О проекте «Крым» - автомобиле-родстере с большим потенциалом
Дежурный по ассамблеe: Сергей Журналист, автомобильный эксперт |
Дежурный по ассамблеe: Сергей Журналист, автомобильный эксперт |
Сергей. Асланян: Под эту музыку я появляюсь. Такое ощущение, что погоня продолжается, я еду на двадцать первой Волге, напомню, что у нее было всего три передачи и всегда летняя резина. Игорь Ружейников мой гость, добрый вечер.
Игорь Ружейников: Здрасьте, здрасьте дорогие друзья. Сергей, правда что ли, три передачи?
С. Асланян: Да, да. Это был наш ответ Америке. Это машина у которой задние стоп-сигналы выполнены в едином красном цвете с поворотниками, под американский стандарт. Именно отсюда пошла легенда, что мы собирались эту машину продавать еще и в Америке, должны были удивить Детройт нашим автопромом. Тогда перегнать Америку на территории Америки мало у кого получалось, у нас тем более бы не получилось. Но двадцать первая волга, кстати, эта машина никогда не была легендарной. При жизни она была обычным среднестатистическим автомобилем, обожание этой машины случилось уже в наше время, благодаря одному журналисту — Ивану Поделину, который с детства получил в анамнез двадцать первую Волгу. Дедушка ему на совершеннолетие подарил черную, он влюбился в нее, если бы дедушка подарил Запорожец, мы бы имели сейчас такого же легендарного горбатого. Если бы дедушка подарил ему, например, инвалидку…
И. Ружейников: Не имели бы, страна другая…
С. Асланян: Нет, нас это совершенно…
И. Ружейников: Не волнует, да.
С. Асланян: Ванечке Поделину дедушка подарил двадцать первую Волгу. Ваня — он журналист чрезвычайной активности, он написал огромную книгу, толстую и очень интересную, с подробностями про эту машину, которую мало кто знает, а блистательный Александр Николаевич Захаров, это художник с очень большой буквы, оформил эту книгу, приготовил ее к полиграфии и мы получили энциклопедический том, моду и обожание всей страной двадцать первой Волги, которая при жизни этого не удостоилась и следующая машина, которая на реинкарнацию стала в очередь — это Нива, когда мы Ниву снимем с производства — вот тогда к ней тоже воздастся должное. Над гробовой плитой наше обожание выплеснется вашей книгой.
И. Ружейников: Слушай, в этом году сколько, 40 лет, да?
С. Асланян: Она семьдесят шестого или семьдесят четвертого?
И. Ружейников: Ну в общем, сороковничек!
С. Асланян: Да, да.
И. Ружейников: А название какое, Niva Urban! Urban.
С. Асланян: Ее сразу прозвали чурбан, потому что у этой машины есть, ну, мягко говоря, много сложностей. И автомобиль хороший, но особенность нашего автопрома в том, что мы не доводим дело до конца, по русской привычке хватаемся за следующей моделью, не отшлифовав предыдущую. У Нивы, родоначальника класса кроссоверов…
И. Ружейников: Да, это самый первый кроссовер в мире, по сути дела.
С. Асланян: Машина, которую теперь уже скопировал весь земной шар. Начали японцы, подхватили немцы и понеслась по всей стране, по всему земному шару, наша Нива незыблемая, точно такая же, как в момент своего рождения, а там уже четвертое, пятое, шестое, седьмое, восьмое поколение кроссоверов у всех тех, кто в эту тему пришел следом.
И. Ружейников: Вот прекратите вот наводить тень на плетень, Сергей Степаныч, Вы не поверите, я сегодня сутра читал статью, про Ниву Urban, там… я не знаю сколько заплачено денег было, может быть, конечно, не заплачено, там было написано: шума гораздо меньше, знаешь, 2015 год, вибрация почти не ощущается, то есть это песня и автопрома и журналистики нашей, почти не ощущается, 2015 год!
С. Асланян: В будущем году рост отечественной экономики ожидается минус пол процента — сказал Греф.
И. Ружейников: пол процента — это мелочи какие то.
С. Асланян: Да, это эквилибристика слов, у Нивы, все-таки, как у машины, которая призвана блюсти традиции, есть несколько особенностей, которые не забудутся в веках, например, все 40 лет у нее краник отопителя течет в ноги правому переднему пассажиру. За 40 лет ничего с этим нельзя было поделать. Это культурная особенность, которую требуется уважать…
И. Ружейников: И считаться с ней.
С. Асланян: Да, да, бесспорно. Вы можете посмотреть с Игорем Ружейниковым нас живых и улыбающихся на сайт Avtoassa.ru, там же есть телефон, можете позвонить, и вот кстати — Нива — это незыблемая традиция автопрома, теперь нам уже потихонечку прививают вкус к следующей странице под названием Лада Веста — автомобиль, который еще пока не существует, его еще нет. И, тем не менее, уже некоторая пресса проболталась, что он бестселлер. Вот сегодня была назначена цена на эту машину, сегодня она прозвучала в прессе. И это та самая цена, по которой данный автомобиль не купит никто и никогда, она декларативна, для того, чтобы люди приходили в салон и говорили: «дайте мне», им предлагали договор…
И. Ружейников: На заказ через 6 месяцев.
С. Асланян: С возможным изменением последующей цены, потому что Вы же понимаете, у нас инфляция и она у нас не достаточно локализована для того, чтобы мы Вам могли гарантировать в рублевом эквиваленте стабильность ее цены.
И. Ружейников: Цена чуть меньше, чем полмиллиона рублей. Чуть-чуть меньше.
С. Асланян: А теперь не пугайтесь, мы займемся решением вопроса под названием Крым. К политике не имеет никакого…
И. Ружейников: Спасибо, спасибо вам за внимание, Ружейников уходит. Нет, не имеет отношения к политике?!
С. Асланян: Ты остаешься?
И. Ружейников: Тогда остаюсь, конечно.
С. Асланян: У нас в гостях с Игорем Ружейниковым Дмитрий Олегович Онищенко. По имени отчеству не только в силу безмерного уважения, а потому что Дмитрий Олегович профессор Бауманки, того самого МГТУ имени Баумана, доктор технических наук и это человек, который обладает такой фантастической прозорливостью, что несколько лет тому назад машину, родстер, созидаемую студентами, он назвал Крым. Хотя мы еще с вами понятия не имели о том, какие коллизии вокруг этого слова разовьются. Добрый вечер.
И. Ружейников: Здравствуйте, здравствуйте.
Дмитрий Онищенко: Добрый вечер.
С. Асланян: Дим, вот теперь уже прекрасно понимая, что никогда мне не поступить в Бауманку, о чем я буду жалеть десятилетиями, поскольку благодаря профессору Онищенко, я понимаю насколько там интересно учится. Я перешел на ты, убрал субординацию и пиетет, которые, в общем то, пригодились бы конечно мне, если бы за меня замолвили словечко на приемных экзаменах, но теперь уже поздно. И дети мои тоже, к сожалению, в Бауманку не хотят, гады!
И. Ружейников: Но можно мы Вас будем по имени я вот по имени отчеству? Можно по фамилии мы Вас называть не будем?
Дмитрий Онищенко: Хорошо.
С. Асланян: Это хорошая фамилия. Дмитрий Олегович отбелит ее, отмоет, очистит и благодаря ему, она засияет в веках, поскольку на сегодняшний день с ней легкий душок плесени, потихонечку отмыться никак не может.
И. Ружейников: Ну так получилось, извините, вы здесь ни при чем.
С. Асланян: Профессор Бауманки, доктор технических наук, кафедра поршневые двигатели. И вдруг руки потянулись не к двигателю, а к целому проекту под названием Крым. Расскажи про эту машину и главное начни все-таки биографию с той точки, когда мы то про Крым еще не знали, а ты уже все предвидел.
Дмитрий Онищенко: Ну, после такого представления сложно что-то сказать…
С. Асланян: Но ты профессор.
Дмитрий Онищенко: Да, спасибо, что напомнили. Ну началось это достаточно давно, то есть так…
С. Асланян: Вот это самое главное! Вот когда началось? Дату скажи, год.
Дмитрий Онищенко: Наверное, 2003 год, когда я закончил аспирантуру, стал кандидатом наук и пришел на работу на родную кафедру, стал преподавателем. Мне очень повезло, почему, потому что я одновременно стал преподавателем на своей родной кафедре поршневые двигатели и на кафедре колесные машины. То есть, это ребята, которые как раз занимаются проектированием автомобилей, но в нашем случае в основном это колесные машины, которые спецназначения. Вот, ну конечно же любой парень, который поступал на эту кафедру, я, кстати, тоже в Бауманку в девяносто третьем году, выбирал между этими двумя кафедрами и вот очень повезло потому что я мог преподавать и тем и другим студентам. Конечно, ребята мечтали о спортивных каких-то автомобилях, об этой тематике вот, у нас появилась такая возможность заняться вот именно автоспортом и вот где-то, наверное, уверенно с 2008 года мы этим вопросом занимаемся.
С. Асланян: Ну, автоспорт — он не всегда подразумевает, что ты со своей штангой в спортзал приходишь.
Дмитрий Онищенко: Все так, но мы же имели подход университетский, да? Именно технического университета и вот такой вот подход подразумевал то, что мы должны что-то не просто испытывать, не просто модернизировать, а именно проектировать как можно с нуля. И впервые в две тыщи, если не ошибаюсь, одиннадцатом году мы задумались об участии в международном проекте Формула студент, вот первую машину построили 3 года назад, поучаствовали, возникла очень хорошая команда, которая научилась проектировать, изготавливать, то, что мы спроектировали и самое главное — защищать этот проект на международном уровне.
И. Ружейников: Я прошу прощения, вот скажите мне, коллеги, Формула студент — это существующая спортивная… я так понимаю из названия — это для созданных студенческими коллективами автомобилей, да? Или что это?
Дмитрий Онищенко: Это проект, который существует с 76 года, то есть, это мой ровесник, ему скоро будет 40 лет. Впервые он появилась… появился в США, то есть, инициатором была Сая, потом перекочевал в Европу, вот, в частности в Германии существует, в этом году отпраздновали 10 лет этому проекту, это некий проект, в котором участвует более пятисот… пятиста технических университетов, ведущих, мира, и действительно, когда собираются студенты разных факультетов — их цель построить машину, спроектировать по определенному очень жесткому регламенту…
И. Ружейников: Гоночную?
Дмитрий Онищенко: Гоночную, да. Класса формула, с открытыми колесами, с одним местом, где сесть, вот, и по очень жесткому регламенту эту машину защитить и поучаствовать в соревнованиях. Вот, мы в этом проекте участвуем, ну скажем физически, три года, соответственно первой команды нас было 35 человек, мы неплохо выступили в Италии…
С. Асланян: Неплохо -это какое место из скольки возможных? Я то просто знаю. Но в качестве подсказки мне хочется за нашу страну погордиться и за Вашу кафедру.
Дмитрий Онищенко: Ну сложно сказать, что это повод для гордости, то есть это примерно было из сорока двадцатое место, но для первого года…
И. Ружейников: Для первого раза… Ну вы что… Это гордость.
Дмитрий Онищенко: Ну, так сказать, наш ректор, когда отправлял нас в Италию сказал: «Дим, ну ты же понимаешь, мы Бауманка, мы должны занять первое место». Я с ужасом кинул головой и сказал, что да, мы постараемся, хотя понимал, что…
И. Ружейников: Уже написали заявление по собственному желанию, да, заранее?
С. Асланян: Ну вот так возникла мысль не возвращаться?
Дмитрий Онищенко: Нет, ну такой мысли никогда не было, так случилось, что все-таки я был пионером и даже один год успел побыть комсомольцем, поэтому вот, остался такой атавизм у меня в душе, что вот надо все-таки где родился — там и сгодился. Поэтому такой мысли никогда не было, хотя предложений было много и в студенческие годы и в годы аспирантуры и потом, когда уже защитил докторскую, были предложения интересные, но все-таки я решил остаться здесь и я не пожалел, почему, потому что я занимаюсь любимым делом в любимой стране. Это очень важно.
С. Асланян: Ну от формулы студент до полуострова Крым есть некая дистанция.
Дмитрий Онищенко: Безусловно, ну по регламенту этих соревнований ребята, которые перестали быть студентами, в частности, например, стали аспирантами, они уже не имеют права участвовать в этом проекте. А мне очень было жалко терять этот коллектив, поэтому мне нужно было придумать мотивацию для ребят и найти какую-то идею, которой можно было их увлечь. А постольку, поскольку я сам заядлый автомобилист, вот возникла идея сделать такой доступный автомобиль, который будет очень интересный с точки зрения, например, ну скажем так, внешнего вида, потребительских качеств, но при этом будет очень недорогой. И возникла такая сумасшедшая идея на базе одной из самых распространенных автомобилин нашей страны — это Лада Калина, создать доступный и интересный спортивный автомобиль.
И. Ружейников: Политически, кстати, очень верно. Это какой год был?
Дмитрий Онищенко: Ну идее лет 5, наверное, а такая глобальная реализация…
И. Ружейников: Что именно на Ладе Калина. Это после проезда по дальнему востоку или.
Дмитрий Онищенко: Ну, Вы знаете…
И. Ружейников: Примерно вот как раз тогда, да?
Дмитрий Онищенко: Легенда гласит о том, что когда наш уважаемый президент, не помню тогда был премьером или президентом…
С. Асланян: Вся страна это путает.
Дмитрий Онищенко: Вот, президентом, когда он вышел из этой машины, он первым лицам АвтоВАЗА задал вопрос: Ребят, а почему наш российский человек после вот за триста тысяч рублей, тогда это была не такая сумма, имеет машину вот такую?
И. Ружейников: Вранье не может… не мо… Наш президент этого не мог сказать… Это он из первой, из второй и с третьей вышел… И Вы решили, и Вы решили все-таки сделать такую машину от которой не надо задавать такие вопросы…
Дмитрий Онищенко: Нет, дело не в этом, а в том, что мы предложение было. Ну на что вот люди из АвтоВАЗа они сказали ну понимаете, ну запчасти что-то там не так с ними или еще что-то, это легенда. Но мне так стало обидно за наших производителей комплектующих, что я подумал, в общем, наверное дело то не в них, потому что база то одна и та же с Рено Ниссано и в общем вопрос не в этом.
С. Асланян: Но у Калины не Рено, ни Ниссано…
Дмитрий Онищенко: Да-да-да, я понимаю, я понимаю.
И. Ружейников: Дорено… дореновское еще…
Дмитрий Онищенко: Тем не менее, все-таки, изготовители комплектующих — они пользуются одними и теми же технологиями.
С. Асланян: Сейчас они, как раз, сделали без единого гвоздя Датсум точно такой же. Блистательное японское качество.
Дмитрий Онищенко: Да, есть такая… есть такой автомобиль.
И. Ружейников: Во дворе стоит.
С. Асланян: Я у Карлоса Гона спросил: Есть хоть одна японская деталь в этой машине? Карлос Гон попытался как-то меня срезать контрответом, но, в общем суть его сводилось к тому что…
И. Ружейников: Оно тебе надо, Сергей, спросил?
С. Асланян: Практически так и было, нету там.
Дмитрий Онищенко: Ну, я предполагаю, ответ был связан с глобализацией и так далее.
С. Асланян: А также деструкция и дифракция.
Дмитрий Онищенко: Ну вот, возникла у нас такая идея — на базе Лады Калина сделать автомобиль, год мы его проектировали, ну и сейчас дошли до изготовления опытного образца, который хотим в ближайшем времени показать.
И. Ружейников: На базе, простите, коллеги, в смысле вот платформы, именно платформы использовались?
Дмитрий Онищенко: Не совсем, мы используем порядка семидесяти процентов комплектующих, за исключением того, что все-таки кузов наш, кузов наш и автомобиль имеет среднемоторную компоновку и задний привод.
И. Ружейников: Ну да, платформа уже не та.
С. Асланян: это машина, собранная абсолютно с нуля на стабеле, внутри, в недрах самой Бауманки, у которой используется некоторое количество серийных агрегатов, при чем не подумайте, что двигатель. О том, как эта машина ездит, а она уже ездит, Вы можете зайти на сайт… и посмотреть, там на главной странице, на красном фоне портрет профессора Бауманки Дмитрия Олеговича Онищенко, если зайти внутрь, то там видеофайлы и картинки. Можно представить себе как эта штука выглядит, при том, что картинки, конечно, анимированные, но не столько, чтобы еще быть живыми, а каркас уже самобеглый, но пока еще без кузова и, тем не менее — это реально действующий автомобиль, на котором уже можно кататься.
Дмитрий Онищенко: В ближайшее время мы планируем, в общем-то, приступить к изготовлению кузовных деталей и также внутреннего интерьера. Мы сейчас активно ищем партнеров, по большому счету, я думаю, мы их уже нашли, то есть будут карбоновые кузовные панели, сэндвичевые, и, собственно говоря, вот будем максимально унифицировать внутренний автомобиля с приборными панелями, другими аг… значит, аксессуарами, да…
И. Ружейников: Которые производятся в России, да? А при всем Калины?
Дмитрий Онищенко: То есть, основная идея заключается в том, что мы должны не выплыть за цену 700 тысяч рублей. Мы, в общем то, имели опыт, скажем так, оценки стоимости автомобиля, в частности вот у Формулы студент очень хорошая школа, почему, потому что сама идея подразумевает, что помимо постройки автомобиля, мы должны еще доказать его эффективность, то есть жизнеспособность, costreport, design prod… да. И студенты учатся этим заниматься в рамках этого проекта и поэтому мы ту же самую команду, что у нас была в рамках проекта Формула студент мы перенесли на этот проект и поэтому конечно же все до копейки считаем, что сколько стоит с учетом пока что рыночных, цен и пока что у нас получается смещаться в эту сторону с учетом вот максимальной унификации с Ладой Калиной
И. Ружейников: Опасно у вас пока что рыночных цен, вот не надо… Пускай они всегда рыночные отстают… Так ну расскажите поподробнее про автомобиль мало того что Вы его знаете он Вам снится. Сергей про него знает поскольку он… всем безумно интересно. Чем вы хотите удивить?
С. Асланян: Самое потрясающее в этом автомобиле на мой потребительский взгляд то, что он среднемоторной компоновки, ну то есть в базе за спиной водителя. Он двухместный.
И. Ружейников: Зачем? Вот объясните.
Дмитрий Онищенко: Ну, я могу только сомнения выразить и скомпонировать.
И. Ружейников: Вы ж создатель его.
Дмитрий Онищенко: И не только я, это команда…
И. Ружейников: Ну, конечно.
Дмитрий Онищенко: Так сложилось, что я очень много проехал своей жизни. Я посчитал, где-то около полутора тысяч километров, и очень много автомобилей использовал, поэтому мне есть с чем сравнить и, конечно, я анализировал то, чем я дышал, чем я жил, когда мне было лет 18 тире 25. У меня была и Альфа Ромео вот, ну конечно вот двухместный спортивный родстер — это тот формат, который, например, меня бы в большей степени устроил. По тем временам, Порш Бокстер или какой-то другой автомобиль я купить себе, конечно же, не мог, но вот если бы был такой вариант, как вот то, что предлагаем мы, то конечно.
И. Ружейников: Хорошо живут профессора Бауманки. Он говорит по тем временам не мог…
С. Асланян: А профессора Бауманки — это такие чрезвычайно умные люди…
И. Ружейников: Нет, они должны так жить на самом деле, потому что Бауманка — это одна из самых главных наших образовательных марок.
С. Асланян: Да и профессора там очень толковые.
И. Ружейников: Совершенно справедливо, и вот, то есть, это у вас такая мечта своей, ну, первой молодости, сейчас у вас очередная молодость — 40 лет. Это вот мечта, родстер, да?
Дмитрий Онищенко: Вы знаете, я думаю, что вот когда мы построим такой автомобиль, и вот у нас такая совсем мечта — это сделать штучное производство, то конечно я такой автомобиль буду иметь у себя в гараже 100 процентов. Так вот, мы привлекли кафедра маркетинга вот туда и попросили их сделать анализ. Они делали около года этот анализ. Как раз в процессе проектирования попросили нас потребительские качества машины описать, внешний дизайн и стоимость, вот. Результат превзошел все наши смелые ожидания. Оказывается целевая аудитория этого автомобиля по расчетам наших маркетологов — мужчины и женщины в возрасте от 18 до 50 лет.
И. Ружейников: И готовы платить сколько?
Дмитрий Онищенко: Вот как раз до миллиона рублей вполне. Но сразу скажу, что мы не остановимся на этой цифре, то есть по большому счёту я не буду скрывать, что мы будем полагать, если дело дойдет до промышленного производства, опытного или там штучного, ну, конечно будет бизнес-модель определенная, конечно же мы будем пытаться увеличивать добавленную стоимость и конечно же мы там уже подготовили кучу всяких сюрпризов в виде, там, надува на этот двигатель, непосредственно впрыск в виде семиступенчатой коробки передач…
И. Ружейников: Давайте вот поподробнее, потому что хочется вплоть до винтика об этом услышать сразу после новостей спорта.
С. Асланян: Сегодня с Игорем Ружейниковым у нас в ассамблее гость — Дмитрий Олегович Онищенко, профессор МГТУ имени Баумана, доктор технических наук с проектом Крым. О том, как выглядит проект Крым, не подумайте ничего плохого это автомобиль…
И. Ружейников: Мы даже если не автомобиль ничего плохого не думаем вот так вот.
С. Асланян: Слово Крым, знаешь, всегда воспоминания вот так вот — пошью костюм с отливом и в Ялту.
И. Ружейников: И в Ялту, да-да, именно. Нет куплю Жигули, пошью… там же… это автомобильная фраза и в Ялту…
С. Асланян: В Ялту… О том, как выглядит проект Крым, Вы можете посмотреть на сайте… Под портретом на красном фоне Дмитрия Олеговича кликаете и там, в том числе, и видео, машина уже ездит. На сайте… Вы можете увидеть, полюбоваться на профессора Бауманки, и идентифицировав его соответственно найти уже по угадываемым чертам лица где именно закопана машина на другом сайте. Профессор Бауманки, Дмитрий Олегович, вызывает у меня по сию пору зависть в плане того, что зря я не поступил в свое время в этот институт.
И. Ружейников: У меня только полчаса, но уже вызывает.
С. Асланян: Дим, так всё-таки, попытка пристроить хороших ребят, которые вышли из студенческого возраста, оставить их в конструировании, привела к тому что возникла идея сделать автомобиль доступный по цене, красивый по дизайну, оригинальный по конструкции.
И. Ружейников: Заполняющий несуществующую для нашего автопрома нишу.
С. Асланян: Причем, что замечательно, покупательская способность населения была учтена сразу. Это не проект мертворожденный, Маруся, который был рассчитан на что угодно, только не на реальный автомобиль и не на покупку его.
И. Ружейников: На государственное бюджетирование. Даже на это не был?
С. Асланян: Там были нефтяные деньги конкретного человека, у которого это был вступительный билет в клуб Монако. А здесь Бауманка сделала машину, которая должна стать реальностью.
И. Ружейников: Для людей.
С. Асланян: Для людей. Вот, когда Вы над этим проектом начинали только работать, уже будучи конструкторским бюро, что вызвало наибольшее споры? Вот мне почему-то кажется, как потребителю, что компоновка должна была вызвать как раз яростные дебаты.
Дмитрий Онищенко: Не только компоновка, на самом деле споры были по очень многим вопросам, начиная от названия и заканчивая, ну конечно же, компоновкой и самой конструкцией. Почему? Потому что ребята прекрасно понимали, что та конструкция, которую мы выбрали для прототипа, трубчатая рама, она конечно же, ну мягко говоря, немножко устарела, вот. С другой стороны, для прототипа был выбран именно этот вариант, почему, потому что для производства вот такого объема нужны минимальные деньги. Мы в данном случае не рассчитываем на государственную поддержку и поэтому рассчитываем на свои собственные силы, может быть какие-то заемные средства когда говорим о подготовке производства, да, этого автомобиля, поэтому, конечно же, мы выбираем то что можно. Но в процессе работы над драмой, мы посмотрели то, что есть у других, то что есть у Лотоса, то что есть у других подобных проектах, ну вот есть прекрасный вариант сделать коробчатую раму, да, то есть в принципе это очень технологично, очень здорово, там не нужно заморачиваться торцеванием этих труб.
С. Асланян: Из какого материала, коробчатую?
Дмитрий Онищенко: Это тоже очень хороший вопрос, это тоже вызывает много споров. С одной стороны очень хочется связаться с алюминием, с другой стороны…
С. Асланян: На резак поставить, и в том числе сварку?
Дмитрий Онищенко: Да, вот вопрос резать алюминий — это тоже очень острый вопрос, потому что газоразрядный лазер это делает очень тяжело, вот, но сейчас есть технологии, которые позволяют это делать другим способом, скажем так, и опять таки, в том преимущество Бауманки, не только Бауманки, а всех технических вузов в том, что технологические вопросы мы можем решить, ну там присутствие эффекта открытой соседней двери, я могу зайти…
И. Ружейников: Вы просто очень скромны, но еще раз дифирамбы Бауманке, все-таки не во всех, к сожалению, вузах… Если где-то лучше всех, то это именно у Вас, именно в Бауманке.
С. Асланян: Не все двери открываются, а в Бауманке открыты.
Дмитрий Онищенко: Спасибо, но вот действительно, это правда. Когда я могу зайти в соседнюю дверь и найти лучшего, наверное, профессора по материаловедению и спокойно попросить его решить данную задачу, с удовольствием все идут навстречу, все знают о нашем проекте в университете, все очень с открытым сердцем помогают, ну, не забывают шутить потом, ну я буду, наверное, первым обладателем этого автомобиля, машина, наверное, будет моей, но…
И. Ружейников: Таким образом было собрано 73 заказа.
Дмитрий Онищенко: Да, наверное, так.
И. Ружейников: А карбон то почему, по этим же соображениям?
Дмитрий Онищенко: Вы знаете, мы общались с разными изготовителями компонентов, в частности у нас в Бауманке есть один из самых таких современных центров компонентов, компоненты России, с новейшим оборудованием, вот, мы проанализировали, проконсультировались с ребятами, которые занимаются этими компонентами конструкциями, они сказали нам, что делать из стеклопластика ну практически не имеет никакого смысла, потому что с учетом оснастки себестоимость будет процентов где-то на 10 15 выше у карбона, а карбон конечно да…
И. Ружейников: Ну конечно несравнимо…
Дмитрий Онищенко: Не сравнить, да. Поэтому мы отмели вариант карбона, потому что с точки зрения…
И. Ружейников: Стеклопластика.
Дмитрий Онищенко: Да, простите, стеклопластика, хотя с учетом новой шкалы, ступенек этих, конечно же это один из интереснейших маркетинговых ходов, но в принципе решили сделать, обосноваться на карбоне и конечно не так все дорого получается, если делать хотя бы 50 штук в год. Это вполне удовлетворительная цена.
С. Асланян: Дизайн чей?
Дмитрий Онищенко: У нас есть свой дизайнер, он закончил наш университет, это наверное двадцатый вариант дизайна, то что сейчас видно на сайте, то есть он очень долго и упорно работал, то есть все 2 года работы над проектом, он работал над дизайном. Очень много было вопросов по дизайну, потому что не все сразу получалось, к сожалению, дизайн упирается в функциональность.
И. Ружейников: Разумеется, так и должно быть.
Дмитрий Онищенко: То есть, мы вынуждены были, вопрос даже тех самых стоек, к сожалению, мы не можем сделать так как хочется, потому что все упирается в конструкцию. С одной стороны либо можно сделать уникальную детально, но красивую конструкцию, но все-таки мы должны опираться вот на нашу концепцию, чтобы одна машина была в тех рамках, которые мы заявляем.
И. Ружейников: Я прошу прощения, вот мы заговорили о дизайне, Сергей, еще раз скажи где прямо сейчас наши слушатели могут увидеть эту машину и понять, что два года дизайнер, дизайнерская группа работали не впустую.
С. Асланян: Сайт называется… Это наш с Сан Санычем Пикуленко архивный сайт, где мы храним все что мы наделали за последние годы и туда будем добавлять постепенно, от момента рождения Сан Саныча Пикуленко, его первую фотографию и дальше его мама несет на руках, его папа стоит рядом, Сан Саныч пошел в школу, но вот на данном этапе, там уже выложены работы Бауманки и вот этот автомобиль в нескольких проработках дизайна и первые шаги и последующие шаги и в том числе видеоряд, как этот автомобиль уже ездит, правда он еще без кузова, поэтому выглядит он еще более загадочной и оригинальной чем можно было предположить. И вот компоновка, ведь это очень важный элемент решения, практически отправная точка в конструирование машины и Вы пошли по очень сложной схеме, заднемоторная, вернее не так, в базе перед задней осью -это нетривиальный ход.
И. Ружейников: Это не просто задний мотор.
С. Асланян: Это среднемоторная компоновка.
И. Ружейников: Средний мотор, да…
Дмитрий Онищенко: Ну, откуда ноги растут, дело в том, что мне удалось поездить на разных автомобилях, там Лотос и Porsche, и Ferrari, и конечно я понимал, как работает каждый двигатель, как он работает в составе автомобиля, я буквально это слышу, исходя из того что… из тех комплектующих, которые у нас доступны, когда все подсчитали, когда просчитали различные варианты работы подвески, мы поняли, что из того что нам доступно, наверное максимум эмоций можно выжать вот именно из такой компоновки, да, она сложная, но с другой стороны, мы делаем более сложные…
И. Ружейников: Вы родстер делаете.
Дмитрий Онищенко: Мы делаем родстер, кстати, это один из вариантов спора, почему, потому что изначально все-таки мы спорили, что должен быть купе или роттер и, в принципе, несмотря на всю сложность и определенное дорожание, все-таки должна быть либо съемная крыша, либо крыша, которая поднимается и опускается, а мы предполагаем два варианта, все-таки, мы остановились на родстере, чтобы можно было поднять крышу автомобиля.
С. Асланян: Какой двигатель?
Дмитрий Онищенко: В базе это двигатель 21 127, это 108 лошадиных сил, ну, конечно, как двигатель есть, я не могу пройти мимо двигателя и мы предполагаем как минимум 2 варианта его надува, то есть это с приватным компрессором Итан порядка 140 лошадиных сил и с турбокомпрессором нашего отечественного производства, это фирма, не знаю, можно ли говорить название…
И. Ружейников: Можно, нужно, когда говориться о таких вещах, как собственная машина, нужно.
Дмитрий Онищенко: Есть такая замечательная фирма Инплотербатехника, то есть они в кратчайшие сроки освоили производство очень качественных турбокомпрессоров, причем не только для автомобилей, но и для тяжелых судовых зелей, за это им большое спасибо, ребята большие молодцы находится, ну, Московская область, то есть, в принципе, ценник этого турбокомпрессора на порядок отличается…
И. Ружейников: Какая мощность будет достигаться?
Дмитрий Онищенко: Мы планируем 180 лошадиных сил.
И. Ружейников: А вес? Машины, машины не двигателя.
Дмитрий Онищенко: Да, сухая масса машины, мы планируем уместиться где-то 800 килограмм.
И. Ружейников: 180 лошадей…
С. Асланян: Это для очень опытного человека.
И. Ружейников: Очень, да, это не игрушка. Это серьезная вещь…
Дмитрий Онищенко: Ну, в принципе, по энерговыраженности этот автомобиль будет соперничать с Порш Бустерс, с обычным. Плюс ко всему, значит, у НАМИ есть разработка, ну там бывшые бауманцы, ну вернее бывших не бывает… закончили Бауманку, они разработали семиступенчатую коробку, полностью унифицированную с двигателем, то есть это некий робот, то есть аналог Дийс Джи, но немножко другие принципы, в общем-то тоже планируем на топовых автомобилях использовать такую коробку отечественного производства. То есть один из залогов успеха — это то, что максимальное количество комплектующих будет выполнено в нашей стране и вот я недавно общался с Людвигом Войлерофом, это вице-президент Фиситы, один из организаторов Формула-студент Германия, дело в том, что мы же в этом плане не пионеры, к сожалению или к счастью, то есть достаточно большое количество немецких команд, которые перестали быть командами Формулы студент, они пытались реализовать подобные проекты. В итоге брали за основу БМВ М3 или там Мерседес АМГ, делали нечто подобное, причем у многих было такое решение среди моторных компоновок, в итоге получался быстрый автомобиль по цене Ferrari, который никто не покупал. Вот мы с ним на эту тему общались, я ему показал все, что есть на этом замечательном сайте, о котором Сергей говорит, дизайн показал, концептуальное решение и когда он спросил сколько это будет стоить, я примерно пересчитал по курсу евро, получилось около 10 000, он сказал, ну если Вы сможете за 10 000…
И. Ружейников: Я 74-й, у кого эта машина будет в гараже — он сказал.
Дмитрий Онищенко: Да, примерно так и сказал, то есть это в принципе успех он сразу так и намекнул, что слушай, Фисита — это та организация, которая сертифицирует европейские автомобили, то есть без них не один автомобиль по дорогам… в Европе продан не будет, он сказал, слушай, ну ты знаешь что если ты хочешь… захочешь продавать эту машину в Европе, эту машину нужно будет разбить, я сказал: да, знаю, вот. В принципе, немцы достаточно серьезно восприняли нашу идею, конечно, нам это было очень приятно.
С. Асланян: Вы с момента конструирования автомобиля уже подразумевали эти самые краш-тесты и работали над безопасностью, Вы ведь здесь тоже, наверняка, спорили о том, как это должно выглядеть, как это должно быть реализовано?
Дмитрий Онищенко: Конечно. Тем более у ребят был определенный опыт, не только Формула студент, но и в других серьезных проектах, в которых мы участвуем. Поэтому, конечно мы предусмотрели энергопоглощающие элементы в передней части автомобиля. Понятно, что средний мотор… уже в заднемоторной компоновке основная проблема двигателя — это то, что… вернее основная проблема компоновки — это то что двигатель летит в спину водителя и пассажира, особенно у родстера. У Порше все проще, почему, потому что у них опозит, да и это не так… не так страшно, двигатель внизу находится, у нас четверка, которая стоит поперек и которая…
И. Ружейников: Большая и тяжелая.
Дмитрий Онищенко: Да, у нас предусмотрены такие конструктивные, элементы, которые в случае лобового удара, то есть, так сказать санки или лыжи, по которым двигатель вот ломается и идет вниз, ну таких вот много очень фишек, много решений, то есть за безопасность мы, конечно, думали на стадии проектирования, моделировали с помощью математического моделирования различные удары, которые вот регламентированы.
И. Ружейников: А активная безопасность предусмотрена?
Дмитрий Онищенко: Конечно, то есть мы на этапе даже эскизного проектирования закладывали в конструкцию рамы вот различные варианты краш-тестов, ну, естественно, без реальных краш-тестов автомобиль не будет продаваться, поэтому мы сейчас готовы сделать прототип, потом нужно решать вопросы финансирования, делать прототип, по которому мы будем разбивать, решать вопрос сертификации.
И. Ружейников: Сергей, помнишь, вот ты рассказывал историю на страницах одного из сайтов, о которых мы говорим про то, как ремонтируется по Астон Мартин, да? Мне понравилась история, то есть я покупаю Астон Мартин…
С. Асланян: Макларен Ф1.
И. Ружейников: Прошу прощения, Макларен Ф1, мне большой ящик с инструментами, ко мне самолетом приезжает каждый раз техники, если что-то ломается, высокотехнологичный автомобиль очень… ну… довольно часто. Вот вы выпускаете по 50, 60, как бы хорошо он бы не был сделан, он будет ломаться.
С. Асланян: И попадет он на сервисную станцию АвтоВАЗа.
И. Ружейников: Потому что унифицирован. Вот вопрос, вопрос обслуживания, кстати, даже не только ремонта, обслуживания, вот как это Вы решаете, только Вы знаете… Дорогие друзья вопрос я занял, ваше время занял… а у нас через 15 секунд небольшая пауза. Дорогие друзья, телефон кстати есть.
С. Асланян: Сергей Асланян позвал в гости Игоря Ружейникова, а Игорь Ружейников позвал в гости Дмитрия Онищенко, профессора Бауманки.
И. Ружейников: И все мы позвали Вас, дорогие друзья.
С. Асланян: Да, вся наша ассамблея сегодня сводится к тому, что мы обсуждаем проект Крым, это автомобиль родстер среднемоторной компоновки, мы сейчас как раз подступились к моменту его обслуживания. Купили, поехали по стране, естественно, костюм в полосочку, с отливом, Ялта и тем не менее, маслице поменять, подвесочку перетрясти, с резиной разобраться, дворнички новые поставить, ну и так по мелочи.
И. Ружейников: Хочу куда-то приехать, да, куда-то на станцию ТО…
Дмитрий Онищенко: Ну, а что касается рекламитного техобслуживания, которое предусмотрено для двигателя и коробки и каких-то моментов подвески, тут все просто, мы сконструировали раму автомобиля таким образом, чтобы не было никаких проблем с заменой масла, просто не будет. Другой вопрос, конечно же, который касается замены двигателя самого или его ремонта…
И. Ружейников: Ремонта! Ладно замены, ремонта двигателя, вот.
Дмитрий Онищенко: Конечно здесь будет немножечко сложнее, почему, потому что надо понимать, что у нас будет очень плотная компоновка, гораздо плотнее чем у Лады Калины, здесь возможно, то есть… обычной ямой не обойтись, нужен будет, конечно же, подъемник, вот, но в принципе, в обычном сервисе подобный ремонт можно будет без проблем сделать.
И. Ружейников: А это же неправильно, если Вы… ну конечно неправильно, если вы бедете… я надеюсь проект пойдет, я надеюсь, что эта машина… будет сделана уже, не прототип, а точно, Вы начнете продавать, из определенного количества проданных автомобилей пойдет пусть операционная, но прибыль, это же классно — создать свою станцию. И все купившие в Москве и в Московской области, а сначала Вы будете продавать здесь, будут приезжать именно к Вам.
С. Асланян: начнут с Крыма продажи.
И. Ружейников: А, ну да, забыл. Но тем не менее это ж ну… это же весь комплекс сразу. Вот наша станция.
Дмитрий Онищенко: Вы знаете, я, конечно, не экономист, но какие-то соображения у меня есть, как это должно выглядеть. Все-таки, это да, это правильно, это хорошая бизнес-идея, которую нужно реализовывать, но, с другой стороны вот если отъехать от Москвы там на 200−300 километров, то вот я все-таки часто бываю в разных городах и я вижу какое огромное количество людей у нас занимается…
И. Ружейников: Гаражным автосервисом.
Дмитрий Онищенко: Да, даже не то, что автосервис, просто ребята, которые пытаются там свои Лады Приоры или Ниссан Скайлайн, там 2007 года, сделать что-то такое интересное.
С. Асланян: Из Лады Приора Ниссан Скайлайн.
Дмитрий Онищенко: Да, вот, в принципе, мы… я бы очень хотел, чтобы наши слушатели и, в принципе те люди, которым интересен наш проект, расценивали это не просто как автомобиль, который можно купить и ездить, хотя такие тоже нам люди очень интересны, а как некую площадку для того, чтобы вот наш очень талантливый… люди, которые живут в нашей очень замечательной стране, могли реализовывать свои смелые идеи. И в этом плане, мы, конечно же, заложили возможность апгрейда, скажем так, нашего автомобиля, ну в частности там при определенном желании можно значит поставить удлинитель В6 от ваговского какого-то автомобиля.
И. Ружейников: Вы поставьте какую-нибудь фигню там, чтобы вот прямоток ставишь и двигатель взрывается сразу.
С. Асланян: Чтоб обезопасить.
И. Ружейников: Нет, чтобы мой сон обезопасить, потому что прямоток будут ставить сразу.
С. Асланян: Клиренс не позволит, некуда.
И. Ружейников: А, тоже верно. Ну наш народ, знаешь, хитер.
Дмитрий Онищенко: Пока что мы планируем использовать штатный глушитель, то есть, ну естественно будут определенные элементы, которые будут дорабатываться, потому что компоновка требует этого, то есть глушитель быстрый и поперечный, также как двигатель, вот ну для особых людей, которые захотят что-то особенное будет и турбонадув, будет и прямоточный глушитель, конечно, причем здесь, с точки зрения газовой динамики, у нас осталось все хорошо, потому что в рамках того же самого проекта Формула студент, мы сами проектировали глушитель, который, с одной стороны, должен обеспечить шумовой эффект не больше 108 децибел на расстоянии 5 метров, а с другой стороны — максимальную мощность двигателя, то есть минимальные газодинамические потери на выходе. И вот у нас такой опыт есть и поэтому, конечно же, в топовых вариантах автомобиля мы будем предлагать глушитель своей конструкции.
С. Асланян: Кто учит машину ездить? Управляемость, от чего зависит и чьим опытом питается?
Дмитрий Онищенко: Ну, во-первых у нас есть своя команда в классе национальный, чемпионат, то есть мы там где-то год участвуем и есть определенные успехи, у нас есть свой пилот, он студент и вот на последнем, значит, этапе российском этом там одиннадцатое место заняли, не ошибаюсь если. Все это в принципе тоже неплохо, потому что 21 команда, вот, профессиональные, а мы студенты.
И. Ружейников: В общем, как испытатель машин — прекрасно.
Дмитрий Онищенко: Да. И ну конечно мы еще привлекаем профессионалов. Это такие люди тоже у нас есть, в мире их называть не буду, но они достаточно известны. Они это делают на безвозмездной абсолютно основе, просто им самим интересно, что у нас получится и на этом большое спасибо.
С. Асланян: И получается, что у Вас машина пройдет абсолютно весь тот же самый цикл подготовки к производству, как это на любом другом заводе, единственное, что на более высоком академическом уровне. Поэтому есть ощущение, что готовый продукт будет все-таки на голову выше, как и ставилась изначально задача, чем у Владимира Владимировича, когда он разочарованный вышел из-за руля желтой Калины.
Дмитрий Онищенко: Мне бы очень хотелось, чтоб так и было, но конечно нужно понимать, что наши финансовые возможности, в какой-то степени, может быть в некоторых случаях технологические возможности, конечно более скромны, чем у наших автогигантов, но с другой стороны мы не обременены какими-то государственными деньгами, кстати это тоже очень важный вопрос
И. Ружейников: Также тем, шлейфом, который тянется за нашими гигантами.
Дмитрий Онищенко: Ну… возможно. Мы, собственно говоря, то есть вот это как раз… в чем залог успеха этого проекта — в том, что в принципе эта машина — достаточно серьезные затраты для нас, она исключительно делается на деньги, которые мы сами зарабатываем, то есть у нас есть реальные прямые контракты с нашими предприятиями и вот, в принципе, можно эти деньги выплатить в премию, а можно пустить на такой проект, по согласованию с теми же самыми ребятами, которые параллельно делают еще и другие проекты. Конечно мы, вот, тратим совместно эти деньги на наш проект. Поэтому мы, конечно же, считаем каждую копейку, то есть мы очень аккуратно относятся к тратам, потому что это наши заработанные деньги. И у нас есть такое вот твердое убеждение, что проект этот может выстрелить.
С. Асланян: У Вас в планах ведь как-то уже более-менее вырисовывается дата, когда эта машина может стать готовым образцом, не продуктом произведенным, а вот под ключ, явлением, его можно будет потрогать, посмотреть, задать и уже даже стать в ту самую очередь семьдесят шестым или семьдесят седьмым покупателем.
Дмитрий Онищенко: Да, и в общем то мы планируем, скажем так, такой прототип… возможно будет сырым, но прототип, который можно будет пощупать, потрогать и возможно на нем прокатится вот наверное это будет семнадцатого октября, будет мероприятие, которое наш университет будет проводить при поддержке министерства образования, молодежный студенческий автофорум, на который, пользуясь случаем, я приглашаю всех слушателей.
С. Асланян: Где?
Дмитрий Онищенко: Это будет Moscow Raceway, мы сейчас привлекаем новых партнеров…
И. Ружейников: У меня реклама в лифте висит этого форума.
Дмитрий Онищенко: Да, соответственно вот мы планируем, что будет достаточно большое количество молодежи и им мы можем показать нашу машину. Помимо нашей машины будут и другие наши изделия, которые мы делаем, не только наши и вообще, в принципе будет очень много команд московских технических вузов. Поэтому я думаю там будет всем очень интересно.
И. Ружейников: Маленький короткий вопрос, буквально в одну секунду, ответьте. Специальное юридическое лицо под эту машину будет создаваться?
Дмитрий Онищенко: Да, мы планируем воспользоваться одним из постановлений правительства, создать МИП, малое инновационное предприятие на базе нашего ВУЗа, с участием ВУЗа, ну и в дальнейшем будем привлекать либо каких-то инвесторов.
И. Ружейников: То есть это будет открытое акционерное общество?
Дмитрий Онищенко: Да, выйти на это вообще мечта в данном случае.
И. Ружейников: Не, ну это понятно… Но открытое?
Дмитрий Онищенко: Да, да, да.
С. Асланян: и после этого Вы покажете уже готовую машину, на ней люди покатаются и???
Дмитрий Онищенко: Дальше мы планируем сделать такой интерактивный сайт, где будем планировать собирать какие-то заказы. Конечно, мы будем пытаться его прокачивать и, собственно говоря, вот таким, может быть кустарным, способом будем ориентироваться на некий спрос.
С. Асланян: Кого Вы катали на территории смыслов на этой машине? В одном слове.
Дмитрий Онищенко: Нашего ректора.
С. Асланян: Спасибо.
И. Ружейников: Это правильно, толково, спасибо огромное Вам.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять вопросы.
Комментарии (0)