Блоги

Космические автомобили

19.11.2023, 19:49 14091 0 Александр Пикуленко

Автомобили в космосе уже бывали. Первый американский луноход для миссии Apollo-15 в 1970 году делали совместно Боинг и GM. По правилам луноходостроения это был полноприводный и полноуправляемый внедорожник на батарейках. Он получился двухместный, с ремнями безопасности, длины которых для астронавтов в скафандрах не хватило. При первой же поездке по Луне у машины отказало рулевое. Колеса не поворачивались. Пришлось ехать, подруливая задними, луноход был полноуправляемым. Ещё в 1959 году, в рамках проекта «Горизонт» разрабатывая концепцию лунохода, американцы объявили тендер и получили четыре интересных проекта. Правда три из них оказались очень большими и тяжелыми, что потребовало бы другой, более мощной ракеты.

 

Немец, а в тот момент американский инженер Георг фон Тизенгаузен, глядя на огромные машины, сформулировал основные правила луноходостроения – небольшая, легкая конструкция без кузова, полный привод, двигатель для каждого колеса, мягкие шины без воздуха. И отказ от герметичной обитаемой кабины. Пусть астронавты не прячутся в изолированной капсуле, пусть катаются по Луне в скафандрах на пляжном багги. Поскольку машина должна была получиться поразительной, вдохновляющей и максимально неземной, ее оставили без руля. Он выглядел слишком по-домашнему и наименее героически. Вместо руля поставили рукоятку, не заметив, что это еще не джойстик, а скорее кочерга конца XIX века, как на первых нелепых автомобилях. Покрышки GM сплела из оцинкованной стальной проволоки, титановый протектор прибили заклепками. Астронавты сдержанно отметили, что ехать было не пыльно, но жестко. Кстати, все луноходы, и необитаемый советский, и американские, и мгновенно умерший китайский, до сих пор припаркованы на Луне. Если что – их можно забрать.

Из автопроизводителей первой, после полувекового перерыва, вернуться на автомобиле в космос себе позволила Audi, создав Audi lunar Quattro. Но, во-первых, это было сделано для кино «Чужой. Завет», т.е. понарошку. Во-вторых, это крошечная коробочка на колесиках, правда с логотипом во все четыре кольца.

Потом в космос собралась корейская Hyundai. Для высадки на южный полюс Луны сделали аппарат на солнечной энергии, с возможностью автономного вождения, весом 70 килограммов. Будет ли машина катать людей или все сделает сама, в Корее еще не решили. И даже картинок не нарисовали, уклончиво пообещав собрать аппарат из серийных деталей конвейерных автомобилей, ну, насколько это получится. Скоро покажут прототип, а полетит на Луну Южная Корея не раньше 2027 года.

Но бороздить лунные просторы по-настоящему собирается Toyota. В 2019 году Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) и Toyota объявили прием заказов на луноход. Если кто-нибудь в ближайшее время летит на Луну, то у них уже есть готовый автомобиль. В отличие от американских немцев, японцы замахнулись на герметичную обитаемую кабину и тем неизбежно затеяли огромный грузовик 6х6. Он в два человеческих роста и ракета под него потребуется грандиозная. Чтобы грузовик справился с Луной, он выполнен на топливных элементах, несет на себе огромный боезапас водорода и еще три кассеты оставляет в спускаемом аппарате, для возвращения на дозаправку. Зато планируемый пробег – 10 000 км. Toyota долго ждала, кому надо на Луну, но отчаялась, пересмотрела концепцию и смастерила второй луноход Toyota Space Mobility, только что предъявив его на Токийском международном Автосалоне. Теперь инопланетный автомобиль полностью соответствует американской концепции лунного багги, а заодно привычному в Японии классу кей-каров.

Японцы создали машину, способную поместиться и на их земле, без парковочного разрешения, поскольку по размерам она почти Suzuki Jimny. В соответствии с американскими канонами это полноприводная и полноуправляемая машина с открытым кузовом и двумя посадочными местами. На батарейках и с четырьмя электромоторами. Поскольку в фантастичность все уже наигрались, у лунохода всё сделано по-человечески: нормальный гоночный руль фирмы Momo, обшитый замшей, центральная консоль с внятными приборами, раллийный каркас безопасности и даже некий салон. С экстравагантными колесами тоже наигрались, поэтому у кей-кара обычные шины. Японцы быстренько сгоняли на Луну, сняли рекламный ролик и охотно показали возможности машины, попутно обозначив конструктивную ошибку с артикуляцией подвески – хода слишком маленькие. Они попытались выкрутиться за счет неплохого угла скрещивания осей, но не особо получилось.

Nissan тоже сотрудничал с Японским агентством аэрокосмических исследований в разработке своих электрических силовых агрегатов и с использованием системы e-4ОURS, как на  внедорожнике Ariya. Благодаря использованию умной электроники и системы независимого управления приводом на каждом колесе, усилия Nissan, вероятно, попадут в его будущие проекты электромобилей, включая потенциальный полностью электрический спорт-кар GT-R.

General Motors уже вошел в историю исследования Луны, поскольку именно ее инженеры разработали оригинальный лунный самоход, для космической программы Apollo в начале 1970-х годов. А совсем недавно в партнерстве с Lockheed Martin сделали современный прототип для доставки астронавтов на южный полюс Луны. Причём в нем использованы элементы серийной электро-платформы.

Илон Маск в 2018 году запустил красную Тesla Rodster в никуда. Он ведь создал фирму Tesla как раз для езды по Марсу, а не по Земле. Но пока человечество умеет достигать только планету поближе, поэтому в полет на Луну который должен состояться в ноябре 2024 года на ракете Falcon Heavy отправят не марсоход Тesla, а луноход Viper американского Исследовательского Центра Эймса. На Луне Viper будет искать полезные ископаемые.

По пресс-материалам фирм производителей.

 Фото: Wikipedia, Audi, Hyundai, Toyota, General Motors.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)