РОССИЯ

Общественный транспорт может стать бесплатным

12 сентября 2020 г. 15:06 17584 4

В Минтрансе обсуждают идею внедрения механизма «пользователь платит» для всех категорий автомобилистов на всех российских дорогах. Ведомство подготовило обновленный проект транспортной стратегии, в которой предлагается с 2025 года взимать плату за проезд по дорогам регионального значения, а еще через 10 лет — со «всех категорий пользователей дорог», в том числе с дорожной сети городских агломераций.

Взамен граждане могут получить бесплатный проезд в общественном транспорте, а, кроме того, нас будут стимулировать ездить на немоторизированных видах транспорта (велосипеды, самокаты). В чём суть, есть ли тут подвох, и стоит ли вообще игра свеч? «Ассамблея автомобилистов» узнала у генерального директора ЦНИИПИ «Платная дорога» Вадима Коваленко.


«Пока предложения о взимании платы по всем дорогам общего пользования выглядят преждевременными. Сейчас автомобилисты платят транспортный налог и косвенно оплачивают акцизы в цене бензина. Этих средств для поддержания, а тем более развития дорожной сети, конечно, недостаточно. Доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям, по данным Росстата, составляет 55% для региональных дорог и 48% - для местных. А ведь сама идея платных дорог подразумевает предоставление качественных транспортных услуг. Это значит, что прежде, чем взимать с пользователей плату за проезд по всем дорогам, необходимо провести большую работу по приведению транспортной инфраструктуры в порядок. Модернизация дорожной сети проводится государством в рамках нескольких национальных проектов, в основном, за счет бюджета, то есть, в первую очередь, налогов.


Исключение составляют проекты государственно-частного партнёрства, когда к строительству новых дорог, мостов, путепроводов привлекают частных инвесторов. Здесь платность оправдана, ведь задействуются внебюджетные инвестиции, таким образом оптимизируется использование средств налогоплательщиков, которые, в свою очередь, могут пойти на другие нужды – ремонт существующих дорог или, например, социальную инфраструктуру. В этом случае в полной мере работает принцип, когда за объект в итоге платят не все граждане, а только те, кто им пользуется. И платит больше тот, кто больше ездит. Такие проекты появляются там, где они больше всего нужны, – для расшивки «узких» мест, создания скоростных хайвеев между городами, обходов городов и подъездов к удаленным производствам и месторождениям. При этом созданные в рамках ГЧП объекты должны соответствовать повышенным стандартам качества по состоянию дорожного покрытия и безопасности, дополнительным услугам, например, на автомагистралях увеличен скоростной режим, работают аварийные комиссары.


Внедрение концепции, при которой платными становятся все дороги страны, потребует масштабной перестройки не только транспортной системы, но и законодательства, в том числе налогового. Сейчас, к примеру, согласно действующему федеральному закону «Об автомобильных дорогах», платные участки должны иметь альтернативу, что препятствует всеобщей платности дорог.


Вызывает вопрос и техническое обеспечение данной инициативы, как именно будет учитываться, сколько проехал водитель. Технология Free Flow, которая планируется, например, для безбарьерного проезда на ЦКАД, могла бы использоваться для этих целей, но пока она не обеспечена необходимыми нормативными документами.


Не ясна и привязка нововведения к возможному бесплатному проезду в общественном транспорте. Если платность дорожной инфраструктуры преподносится как средство компенсировать неминуемые потери бюджета от пассажиров автобусов и маршруток, то это противоречит принципу «пользователь платит», так как фактически на водителей ложится бремя содержания не только дорог, но и оплаты общественного транспорта для тех, кто не пользуется автомобилем. Да и идея таким образом стимулировать людей отказаться от личного автомобиля выглядит утопичной, в стране много регионов, где общественный транспорт развит недостаточно, особенно в небольших и удаленных населенных пунктах и не может стать полноценной заменой автомашине», – рассказал Вадим Коваленко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
МИР 15:25

В Турции списали штрафы водителям за сигналы дальним светом


РОССИЯ 19:49

Wildberries запускает продажу автомобилей


РОССИЯ 14:10

Трассы М-11 и М-4 перешли на летний скоростной режим


Комментарии (0)

В Минтрансе обсуждают идею внедрения механизма «пользователь платит» для всех категорий автомобилистов на всех российских дорогах. Ведомство подготовило обновленный проект транспортной стратегии, в которой предлагается с 2025 года взимать плату за проезд по дорогам регионального значения, а еще через 10 лет — со «всех категорий пользователей дорог», в том числе с дорожной сети городских агломераций.

Взамен граждане могут получить бесплатный проезд в общественном транспорте, а, кроме того, нас будут стимулировать ездить на немоторизированных видах транспорта (велосипеды, самокаты). В чём суть, есть ли тут подвох, и стоит ли вообще игра свеч? «Ассамблея автомобилистов» узнала у генерального директора ЦНИИПИ «Платная дорога» Вадима Коваленко.


«Пока предложения о взимании платы по всем дорогам общего пользования выглядят преждевременными. Сейчас автомобилисты платят транспортный налог и косвенно оплачивают акцизы в цене бензина. Этих средств для поддержания, а тем более развития дорожной сети, конечно, недостаточно. Доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям, по данным Росстата, составляет 55% для региональных дорог и 48% - для местных. А ведь сама идея платных дорог подразумевает предоставление качественных транспортных услуг. Это значит, что прежде, чем взимать с пользователей плату за проезд по всем дорогам, необходимо провести большую работу по приведению транспортной инфраструктуры в порядок. Модернизация дорожной сети проводится государством в рамках нескольких национальных проектов, в основном, за счет бюджета, то есть, в первую очередь, налогов.


Исключение составляют проекты государственно-частного партнёрства, когда к строительству новых дорог, мостов, путепроводов привлекают частных инвесторов. Здесь платность оправдана, ведь задействуются внебюджетные инвестиции, таким образом оптимизируется использование средств налогоплательщиков, которые, в свою очередь, могут пойти на другие нужды – ремонт существующих дорог или, например, социальную инфраструктуру. В этом случае в полной мере работает принцип, когда за объект в итоге платят не все граждане, а только те, кто им пользуется. И платит больше тот, кто больше ездит. Такие проекты появляются там, где они больше всего нужны, – для расшивки «узких» мест, создания скоростных хайвеев между городами, обходов городов и подъездов к удаленным производствам и месторождениям. При этом созданные в рамках ГЧП объекты должны соответствовать повышенным стандартам качества по состоянию дорожного покрытия и безопасности, дополнительным услугам, например, на автомагистралях увеличен скоростной режим, работают аварийные комиссары.


Внедрение концепции, при которой платными становятся все дороги страны, потребует масштабной перестройки не только транспортной системы, но и законодательства, в том числе налогового. Сейчас, к примеру, согласно действующему федеральному закону «Об автомобильных дорогах», платные участки должны иметь альтернативу, что препятствует всеобщей платности дорог.


Вызывает вопрос и техническое обеспечение данной инициативы, как именно будет учитываться, сколько проехал водитель. Технология Free Flow, которая планируется, например, для безбарьерного проезда на ЦКАД, могла бы использоваться для этих целей, но пока она не обеспечена необходимыми нормативными документами.


Не ясна и привязка нововведения к возможному бесплатному проезду в общественном транспорте. Если платность дорожной инфраструктуры преподносится как средство компенсировать неминуемые потери бюджета от пассажиров автобусов и маршруток, то это противоречит принципу «пользователь платит», так как фактически на водителей ложится бремя содержания не только дорог, но и оплаты общественного транспорта для тех, кто не пользуется автомобилем. Да и идея таким образом стимулировать людей отказаться от личного автомобиля выглядит утопичной, в стране много регионов, где общественный транспорт развит недостаточно, особенно в небольших и удаленных населенных пунктах и не может стать полноценной заменой автомашине», – рассказал Вадим Коваленко.

2020-09-12T15:06:59+03:00
Общественный транспорт может стать бесплатным