Станет ли скандал с шинами Nokian вторым «дизельгейтом»?
Еще один скандал. На этот раз с шинами. Пятничная новость о том, что финская компания Nokian Tyres призналась в фальсификациях тестов своей продукции, уже вызвала резонанс. Реакция пошла, а исполнительный директор Nokian Tyres Ари Лехторанта и директор по качеству Теппо Хоувила прославились на весь мир — их портреты красуются в самых разных СМИ, а их менеджерские признания, пояснения и обещания переводятся на десятки языков.
Господин Лехторанта, например, заверяет, что теперь все чисто и никаких манипуляций с результатами тестов больше не происходит. Ему вторит господин Хоувила. Им верят? На самом деле, это не важно. Не важно, потому что подорван общий уровень доверия к финскому производителю. А ведь Nokian Tyres хитрили дважды, потому что местным автомобильным СМИ предоставляли для тестов специальные шины, по своим характеристикам, отличающиеся от тех, что шли на продажу.
Как и в случае с Volkswagen, а термин «шингейт» уже используется вовсю, возникает вопрос: неужели вранье производителя столь вопиющее, что надо устраивать такой скандал? Да вообще-то нет: допущенные искажения в технических документах нельзя назвать опасными. Шинами Nokian пользовались миллионы автовладельцев по всему миру и сказать, что все они рисковали при этом жизнью, нельзя.
Но причина не в этом! Все дело не в размерах фальсификаций, а в самом их факте. Доверие — вот, что ценится прежде всего. А если компания идет на ухищрения и подтасовывает факты, значит она обманывает.
Ари Лехторанта заявил, что в прошлом году руководство компании само приняло решение больше не производить шины для автомобильных СМИ, а о допущенных нарушениях они добровольно сообщили журналистам: «Этот вопрос был незамедлительно обсужден на совете директоров, который решил выйти с этой информацией в медиа-сферу по собственной инициативе. От нашего имени мы приносим свои извинения и сожаления за ошибки, совершенные нами в прошлом». Конечно, господин Лехторанта немного лукавит и без давления со стороны СМИ там не обошлось. К тому же в прошлом году они решили все тесты проводить самостоятельно у себя на предприятии. Но кто же этим тестам теперь поверит!
Надо также учитывать, что в отдельных европейских странах журналисты обладают очень большой властью и не пускать их на свое предприятие в той же Финляндии или в Швеции подчас сложнее, чем закрывать перед носом дверь у полиции. Кстати, именно журналисты из финского издания (отнюдь не автомобильного) Kauppalehti подняли шум — это они раструбили о том, что Nokian Tyres мухлевали с тестами на протяжении нескольких лет. А уже после этого появились признания менеджеров.
Ну, и что теперь? Первые итоги пока отразились на ценах. Шины Nokian сразу подешевели на три-четыре процента.
Конечно, Nokian Tyres понесет убытки, но отразится ли скандал на других производителях? Здесь надо понимать, что Nokian Tyres не входит даже в десятку крупнейших производителей шин в мире и держится где-то на 19-20-м месте.
Известно, что мировые шинные лидеры Bridgestone Corp, Michelin, Goodyear и Continental AG пока заявлений по поводу фальсификаций не делали. Но в ближайшее время эти заявления наверняка появятся и их содержание уже сейчас можно предугадать — мы честные, открытые и практика Nokian Tyres нам не свойственна. Однако без дополнительного внимания независимых экспертов этим компаниям, скорее всего, не обойтись.
Комментарии слышны самые разные. Немецкие СМИ, к примеру, рассуждают о необходимости новых стандартов тестирования и о привлечении к этому процессу независимых организаций в обязательном порядке. То есть, независимые эксперты, а не сами компании, по версии издания, должны решать, что следует указывать в описании шин, какую информацию надо предоставлять потребителю.
Вот только сделать это непросто, потому что независимых организаций, типа немецкой ADAC, не так много даже в Европе. Точнее, они, конечно же, есть, но кто будет определять, кого именно следует допускать к проведению независимой экспертизы? Если все это вводить, надо менять законодательные нормы, проводить дополнительные тендеры — хлопотное дело, медленное и затратное.
И все же есть надежда, что скандала аналогичного «дизельгейту» не случится. Во-первых, Nokian Tyres быстро во всем признались, а главными разоблачителями, если верить руководству компании, выступил внутренний аудит. Во-вторых, Nokian Tyres — это, извините, не Volkswagen и в шинном мире они уже давно не играют прежней роли. Если компания даже и потерпит из-за скандала крах, то рынок легко переживет эту потерю. А в-третьих, нет данных, подтверждающих какие-то потери по причинам фальсификаций.
Теперь все зависит от активности экспертных сообществ и журналистов.
Комментарии (0)