АРХИВ

Электробусы как драйвер электрофикации всех мегаполисов

17.11.2015, 19:00 22463 0
Дежурный по ассамблеe:
Вячеслав Субботин
Журналист,
автомобильный эксперт

 

РУЖЕЙНИКОВ:  Сегодня главный дежурный по «Ассамблее» ваш старый друг, я уверен, старый, потому что давно дружим, автоэксперт Вячеслав Субботин.

СУББОТИН:  Да,  Игорь, приветствую. Подожди, ты меня в прошлый раз уже называл не дежурным. Дежурным, сказал, что это очень дежурно.

РУЖЕЙНИКОВ:  «Супротек» попросил дежурным.

СУББОТИН:  Дежурный, ну, все.

РУЖЕЙНИКОВ:  Для меня ты всегда главный спикер.

СУББОТИН:  Главный редактор.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, если денег заплатишь…  Кроме Вячеслава Субботина у нас сегодня в гостях директор Департамента продвижения продукта ЛиАЗ «Русские автобусы» Вячеслав Орехов. Здравствуйте, Вячеслав.

ОРЕХОВ:  Да, приветствую.

СУББОТИН:  Приветствуем, Вячеслав.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, давайте продвигать.

СУББОТИН:  Да, давайте продвигать, потому что новости у нас любопытные, мы пригласили Вячеслава неспроста. Серьезная прошла новость сейчас в Москве, что Москва закупает, Мосгортранс закупает 160 автобусов ЛиАЗов и присматривается,  ну, как самый крупный покупатель, присматривается к электрическим автобусам. Ну, это совсем последнее слово техники, нововведение, то, которое сейчас в мире просто тренд, и все мировые компании на прошедшей совсем недавно, это было недели три назад, выставке World Bus она называлась, показали электроавтобусы. А электроавтобусы на ЛиАЗе уже существуют давно, и не просто давно, а уже чуть ли второе поколение. И нам он об этом и расскажет.

РУЖЕЙНИКОВ:  Тем более, первое мы так и не увидели. Ну, на улице, ну, не увидели на улицах.

СУББОТИН:  Я видел на улицах его.

РУЖЕЙНИКОВ:  Нет, ну, я один раз метеорит видел, это не значит, что видели все. Давайте о сегодняшнем и завтрашнем дне.

СУББОТИН:  Сегодняшний и завтрашний день. Электромобили, электроавтобусы, как такой, как это нынче говорят хорошо, драйвер автомобильной промышленности. Ну, я все-таки предлагаю, давайте начнем с новостей. У меня подобралась куча новостей, и они все любопытные, я надеюсь, что вы поможете мне в их комментарии, в троллинге. И на один, наверное, вы сейчас наброситесь. Ну, не знаю, представитель автомобильной промышленности России Вячеслав будет, наверное, защищать, а мы уж с тобой, давай нападать. Первая новость сегодняшнего дня, что теперь все автомобили Lada, в том числе, Lada Kalina, Lada Granta и Lada Largus, он же, давайте не забывать, что он же Renault Logan.

РУЖЕЙНИКОВ:  Вообще Dacia. Потому что французы, если им скажешь, вот это покажешь, они не скажут, что это Renault, вот румынам скажешь, да.

СУББОТИН:  Хорошо, Dacia.  Это теперь будут автомобили все на букву «X» называться, как X-Ray и будут менять им дизайн. Обязательно буковка «X» появится спереди и сзади.

РУЖЕЙНИКОВ:  Да нет, в этом ничего страшного нет, смешно, конечно.

СУББОТИН:  Ну, вот я и говорю, выглядит это очень забавно. Я не знаю, зачем нужен такой единый стиль всем этим автомобилям. Право, вообще не понимаю, и потратить нужно на это деньги огромные. И так эта машина уходит с рынка, нет, мы потратим еще дополнительно наши с тобой деньги, вот, что меня расстраивает. Потому что АвтоВАЗ в долгах, как в шелках, а это требует новых штампов, да, Вячеслав, правильно?

ОРЕХОВ:  Совершенно верно, это переоснащение производства, необходимое для новых…

СУББОТИН:  Новые литиевые машины будут, и потратят опять наши с тобой деньги и долги не выплатят.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, это, знаете, это все вопросы к  Чемезову. Я бы ему лучше вопросы по институту, который занимался разработкой автоматической коробки, которая так и не дошла до производства. Знаете, а можно я буду защищать чуть-чуть?

СУББОТИН:  Ну, давай.

РУЖЕЙНИКОВ:  Продавать автомобили очень трудно в нашей стране сейчас. Падение рынка, наверное, к концу года будет 45-47, потому что уже даже не 42 процента. Надо изворачиваться, для того чтобы предложить свой продукт каким-то образом. Ну, если, опять же,  Бу Андерссон, я не про Чемезова, Бу Андерссон деньги считает. Если его маркетологи посчитали, что, возможно, это приведет хотя бы один процент покупателей, я просто из его логики исхожу.

СУББОТИН:  Игорь, подожди, но ты только что сказал, рынок рушится.

РУЖЕЙНИКОВ:  Нет, а продавать-то надо.

СУББОТИН:  Ну, он рушится до определенных пределов. 1 миллион 200 автомобилей мы продавали, и будем продавать, это бескредитные автомобили, и это совсем неплохо. Рынок все равно существует, как ни крути. Ну, ладно, мы сейчас на этой теме зацепимся и остальные пропустим.

РУЖЕЙНИКОВ:  Нет, посмотрим, чего там. Мне буква не нравится. Чего они «Z» не взяли? Все-таки эта буква, у нее коннотация в русском языке не самая правильная. Это, во-первых. Во-вторых, я не представляю, как продавать удмурту? В удмуртском языке нет буквы «X». Ну, нет. Ну, как, я не понимаю.

СУББОТИН:  Значит, они не будут покупать. Счастливые люди и здоровые будут.  CX-9, полноразмерный кроссовер, вот сейчас вывесили фото, наконец, очень приятный автомобиль, и он похож своим внешним видом на Mazda-6. Вот лицо один к одному Mazda-6, полноразмерный большой кроссовер. Здесь у нас не пользовался популярностью, совершенно не пользовался, так же, как и CX-7, вот CX-5 в ходу, ее собирают во Владивостоке, она в ходу. Но, тем не менее, очень любопытный автомобиль. Сразу следующая новость, очень приятная и очень интересная. Toyota Rav4 все, готова к производству в Санкт-Петербурге на тех же площадях, где и собирают Toyota Camry. И они планируют вообще довести, не то, что объем продаж, а мощность производства до 100 тысяч автомобилей в год.

РУЖЕЙНИКОВ:  Аплодирую.

СУББОТИН:  Да, а ты говоришь о падении. Значит,  японцы, в принципе…

РУЖЕЙНИКОВ:  Нет, японцы не уйдут, ни японцы, ни корейцы не уйдут.

СУББОТИН:  Японцы готовятся к  тому, что рынок все равно будет оживать и Rav4, популярная машина, хорошо, что они ее выбрали и остановились. Ауди S8, это самый большой автомобиль в линейке представительских седанов, объявили на него цену. Игорь, как ты думаешь, какая может быть у автомобиля с мощностью 600 лошадиных сил с ускорением до 100 в 3,2 секунды…

РУЖЕЙНИКОВ:  Там с отсечкой 250 километров в час.

СУББОТИН:  За 300 уже. 250, но они могут ее там учиповать за 300. Какую цену, как ты думаешь, они объявили?

РУЖЕЙНИКОВ:  2.700.

СУББОТИН:  Конечно, 2.700.  8 миллионов 670 тысяч.

РУЖЕЙНИКОВ:  Чего?

СУББОТИН:  8 миллионов 670 тысяч.

РУЖЕЙНИКОВ:  Дорогие друзья, я нищеброд. Для меня машин дороже 3 миллионов не существует просто. Ты меня еще раз в этом убедил.

СУББОТИН:  Ты знаешь, рынок таков, что дорогие машины продавали и будут продавать, и мы эту машину с тобой будем видеть на улицах Москвы, я даже не сомневаюсь, что мы ее с тобой скоро увидим, посмотрим, как она будет…

РУЖЕЙНИКОВ:  Причем  я даже  знаю, с какими номерами  - «05».

СУББОТИН:  Да нет, я думаю, что они будут, прежде всего, с московскими номерами, здесь водятся деньги. Новая Mitsubishi ASX, завтра покажут, объявят, как будет комплектоваться, какая машина, популярная машина в Москве. Из недостатков я отмечу по предыдущей модели, компоновка мне не очень нравится, внутри, как была сделана, надеюсь, они что-то там поменяют. И мне не нравится, что он был очень шумный. Он был, ну, настолько шумный, что в пору было просто беруши использовать

РУЖЕЙНИКОВ:  То есть ты говоришь о шумоизоляции.

СУББОТИН:  Мотор крутился и трансмиссия. Да, по шумоизоляции он был плох. Надеюсь, они исправили недостаток. Следующая новость. Volkswagen сворачивает продажи автомобилей Scirocco, это трехдверное купе, и Touran.  Ну,  с Scirocco понятно, маленький автомобиль, быстрый автомобиль, очень юркий, прикольная машина, но купе, конечно же,  здесь у нас не пользуется спросом.

РУЖЕЙНИКОВ:  У нас сворачивает?

СУББОТИН:  Продажи у нас.

РУЖЕЙНИКОВ:  А Touran-то чем не угодил? Супермашина.

СУББОТИН:  Я не знаю, да, правда. Touran мне нравится, это вэн, хороший вэн, минивэн, удобный, с удобными дверями, удобным входом, выходом,  по компоновке, по росту, ну, всем хорош автомобиль. Ну, кстати, их продали достаточно много, я не знаю, правда, почему они сворачивают. 730 автомобилей за год продали.

РУЖЕЙНИКОВ:  Цена, может быть?

СУББОТИН:  Ну, так подумайте над ценой, в конце концов, ну,  что же ее задирать-то.

РУЖЕЙНИКОВ:  Слушай, а Touran у нас в Калуге не собирался?

СУББОТИН:  Нет.

РУЖЕЙНИКОВ:  Это немецкая машина.

СУББОТИН:  Нет, пока не собирался, да.

РУЖЕЙНИКОВ:  Не знаю, я на нем проехал тысячи 4 километра, на дизеле, правда. Если не ошибаюсь, у нас дизеля, по-моему, не продавали, я не знаю. У нас, по-моему, бензин только был Touran.

СУББОТИН:  Нет, все, продавались дизели, пожалуйста, но вот этот Diesel Gate он все-таки сказывается, может быть, и здесь. Следующая очень любопытная новость, что у нас Ford, совсем скоро предстоит автосалон в Лос-Анджелесе и там появятся те машины, которые будут представлены на российском рынке. В частности,  Ford Kuga, у нас довольно популярный, известный, он поменяет лицо, будет хороший, достаточно удачный  и удобный фэйслифт, и я думаю, что это подстегнет здесь его продажи. В общем, присматривайтесь к этой машине. Совсем любопытная новость, она связана со скрытым патрулированием.

РУЖЕЙНИКОВ:  Это что такое?

СУББОТИН:  Господин Кирьянов, в общем-то, генерал, который должен отвечать за безопасность в стране всего, на транспорте, бывший главный ГАИшник страны, вот он выдвинул такую инициативу, этой инициативе миллион лет, и, собственно, ее никто не отменял, скрытые патрули.

РУЖЕЙНИКОВ:  А, это? Это мы обсуждали.

СУББОТИН:  Нет, подожди, за один день они выявили 400 нарушений. При этом было задействовано миллион экипажей и 83 сотрудника ГИБДД. 400, представляешь? Слушай, Игорь, честное слово, вот эта новость требует комментария.  Вот поставь меня сейчас на Кутузовском, ровно за два часа я просто на правах волонтера насчитаю тебе…

РУЖЕЙНИКОВ:  Знаешь, мне очень новость понравилась. На кольце, на  МКАДе… На МКАДе нет ни одной камеры вообще, вообще ни одной, это самая глухая дорога.

СУББОТИН:  Конечно, это деревня.

РУЖЕЙНИКОВ:  Поймали водителя большегруза, который ехал днем, как его заметили, непонятно, без номеров. Это ждали скрытого патрулирования. Оказывается, он ехал без пропуска и без номеров.

СУББОТИН:  Ты знаешь, я бы хотел услышать такую новость: сколько под это получат званий генералов, сколько будет должностей, сколько будет выделено премий и автомобилей. Ну, просто смешно, честное слово.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ребята, работать надо.

СУББОТИН:  Следующая новость, она совершенно электрическая, подводит нас к главной теме. Tesla, лидер сегодня в производстве электромобилей, ну, во всяком случае, он на слуху, мировые бренды тоже занимаются электромобилями, производят их достаточно много. Но Tesla  к Женеве, которая будет вот в начале марта, автосалон, готовит модель 3, популярная сейчас модель S, это модель 3, маленькая, это конкурент BMW М3-М4.

РУЖЕЙНИКОВ:  Только не говори, сколько она будет стоить, ты  меня уже расстроил сегодня один раз.

СУББОТИН:  Будет стоить она примерно так же, как эти автомобили, раз это конкурент. Но, самое главное, запас хода, Вячеслав, Игорь. Запас хода – 700 километров.

РУЖЕЙНИКОВ:  О, это наш автомобиль.

СУББОТИН:  Это наш автомобиль. Теперь, переходя  к нашим машинам. Запас хода у электроавтобуса… Да, давайте я сразу скажу, я на этом электроавтобусе имел удовольствие ездить, тестировать совсем недавно, ровно неделю назад, дали мне возможность такую, и я на нем прокатился.

РУЖЕЙНИКОВ:  Я прошу прощения, обычно как дают автомобиль в тест? Вот тебе автомобиль на неделю, протестируй и расскажи. Вячеслав Субботин, вот тебе автобус, неделю поезди на нем на работу. Я прошу прощения.

СУББОТИН:  Ну, примерно это было так. На самом деле, я видел лица сопровождающих, в том числе, вот мы с Вячеславом  катались.

РУЖЕЙНИКОВ:  Вячеслав Орехов директор Департамента продвижения продукта ЛиАЗ «Русские автобусы».

СУББОТИН:  У него вытянулось лицо после того, как я начал ускоряться на автомобиле.

РУЖЕЙНИКОВ:  Вячеслав Субботин капитан гоночной команды ГАЗа. Все понятно?

ОРЕХОВ:  Коллеги, я присоединяюсь, это действительно так. Когда Вячеслав сел за руль…

СУББОТИН:  И утопил педаль газа в пол.

РУЖЕЙНИКОВ:  Потому что капитан  гоночной команды.

ОРЕХОВ:  То это было равносильно тому, что это было ускорение 3 секунды 100 километров.

РУЖЕЙНИКОВ:  Причем бесшумно.

ОРЕХОВ:  Да, причем бесшумно.

СУББОТИН:  Да, характеристики автобуса меня впечатлили, на самом деле. Теперь, Вячеслав, ну, расскажите об этом автобусе более подробно. Зачем такой нужен? Когда  он появился? И вообще нам нужен электротранспорт, в принципе?

ОРЕХОВ:  Ну, начнем с того,  Вячеслав, вы правильно сказали, что сейчас, если посмотреть на мировые тренды и выставка, которая прошла в  (неразборчиво), как правило, все уважающие себя производители автобусов предъявляли автобусы на электрической тяге, так называемые электробусы. Группа ГАЗ, в частности, куда входит Ликинский автобусный завод, также является инновационным предприятием. Если посмотреть историю ЛиАЗа, то, наверное, это единственное предприятие, которое имеет в своем запасе максимум  инновационных разработок. Ну, это можно кроме электробусов вспомнить первый сочлененный автобус, который был сделан в России, это тоже Ликинский автобус. Первый  газовый автобус, который поставили серийно на конвейер, это тоже Ликинский автобус.

СУББОТИН:  Именно серийно?

ОРЕХОВ:  Именно серийно. Потому что опытные образцы, они были, но в постсоветское пространство практически, когда у нас ушел Ikarus  с нашего рынка в 1980-90-х годах, то следующее надо было эту нишу заменять. Сочлененные автобусы все равно они требовали своего клиента и  перевозить пассажиров, и на ЛиАЗе был сделан такой автобус, и он сейчас прекрасно эксплуатируется.

СУББОТИН:  Так зачем вам электроавтобус?

ОРЕХОВ:  Следующий этап развития. Ну, как вы видите, у нас сейчас экологические стандарты.

РУЖЕЙНИКОВ:  У нас не очень.

ОРЕХОВ:  Давайте смотреть на мировые тренды.

РУЖЕЙНИКОВ:  О, это правильно.

ОРЕХОВ:  Потому что мы живем не только в России, у нас есть еще и окружение. И вот сейчас, если взять экологический класс Евро-6, практически это уже  предел совершенства дизельных автобусов. Сейчас все производители…

РУЖЕЙНИКОВ:  Да, дальше все уже, цена-качество…

СУББОТИН:  Ну, во всяком случае, Volkswagen показал уже, что они с Евро-6 не справляются, вот и все. Не справились.

ОРЕХОВ:  Поэтому сейчас все ищут уже альтернативные виды топлива, это и водородное, это и биотопливо, ну, и как одно из направлений развития это электричество. Посмотреть, ну, кто у нас самый экологически чистый транспорт? Это троллейбус, но у него есть минусы. Минус это контактная сеть и отсутствие автономного хода, потому что он привязан. Все, он рогами прицепился к контактной цепи, и будет ехать ровно туда, где ведут его провода.

СУББОТИН:  Куда проложены рельсы.

ОРЕХОВ:  Трамвай тоже это рельсы, деваться некуда.  И поэтому сейчас идет, скажем, два направления – это развитие троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Ну, сейчас, в принципе, не удивишь никого, когда едет троллейбус, опустил рога и поехал по проезжей части уже на своем автономном ходе.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, это древние очень разработки.

ОРЕХОВ:  Ну, они, по крайней мере, сейчас имеют место, и сейчас направление это увлечение автономного хода, ну, скажем, до 50 километров. И следующее направление – это полностью электрический автобус. Вот с 2012 года, в принципе, мы ведем эти разработки, это у нас (неразборчиво) работы, сделали свой первый прототип, который уже проходит тестовые испытания, также он ходил на маршрутах Москвы в тестовом испытании.

СУББОТИН:  В тестовых режимах.

ОРЕХОВ:  В тестовых режимах, пока, правда, без пассажиров, для возможности адаптации на городских линиях города Москвы. Здесь, конечно, есть два минуса, которые сейчас у электробусов. Это первое, конечно, тяжелая батарея. Ну, можно сравнить  батарею с нашими первыми мобильными телефонами.

СУББОТИН:  Ну, хорошо, и тяжелые, и что из этого?

ОРЕХОВ:  10 лет назад, и какой сейчас мобильный телефон. Ну, технологии-то развиваются.

СУББОТИН:  Ну, у вас те же самые батарейки, что стоят в Nissan LEAF, что стоят в Mitsubishi i-MiEV, что стоят в Tesla? Ровно те же, или все-таки другие?  Или вот те тяжелые аккумуляторы, которые стоят в электрокарах?

РУЖЕЙНИКОВ:  У нас стоят наши батареи. Они могут быть лучше, хуже, но это наши батареи.

ОРЕХОВ:  Ну, скажем, да. Стоят разработки, которая батарея производится в Новосибирске, компания «Лиотех». Ну, это, скажем,  беда всех электронных…

СУББОТИН:  Подождите, ну, «Лиотех», я так понимаю, это литий-ионные батареи, те же самые, которые стоят вот у меня в этом телефоне мобильном?

ОРЕХОВ:  Ну, поймите, что личный автомобиль везет максимум 4 человека, и полезной массы еще 300 килограмм багажа.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, да, а здесь 50 человек нужно набить.

ОРЕХОВ:  Буквально пару цифр. Есть такое понятие, как полная масса автобуса и снаряженная автобуса. Полная масса это 18 тонн, снаряженная масса… ну, полная масса это, в том числе, и с пассажирами. Автобус  везет 100 человек. Снаряженная масса это масса автобуса без пассажиров. Это получается 10 тонн. То есть остается на пассажиров 8 тонн. На 100 человек нужно 8 тонн. Чтобы обеспечить запас хода электробуса, условно, 350 километров, нужно этих батарей порядка 5,5 тонн.

СУББОТИН:  Сколько у вас сейчас запас хода на вашем автобусе?

ОРЕХОВ:  Наша машина сделана из расчета того, что суточный пробег может быть обеспечен до 200 километров при полной зарядке.

СУББОТИН:  Ну, на самом деле, это находится на уровне лучших мировых показателей. Я помню,  мы на Mitsubishi i-MiEV, мы проехали в мороз, когда было минус 19 при полной заряженной батарее, не поверите, 18 километров. Подожди, а в мороз вы тоже проедете 200 километров?

РУЖЕЙНИКОВ:  Вот все про мороз, кстати, спрашивают.

СУББОТИН:  Если я проехал на Mitsubishi i-MiEV 18 километров, то сколько проедет ваш автобус в  мороз, ну, скажем, минус 20.

ОРЕХОВ:  Ну, чтобы посмотреть по технологии, это батареи, которые используют литиево-ионные, там стоит специальная система термостатирования, которая позволяет обеспечить не потерю емкости…

СУББОТИН:  Игорь, ты понимаешь, что это такое термостатирование?

РУЖЕЙНИКОВ:  Да.

ОРЕХОВ:  Ну, наверное, проще, что они просто подогреваются.

РУЖЕЙНИКОВ:  От слова статус, чтобы температура батареи не выходила из температурного режима в определенных рамках.

ОРЕХОВ:  Совершенно верно. Ну, здесь надо понимать, что инновации не стоят на месте, сейчас  уже разрабатываются и запускаются в серию новые технологии батарей, где электронными материалами служат магний и графен.

СУББОТИН:  Вот то, что два дня назад объявили, что японцы это собираются делать, или это вообще технология давно? Они завод строят.

ОРЕХОВ:  Ну, строится завод и параллельно разработки также идут у нас в Сколково, то есть будут уже отечественные разработки. Я надеюсь, что они…

СУББОТИН:  О, Сколково, неужели они до этого доперли?

ОРЕХОВ:  Да,  Вячеслав, это даже Сколково.

РУЖЕЙНИКОВ:  Я прошу прощения, вообще разработки, наша страна является лидером во всех графеновых разработках. Мало того, Нобелевку за графен получали выходцы из Советского Союза.

СУББОТИН:   И уехали в Испанию строить завод, ты хочешь сказать.

РУЖЕЙНИКОВ:  Нет, они там получали просто. Но считается, что лидер и новатор это Советский Союз графеновских разработок.

ОРЕХОВ:  Ну, я хочу заметить, что электробус, он является еще и автобусом общественного пользования. И, наверное, надо не забывать, что электробус соответствует всем требованиям современного подвижного состава. Это должен быть обязательно низкий уровень пола, это должна быть хорошая климатическая система, которая, чтобы пассажир зашел…

СУББОТИН:  Именно климатическая система, не просто кондиционер?

ОРЕХОВ:  Нет, не просто кондиционер.

РУЖЕЙНИКОВ:  Жрет энергию тоже.

ОРЕХОВ:  Сейчас такие технологии, которые позволяют обеспечить наличие системы кондиционирования и отопления. Ну, для  системы отопления, конечно, для снижения энергопотребления все-таки используется жидкостная система. Ну, как реализовано, это возможно установка жидкостного подогревателя, который потребляет минимальное количество дизельного топлива, которое используется только для отопления салона.

СУББОТИН:  (неразборчиво) Eberspacher, какой у вас?

ОРЕХОВ:  Здесь в зависимости, и (неразборчиво) Eberspacher, это, в принципе, мировые производители этих систем и по качеству они соответствуют.

РУЖЕЙНИКОВ:  То есть маленький дизелечек стоит на обогрев, проще говоря.

СУББОТИН:  Так сколько  в мороз все-таки…

ОРЕХОВ:  Стоит не дизелечек, стоит котел, печка, подогреватель.

СУББОТИН:  С КПД примерно 95 процентов.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ты сорвал с языка. Когда говорят котел, сразу представляешь КПД в 15 процентов.

ОРЕХОВ:  Ну, я хотел сказать попроще, чтобы не усложнять наш эфир.

СУББОТИН:  Так сколько будет все-таки пробег при минус 20 градусах? Вот вы ездили, у вас с 2012 года ездит этот автобус.

РУЖЕЙНИКОВ:  А Липецк, он находится не за тропиками, вы проверяли наверняка зимой.

ОРЕХОВ:  Ликино, это Орехово-Зуевский район Московской области.

РУЖЕЙНИКОВ:  Да, там холодно зимой.

ОРЕХОВ:  Даже холодней, чем в Москве, на удивление. Разница где-то в 3 градуса. В Ликино холоднее, чем в Москве.

СУББОТИН:  Сколько проедет автобус?

ОРЕХОВ:  Мы пробегали, вот я лично зимой при температуре минус 18, ну, 20 не было, минус 18 где-то порядка 180 километров он проходил.

РУЖЕЙНИКОВ:  Абсолютно нормально.

СУББОТИН:  Великолепно. А сколько вообще потребность в городском автобусе суточного пробега? Не суточного, сменного, так скажем?

ОРЕХОВ:  Ну, в среднем  где-то порядка до 200 километров.

РУЖЕЙНИКОВ:  В пятницу 150.

СУББОТИН:  То есть, вы перекрываете.

ОРЕХОВ:  Надо понимать, что, если смотреть московские маршруты, где он больше стоит в пробках, или маршруты, которые  в черте окраин города, там, конечно, побольше.

СУББОТИН:  Ну, то есть вы перекрываете свои потребности все?

ОРЕХОВ:  Мы перекрываем с запасом, совершенно верно.

РУЖЕЙНИКОВ:  Теперь самый главный вопрос, ну, а договор-то уже подписан? Вы надеетесь на то, что все-таки… Ну, я прошу прощения, с Москвы начинается все или почти все, так получается, все инновации, почти все. Вы надеетесь на то, что будет подписан договор и ваш завод будет выпускать автобусы сначала для нужд столицы?

ОРЕХОВ:  Ну, немного истории все равно. Москва была у нас, скажем, стратегическим партнером и заказчиком, и все новые инновации, разработки, которые мы предлагали, как в автобусостроении, в передовом автобусостроении на уровне мировых производителей…

РУЖЕЙНИКОВ:  Все пилотные проекты в Москве.

ОРЕХОВ:  Все пилотные проекты всегда были согласованы с руководством Москвы и соответственно с Мосгортрансом.

СУББОТИН:  А чем это ваши автобусы, вы говорите, мировых производителей? А чем они так хороши? Ну, чего, может быть, вы там стекла льете у себя вот здесь в Орехово-Зуево в какой-нибудь деревне просто?

ОРЕХОВ:  Ну, вы знаете что, стекла тоже является российский поставщик, один из ведущих, который также экспортирует стекла в Европу.

СУББОТИН:  Хорошо, да. Может быть, у вас мосты кривые, я не знаю,  главные пары вообще никакие.

ОРЕХОВ:  Ну, если бы они были кривые, они бы просто не ездили по улицам. Вся технология, которая есть, ну, мы, конечно, являемся кузовостроителями. Прекрасно надо понимать, что Ликинский автобусный завод и наша основная компетенция это технология создания  кузовов. Это долговечность кузовов, это прочность кузовов, это адаптация кузовов под различные силовые агрегаты и системы.

СУББОТИН:  Ну, хорошо, ваши автобусы, они хуже, лучше мировых брендов? MAN, Mercedes-Benz?

ОРЕХОВ:  Ну, давайте, наверное, скажем так, что  нашими компаньонами и поставщиками основных агрегатов, повторяю те же слова, которые вы говорили, двигатели – MAN, европейский, мировой лидер. Коробка перемены передач автоматическая  - (неразборчиво). Передняя ось, задняя ось – (неразборчиво). Ну, вам это что-то говорит?

СУББОТИН:  Да, это говорит, что это мировой уровень, это действительно так.

ОРЕХОВ:  Это действительно мировой уровень. И те все системы, даже то, что мы сейчас сказали, идет поставка автобусов для Москвы, там уже машина, соответствующая самым высоким мировым  стандартам. Ну, даже скажу так, электронная система распределения тормозных усилий ЕВС, стоит. Климатическая система салона  - стоит. Мультиплекс, это управление автобуса компьютером – стоит. Ну, что еще?

РУЖЕЙНИКОВ:  Вы знаете, а я вам еще скажу, комплимент скажу. Я на автобусах езжу крайне редко, на машине я вообще перестал ездить. Я очень много хожу пешком. Я, как правило, избегаю автобусов, маршруток, я люблю ходить пешком. Но время от времени от «Славянского Бульвара» я доезжаю до «Киевской» на  вашем автобусе. Низкий вам поклон. Вы знаете, я не вижу разницы, когда я сажусь в ваш автобус или, когда я сажусь в автобус, находясь где-нибудь в Испании или в Германии.

ОРЕХОВ:  Ну, Игорь, большое спасибо.

РУЖЕЙНИКОВ:  Нет, это абсолютно искренне. Это бывает крайне редко. Если бы я ездил постоянно, возможно, я бы сказал, вы знаете, у вас сиденья что-то, нет. Я захожу, как потребитель услуг Мосгортранса и мне нравится вот эта услуга, как она мне предоставлена. Мне комфортно, хорошо, причем и зимой, и летом. Я забыл, что такое автобус 20 лет назад.

СУББОТИН:  Да, да, Игорь, я тоже потребитель и мне нравится, как работает вообще Мосгортранс. Вот сейчас  все автобусы новые.

РУЖЕЙНИКОВ:  Нет, Мосгортранс это другое уже.

СУББОТИН:  Ну, я имею в виду, они же поставляют мне эту тоже услугу, и я захожу в ЛиАЗ,  и я зашел тут случайно совершенно, купили 100 автобусов Mercedes-Benz. Ты знаешь, мне Mercedes-Benz даже не понравился, по компоновке не понравился.

РУЖЕЙНИКОВ:  Я не знаю, я не ездил.

СУББОТИН:  Я проехался на нем совсем недавно, в прошлом году, они закупили 100 автобусов, я вообще поражаюсь, почему не купили ЛиАЗы, а почему Mercedes-Benz. Там мне не очень понравилась компоновка на накопительной площадке. Там какие-то поручни дурацкие.

РУЖЕЙНИКОВ:  Нет, ну, автобус создавался не под наши условия. Возможно, покупали те, кто не провел апробацию, возможно. Эти автобусы создавались для нас.

СУББОТИН:  Сколько ресурс вашего автобуса пробег?

ОРЕХОВ:  Ресурс  миллион километров, как все основные агрегаты, узлы и агрегаты.

СУББОТИН:  Да, это хороший.

ОРЕХОВ:  Ну, надо понимать, что ресурс агрегатов должен быть сопоставим с ресурсом кузова. Еще раз вернуть, что наша технология, а вот технология это катафорезное грунтование, когда полностью кузов погружается в ванну и наносится катафорез, ну, она уникальная, и она существует только на Ликинском автобусном заводе. Опять же, на уровне MAN, Mercedes, те, которые имеют эти технологии.

СУББОТИН:  Ну, что приятно отметить, да.

РУЖЕЙНИКОВ:  Дорогие друзья, если наши с Вячеславом слова воспринимаются, как грубая лесть или проплаченный пиар, если вы живете не в Москве, я сам себе завидую, приезжайте в Москву, садитесь в Ликинский автобус и поймете, что мы правы, что здесь нет никаких подтасовок.

СУББОТИН:  Все-таки, когда мы этот электробус увидим на дорогах Москвы, Санкт-Петербурга, ну, наверное, это самые крупные перевозчики, которые будут их заказывать?

ОРЕХОВ:  Ну, я думаю, что это будет самое ближайшее время, ну, скажем так, моя прогнозная точка это 2016 год уже первые пилотные партии должны появиться в Москве.

СУББОТИН:  То есть мы перестанем, не будем задыхаться от двигателей внутреннего сгорания.

ОРЕХОВ:  Ну, развитие, наверное, скорее всего, электробусной тематики, я считаю, что пик, наверное, все-таки будет приходиться на 2020-е года. Но еще все равно много вопросов, которые необходимо решить, ну, конечно, это и стоимость подвижного состава. Все-таки пока электробус это еще дорогое удовольствие, здесь надо признать честно.

СУББОТИН:  Ну, хорошо, но его же преимущество, наверное, все-таки в обслуживании велико, на него не надо расходовать. Ну, он бензин не ест.

ОРЕХОВ:  Но поймите, что есть начальная цена, которую надо сразу заплатить.

РУЖЕЙНИКОВ:  Деньги сегодня это всегда дороже, чем деньги завтра, да.

СУББОТИН:  Но электричество дешевое, ну, пока, во всяком случае.

ОРЕХОВ:  Ну, пока дешевое, но все равно пока еще есть.

СУББОТИН:  Ну, мы заговорили о зиме, наверное,  пора перейти уже к зиме. Я хочу рассказать несколько полезных советов, как мне кажется, которые будут приятны автомобилистам, и будем отвечать сейчас, наверное, уже на вопросы. Знаете ли вы, что нужно, прежде всего, сделать перед тем, как грянут морозы?

РУЖЕЙНИКОВ:  Въехать в Индонезию.

СУББОТИН:  Вот в Москве было минус 5. Перво-наперво, что нужно сделать, Игорь, как, по-твоему?

РУЖЕЙНИКОВ:  Я же тебе сказал, я на машине почти не езжу, жена ездит, это у нее надо спрашивать.

СУББОТИН:  Ну, хорошо, жене, что ты посоветуешь?

ОРЕХОВ:  Ну, переобуть колеса.

СУББОТИН:  Игорь, ты думаешь, я переобул колеса? Я не переобул колеса.

РУЖЕЙНИКОВ:  Омываечку, поменять омываечку надо было еще  2 недели назад.

СУББОТИН:  Нет, омывайку и колеса, само собой. Но, прежде всего, что нужно сделать, не догадаетесь ни за что. Нужно смазать уплотнители дверей. Первое, что надо сделать, смажьте уплотнители дверей.

РУЖЕЙНИКОВ:  Силикончиком, да.

СУББОТИН:  Оторвете. Не сомневайтесь. Дернули, вот первый мороз, как вот уже сейчас случился, дернули дверь и тут же оторвали. Поэтому советую вам делать именно так. Второе, что нужно делать. Как только сели в автомобиль, ни в коем случае не пускайте печку на полную мощь и на обогрев ветрового стекла.

РУЖЕЙНИКОВ:  3 тысячи оборотов нужно, для того чтобы начал заряжаться аккумулятор, правильно?

СУББОТИН:  Современные сегодня генераторы работают гораздо проще и лучше, они уже подхватывают.

РУЖЕЙНИКОВ:  А почему нельзя пускать тогда?

СУББОТИН:  Лопнет стекло.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ваши вопросы по поводу выбора автомобиля или стекла, на которое не надо… Кстати, у меня маленький вопрос, скажи, ну, а если обогрев стекла есть, ведь можно направлять все, что угодно, если за бортом не минус 30?

СУББОТИН:  Это было возможно, если бы стекло на резинке крепилось, а когда он вклеено, оно нагруженное, все, перегрел, термоудар и все, стекло лопнет. Ни в коем случае, включайте только в ноги. Причем можно сразу это делать.

РУЖЕЙНИКОВ:  Кстати, если ты в ноги направляешь, там на троечку, быстрее салон прогревается.

СУББОТИН:  Да, пожалуйста, смело включайте только в ноги, не на стекло. Вот такие два совета в морозы. У меня еще есть куча, но я их расскажу потом. Давайте ответим на вопросы. Первый вопрос, я так понимаю, Катя из Домодедово спрашивает: «Suzuki SX4, 2008 года, автомат, 110 тысяч, масло в коробке ни разу не меняла, даже не знала. А сейчас узнала, что нужно менять. Нужно ли это делать или не нужно?»

РУЖЕЙНИКОВ:  Да бросьте вы, глупости какие, масло менять при 110 тысячах.

СУББОТИН:  Катя, пожалуйста, если масло не пахнет жженой бумагой, если там все в порядке, то торопиться менять масло не нужно.

ОРЕХОВ:  Вячеслав, а как это на запах определять?

СУББОТИН:  На запах, если там есть щуп, то по щупу. Если там есть пробочка, то надо эту пробку отвернуть и просто…

ОРЕХОВ:  Вы знаете, что девушка знает, что такое щуп и где он находится?

СУББОТИН:  А куда ей деваться? Ей все равно нужно. Ну, а как, первая диагностика, другого…

РУЖЕЙНИКОВ:  Я не знаю этого автомобиля, если там написано «на весь срок службы», это такое хорошее вранье производителя. Ребят, 100 тысяч на любом…

СУББОТИН:  Пожалуйста, можно ездить спокойно, Катя, не беспокойтесь. Если нет никаких дерганий, и диагностика показывает, что все в порядке, ну, диагностика это, прежде всего, что под ногой. Не торопитесь.

РУЖЕЙНИКОВ:  У меня, допустим, нет ни щупа, ничего, понимаешь, у меня на весь срок службы, ну, это же ужас.

СУББОТИН:  Вячеслав, вопрос к вам: «А сколько стоит разработка электробуса, стоимость обслуживания, и в какую сумму в результате обойдется инновация?» Коротко.

ОРЕХОВ:  Коротко отвечу. Ну, наверное, здесь без поддержки федерального бюджета все равно не обойтись. Разработки стоят очень дорого, особенно такие инновационные.

СУББОТИН:  Сколько?

РУЖЕЙНИКОВ:  Десятки миллионов долларов.

ОРЕХОВ:  Ну, наверное, здесь скажу, что наша компания совместно с университетом Баумана  объявлена победителем в конкурсе на получение субсидий, проводимом Министерством образования и науки проектом создания унифицированной линейки троллейбусов с (неразборчиво) автономным ходом и электробусов. В целом, инвестиции составят порядка 340 миллионов рублей. Эта программа рассчитана на 2-3 года.

СУББОТИН:  Вот конкретная штука. «Я  являюсь владельцем Skoda Octavia, 1,6 ручка, в активном поиске нового автомобиля. Бюджет 1,2. Подскажите 1,8, DSG. Может, заменить на какую-либо марку за эти деньги?»  Вы знаете, если  DSG работает у вас исправно и ничего не сломалось… Вы знаете, DSG ломается сразу. Вот она, если сразу сломалась, все, беда, надо ее ремонтировать, и ремонт, ну, если это не новый агрегат, не приводит к хорошим результатам, как правило. Если он работает, то зачем менять тогда такой автомобиль? Ну, за 1,2 миллиона я бы посмотрел, знаете, все-таки Mazda-6. Mazda-6 за 1,2 можно купить с автоматом, очень приличный автомобиль. Все остальное будет гораздо-гораздо дороже в этом классе. Следующий, так, мы ответили, Юрий из Москвы. Следующий у нас будет Сергей, Москва: «Mitsubishi Delica, бывает ли она вообще с левым рулем?» Бывает она с левым рулем. «Отличается ли ее трансмиссия, будет ли она продаваться у нас?» Нет, Delica никогда не будет продаваться у нас. Следующий вопрос: «Freelander 2007 года, бензин, 3,2, пробег 180 тысяч. Начинает 5 тысяч дергать автоматическая коробка передач. Масло никогда не менял». Это, кстати, вопрос Кати, что та беспокоилась на 110 тысячах, стоит ли менять масло.

РУЖЕЙНИКОВ:  На весь срок службы.

СУББОТИН:  Я предполагаю, что  диски там уже износились.

РУЖЕЙНИКОВ:  Конечно, 180 тысяч.

СУББОТИН:  Нет, не потому что 180 тысяч, потому что ее так эксплуатировали. Наверняка Freelander, а это Freelander, он обязательно заглох, и думаю, что его где-то таскали на веревке.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, эту машину, в общем-то, покупают не для того, чтобы спокойно ездить за хлебом, как правило.

СУББОТИН:  Ну, тем не менее, наверняка его таскали на веревке. И как только таскали, значит, таскали без масла. Раз таскали без масла, значит, возможно повреждение. Ремонт минимум 100 тысяч рублей, надо быть готовым к тому, что…

РУЖЕЙНИКОВ:  Но рублей, дорогие друзья, радостно, рублей всего.

СУББОТИН:  Здесь смена масла не поможет. Следующий вопрос…

РУЖЕЙНИКОВ:  Давай примем звоночек.

СУББОТИН:  А, да, конечно.

РУЖЕЙНИКОВ:  Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ:  Меня зовут Евгений, город Воронеж.  Подскажите, пожалуйста, стоит ли покупать Citroen Berlingo Multispace 2, 2013 года?

СУББОТИН:  Berlingo?

СЛУШАТЕЛЬ:  Да, да.  Или его собрата Peugeot Partner Tepee?

СУББОТИН:  Вы знаете, Partner Tepee, он точно такой же, но…

РУЖЕЙНИКОВ:  Он более красивый.

СУББОТИН:  Он точно такой же, но он дешевле, поэтому я предполагаю, что, если по цене будет все-таки Peugeot выгоднее, то берите Peugeot. Я ездил на этой машине, и она мне очень понравилась. Очень хороший автомобиль, хороший вэн настоящий.

РУЖЕЙНИКОВ:  Если девушек собираетесь прельщать, без толку, а так хороший.

СУББОТИН:  Причем по адекватной цене. Ничего дешевле в этом классе нет, чем Peugeot. Ну, Peugeot  и  Citroen соответственно.

РУЖЕЙНИКОВ:  Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ:  Я многодетная вдова из города Тулы, у меня бюджет полмиллиона рублей, нужно возить детей. Рассматриваю либо новый вариант класса Solaris любого, либо какой-то автомобиль немец или японец, что посоветуете?

СУББОТИН:  Полмиллиона рублей, для того чтобы возить детей, у вас один только вариант это Lada Largus. Все, других вариантов нет.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, если много детей.

СУББОТИН:  Lada Largus, она, в конце концов, 7-местная.

РУЖЕЙНИКОВ:  Она, в конце концов, не совсем Lada.

СУББОТИН:  Ну, да, она совсем не Lada. Да, вот такой автомобиль.

РУЖЕЙНИКОВ:  Мы, к сожалению, уже не успеем ответить. Дорогие друзья, Вячеслав Субботин, Вячеслав Орехов в главном автомобильном шоу страны «Ассамблее автомобилистов». Спасибо, коллеги.

СУББОТИН:  Спасибо.

ОРЕХОВ:  Спасибо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
РОССИЯ 19:00

Автоновости


РОССИЯ 19:00

Советы автомеханика


РОССИЯ 19:00

Автоновости


Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять вопросы.

Комментарии (0)