Электромобили
Дежурный по ассамблеe: Иван Зенкевич Журналист, автомобильный эксперт |
Дежурный по ассамблеe: Иван Зенкевич Журналист, автомобильный эксперт |
РУЖЕЙНИКОВ: Главный дежурный по «Ассамблее» у нас сегодня Иван Зенкевич. Представь, пожалуйста, нашего гостя.
ЗЕНКЕВИЧ: Добрый вечер. Мне повезло второй раз закрывать один и тот же год. Только в России такое возможно – закрывать два раза один и тот же год. Артем Рубанов - инженер научно-производственного объединения «Герда-кар», направление электромобилей. Поговорим сегодня про электромобили, про их надобность. А начну я с новости, собственно, почему электромобили, да в начале нового года, да и в конце старого православного нашего русского национального настоящего нового года 2015, кто еще не в курсе. Согласно данным норвежского совета дорожного движения в 2015 году в стране было продано 26 тысяч электрокаров и 9 водородных автомобилей. При этом общий объем продаж новых легковых автомобилей, в общем, вырос. Самое главное, что электромобили стали больше покупать.
РУЖЕЙНИКОВ: Очень хорошо, что ты привел Норвегию.
ЗЕНКЕВИЧ: Холодно.
РУЖЕЙНИКОВ: Не только. Во-первых, холодно, у нас тоже, то есть не везде Краснодар, это, во-первых. Во-вторых, основной доход Норвегии это что? Это нефть, газ. И, кстати, норвежская крона, как ни странно, у них, правда, пока толстый похудеет, худой помрет, норвежская крона за последний год потеряла 20 процентов по отношению к доллару.
ЗЕНКЕВИЧ: Беда-то какая.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, и Норвегия покупает электрокары. Вот, видишь?
ЗЕНКЕВИЧ: Все здорово, молодцы, что я могу сказать. Ну, еще тут Volkswagen снова отметился с новым электромобилем, и еще руководитель Tesla сказал, что Apple точно выпустит электромобиль. Вот так звучит. А теперь, собственно, вопрос к гостю. Артем, скажи мне, как специалист, имеющий инженерное образование в отличие от меня, 6 классов дворовых, зачем он нужен?
РУБАНОВ: Электромобиль?
ЗЕНКЕВИЧ: Да. Во-первых, это красиво.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, ну, это тоже хорошо, кстати.
РУБАНОВ: Во-первых, это просто. Потому что по сравнению с бензиновым автомобилем конструкция трансмиссии электромобиля, она до предела проста. Электродвигатель, редуктор, задняя передача обеспечивается переполюсовкой, обычно переключением полюсов. Там нечему ломаться.
ЗЕНКЕВИЧ: Я еще открою страшную тайну, Артем еще раз придет к нам в каком-то из месяцев, и будет рассказывать про коллекцию «Камышмаша», где есть электромобили 1902 и…?
РУБАНОВ: Ну, начала XIX века.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, начала XIX века, когда электромобили были популярнее, чем бензиновые автомобили на территории Соединенных Штатов Америки. Это такая предыстория. Артем знает больше об электромобилях.
РУБАНОВ: То и хотел сказать, что ведь изначально электромобили имели широкое распространение еще до бензиновых машин. То есть паровые машины, дальше электромобили и потом уже начали развиваться бензиновые.
РУЖЕЙНИКОВ: Как все изменилось.
РУБАНОВ: Ну, не изменилось, все возвращается.
РУЖЕЙНИКОВ: Вы считаете, возвращается все-таки?
РУБАНОВ: Ну, прошло сто лет, и вот снова у нас электромобили на подъеме.
ЗЕНКЕВИЧ: И все-таки, чем выгоднее электромобиль? Вот объясни мне простому обывателю, покупателю, зачем я должен покупать эти электромобили, когда столько головной боли с их зарядкой, обслуживанием и, собственно, все истории. Вы же производите их, хоть и маленькие, но полноценные.
РУБАНОВ: Мы производим в классе «Гольф-кар», скажем так, то есть это простые машинки для больших территорий, для производств. Это не городской автомобиль пока, по крайней мере.
ЗЕНКЕВИЧ: Но все равно в планах наверняка есть сделать кузов побольше и поехать побыстрее.
РУБАНОВ: Наверняка есть, да.
ЗЕНКЕВИЧ: Чем ограничивается история?
РУБАНОВ: Начнем с того, чем они выгоднее, электромобили. На данный момент они не выгоднее, я считаю, в классе именно городского автомобиля. Они дороже, они сложнее в зарядке.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, вездесущая Tesla, я специально выписал – от 5 до 8 миллионов рублей. За эти деньги я куплю себе нормальную Panamera.
РУБАНОВ: Ну, Tesla и не уступает Panamera в динамике разгона, и, в принципе, в пробеге.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, уступает только одним, если ты в России, и по Москве ты еще на Tesla покатаешься, а вот ты отъехал и все. Вот этим уступает, это серьезно.
РУБАНОВ: Этим уступают все электромобили.
ЗЕНКЕВИЧ: А еще у Tesla на капоте снег не тает зимой, счищать надо.
РУБАНОВ: На бензиновых тоже сейчас не тает, много сугробов по Москве я сегодня видел, не успевает.
ЗЕНКЕВИЧ: Но все равно подтаивает.
РУБАНОВ: Но вернемся. На данный момент, чем хорошо электромобиль, ну, изначально, он простой в устройстве. Его недостатки, опять же, на данный момент, я считаю, это его заправка, зарядка, аккумуляторы. То есть нужен принципиально новый какой-то источник питания для электромобиля, это мое мнение.
РУЖЕЙНИКОВ: Объясните мне, коллеги, в чем недостаток. Ну, Tesla, потому что это очень популярный, распиаренный хороший автомобиль. Я просто не знаю, сколько Tesla проезжает на одной зарядке в городском цикле?
РУБАНОВ: Ну, примерно 300 километров.
РУЖЕЙНИКОВ: В чем проблема, я не понимаю? Кроме цены. Потому что на газу, тем более, если это будет не сжиженный газ, допустим, на сжиженном газу много можно, ну, как на бензине ты ездишь, а если это обычный газ, на чем ездит Иран, Грузия, Армения, ну, 200 километров ты проедешь.
РУБАНОВ: Это понятно. Но потом ты постоишь 10 минут и поедешь дальше.
РУЖЕЙНИКОВ: А, вот, а здесь проблема зарядки.
РУБАНОВ: А здесь нужно стоять 8 часов. Ну, быстрая зарядка у Tesla, там 2 часа.
РУЖЕЙНИКОВ: Но все равно это долго.
РУБАНОВ: Все равно ты теряешь время.
ЗЕНКЕВИЧ: А вот в Америке вопрос был решен – аккумуляторы менялись.
РУБАНОВ: Заменой аккумуляторов, да.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, в ящиках деревянных, раз, снял, подъехал, поставил и побежал дальше.
РУБАНОВ: Ты про 1908 год говоришь.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, я как всегда, я вспоминаю про старье.
РУБАНОВ: Но, на самом деле, на данный момент, я считаю, это выход для современных электромобилей. Но все равно, мы говорим проблема перезаряжать, с бензиновыми машинами изначально тоже была куча проблем, почему электромобили и получили распространение. Потому что, вернусь, в начале XIX века в Америке было 150 фирм, которые выпускали электромобили, в том числе, Studebaker и многие фирмы, которые мы сейчас знаем, Porsche выпускал какие-то там электромобили в то время. А проблема в том, что аккумуляторы долго заряжаются.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, это понятно.
РУБАНОВ: А были проблемы и с бензиновыми машинами.
ЗЕНКЕВИЧ: Как сказал один друг, даже искру высекать надо было.
РУБАНОВ: Да, то есть, если поставить перед собой задачу найти источник питания для электромобилей, то, в первую очередь, нужна задача, она в голове должна сформулироваться.
ЗЕНКЕВИЧ: Мне почему-то кажется, если найдут источник питания, то и электромобили пропадут вообще, как класс.
РУЖЕЙНИКОВ: Прекратите про питание, последний раз с утра… очень хочется найти источник питания.
ЗЕНКЕВИЧ: Как же заменить слово источник питания.
РУЖЕЙНИКОВ: Я пошутил. Есть мысли какие-то? Потому что с водородом все просто, с водородом вот вам.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, тоже не просто.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, понятно, что не просто, но здесь понятна идея. Источник питания – всегда на борту.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, согласен, да, но складывать его сложно.
РУБАНОВ: Ну, мысли есть. Есть на данный момент, я слышал, испытываются прототипы с заменяемым электролитом, то есть аналог. У нас кончился бензин – мы залили бензин, а тут мы слили электролит использованный, залили электролит заряженный, скажем так. То есть тут перезаправка.
РУЖЕЙНИКОВ: Здесь вопрос емкости.
РУБАНОВ: Но это более-менее быстро, это не 2, не 8 часов. Дальше одноразовые батареи с какими-то растворяемыми электродами.
ЗЕНКЕВИЧ: С растворяемым свинцом.
РУБАНОВ: Ну, там алюминий.
РУЖЕЙНИКОВ: Вопрос технологии.
ЗЕНКЕВИЧ: Вот уже с http://autoassa.ru/ сразу, молодцы, начали задавать вопросы не те, купить какой автомобиль или лучше: «Обслуживание такого автомобиля, какие нюансы?» Ну, Артем уже сказал, что, в первую очередь, это, конечно же, аккумулятор, ну, на мой взгляд, тем более в суровых условиях.
РУБАНОВ: Основная проблема современных электромобилей – это аккумуляторы. Дальше даже наши «Герда-кары», там стоит самый простой щеточный электродвигатель, которых уже в нормальных машинах не используют, он используется именно в «Гольф-карах». И, тьфу, тьфу, за три-четыре года эксплуатации самые первые машины, они до сих пор бегают, ничего там не обслуживалось.
РУЖЕЙНИКОВ: Расскажите, отпиарьте, а то «Герда». Я, например, не знаю. Расскажите, не стесняйтесь.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, не стесняйтесь. Ну, я так вставлю пару почему, потому что это отечественный автомобиль полностью, начнем с этого.
РУБАНОВ: Это российская разработка, да, это не сборка в России, это именно разработано в России.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, так самое время о нем рассказать. То есть это нормальный здоровый патриотизм рассказать о том, что делается интересного в нашей стране.
ЗЕНКЕВИЧ: Так делается же, господи, валюта дорожает вот.
РУЖЕЙНИКОВ: Что он из себя представляет?
РУБАНОВ: Изначально, какая была идея, сделать машинку, которая была бы удобна для обслуживания каких-то больших предприятий, ну, например, нефтебазы. Потому что изначально компания «Герда» производит оборудование для нефтебаз. То есть сложно перемещаться по такому предприятию. Большую машину, если вы покупаете ту же ГАЗель, вы обязаны поставить ее на учет, вы должны платить дорожный налог, хотя она не выезжает, по сути, на дороги. И родилась идея сделать такие машинки небольшие, которые могли бы ездить и обслуживать вот эти все предприятия. И изначально был бензиновый двигатель на них. Ну, дальше родился электромобиль, и теперь они приживаются.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, он родился не сразу. Вот как он родился, если не трудно, несколько слов. Напомню, что в гостях у нас Артем Рубанов, инженер компании «Герда», и он рассказывает про «Герда-кар». Не «Герда-Кай», это Андерсен.
ЗЕНКЕВИЧ: Да они тоже сказочники. Отечественная машина. Никогда не поверю, что машина отечественная, да еще и ездит.
РУЖЕЙНИКОВ: Хотели бензиновый мотор, потом электро- поставили.
РУБАНОВ: Ну, да, поставили электро-, и, собственно, бензиновый перестали ставить дальше, потому что, как говорил, все просто и надежно в электромобилях.
РУЖЕЙНИКОВ: Чего она может? Сколько она может проехать, сколько она заряжается? Ну, скорость там высокая не нужна, это понятное дело.
РУБАНОВ: Скорость высокая не нужна, да. А сколько может проехать, сколько заряжается, это зависит от аккумуляторов.
ЗЕНКЕВИЧ: Все упирается в элемент питания опять.
РУБАНОВ: Базовые аккумуляторы, на них проезжает порядка 40-50 километров.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, да, что хватает…
РУБАНОВ: Ну, что для такой машины еще попробуй проехай, как говорится. Потому что когда я испытывал эти аккумуляторы, я устал ездить 40 километров, честное слово. Ну, удобная машинка, то есть ученые говорят.
РУЖЕЙНИКОВ: Это грузовая машина или нет?
РУБАНОВ: Любая, может быть пассажирская, может быть грузовая. Удобно грибы собирать, говорят.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, вот ездили мы тут грибы собирать, еще когда снега не было. И мне понравилось в электромобиле, как это сказать, как она стартует резко, весело.
РУБАНОВ: Плавно, резко.
РУЖЕЙНИКОВ: В Советском Союзе проводили, в ХАДИ делали рекордные автомобили в 1970-е годы. Электромобили соревновались в свое время, я не знаю, как сейчас, не на скорость, поскольку это глупо, а на старт с места. И ХАДИ строил рекордные автомобили для старта с места 100 километров в час.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, у нас и на ВДНХ, кстати, в свое время ездили электро РАФики, по-моему, если мне память не изменяет. И с электричеством Советский Союз баловался очень активно. Давайте начнем с того, что троллейбусный парк у нас тоже очень, ну, правда, это немножко не то, но как бы…
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, с электричеством, это альтернативный вид…
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, как городского, в любом случае городского, и поэтому загонять в село… Хотя мы умудрились загнать «Герда-кары» в село, очень было весело.
РУБАНОВ: Замечательно.
ЗЕНКЕВИЧ: Он же тяжелее.
РУБАНОВ: Электрический, да, тяжелее. Но опять вернемся к источникам питания. Если поставить литиевые аккумуляторы, то он не тяжелее бензинового. То есть, например, кислотные аккумуляторы, которые мы штатно ставим, они весят 270 килограмм, аналогичные литиевые весят 70 килограмм.
ЗЕНКЕВИЧ: Дмитрий из Нижнекамска спрашивает: «Расскажите, а как регистрировать электромобиль?»
РУБАНОВ: Ну, это интересный вопрос, потому что регистрировать электромобиль до 4 киловатт, у нас на «Герда-каре» стоит двигатель 3,8 штатный, его не нужно. Он считается механическим транспортным средством. Но по современным вот этим нововведениям, нужны права категории B, чтобы управлять.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, в общем, по идее так и должно быть.
РУБАНОВ: Ну, как мопед, категория М.
ЗЕНКЕВИЧ: Даже не телега с лошадью.
РУБАНОВ: А ставить на учет не нужно.
РУЖЕЙНИКОВ: Прелесть просто какая-то.
ЗЕНКЕВИЧ: Права нужны, а на учет ставить не надо.
РУЖЕЙНИКОВ: Налог платить не нужно.
ЗЕНКЕВИЧ: Вообще здорово. И ездить на нем не нужно.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, почему, за грибами можно.
РУБАНОВ: Ездить очень просто.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, да, плюс даже старых электромобилей – сел и поехал. Это меня всегда поражало. Сел, воткнул плюс, воткнул, газ нажал, и ты едешь и ни о чем не думаешь.
РУЖЕЙНИКОВ: Тихо причем.
ЗЕНКЕВИЧ: Убийца бабушек. Видишь бабушку – посигналь. Вопрос. А гибриды, скажи мне, почему гибрида нет?
РУБАНОВ: Гибрида «Герда-кара»?
ЗЕНКЕВИЧ: Да, здорово было бы.
РУБАНОВ: Ну, думаем об этом. Ну, на самом деле, в классе «Гольф-каров» я говорю, что того, что есть сейчас, аккумуляторы, этого достаточно. То есть 40-50 километров этого достаточно для такой машины.
ЗЕНКЕВИЧ: А не есть ли лукавство, что электромобили это экологически чистый, экологически классный, экологически полезный автомобиль? На мой взгляд, что электромобиль это такая очередная рекламная акция и игрушка, потому что откуда берется электричество? Их вырабатывают ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, я не знаю.
РУЖЕЙНИКОВ: Есть проблема утилизации аккумуляторов, это еще проще.
ЗЕНКЕВИЧ: Я до этого просто не добрался.
РУЖЕЙНИКОВ: А, извини, пожалуйста.
ЗЕНКЕВИЧ: Потому что, опять же, чтобы выработать электричество, надо его как-то выработать, что-то сжечь, в любом случае, или что-то перекрыть, что тоже не комильфо. То есть все равно нагрузка на экологию идет. И, заработав, я не знаю, 2 ватта, выработав, ты сожжешь 2 литра бензина, ну, условно говоря.
РУЖЕЙНИКОВ: 2 литра бензина, 100 кубометров дров или угля.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, или 50 лососей перемелешь. И получается то же самое.
РУБАНОВ: Ну, можно поставить солнечные батареи. Солнышко все равно светит.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, оно светит, особенно в Москве вот сейчас, чистить лопатами солнечные батареи.
РУБАНОВ: Ну, поставить ветрогенератор между домов.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, это лукавство, все равно лукавство получается.
РУБАНОВ: Это, как посмотреть.
ЗЕНКЕВИЧ: Я посмотрел с той стороны, что это все равно лукавство. Невозможно выработать столько электроэнергии. Предположим, все резко пересели в Норвегии на электромобили, и что, они сожгут Норвегию? Они как жгли нефть, так и будут жечь. Где взять?
РУБАНОВ: Так и будут жечь. Сразу все не пересядут. Я расскажу, мое мнение, почему в Норвегии так хорошо пересаживаются, потому что в Норвегии есть розетки для подогрева бензиновых автомобилей. Многие автомобили, Volvo практически все, они оборудованы подогревателем.
РУЖЕЙНИКОВ: Да, у любого общественного здания, ты на ночь в Киркенесе оставляешь автомобиль.
ЗЕНКЕВИЧ: Не знаю, в Якутске просто машину не глушат.
РУБАНОВ: То есть уже фактически есть инфраструктура для электромобилей.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, там есть еще один маленький нюанс. Норвегия, совсем даже не Эмираты, является страной с самым большим количеством, если в долларовом или евро исчислении миллионеров на душу населения. До сих пор электромобиль остается дорогой игрушкой.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, 8 миллионов за Tesla, ну, да как-то. Я даже знаю, есть персонажи на Украине, которые катают за деньги на Tesla.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, я вот рассказывал и Ивану, и Артему, Грузия не самая богатая страна, я ехал в горах, это было в 100 километрах от Тбилиси. Горная дорога, забытая деревня, бац, навстречу Tesla. Это была фантастика.
ЗЕНКЕВИЧ: А сзади едет КамАЗ, генератор армейский.
РУЖЕЙНИКОВ: Это было недалеко от Тбилиси, поэтому там все просто.
ЗЕНКЕВИЧ: И назад они под горку, скорее всего, скатывались.
РУЖЕЙНИКОВ: Может быть. Нет, ну, Tesla, конечно же, это понты.
ЗЕНКЕВИЧ: Но понты-то какие, сильно развивающиеся, и не боящиеся сильно обанкротиться.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, да. Понимаешь, Porsche, я удивлюсь, если Porsche начнет выпускать какие-нибудь маленькие такие автомобильчики.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, навряд ли.
РУЖЕЙНИКОВ: А вот то, что люди, выпускающие Tesla, потом уже скоро будут делать автомобиль, приближенный к народу, для народного потребления, я не удивлюсь.
ЗЕНКЕВИЧ: Не знаю, я считаю, что они бренд размывать не будут. Нет, Tesla не будет. Volkswagen вот. Кстати, вот опять Дмитрий из Нижнекамска, молодец, спасибо за вопросы. «Зарядка 8 часов понятно, на бензин тратиться не надо, понятно, а сколько стоит зарядить аккумулятор? Сколько киловатт в час потребляет зарядка?» Давай посчитаем, сколько зарядить «Герду» стоит?
РУБАНОВ: «Герда-кар», считали уже, порядка 10 рублей получается.
РУЖЕЙНИКОВ: Это не очень много.
ЗЕНКЕВИЧ: Это маленький «Герда-кар». А если это Tesla? 10 это получается тоже не дорого.
РУБАНОВ: «Герда-кар» Tesla пока не производит.
ЗЕНКЕВИЧ: Тоже не дорого.
РУЖЕЙНИКОВ: Да нет, ну, понятное дело, что все по сравнению с бензином, с дизелем и даже с газом это копейки.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, да, но меня все равно пугают сожженные тонны мазута.
РУБАНОВ: А тонны масла отработанного из двигателя тебя не пугают?
ЗЕНКЕВИЧ: Так это опять туда заливают, жгут. Ашот свой сервис отапливает маслом отработанным, все продумано.
РУЖЕЙНИКОВ: Молодец какой.
ЗЕНКЕВИЧ: Он молодец, Ашот, да, молодец.
РУЖЕЙНИКОВ: А в обслуживании? Артем, вы сказали, что она очень простая. А в обслуживании она тоже простая? То есть, проще, чем?
РУБАНОВ: И в обслуживании - заряжай батарейки и езди.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, ну, там же колеса крутятся, там подвеска есть какая-то, все то же самое, да?
РУБАНОВ: Все то же самое, трансмиссия простая. А подвеска, скажем так, даже, наверное, сложнее, чем в тех же китайских "Гольф Карах", потому что у нас независимая подвеска всех колес. Ну, и плюс машина очень хорошо преодолевает различные неровности, по лестнице может вверх вниз.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, я катался, есть подтверждение на моем канале на YouTube.
РУЖЕЙНИКОВ: На каком канале скажи?
ЗЕНКЕВИЧ: Zenkevichru2, заходите, подписывайтесь. Там, кстати, есть тест-драйвы электрокаров дореволюционных, ну, так проще понять, начала прошлого века.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, здесь написали не на сайте http://autoassa.ru/, что, говорят, электрокары в начале XIX века? Да, дорогие друзья, в начале не XIX, XX века. Конец XIX, начало XX века.
ЗЕНКЕВИЧ: Поэтому заходите на канал на YouTube zenkevichru2, в общем, там смотрите, задавайте вопросы через http://autoassa.ru/. Есть даже звонок.
РУЖЕЙНИКОВ: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Вячеслав, город Москва. У меня такой вопрос, вот смотрите, например, автомобиль Tesla. Первый год эксплуатации пробег ее будет 400 тысяч километров на одной зарядке. А вот с последующим годом насколько будут уменьшаться эти пробеги? Потому что есть же все-таки понятия, как, не знаю, стареет аккумулятор или устает аккумулятор. Вот такой вопрос.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, будет, наверняка будет.
ЗЕНКЕВИЧ: Хороший вопрос, спасибо.
РУЖЕЙНИКОВ: Емкость аккумулятора должна снижаться по идее.
РУБАНОВ: Снижается, да. Но у Tesla, я тоже спрашивал, кто ее эксплуатирует, порядка 3 тысяч циклов рассчитаны вот эти аккумуляторы.
РУЖЕЙНИКОВ: Без изменения характеристик? А, просто рассчитаны на 3 тысячи циклов.
РУБАНОВ: Ну, рассчитаны на 3 тысячи циклов. Падение за эти 3 тысячи до 80 процентов, по-моему, емкости аккумулятора допускается. То есть Tesla дает гарантию вот на эти аккумуляторы 3 тысячи циклов. 1 миллион 200 километров.
РУЖЕЙНИКОВ: И потом поймите, что это не мобильный телефон. Когда ты заряжаешь аккумулятор, полностью его не разрядив, и у тебя вот эта память, вот эта пресловутая память возникает, аккумулятор до конца… Здесь другое, здесь ты разряжаешь до конца.
РУБАНОВ: У Tesla, на самом деле, с аккумуляторами, я почему говорю, что человечество, если оно хочет уйти от бензиновых машин…
ЗЕНКЕВИЧ: Не хочет.
РУБАНОВ: Оно должно… Человечество, может, хочет, нефтяники не хотят, видимо, так. То есть нужно поставить цель – разработать какой-то источник питания вот для этих электромобилей.
РУЖЕЙНИКОВ: Электрический источник питания бортовой.
РУБАНОВ: Самое слабое звено это аккумуляторы. Потому что я очень долго изучал этот вопрос при выборе аккумуляторов для «Герда-кара». По сути, получается как, перезарядил – плохо, переразрядил - опять плохо. Tesla чем хороша, она разрабатывалась изначально, как электромобиль. Mitsubishi даже, все равно это бензиновая машина, переделанная в электромобиль. У Tesla батареи прошиты во всю структуру кузова этой машины. Почему я и удивляюсь, когда говорят можно на Tesla. Как их можно менять, если они там везде зашиты. Может быть, какую-то специальную версию делают они, не знаю.
ЗЕНКЕВИЧ: Специальная версия армянского мастера.
РУБАНОВ: Но у Tesla есть различные режимы. То есть сам пользователь может выбрать, либо он хочет их быстро заряжать, потому что быстрая зарядка наносит урон аккумуляторам. Либо он хочет эксплуатировать их вот эти 3 тысячи циклов. В этом случае она заряжается до 85 или 95 процентов, то есть, не на полную, и разряжается не больше, чем на 40 процентов. То есть вот этому человеку, с которым я разговаривал, то есть я должен говорить покупателю, что у тебя, дружище, бак 60 литров, но, на самом деле, он у тебя 30 литров, потому что ты должен всегда оставить там 20 и полный тоже лучше не заливай, а то перельется, заливай 50.
РУЖЕЙНИКОВ: Да, куча сложностей, куча проблем.
РУБАНОВ: То есть вот такая проблема с аккумуляторами. А так все хорошо.
ЗЕНКЕВИЧ: Кроме одного – цены. Цена для этих чудо транспортных средств очень большая. Я уже говорил.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, ты представляешь, 20 лет, мы, конечно, знали, что рано или поздно электромобили поедут.
ЗЕНКЕВИЧ: У нас 20 лет назад в Советском Союзе были электрические автомобили. У нас 20 лет назад Советский Союз сломался.
РУЖЕЙНИКОВ: Я говорю про коммерческие автомобили. Ну, мы даже представить не могли, что будут автомобили, которые будут покупать, причем покупать не госструктуры, а обычные частники, кататься и радоваться.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, мне кажется, к этому все стремились. Просто как-то история скаканула слишком резко вдруг, мы как-то и не заметили за своим копошением.
РУЖЕЙНИКОВ: У меня такой вопрос очень простой. Кроме источника энергии, какие-то серьезные проблемы, которые с электромобилем надо решить? Нет, да? То есть строительство заправок и источник энергии?
РУБАНОВ: Заправки и источник, да
ЗЕНКЕВИЧ: Мне кажется, что все исключительно упирается в желание чиновников, надо им это или не надо. У нас в Москве идет популизм как бы, при Юрии Михайловиче был популизм электрокаров, электромобилей, ставили эти «лейки» дурацкие, которые потом ночью ломали, или на закрытой территории, кто не мог подъехать кроме тех, кто на них ездит по специальной разнарядке. Сейчас я видел, даже в гипермаркетах на первом этаже есть зарядные устройства для электромобилей. Как бы это все здорово. Но, опять же, пока воли вождя не будет, ничего не будет, мне так кажется.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, ты знаешь, назови это воля вождя, назови поддержкой государства, но ты абсолютно прав. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: У меня такой вопрос по поводу Tesla. Как она растамаживается? Она же у нас официально не продается, насколько я понимаю?
РУЖЕЙНИКОВ: Да, кстати, интересно, она же не от объема растамаживается.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, она же электрическая, а электрическая, насколько я знаю, невозможно растаможить.
РУБАНОВ: Возможно. Я слышал, что электромобили в данный момент в Россию ввозятся беспошлинно.
РУЖЕЙНИКОВ: Вообще, скорее всего, беспошлинно.
РУБАНОВ: Но это до поры, до времени. Потому что, например, коммерческий транспорт ведь тоже растамаживается не по объему двигателя, не по мощности, а по таможенной стоимости. Здесь, я думаю, что-то похожее, но не изучал так точно этот вопрос.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, я так далек от электромобилей, что даже не думал.
РУБАНОВ: Но я слышал, что беспошлинно ввозятся электромобили.
РУЖЕЙНИКОВ: Я далек от автомобилей за 8 миллионов рублей любых.
ЗЕНКЕВИЧ: Я стараюсь быть ближе.
РУЖЕЙНИКОВ: А вот, кстати, Иван, мы с тобой люди пешеходные практически, я на машине только по субботам и воскресеньям езжу, иногда по утрам вожу девчонку в школу. Вот ты готов был бы ездить по Москве со скоростью 40 километров в час? Я готов.
ЗЕНКЕВИЧ: Нет.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, не готов.
ЗЕНКЕВИЧ: Если я сажусь за руль, это для меня праздник, и езжу я, как в 18, здорово и задорно, собирая штрафы, простите.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, ну, это позиция такая. Потому что я, наверное, сейчас, я был бы готов…
ЗЕНКЕВИЧ: Хотя, с другой стороны, это как с сигаретами, опять же. Если бы сигареты стоили 500 рублей, многие бы бросили курить из жадности.
РУЖЕЙНИКОВ: Да, я согласен.
ЗЕНКЕВИЧ: Если все поедут со скоростью 40 километров в час, а я 41 с трудом под горку при попутном ветре, то, наверное, я бы поехал, потому что все бы привыкли быстро к этому. Это к теме разговора как бы. Поэтому нормально, все бы сели и поехали. Но, опять же, воля вождя. Законодательно надо как-то укреплять эту историю. Но, с другой стороны, на мой взгляд, пока еще рановато.
РУЖЕЙНИКОВ: Я помню, как в свое время у нас как мало было газовых заправок. Кстати, их до сих пор мало.
ЗЕНКЕВИЧ: Их тоже не много. Про них известно, и те, которые раньше заправляли автобусные парки, туда сколько-то лет назад стали пускать простых смертных, поэтому стало проще. И все равно не на каждой трассе можно встретить газовую заправку, хотя, казалось бы, экологичность.
РУЖЕЙНИКОВ: Экологичность, цена и все такое. Опять же говорю, грузинская тема, там очень популярны газовые заправки, но, тем не менее, газовые заправки не на каждом углу, увы.
ЗЕНКЕВИЧ: Так сколько стоит? Дороже ли «Герда-кар» бензинового аналога? Мы цену называть не будем, но…
РУБАНОВ: Бензинового аналога «Герда-кара»?
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, чисто теоретического аналога. Потому что у вас не высокая скорость, автомобилей бензиновых с такой невысокой скоростью нет. Ну, если я хочу купить машину, для того чтобы ездить по этой нефтебазе, к примеру, вот примерно такую же, но бензиновую, мне это дороже, дешевле обойдется?
РУБАНОВ: Бензиновая дешевле стоит, потому что трансмиссия дороже и аккумуляторы. Основная стоимость это аккумуляторы. Но, скажем так, электромобили «Герда-кар», они дешевле зарубежных аналогов электромобилей, а сейчас становятся все дешевле и дешевле. А, к слову, ездить по нефтебазе, до сих пор ни одного «Герда-кара» по нефтебазе не ездит.
РУЖЕЙНИКОВ: То есть делали для этого?
РУБАНОВ: Да, а разошлись они по паркам, по частникам, то есть народ потихонечку…
РУЖЕЙНИКОВ: По частникам?
РУБАНОВ: Да, то есть, есть…
РУЖЕЙНИКОВ: Расскажите, покупают, да?
РУБАНОВ: Покупают. Перед Новым годом купили, кому-то подарили на Новый год.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, чего, хорошая игрушка, у него проходимость, кстати, очень веселая, ездит беззвучно.
РУБАНОВ: Люди как говорят, ну, как, говорю, ездит машинка нормально все? Грибы вообще удобно собирать, потому что ты сидишь высоко, дверь открывать не нужно, чтобы из машины выйти, все видно, выскочил, срезал, в кузов бросил, поехал дальше. А из Land Cruiser пока вылезешь, пока двери откроешь. Плюс узенький, везде проезжает. То есть очень удобно. И вплоть до того, что уже люди у кого-то увидели, и они звонят и говорят: «А можно нам посмотреть, попробовать?»
ЗЕНКЕВИЧ: А вот Дмитрий из Нижнекамска опять задает хороший вопрос, правда, на него не сложно ответить: «Нельзя ли сделать так, чтобы она сама заряжалась от кручения колес?» Ну, это же называется рекупирация, правильно? И она есть везде уже.
РУБАНОВ: Рекуперация, но это актуально.
РУЖЕЙНИКОВ: Если на 100 процентов, это называется по-другому, вечный двигатель называется.
ЗЕНКЕВИЧ: Но это настолько вечный двигатель. Ну, пусть будет рекупирация.
РУБАНОВ: Ну, эта история есть в интернете, как Tesla разрядилась, ее зацепили за КамАЗ, протащили, она подзарядилась.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, это такая наша отечественная история. И ехали они на рыбалку в Астрахань.
РУЖЕЙНИКОВ: Правда, что ли?
ЗЕНКЕВИЧ: Нет, конечно.
РУЖЕЙНИКОВ: Хотя, с другой стороны, это может быть правдой.
ЗЕНКЕВИЧ: Но теперь это правда.
РУЖЕЙНИКОВ: Сказано, все, значит, правда.
ЗЕНКЕВИЧ: Кто-то краем уха услышал. Итак, все-таки стоимость убивает электромобиля, а не зарядка и эксплуатационные характеристики.
РУБАНОВ: Убивает, да. Стоимость компьютеров всех тоже убивала лет 15 назад.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, слушай, нет, там брали для игры, для работы, она не так напрягала. Тем более 15 лет назад, когда компьютеры… они же дешевеют условно.
РУБАНОВ: Да, и электромобили будут дешеветь.
ЗЕНКЕВИЧ: Если их будут покупать.
РУБАНОВ: Да. И будут думать, как сделать их дешевле и лучше, и как их сделать больше по количеству. Они будут дешеветь.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, вот Volkswagen, видишь, уже делает что-то. Даже Lifan уже что-то делает, Chevrolet Bolt …
РУЖЕЙНИКОВ: Я тебя очень прошу, не надо про Lifan, я тебе объясню, почему. Значит, сейчас вот люди некоторые интересуются погодой, некоторые интересуются давлением, солнечными циклами. Все россияне, с утра просыпаемся и смотрим на состояние китайского рынка. Сегодня написали: китайцы начали покупать нефть опять.
ЗЕНКЕВИЧ: Проголодались?
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, у них, оказывается, запасы снизились. И мы так, ну, давай, родимая, наверх. Поэтому пусть Lifan лучше не делает, пусть на бензине.
ЗЕНКЕВИЧ: Хорошо, Lifan не делает электромобили.
РУЖЕЙНИКОВ: Или не хочет.
ЗЕНКЕВИЧ: Опять же, Nissan. Тут перечислять… Chevrolet Bolt цену объявили, наверное, в России он не будет так называться.
РУЖЕЙНИКОВ: Да, в общем, вряд ли.
ЗЕНКЕВИЧ: Ну, тоже цена такая не детская – 37,5 тысяч долларов цена на Bolt.
РУЖЕЙНИКОВ: Дороговато.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, при нынешнем долларе. То есть в Россию он уже не приедет электрический.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, может, приедет. Опять же, покупают, как игрушку пока.
РУБАНОВ: Да.
РУЖЕЙНИКОВ: Богатые люди, как игрушку. У меня вопрос к Артему. Артем, а все-таки основной покупатель, это же не для игрушки, для чего нужен электро-автомобиль подобного класса, как «Герда-кар»?
РУБАНОВ: В первую очередь, помимо частников покупают отели, разные парки, в Тушинском парке у нас ездит машинка, в Самаре на базе отдыха ездят машины, в Рязанской области. То есть, это встреча и проводы клиентов на какой-то большой базе отдыха, ну, либо кто-то сдает в аренду.
ЗЕНКЕВИЧ: А отечественный автопроизводитель может сделать достойный, ну, хорошо, нормальный электрический автомобиль? У вас есть наработки, есть технологии, слабо?
РУЖЕЙНИКОВ: Ты имеешь в виду отечественный автопроизводитель большой?
ЗЕНКЕВИЧ: Автопроизводитель, да. Ну, у вас же есть наработки, есть же какая-то техническая документация, вы чисто теоретически можете создать полноценный электромобиль для рядового покупателя?
РУБАНОВ: Для дорог общего пользования?
ЗЕНКЕВИЧ: Да.
РУБАНОВ: В принципе, да, в чем проблема.
ЗЕНКЕВИЧ: Вот АвтоВАЗ ведь чего-то создал.
РУБАНОВ: АвтоВАЗ сейчас создает, в основном, Kalina электрическую они делают. Но там тоже цена заоблачная. То есть, по чем продают? Я говорю, хорошо, продаете за столько, а себестоимость? А себестоимость оказалась выше значительно.
ЗЕНКЕВИЧ: То есть продают в убыток.
РУБАНОВ: А сейчас электромобили это, как правило, ну, тот же Volkswagen, он их тоже в убыток продает.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, ну, они могут себе это позволить, на самом деле.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, тем более в связи с американскими историями.
РУЖЕЙНИКОВ: Ребят, мы не только дизеля делаем.
ЗЕНКЕВИЧ: Да, да, еще мы вам тут немножко нахимичили сейчас, чистые машины поставим.
РУЖЕЙНИКОВ: Артем, а вот наши-то покупают зачем? Это имиджевые составляющие или это, допустим, отель, база отдыха, чтобы воздух не портить выхлопами? Или все-таки имиджевая составляющая.
РУБАНОВ: Воздух портить не знаю. Имидж – да, потому что говорят дорого, Kalina купим. Ну, приехал человек в отель, его встречают на Kalina или даже на двух, здравствуйте, давайте мы ваши чемоданы довезем до номера. Абсурд. Ну, то есть это, ну, в коньках не пойдешь по асфальту гулять.
ЗЕНКЕВИЧ: А если заниженная Kalina?
РУБАНОВ: А основное, даже помимо имиджа, я считаю, это удобно. То есть для обслуживания. Машинка, в нее запрыгнул, в кузов бросил какие-то мешки с бельем, с мусором, с той же водой и так далее, довез, выгрузил, все. То ест для обслуживания, для каких-то служб ремонтных. Для таких вещей.
ЗЕНКЕВИЧ: Есть ли будущее, во-первых, у отечественных автопроизводителей электро-автомобилей и вообще будущее у электро-автомобилей?
РУБАНОВ: Я думаю, что будущее есть, нужно…
ЗЕНКЕВИЧ: Придумать новый аккумулятор.
РУБАНОВ: Больше об этом думать. То есть нужно поставить цель и тогда появится решение этой цели.
ЗЕНКЕВИЧ: Я думаю, вся Силиконовая Долина поставила цель придумать маленькую хитрую батарейку.
РУБАНОВ: Может быть, и думают.
ЗЕНКЕВИЧ: И я еще знаю, где в Сколково думают. В Сколково сидят и думают.
РУЖЕЙНИКОВ: Артем, этот автомобиль все-таки из разряда, вот ваш автомобиль это коммерческий автомобиль. Несмотря на то, что кто-то его покупает для поездок за грибами и кому-то дарят.
РУБАНОВ: Для частных целей, да. В первую очередь, это коммунальная техника.
РУЖЕЙНИКОВ: Конечно, коммунальная техника. А вы не задумываетесь над тем, чтобы все-таки на базе этого автомобиля попытаться, или вы пока коммерческих перспектив не видите, сделать вот обычный гражданский автомобиль?
РУБАНОВ: Думаем, конечно, думаем об этом.
РУЖЕЙНИКОВ: Вы видите перспективы?
РУБАНОВ: И многие спрашивают, да, а можете сделать двери жесткие, которых в данный момент у нас нет. Мы понимаем, что потом попросят кондиционер, потому что жарко, дальше печку, потому что холодно. Конечно, такие мысли есть, да, само собой. Немножко увеличить скорость и сделать что-то для дорог общего пользования. Тем более что Камышинский Машзавод, где производятся «Герда-кары», он официально производитель транспортных средств, то есть выдается VIN каждой машине, есть у завода сертификат производителя транспортных средств, он бьет свой VIN.
РУЖЕЙНИКОВ: То есть юридически очень просто все это сделать.
РУБАНОВ: Это все официально делается, да. То есть, конечно, будет спрос.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, понятное дело. Я не хочу вас огорчать, разумеется, в ближайшие год-два особенно надеяться не на что.
РУБАНОВ: Ну, почему, наоборот, я считаю, что…
ЗЕНКЕВИЧ: Ты решил уволиться потом?
РУБАНОВ: Почему уволиться?
РУЖЕЙНИКОВ: Артем будет ждать, когда его перекупят, это другое дело совершенно.
РУБАНОВ: Нет, тоже не интересно. При таком раскладе, потому что сейчас, как я себе вижу дальнейшие перспективы, российский туризм будет развиваться, а люди наши привыкли к комфорту.
ЗЕНКЕВИЧ: Отечественное будет адекватно стоить просто. Ведь комплектующие же тоже отечественные.
РУБАНОВ: Потому что сейчас часть комплектующих мы закупаем за те же самые доллары и так далее. Но я ищу сейчас российского разработчика, который сможет снабжать нас двигателем, контроллером и так далее.
ЗЕНКЕВИЧ: Lifan.
РУБАНОВ: Аккумуляторы на данный момент, они производятся в России, но, опять же, из зарубежных комплектующих. Сегодня я отправил запрос на аккумуляторы, на 15 тысяч рублей они подорожали.
РУЖЕЙНИКОВ: Соответственно и машинка сразу выросла.
РУБАНОВ: Но все равно зарубежные аналоги становятся еще дороже. И это наш плюс.
РУЖЕЙНИКОВ: Несмотря на то, что, Иван, Артем, будущее, ну, вектор понятен развития, то есть скорость развития непонятна.
ЗЕНКЕВИЧ: Я скептически отношусь, на самом деле, к электромобилям. Мне больше кажется, что водородные двигатели потянутся. Ведь уже много разработок по хранению водорода. Ведь у нас как, проблема водородного автомобиля это в топливе, куда его-таки класть.
РУЖЕЙНИКОВ: А водородный автомобиль развивается еще быстрее, чем электрический. Если электрический последние сто лет, то 20 лет назад о водородных автомобилях мы вообще практически ничего не слышали.
РУБАНОВ: Ну, технологии не было.
ЗЕНКЕВИЧ: Даже корейцы умудрились что-то водородное сделать.
РУЖЕЙНИКОВ: Даже северные корейцы изумили всех, обманули, мы, говорят, водородную бомбу взорвали. Но, несмотря на то, что перспективы туманные, вам мы желаем самой большой удачи и вашему автомобилю. Спасибо огромное.
РУБАНОВ: Всем спасибо.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять вопросы.
Комментарии (0)