АРХИВ

Гость «Ассамблеи» – юрист Сергей Радько

Большую пятничную «Ассамблею автомобилистов» сегодня проведет Фёдор Буцко. И мы сделаем всё, чтобы эти два часа были интересными и полезными!  Ведь гостем Фёдора будет один из лучших автоюристов России Сергей Радько. Он знает ответы на все вопросы автомобилистов. Спрашивайте, не стесняйтесь!

Начинаем в 18 часов на волнах радио «Маяк»!

29.11.2018, 21:35 9611 0
Дежурный по ассамблеe:
Федор Буцко
Журналист,
автомобильный эксперт

Игорь Ружейников. – Добрый вечер! Сегодня у нас в гостях автоюрист Сергей Радько, который отвечает вместе с Федором Буцко на ваши вопросы.

Федор Буцко. – Добрый вечер! Ну нам не дают скучать наши законотворцы. Есть страны, в которых определенные законы действуют столетиями: Билль о правах всякие и т.д.

Сергей Радько. – Да, есть такие страны, с устоявшейся правовой системой – Англия, Штаты и другие.

Ф.Б. – А у нас правовая система в таком пубертатном периоде происходит, когда сегодня волосы в синий цвет покрасим, а завтра придем на каблуках, а послезавтра побреемся под панка. То есть у нас постоянно появляются новые законы. Наверное, обращаясь к законотворцам, можно было бы пожелать, чтобы у нас законы. Хотя бы относительно правил дорожного движения, законы появлялись не когда попало, а был для этого один или может два дня в году. Например, 15 января и 15 июля. К этому времени вступали бы в силу новые правила, которые можно было бы обсудить, подумать, привыкнуть к этой мысли.

У нас же правила меняются настолько часто, что возможно я чего-то уже упустил и чего-то не знаю. Сейчас очередной такой момент, вот Сергей пришел с какой-то очередной бумагой с правительственным штампом. Что это такое, Сергей?

С.Р. – Да, по поводу нестабильности вы правы. Вспомните хотя историю со знаком «Шипы», который вдруг резко стал обязательным накануне летнего сезона, а сейчас, накануне зимнего сезона, этот знак почему-то отменили. В чем суть постановления, которое правительство подписало 24 ноября. Постановление вступает в силу через неделю и в нем знак «Шипы» уже не является обязательным.

Ф.Б. – Припоминаем слова главы ГИБДД Михаила Черникова по поводу этого знака, что все это дурь.

С.Р. – Да, вот только он запоздал с этим замечанием, потому что этот знак давно был не актуален уже, и его придумали еще в советское время, когда было два вида резины – резина простая и резина с щипами. Сегодня, когда видом резины множество, знак потерял всякую актуальность и всякий смысл.

Ф.Б. – Да, в советские времена бывали наборы для шипования – молоточек, дрель и сами шипы. Соответственно, надо было просверлить дырки в резине и вставить туда шипы.

С.Р. – А некоторые даже ставили гвозди для усиления эффекта. Но слава Богу те времена прошли.

В том постановлении, которое было опубликовано сегодня, есть несколько моментов, которые я бы отметил. Первое – теперь допускается использовать электронный полис, его можно просто распечатывать, не обязательно иметь при себе бумагу с гербовой печатью.

Второе – приведена в соответствие ситуация со знаком инвалид. Теперь указано, что такой знак могут ставить инвалиды I, II и III  группы, а раньше было в ПДД указано, что могут ставить только I и II группы. Это касается только тех случаев, когда инвалиды управляют автомобилем, а не просто сидят в нем.

И.Р. – Ооо, мы теперь понимаем, что сейчас начнется. Вообще-то, мы все понимаем, что инвалидов второй группы у нас в стране чуть больше, чем все население России. Выдавалась такая инвалидность на раз. Всем известно, что в Москве знак инвалид использовался для того, чтобы перевозить свою бабушку. Стоит такой «Бентли» на парковке для инвалидов, со знаком инвалид. Правоохранительные органы не могут доказать. По идее, презумпция невиновности у нас должна действовать. Я привез бабушку!

Ф.Б. – Да, привез бабушку к ресторану «Пушкин». Там парковка стоит 200 рублей в час. Если ты на это место встал и к тебе сразу сотрудники подбежали с требованием предъявить инвалида, тогда да. А если успел убежать, то и никто проверить не сможет.

С.Р. – Если к тебе подбежали сотрудники ГИБДД, тогда ты должен предъявить соответствующий документ, если подошли сотрудники МАДИ или какие-то еще активные граждане, то ты ничего предъявлять не обязан. Раньше в Москве сотрудники МАДИ могли утащить на автостоянку машину, если на ней не было знака «Инвалид» или знак стоял, но они машину проверяли и не могли обнаружить ее в соответствующем реестре, тогда тоже эвакуировали, что было незаконно, так как находится в реестре было не обязательно. Теперь ситуация изменилась.

Ф.Б. – То есть человек инвалид, у него есть удостоверение и есть знак, которые он цепляет на автомобиль, тогда проблем нет. Он сам ездит. Но если автомобиль эксплуатируется совместно со своим супругом или супругой, детьми и т.д. Тогда что?

С.Р. – Если водитель не является инвалидом и в машине не перевозит инвалида, тогда знак должен быть убран. Кстати, теперь интересная фраза появилась: если раньше было написано, что знак должен находиться и спереди, и сзади, то теперь стоит «или». То есть или спереди, или сзади. Это удобно, потому что если ты привез бабушку, то просто убрал знак с лобового стекла и все.

И.Р. – Да, ты каждый раз не будешь отдирать знак от стекла.

Вот у меня такой вопрос: те же сотрудники МАДИ проверяли автомобиль в реестре, а что если он зарегистрирован не в Москве? То есть знаком «Инвалид» могли пользоваться только жители Москвы?

С.Р. – Нет, в ПДД было указано, что знаком имеют право пользоваться люди, которые, согласно ПДД, оборудованы знаком «инвалид», не важно, откуда он приехал.

Ф.Б. – Сергей, ну и как вы считаете, теперь будет больше жульничества с этими знаками или наоборот все станут ездить по правилам?

С.Р. – Не думаю, что станет больше жульничества. Многие люди оформляют инвалидность, потому что в Москве проблем с парковкой стало больше. Сегодня места со знаком инвалид занимают меньше, потому что штраф 5 тысяч рублей плюс эвакуация.

Интересно, что изменился сам номер. С лицевой стороны, помимо изображения человека в инвалидной коляске, будет находиться некий номер, а с обратной стороны – информация о человеке и дата выдачи. Что опять же не соответствует ГОСТу, так как знак не должен ничего иметь, кроме рисунка. Есть еще один казус: нигде не сказано, что люди, которые оформляли знак ранее, должны бежать и получать новый номер, а значит любой может прийти в автомагазин и за 20 рублей купить себе такой знак.

И.Р. – Все потому, что знак не является документом.

С.Р. – Знак не является документом.

Ф.Б. – И с какого момента этот знак вступил в силу?

С.Р. – По-моему, уже месяца три, как определен порядок выдачи этого знака. То ли в Октябре, то ли в сентябре это было сделано.

И.Р. – А у нас тут вопрос от слушателя поступил. Можно я сам отвечу? По законам Австрии вопрос. Да запросто! «С семьей едим в горы, на горнолыжный курорт. Берем зимнюю резину. Обязательно ли присутствие цепей в багажнике?» Обязательно! И это вопрос из разряда: «Обязательно ли переходить дорогу на зеленый свет?» Я не представляю, как можно на ледник в Австрии ехать без цепей!

Ф.Б. – Да, и еще лучше заранее выяснить, как правильно одевать эти цепи. Это не сложно, не хочу никого пугать, но лучше знать.

И.Р. – Дорогие друзья, если сейчас кто-то едет на горнолыжные курорты, то обязательно берите с собой цепи. Без них нельзя. Тем более, что во многих странах шипованная резина запрещена.

Ф.Б. – А мы возвращаемся к нашим баранам. Ой, у нас есть звонок.

И.Р. – Но это не наши бараны!

Слушатель. – Здравствуйте! Спасибо за вашу передачу. Вопрос у меня по поводу знака «Инвалид». У меня есть родственник, которому я периодически доверяю управление автомобилем. И этот человек является инвалидом. Имею ли я право размещать знак «Инвалид» на своей машине и нужно ли мне его снимать, когда я сам сажусь за руль?

С.Р. – Только что об этом говорили. Если ваш родственник не сидит в машине, и вы не перевозите другого инвалида, этот знак вы должны снимать. Как только вы посадили его в машину или он сам сел за руль, он может положить знак «Инвалид» под лобовое стекло.  Если инвалид машиной не управляет, и вы его не перевозите, то знак нужно убирать. В противном случае – штраф 5 тысяч рублей.

И.Р. – Сотрудник ГИБДД имеет право проверять соответствие?

С.Р. – Да, потому что ПДД обязывает нас предъявлять в том числе документ, подтверждающий инвалидность.

Ф.Б. – Да, друзья, давайте не дожидаться большой облавы ГИБДД, когда всех обладателей знака «Инвалид» будут призывать к ответу.

С.Р. – Очень часто возникает вопрос: «Вот я привез бабушку в поликлинику, а дальше поехал по делам, но знак не снял – забыл». К сожалению, это является нарушением.

И.Р. – У нас еще один вопрос. Здравствуйте! Задавайте ваш вопрос, пожалуйста!

Слушатель. – Здравствуйте! Я сам инвалид. Езжу сам постоянно на машине. Знак приклеен. У меня третья группа. Я правильно понимаю, что по третьей группе я теперь имею полное право по закону ездить со знаком? И я теперь могу заезжать на любые платные парковки? Там требуют вторую группу, а не третью.

С.Р. – Ну смотрите. Постановление правительство, о котором я говорил, вступает в силу только через неделю, поэтому сильно не спешите. Подождите еще неделю. Через неделю инвалид третьей группы будет иметь право парковаться на парковках, потому что есть закон о социальной защите инвалидов, он это право гарантирует.

И.Р. – Еще тут один вопрос прислали: «Вот я приехал на стоянку, высадил сына-инвалида. Машина стоит, я внутри. И что, мне знак снимать?»

С.Р. – А вот это большой вопрос. Формально, человек, который в ней сидит и инвалидом не является, но машина стоит на стоянке для инвалидов и на ней установлен знак «инвалид», нарушает закон. Сотрудник ГИБДД может проверить наличие соответствующих документов, подтверждающих инвалидность, и вполне возможно будет выписан штраф за то, что знак висит необоснованно. Поэтому, если вы оставляете машину на парковке для инвалидов и с соответствующим знаком, а сами вы не инвалид или у вас нет документов, подтверждающих, что вы инвалид, при себе, то лучше вам в этой машине не находится.  Потому что пока она стоит, никто не проверит, кого она привезла и кого увезет.

И.Р. – Да, если вы привезли сына, и он пошел на прием ко врачу, то всегда можно или с ним пойти, или договориться с полицейским, пояснив ему ситуацию. Но если вы встали на парковку для инвалидов, чтобы просто стоять там бесплатно, то, как говорится, побойтесь Бога.

С.Р. – Да, видел такую табличку на одной парковке: «Встал на мое место – забери мой недуг». Знаете, действует! Никто там не стоит.

Слушатель. – Здравствуйте! Меня зовут Лариса, я из Москвы. У меня такой вопрос. Моя сестра попала в аварию. Виновник аварии приехал из Украины, с украинскими номерами и украинской страховкой. В своей страховой компании моей сестре отказали в выплатах и отправили в Союз автостраховщиков. Союз автостраховщиков направил ее в страховую компанию «Альфа-страхование». В этой страховой компании ей вначале сказали, что только деньги дадут, потом согласились отправить машину на ремонт, но с учетом износа. Имеет ли моя сестра право полного возмещения ущерба.

С.Р. – Требовать возмещение ущерба с кого? Если страховая компания направляет на ремонт, то она просто делает ремонт, посчитанный независимым экспертом. Если она выплачивает сумму, то эта сумма опять же определена по оценке специалиста. Если этих денег не хватает, надо судиться с виновником, но по понятным причинам это здесь нереально.

Слушатель. – Сестре сказали, что она вначале отдает машину. Ей оценивают ущерб…

С.Р. – Да, она должна представить машину на осмотр. Оценочная компания пишет, сколько стоит ремонт. Машину направляют на сервис, с которым у страховой должен быть договор и там уже машина ремонтируется.

Слушатель. – А если не хватит?

С.Р. – Если назначенная сумма в ремонт не укладывается, то страховая машина должна выплатить 400 тыс. рублей, то есть максимальную выплату.

Слушатель. – О том и речь.

Ф.Б. – Сильно машину разбили? На какую примерно сумму?

Слушатель. – Нет, не сильно. У нее разбиты фары заднего вида и не закрывается багажник.

Ф.Б. – Если это машина среднего класса, тогда проблем не должно быть.

С.Р. – Думаю, что лимита должно хватить на ремонт.

Ф.Б. – Продолжаем. Очередная волна регрессных исков. То есть автовладельцы, которые попали в ДТП, обладая полисом…

С.Р. – Есть такая проблема, когда у нас стали оформлять ДТП без сотрудников полиции. Суть в том, что согласно закону об ОСАГО, все участники ДТП обязаны заполнить бланк извещения, который выдается при приобретении полиса ОСАГО, все владельцы, должны в течение пяти рабочих дней отправить своему автостраховщику этот бланк-извещение, но особенно это актуально для виновника ДТП, потому что, если оформляется без полиции и бланк отправляется не в течение пяти дней, а позже,  то у потерпевшего возникает право регрессного иска к этому виновнику. Таким образом, страховщик оплатит ремонт, а потом все, что возместил потерпевшему, взыщет с виновника. В последние годы, пошла такая тенденция, когда страховщики, зная эту тонкость в законе (есть подозрение, что они сами пролоббировали эту поправку в законе об ОСАГО), стараются всеми правдами и неправдами не брать у виновника это уведомление. Спрашивают: «А зачем вы принесли эту бумажку, ваш потерпевший еще не приходил, может он починился уже и ему это вообще не надо, не спешите, приходите через недельку. Задача страховщика – оттянуть пять дней, заплатить все потерпевшему, а потом все взыскать с виновника.

Здесь надо понимать, что все участники ДТП обязаны заполнять бланки, с участием сотрудников ГИБДД или без них. Все обязаны отправить бланки в свою страховую компанию, но особенно это касается виновников, потому что пострадавший, если не отправит вовремя бланк, сильно не пострадает. Но если виновник этого не сделает, то он получит регрессный иск.

Зачастую, даже сами сотрудники полиции, которые приезжают на место ДТП, вводят в заблуждение участников аварии, когда говорят виновнику, что ему ничего оформлять и отправлять не надо.

Ф.Б. – Но делают они это скорее по неграмотности, а не с каким-то умыслом.

С.Р. – Да, скорее всего.

Ф.Б. – Ситуация осложнена тем, что часто бывают случаи, когда виновники ДТП вовремя приезжали в страховую компанию, отдавали туда бланк, этот бланк страховая принимала, но потом человек все равно получал регрессный иск. Страховая ничем не подтверждала получение бланка.

С.Р. – То есть обратно они ничего не вручали виновнику ДТП. Да, понятно. Здесь надо или бланк-извещение отдавать под расписку обязательно, или направлять заказным письмом с описью вложения. Но я лично вручил бы лично, потому что ценное письмо – это непонятно, что в нем лежит. Причем, отдавать бланк надо только в офисе страховой компании.

И.Р. – Случай еще круче. Пишет нам Александр. Он виновник, оформил протокол, но вовремя не отнес. Естественно, последовал регресс, который он полностью оплатил.  Буквально месяц назад получил от страховой досудебную претензию по тому же самому случаю, но уже на большую сумму. При этом, он имеет письмо от страховой компании, где сказано, что страховая компания к нему претензий не имеет.

С.Р. – Интересно посмотреть, в чем заключаются претензии страховой? Здесь случай редкий и в нем надо разбираться. Может страховая потерпевшему заплатила мало и тот через суд решил взыскать остальное. Может и другой вариант.

Слушатель. – Здравствуйте! У меня вопрос к юристу. На площади у Курского вокзала поставил машину на платную парковку. Пошел к паркомату оплачивать и простоял в очереди к нему 15 минут. А потом получил штраф 2 тысячи рублей за неоплаченную парковку, хотя я ее оплатил. Пытался обжаловать в Московском департаменте транспорта, но получил отказ. Есть ли смысл подавать в суд и судиться с ними?

С.Р. – Смысла я не вижу, потому что есть правила пользования платными парковками и в них сказано, что в течение 15 минут вы должны оплатить парковку разными способами: через СМС, через приложение или через паркомат. Если вы не успели это сделать, то будет очень трудно доказать, что виновата очередь. К сожалению, должен сказать, что здесь дальнейшая перспектива обжалования отсутствует.

И.Р. – Увы, не всегда мы можем отстоять свою правоту. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
РОССИЯ 19:00

Самые летние автомобили


РОССИЯ 19:00

Советы автомеханика Юрия Сидоренко


РОССИЯ 19:00

Автоновости с Фёдором Буцко


Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять вопросы.

Комментарии (0)