участках дороги, обозначенных специальными ограничительными знаками.

Проблема контроля за соблюдением безопасной дистанции стоит не только в России. В большинстве стран Европы безопасные дистанции четко обозначены, а за их нарушения предполагаются высокие штрафы. Есть и попытки контролировать соблюдение с помощью ФВФ: например, во Франции такие эксперименты проводили еще в 2010 году.

Контролировать расстояние между автомобилями с помощью современных дорожных камер не составляет сложности. Комплексы ФВФ способны фиксировать несколько автомобилей одновременно и в динамике определять расстояние между передними или задними номерными знаками каждого ТС. Вопрос только в том, что и водителей нужно обеспечить инструментами для контроля за расстоянием от впередиидущего автомобиля.

Опасное вождение –  это еще одно понятие, которое нечетко определено в ПДД, а потому многочисленные «подходы к снаряду» в попытках начать администрировать это нарушение автоматически ни к чему пока не привели.

Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда на дороге появляется автомобиль, который превышает скорость всего потока в попытке обогнать впередиидущие автомобили. Так называемая «игра в шашечки» – очень опасное поведение на дороге, особенно когда в обгоняемом автомобиле новичок. Он может разволноваться и резко затормозить, чтобы пропустить идущего за ним, что приведет к ДТП. Если скорость потока при этом составляет 100 км/ч (разрешенная на МКАД), то последует целая волна столкновений.

По данным исследователей Высшей школы экономики, уменьшить количество случаев опасного вождения может метод контроля средней скорости. Контроль за скоростью автомобиля не в одной точке, а на протяженном участке, заставляет водителя не совершать резких обгонов, поддерживать один и тот же скоростной режим. В результате весь транспортный поток начинает ехать более равномерно, а значит происходит меньше аварийных ситуаций.

Метод контроля средней скорости подразумевает установку на протяженном участке дороги двух камер – в начале и в конце, тем самым предотвращая «эффект кенгуру», когда водитель сбрасывает скорость перед камерой, и резко разгоняется после нее. Обе камеры фиксируют номер автомобиля, время въезда на этот участок и выезда с него. После чего по формуле V=S/t рассчитывается средняя скорость проезда автомобилем участка. Если эта скорость превышает установленный скоростной режим, постановление отправляется инспектору ГИБДД на проверку. В случае подтверждения нарушения, выписывается штраф за превышение скорости.

 

Контроль за соблюдением ПДД вышел за рамки

Предназначенные для контроля за ПДД комплексы фотовидеофиксации оказались удобной платформой для развития других цифровых городских сервисов.

Например, в Московской области подключен целый ряд таких систем. С помощью камер ФВФ здесь решили проблему по контролю за сбросом отходов строительства, сноса и грунтов (ОССиГ). Нейросети комплексов ФВФ фиксируют крупногабаритный автомобиль, распознают его регистрационный знак и наличие ОССиГ в кузове автомобиля. Если инспекторы в области охраны труда обнаружат, что ТС не получало разрешение на вывоз строительного мусора или его маршрут свидетельствует о том, что водитель сбросил мусор там, где нельзя, будет произведена проверка. Результатом работы данной системы является сокращение нелегальных свалок в Московской области на 61% в 2021 году.

В октябре 2021 года в Подмосковье заработала еще одна система, интегрированная с комплексами ФВФ – контроль за окраской такси. Эта система позволяет обеспечивать высокий контроль сервиса по всему региону.

А с июля 2022 года с помощью внедрения функции распознавания лиц в комплексы ФВФ стало возможным автоматически вести контроль за переходами железнодорожных путей в неположенном месте. После фиксации нарушения и идентификации личности по видеоматериалам составляется протокол о привлечении к административной ответственности. За месяц с момента подключения данной функции на ж/д станции Удельная в Раменском городском округе количество нарушений правил перехода через железнодорожные пути уменьшилось на 32%.

 

Время воспитывать культуру поведения на дорогах

Даже несмотря на почти полную автоматизацию контроля за соблюдением ПДД, важным элементом обеспечения безопасности на дорогах остается информирование участников дорожного движения о БДД. Оно остается важным элементом международных и государственных программ в области дорожной политики.

Так, например, ВОЗ в сотрудничестве с Bloomberg запустили специальную программу по обучению журналистов в области безопасности дорожного движения в Танзании. В стране фиксировались высокие показатели смертности на дорогах, при этом института пропаганды безопасного поведения на дорогах не существовало. Грамотный анализ данных, выстраивание понятного нарратива для участников дорожного движения – это обязательное условие для улучшения ситуации с БДД. Новые подходы к обеспечению безопасности на дорогах дали свои плоды: за несколько лет  количество аварий со смертельным исходом в Танзании уменьшилось больше, чем на тысячу человек.

Журналистика – не единственный способ сообщить о правилах безопасного поведения на дорогах. Информационные щиты на дорогах – еще один важный инструмент. Так, ЦБДД Подмосковья в мае этого года установил 66 предупреждающих щитов на 13 федеральных трассах с призывом при поломке или ДТП без пострадавших позвонить по номеру 112, покинуть автомобиль и проезжую часть.  Всего за 2 месяца число звонков в 112 выросло на 53%. Это значит, что растет информированность водителей о правильных действиях при аварии.

Генеральный директор Союза безопасности дорожного движения Светлана Заболоцкая отмечает: «На сегодняшний день самое важное – это изменить восприятие водителями важности правил дорожного движения. Очень часто мы пренебрегаем, как нам кажется, незначительными условиями дорожной ситуации, и выбираем неправильный стиль вождения. А это в свою очередь влечет негативные последствия. Если уже с юных лет мы будем воспитывать правильную культуру поведения на дороге и вблизи нее, то в будущем процесс адаптации к новым ПДД будет проходить гораздо легче и быстрее».

«Обучение правилам безопасного поведения на дороге и основным навыкам вождения должно быть непрерывным. Начинаясь в семье и детском саду, оно должно быть продолжено в школах, в отрядах юных инспекторов движения, ассоциациях юношеских автомобильных школ», – заявили в ГИБДД.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
РОССИЯ 20:21

Расчёт выплаты по ОСАГО изменится


РОССИЯ 19:18

«Супротек» назван брендом года – 2022


РОССИЯ 18:17

В школах будут обучать езде на электросамокатах


Комментарии (0)

Ныне действующие правила дорожного движения были приняты Постановлением Совета министров правительства РФ 23 октября 1993 года. Этот документ – основа взаимоотношений абсолютно всех участников дорожного движения: автолюбителей, пешеходов и инспекторов ГИБДД. Давайте же разберемся, как сегодня обеспечивают соблюдение этих правил.

 

Технологии выходят на первое место

Последние 10 лет на дорогах все реже можно увидеть посты ДПС, и все чаще –  комплексы фотовидеофиксации (ФВФ). Это оправданно: дорожные камеры беспристрастны, работают круглосуточно и практически в любую погоду, способны осуществлять контроль одновременно за несколькими полосами движения в одном направлении.

Если в самом начале внедрения комплексы ФВФ на дорогах контролировали только скорость, то сегодня список правил ПДД, соблюдение которых они фиксируют автоматически,  очень широк: это езда по встречной полосе, пересечение сплошной линии разметки, проезд на красный свет, непропуск пешехода на переходе. На новый уровень фотовидеофиксация перешла с началом использования в КФВФ технологии нейросетей: только за прошлый год в некоторых городах России начали администрировать такие составы, как непристегнутый ремень безопасности, разговор по мобильному телефону, выключенные фары.

«В последнее время для распознавания применяют нейросетевые технологии. Это позволяет повысить эффективность в среднем на 40%. В частности, такой простой состав, как превышение скорости, нейросети уже умеют определять и обрабатывать безошибочно в практически полностью автоматическом режиме», – отметил Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики «МВС Груп».

Несмотря на замену человека искусственным интеллектом на «первой линии», процедура наложения административного штрафа осталась прежней: его выносит инспектор ГИБДД, который получает и оценивает фотоматериалы с комплексов ФВФ. Именно поэтому на каждом постановлении есть фамилия, инициалы и электронная подпись конкретного инспектора. А комплексы ФВФ – только инструмент, который позволяет повысить эффективность работы ГИБДД.

Любой комплекс ФВФ может быть установлен только по предписанию ГИБДД, которое на основе статистики дорожно-транспортных происшествий выявляет аварийно-опасные участки дороги. По данным исследований, такой способ применения ФВФ на дорогах дает должный результат: в местах установки ФВФ количество ДТП снижается на 52%, а количество погибших уменьшается на 70%. Эффективность мер по обеспечению безопасности на дорогах доказывает и статистика ГИБДД: в 2021 году количество дорожных происшествий снизилось более, чем на 1000 по сравнению с 2020 годом.

 

Неопределившиеся ПДД

В 2021  году несоблюдение необходимой дистанции между автомобилями было названо самым распространенным фактором смертельных ДТП в Москве. Тем не менее, понятие безопасной дистанции между ТС существует в российских ПДД только условно: на каком расстоянии от впереди идущего авто держаться, каждый водитель решает самостоятельно. Определенную дистанцию необходимо соблюдать только на отдельных участках дороги, обозначенных специальными ограничительными знаками.

Проблема контроля за соблюдением безопасной дистанции стоит не только в России. В большинстве стран Европы безопасные дистанции четко обозначены, а за их нарушения предполагаются высокие штрафы. Есть и попытки контролировать соблюдение с помощью ФВФ: например, во Франции такие эксперименты проводили еще в 2010 году.

Контролировать расстояние между автомобилями с помощью современных дорожных камер не составляет сложности. Комплексы ФВФ способны фиксировать несколько автомобилей одновременно и в динамике определять расстояние между передними или задними номерными знаками каждого ТС. Вопрос только в том, что и водителей нужно обеспечить инструментами для контроля за расстоянием от впередиидущего автомобиля.

Опасное вождение –  это еще одно понятие, которое нечетко определено в ПДД, а потому многочисленные «подходы к снаряду» в попытках начать администрировать это нарушение автоматически ни к чему пока не привели.

Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда на дороге появляется автомобиль, который превышает скорость всего потока в попытке обогнать впередиидущие автомобили. Так называемая «игра в шашечки» – очень опасное поведение на дороге, особенно когда в обгоняемом автомобиле новичок. Он может разволноваться и резко затормозить, чтобы пропустить идущего за ним, что приведет к ДТП. Если скорость потока при этом составляет 100 км/ч (разрешенная на МКАД), то последует целая волна столкновений.

По данным исследователей Высшей школы экономики, уменьшить количество случаев опасного вождения может метод контроля средней скорости. Контроль за скоростью автомобиля не в одной точке, а на протяженном участке, заставляет водителя не совершать резких обгонов, поддерживать один и тот же скоростной режим. В результате весь транспортный поток начинает ехать более равномерно, а значит происходит меньше аварийных ситуаций.

Метод контроля средней скорости подразумевает установку на протяженном участке дороги двух камер – в начале и в конце, тем самым предотвращая «эффект кенгуру», когда водитель сбрасывает скорость перед камерой, и резко разгоняется после нее. Обе камеры фиксируют номер автомобиля, время въезда на этот участок и выезда с него. После чего по формуле V=S/t рассчитывается средняя скорость проезда автомобилем участка. Если эта скорость превышает установленный скоростной режим, постановление отправляется инспектору ГИБДД на проверку. В случае подтверждения нарушения, выписывается штраф за превышение скорости.

 

Контроль за соблюдением ПДД вышел за рамки

Предназначенные для контроля за ПДД комплексы фотовидеофиксации оказались удобной платформой для развития других цифровых городских сервисов.

Например, в Московской области подключен целый ряд таких систем. С помощью камер ФВФ здесь решили проблему по контролю за сбросом отходов строительства, сноса и грунтов (ОССиГ). Нейросети комплексов ФВФ фиксируют крупногабаритный автомобиль, распознают его регистрационный знак и наличие ОССиГ в кузове автомобиля. Если инспекторы в области охраны труда обнаружат, что ТС не получало разрешение на вывоз строительного мусора или его маршрут свидетельствует о том, что водитель сбросил мусор там, где нельзя, будет произведена проверка. Результатом работы данной системы является сокращение нелегальных свалок в Московской области на 61% в 2021 году.

В октябре 2021 года в Подмосковье заработала еще одна система, интегрированная с комплексами ФВФ – контроль за окраской такси. Эта система позволяет обеспечивать высокий контроль сервиса по всему региону.

А с июля 2022 года с помощью внедрения функции распознавания лиц в комплексы ФВФ стало возможным автоматически вести контроль за переходами железнодорожных путей в неположенном месте. После фиксации нарушения и идентификации личности по видеоматериалам составляется протокол о привлечении к административной ответственности. За месяц с момента подключения данной функции на ж/д станции Удельная в Раменском городском округе количество нарушений правил перехода через железнодорожные пути уменьшилось на 32%.

 

Время воспитывать культуру поведения на дорогах

Даже несмотря на почти полную автоматизацию контроля за соблюдением ПДД, важным элементом обеспечения безопасности на дорогах остается информирование участников дорожного движения о БДД. Оно остается важным элементом международных и государственных программ в области дорожной политики.

Так, например, ВОЗ в сотрудничестве с Bloomberg запустили специальную программу по обучению журналистов в области безопасности дорожного движения в Танзании. В стране фиксировались высокие показатели смертности на дорогах, при этом института пропаганды безопасного поведения на дорогах не существовало. Грамотный анализ данных, выстраивание понятного нарратива для участников дорожного движения – это обязательное условие для улучшения ситуации с БДД. Новые подходы к обеспечению безопасности на дорогах дали свои плоды: за несколько лет  количество аварий со смертельным исходом в Танзании уменьшилось больше, чем на тысячу человек.

Журналистика – не единственный способ сообщить о правилах безопасного поведения на дорогах. Информационные щиты на дорогах – еще один важный инструмент. Так, ЦБДД Подмосковья в мае этого года установил 66 предупреждающих щитов на 13 федеральных трассах с призывом при поломке или ДТП без пострадавших позвонить по номеру 112, покинуть автомобиль и проезжую часть.  Всего за 2 месяца число звонков в 112 выросло на 53%. Это значит, что растет информированность водителей о правильных действиях при аварии.

Генеральный директор Союза безопасности дорожного движения Светлана Заболоцкая отмечает: «На сегодняшний день самое важное – это изменить восприятие водителями важности правил дорожного движения. Очень часто мы пренебрегаем, как нам кажется, незначительными условиями дорожной ситуации, и выбираем неправильный стиль вождения. А это в свою очередь влечет негативные последствия. Если уже с юных лет мы будем воспитывать правильную культуру поведения на дороге и вблизи нее, то в будущем процесс адаптации к новым ПДД будет проходить гораздо легче и быстрее».

«Обучение правилам безопасного поведения на дороге и основным навыкам вождения должно быть непрерывным. Начинаясь в семье и детском саду, оно должно быть продолжено в школах, в отрядах юных инспекторов движения, ассоциациях юношеских автомобильных школ», – заявили в ГИБДД.

2022-08-13T20:58:19+03:00
Международный день ПДД: 29 лет спустя