Интеллектуальные автомобильные системы и российские реалии
Дежурный по ассамблеe: Андрей Осипов Журналист, автомобильный эксперт |
Дежурный по ассамблеe: Андрей Осипов Журналист, автомобильный эксперт |
РУЖЕЙНИКОВ: Сегодня главный дежурный по всем рубрикам, дежурный по «Ассамблее автомобилистов» Андрей Осипов. Андрей, вечер добрый.
ОСИПОВ: Здравствуйте. Давай, наверное, Игорь, сначала скажем, что мы традиционно разобьем программу условно на несколько частей. Для начала у нас будет как раз очень интеллектуальная тема, но мы обязательно призовем и наших уважаемых радиослушателей, чтобы они поделились своими соображениями на этот счет.
РУЖЕЙНИКОВ: Причем без «но», дорогие друзья.
ОСИПОВ: «Но» мы убираем, просто призываем, дорогие друзья. Ну, естественно, будем отвечать на вопросы, это будет традиционно вторая часть, что купить, что сломалось, почему скрипит.
РУЖЕЙНИКОВ: И что ожидать.
ОСИПОВ: И что ожидать, как обычно, сколько проживет у меня мотор, когда же он развалится. Такие вопросы, на самом деле, тоже в каком-то смысле приветствуются в нашем сегодняшнем эфире. А назвали мы первую часть программы вот так вот условно «Автомобильные интеллектуальные системы и российские реалии». Я сначала приведу, почему у меня возникла такая идея сегодняшней программы, буквально с утра она родилась. Еду я сегодня по платной дороге, ну, и дабы не нарушать правила дорожного движения установил круиз-контроль на разрешенную скорость движения плюс 19 километров в час. Дорога широкая, шестиполосная, ну, я, поскольку исповедую немножко европейский стиль вождения, я стараюсь не ехать в левом ряду и по возможности всегда смещаюсь вправо. Машина, на которой я ехал, я о ней, кстати, расскажу сегодня несколько слов, это абсолютно новое поколение Audi (неразборчиво), оснащена так называемой системой адаптивного круиз-контроля, то есть она самостоятельно может поддерживать дистанцию, она самостоятельно тормозит перед автомобилем, есть система движения в пробках, даже она в пробке может полностью остановиться и дальше поехать сама. Но, если, когда я приближаюсь к впереди идущему транспортному средству, если оно находится в своей полосе движения, он начинает оттормаживаться, я включаю левый поворотник, обхожу ее слева, все нормально.
РУЖЕЙНИКОВ: И она не мешает.
ОСИПОВ: Ничего не мешает. Еду по правому ряду, соответственно левее от меня во втором ряду с левой стороны едет какой-то грузовик. Я спокойно начинаю его догонять с правой стороны и тут я понимаю, что с системой случается просто трагедия. Она сначала, она понимает, что вроде как передо мной никого нет, но слева кто-то едет. Она начинает тормозить, тормозить, где-то она до 90 километров в час опустила, я уже фактически поравнялся с этим автомобилем, и тут она понимает, что все-таки никого нет и снова нажимает на газ. Благо, когда я нажимаю на педаль акселератора автомобиль реагирует моментально и преимущество водителю тут отдано в полном смысле. Я начинаю задумываться, а почему так происходит, и понимаю, ведь систему-то придумывали немецкие инженеры. На немецком автобане представить себе, что кто-то будет ехать быстрее по правому ряду, чем по среднему и по левому, ну, очень маловероятно, практически невозможно. Соответственно немецкий инженер, он не мог заложить алгоритм опережения справа. Ну, просто не мог. Она, скорее, начинает срабатывать, ведь ее задача, прежде всего, обеспечить безопасность, не вписаться во впереди идущие транспортное средство. И вот тут у меня как раз возник вот этот вопрос, дорогие друзья. Как вы считаете, вот эти системы интеллектуальные, ведь ее можно назвать интеллектуальной эту систему, она сканирует дорогу, она вызывает, показывает мне все дорожные знаки, вот их надо адаптировать под наши российские реалии, либо же, может быть, нам стоит немножечко адаптироваться под эту систему, потому что все-таки она написана и рассчитана под нормальные условия движения. Вот те дороги, где люди, как правило, левый ряд используют для обгона, а не для того, чтобы в нем двигаться постоянно, под те условия, где люди поворачивают направо исключительно из правого ряда, и преимущественно включая поворотники, а не вылетают перед вами внезапно, заставляя…
РУЖЕЙНИКОВ: Потому что очень нужно.
ОСИПОВ: Конечно. А вот эти адаптивные системы круиз-контроля, они просто наиболее яркие, так сказать, представители таких вот интеллектуальных систем, их можно в каком-то смысле нажать таким промежуточным звеном между обычным автомобилем и автомобилем полностью роботизированным. Ну, правда, они в данном случае, по крайней мере, не берут на себя рулевое управление. Хотя есть уже системы, которые удерживают полосу для движения. Это, кстати говоря, еще один из примеров. Итак, дорогие друзья, звоните нам в студию, пишите нам, как вы считаете, ее адаптировать или нам стоит немножечко адаптироваться? Может быть, кстати говоря, работа этой системы заставит и нас немножечко аккуратнее вести себя за рулем, потому что ведь она все делает заблаговременно. Может быть, это приучит нас, допустим, соблюдать дистанцию, не совершать каких-то резких маневров, или это просто некий такой диссонанс, который вам попросту мешает и вы бы с удовольствием, собственно говоря, от нее отказались, либо ее получили в том виде, которая бы нормально работала на наших российских дорогах.
РУЖЕЙНИКОВ: Я сам адаптирую.
ОСИПОВ: Да, я сам все адаптирую. Но мы не можем адаптировать полностью компьютерный алгоритм, мы же не все программисты и Биллы Гейтсы, чтобы влезть в мозг системы и полностью перепрограммировать. И таких примеров, кстати говоря, немало. Вот позвоните нам и скажите, что вы думаете по этому поводу.
РУЖЕЙНИКОВ: У меня, кстати, мелкое соображение в защиту немцев, но не только немцев. Немцы страна довольно бедная, поэтому 6-полосных магистралей у них мало. Как правило, три ряда туда, три ряда обратно. По левому ряду до 200 они летят.
ОСИПОВ: Иногда быстрее.
РУЖЕЙНИКОВ: Но, согласись, как человек поездивший, а часто ли мы видим грузовики и автобусы дальше крайнего правого ряда в Германии?
ОСИПОВ: Вот в Германии, это сейчас важное уточнение. На самом деле, нет.
РУЖЕЙНИКОВ: В Германии, вот они и на круиз-контроль, вот эта вереница, она в правом ряду.
ОСИПОВ: Она 90 ровно встала или 89 и едет ровно в правом ряду. Я всегда удивляюсь, как бы наших водителей к этому приучить. Потому что меня всегда поражает, вот едет грузовик в правом ряду 90, рядом едет какой-то не совсем уверенный в себе водитель, и он всенепременно будет ехать рядом со скоростью 92 и мешать остальным участникам движения. Мне хочется, а чего ты не уверен, ну, встань, езжай там же, спокойней тебе будет и переживать не будешь, ну, что, зачем мешать другим участникам движения.
РУЖЕЙНИКОВ: У него какая-то специальная адаптивная система стоит, которая не дает ему вставать вправо.
ОСИПОВ: Топограф она называется.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, у того, который рядом едет, он собирается в крайний правый, а нельзя.
ОСИПОВ: То есть это уже мозговой механизм эдакий получается?
РУЖЕЙНИКОВ: Да, воспитанный поколениями.
ОСИПОВ: Не знаю, мне кажется, вот эти вещи решаются, потому что я тоже, в общем, человек, который родился в советское время, рос в 1990-е, я их прекрасно все помню.
РУЖЕЙНИКОВ: Мы с тобой прививки получили, наверное.
ОСИПОВ: Может быть, просто за рубежом бывали и как-то впитывали вот эту губку, (неразборчиво) туристами, которые разглагольствовали: «Что мне водки налили, она у вас теплая».
РУЖЕЙНИКОВ: Я еще раз дифирамбы нашему автомобильному эксперту Олегу Осипову, наверное, он повлиял.
ОСИПОВ: Может быть. Тут зависит от среды воспитания, я согласен. Но ведь согласись, Игорь, что волей-неволей, когда мы оказываемся на дорогах Германии, мы перестаем себя вести так, как мы ведем себя на дорогах России, больше не занимаем левый ряд, мы почему-то все начинаем включать поворотники и перестаем поворачивать со второго или с третьего ряда.
РУЖЕЙНИКОВ: Это правда. Если вы видите в Испании, как кто-то гуляет по рядам, как правило, при всем моем уважении к этой национальности, как правило, скорее всего, это итальянец, на самом деле.
ОСИПОВ: Очень часто такое бывает. Албанцы еще иногда этим отличаются, вот почему-то, не знаю.
РУЖЕЙНИКОВ: К счастью, мы их редко видим, албанцев. Мы их тоже любим.
ОСИПОВ: Мы любим всех, в принципе.
РУЖЕЙНИКОВ: Ваши вопросы и соображения Олегу Осипову. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Я бы хотел, наверное, в защиту. Очень удобная система, работаю водителем на C классе 222-м, могу сказать, что вот такие все системы в большей степени помогают, снизилась скорость, автомобиль не дает резких перестроений и помогает, не один раз уже выручал.
ОСИПОВ: Помогает лично вам? Она заставила вас, если позволите спросить, немножко изменить свой стиль вождения?
СЛУШАТЕЛЬ: Абсолютно. Мало того, помощь присутствует стопроцентная, иногда ошибается, но она присутствует. И вот как раз это отражается, наверное, про правый ряд, система чуть-чуть обманывает.
ОСИПОВ: Ну, да, она потому что не совсем некоторые вещи понимает. Хорошо, спасибо, это очень интересное мнение. Получается, что волей-неволей вот эти интеллектуальные системы заставляют и нас адаптироваться под них, потому что они некая… Ну, понимаешь, что привить уважение человеку в возрасте, находящемуся за рулем, невозможно, и низкий культурный уровень не исправишь, это нужно было исправлять раньше, наверное. Но, тем не менее, вот эта электронная система, она в каком-то смысле помогает нам, ну, может быть, цивилизованнее себя, что ли, вести.
РУЖЕЙНИКОВ: Цивилизованнее. Здесь даже не вопрос культуры.
ОСИПОВ: Да, это цивилизация.
РУЖЕЙНИКОВ: Есть пример, причем это пример, я вынужден признать, из моей семьи. У меня брат старший, он довольно нервно водит машину и довольно часто, даже на широченной: «Слушай, а чего ты рыскаешь, зачем тебе туда-сюда?» Когда он купил с круиз-контролем, он стал в одном ряду ехать.
ОСИПОВ: Ну, не в левом хоть, надеюсь?
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, нет, упаси, господь. Ты знаешь, он не хам, он очень воспитанный человек, я на него всегда, ну, я считаю, я на него всегда равнялся. Но на дороге он почему-то нервный. Но стал вести себя как-то спокойнее, цивилизованнее.
ОСИПОВ: То есть это в каком-то смысле благо, получается.
РУЖЕЙНИКОВ: Благо. Ну, я считаю, что благо, даже в нашей стране.
ОСИПОВ: Ну, может быть, наши слушатели с нами не согласны, не знаю. Давай послушаем.
РУЖЕЙНИКОВ: Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, добрый вечер. Меня зовут Алексей. У меня мнение такое, мне кажется, нужно усложнить порядок получения прав, чтобы человек все-таки знал правила дорожного движения. И второй момент, поднять штрафы в 10-кратном размере, чтобы человек боялся нарушать, а то у нас даже, когда не надо нарушать, все равно нарушают.
РУЖЕЙНИКОВ: Это тоже воздействие на интеллект, будем бить рублем.
ОСИПОВ: Ну, можно тогда, допустим, встраивать в автомобиле кого-нибудь или что-нибудь, что будет заставлять вас вести себя нормально.
РУЖЕЙНИКОВ: 60 вольт при 0,5 ампер.
ОСИПОВ: Бодрит?
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, да.
ОСИПОВ: Интересно, ну, хорошо. Я ни разу не пробовал, мне трудно в данном случае судить. «Расскажу про банальную систему ESP, это электронная система стабилизации, которая при обгоне по встречной полосе после дождя и при попадании колес в лужу на середине обгона сбросила крутящий момент с двигателя и практически остановила машину. Хорошо, что встречка была далеко». Бывают действительно такие вещи, к сожалению. Ну, тут в данном случае речь идет о не совсем корректно работающей системе ESP, наверняка она тут работала еще и, то есть у вас наверняка автомобиль, который отслеживает дистанцию до впереди идущего автомобиля с системой экстренного торможения, может быть, она поэтому поняла. Хотя из-за разницы, если у вас только из-за разницы вращения колес резко упала мощность и тем более практически остановилась машина, даже если вы нажимали педаль акселератора, то это самое время обратиться к дилеру или к этому производителю и сказать: что же ты делаешь?
РУЖЕЙНИКОВ: Мне год назад это жизнь спасло. Я ехал по правому ряду километров 200 от Минска, еще в Белоруссии, все знают, что там большая разделительная. Ехала впереди фура, а снег только что выпал, его еще не успели почистить. Там почему-то тоже в Белоруссии очень быстро чистят. Я выехал в свой левый ряд, ну, где-то 130 у меня было, и какое-то время у меня колеса ехали это асфальт, а это снег, причем глубокий.
ОСИПОВ: Микс.
РУЖЕЙНИКОВ: Микс такой был. И меня понесло на этой скорости на разделительную, через которую я бы пролетел очень хорошо, и оказался, там нет бордюра. Спасло, вернуло.
ОСИПОВ: Вот, пожалуйста.
РУЖЕЙНИКОВ: Корректно работало, потому что.
ОСИПОВ: Вот это плюс как раз таких систем. Есть системы, вот опять же очень много нареканий как раз на систему автоматического торможения. Другой пример, не буду сейчас называть марку автомобиля, несколько месяцев назад он у нас был на тест-драйве, точно так же сканирует, впереди есть система автоматического торможения, ну, они уже сейчас не в диковинку, то есть обнаруживает препятствие. На дуге поворота идешь быстро, если дуга кривая, очень такая достаточно кривая, очень достаточно такая крутая, ему почему-то начинает казаться, автомобилю, что мы сейчас…
РУЖЕЙНИКОВ: В металлический отбойник просто влетим.
ОСИПОВ: И он просто начинает тормозить. Это не дело, я считаю. Это попросту опасно. Особенно, что машина перестает действительно реагировать на работу по газу, а это очень плохо. Потому что в какие-то моменты нам необходима тяга для экстренного перестроения, для того чтобы завершить маневр. Нам не нужно ее отрубать, нам нужно ее добавить. Почему я всегда, допустим, утверждаю, что вот эти системы стабилизации это палка о двух концах. Для неопытных водителей это, безусловно, благо. Вот попадание, допустим, на лед, на снег в повороте, это очень сложные такие условия, машину начало нести, тут она может в каком-то смысле помочь. Но, если человек уже знаком с принципами управления автомобилем, то он, скорее, будет полагаться на собственные навыки. И это вообще правильнее всегда полагаться на собственные навыки и умение. Потому что ни одна система стабилизации в данном случае не сможет обойти законы физики.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, ну, смотри, это же очень просто. Ты входишь в поворот, в тройку в серьезную, входишь, у тебя 90 километров, ты знаешь, у тебя там чистая дорога, все нормально. А там у тебя черный лед, ты его не видишь. И ты вдруг в него влетаешь. Если ты умеешь это делать, ты довернешь колесами, и ты пройдешь этот поворот, пусть даже с минимальным заносом, ты его пройдешь.
ОСИПОВ: Конечно, газ, главное не сбрасывать.
РУЖЕЙНИКОВ: Разумеется. А эта система, она заставит тебя затормозить, и чего дальше будет, вот здесь уже…
ОСИПОВ: Другой пример российских реалий. Перестроение, обгон через дорогу с колейностью. Сколько роликов в интернете мы можем найти, человек выезжает, вот он попал в колею, ему надо заставиться обратно, у него машину начинает заносить, тут, как правило, в 99 процентах случаев ошибка водителя, он сбрасывает резко газ, идет соответственно разгрузка задних колес, они и так уже были и готовы полететь, и машина поперек.
РУЖЕЙНИКОВ: Немецкие инженеры, пожалуйста, адаптируйте все-таки под наши. Знаете, у нас бывает колейность дорог. Что, что? Это как? Ну, автобан у нас, вы понимаете, колея.
ОСИПОВ: Нет, ну, минуточку, если мы говорим о внедорожниках, Игорь, ведь колейность-то там нормальная ситуация. На некоторых автомобилях действительно есть очень хорошая система, которая определяет колею и, более того, она помогает выбраться из колеи, и вот эти системы работают хорошо. Но есть системы, я считаю, что действительно вредоносные, прежде всего, те, которые абсолютно отрубают…
РУЖЕЙНИКОВ: Они отключают твой мозг, они отключают водителя. Они говорят: мы спасем тебя лучше вне зависимости от класса твоего вождения.
ОСИПОВ: Не получается. У меня как-то был спор, года два или три назад мне один коллега сказал, что ты не сможешь проехать полный круг в заносе с включенной системой ESP. Я говорю: можно, вопрос в скорости. Потому что закон физики. Если я машину поставил, она начала скользить, вы можете там подтормаживать, отключать, я просто по инерции буду скользить.
РУЖЕЙНИКОВ: Она остановится через два круга.
ОСИПОВ: Нет, она может там через круг остановиться. Но, тем не менее, это можно сделать. Поэтому полностью полагаться на такие системы, на мой взгляд, категорически, на самом деле, нельзя.
РУЖЕЙНИКОВ: Это очень вредно.
ОСИПОВ: Это очень вредно.
РУЖЕЙНИКОВ: Здравствуйте, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Александр, Псков. Мой вопрос такой, BMW E39 5-я серия, у меня на спидометре 312 тысяч. Чего ждать в будущем, скажем так, от этого автомобиля? Но я, в принципе, проехал уже 100 тысяч, я очень доволен, скажем так. Все нужные функции, которые здесь есть, они мне помогают, в плане даже, которые вы говорили сейчас ESP, очень нужная функция. А вот в плане круиз-контроля и притормаживания вот этого, я, если честно, против. Скажем, с умом к этому подходить, но не перебарщивать.
ОСИПОВ: Ну, логично, в общем.
РУЖЕЙНИКОВ: А круиз-контроль чем не угодил?
ОСИПОВ: Ну, чем-то не понравился, видимо, нашему уважаемому слушателю круиз-контроль. Ну, не сложилось у него с круиз-контролем, ну, что тут можно сказать. Давайте, я думаю, что тут давайте подведем итог. Какая бы электроника современная ни была, нужно самостоятельно адаптироваться и понимать, что полагаться полностью на электронных помощников ни в коем случае нельзя. Вы должны всегда отвечать за то, что делается с автомобилем, то, что с ним происходит, и, самое главное, что никогда не надо не только на это полагаться, а всегда нужно понимать, что ответственное последнее решение всегда за человеком, который управляет автомобилем вне зависимости от того, насколько он современный или не современный.
РУЖЕЙНИКОВ: Андрей Осипов – главный дежурный по «Ассамблее автомобилистов» сегодня. Вопросы, соображения и на чем ездите сегодня, это самое главное.
ОСИПОВ: Пользуясь случаем, как говорится, давай поздравим сегодняшнего нашего коллегу по «Ассамблее» Сан Саныча Пикуленко, потому что у него сегодня день рождения.
РУЖЕЙНИКОВ: О, Сан Саныч, с днем рождения.
ОСИПОВ: С днем рождения, Сан Саныч, берегите себя, как говорится.
РУЖЕЙНИКОВ: Вы нам всем нужны, говорю от имени страны.
ОСИПОВ: Да, согласен. Пользуясь случаем, пока наши уважаемые радиослушатели сейчас собираются с мыслями, какой бы коварный вопрос задать, какую машину мне выбрать или что-нибудь еще, я, кстати говоря, вижу, уже много вопросов пришло. Я перехвачу инициативу, если позволишь и скажу несколько слов, собственно, о герое сегодняшней программы, начала, это Ауди (неразборчиво), нового поколения. Я езжу на бензиновой модификации с 3-литровым TFSI, есть еще версия с 3-литровым дизелем. Ну, вот бензиновый мотор это 333 лошадиные силы, 440 Нм крутящего момента, 8-ступенчатый автомат в стандарте, до 100 за 6,1 секунды, 250 километров в час ограничена скорость электроникой. И это при том, что речь идет об автомобиле длиной более 5 метров и массой более 2 тонн – 2045 килограмм у него снаряженная масса. Правда, это на 325 килограммов легче, чем Audi Q7 предыдущего поколения. Вообще система, автомобиль очень интересный, так вот вкратце, очень быстро пробегусь. Очень качественный салон, очень просторный салон. Интересная особенность, часто задают вопрос, в какой машине можно поставить более трех детских кресел. Вот в Audi Q7 с тремя рядами сидений можно установить пять детских кресел, потому что сиденье второго ряда, там как бы три раздельных сиденья, сиденье третьего ряда два раздельных сиденья, каждое имеет свой собственный крепеж Isofix. Это очень удобно. Причем сам крепеж сделан очень удобно. Зачастую в бюджетных машинах приходится буквально его раскапывать, эту петлю, пробираясь. Здесь такая маленькая планочка с двумя соответственно такими ремешками, потянул, снял, вот они, пожалуйста, эти петли, очень удобно. Вообще автомобиль примечателен еще и своими ходовыми качествами, потому что это, пожалуй, одна из немногих машин, которая, с одной стороны, очень хорошо гасит даже мелкие неровности, но при этом абсолютно не кренит кузов в поворотах. Вот эта уникальная особенность. Это опционная подвеска пневматическая.
РУЖЕЙНИКОВ: То есть симбиоз Америки и Европы.
ОСИПОВ: Да, но все-таки она больше американская, забегая вперед, скажу. Почему, потому что, да, крены кузова в поворотах отсутствуют, но, на мой взгляд, не хватает этой машине вовлеченности в процесс управления. Потому что вот ты вроде едешь в повороте, ты понимаешь, ну, что-то уже, наверное, быстровато еду, а крена нет. Внутренние органы, чувствуешь, ага, печень пошла чуть-чуть левее смещаться, а машина еще нет. Ты думаешь, нет, что-то не так. Потом, ой, а я что-то уже наружу пошел всем кузовом, надо же доворачивать. Вот этого момента полного вовлечения, когда ты буквально спинным мозгом чувствуешь происходящее с автомобилем, к сожалению, в Audi Q7 не отмечено, как и не хватает, на мой взгляд, немножечко обратной связи на руле, потому что, ну, пустовата баранка. В режиме Dynamic все становится чуть получше, потому что машина жестче реагирует, она становится сама жестче, эта разница действительно ощутима. Но все-таки речь идет о пятиметровом автомобиле. Говорить о том, что это его недостаток, никоим образом нельзя. Эта машина ориентирована, прежде всего, на комфортное безопасное передвижение. Мне представляется, что в ней можно проехать несколько тысяч километров и все будет действительно хорошо, не устанешь. Она считывает дорожные знаки, у нее как раз есть система этого адаптивного круиз-контроля с автоматическим торможением, и главная фирменная система полного привода Equator, которая в данном случае это дифференциал, он в одном корпусе с 8-ступенчатым автоматом, распределение крутящего момента 40 процентов вперед, 60 процентов назад. Меняться может до 70 процентов на переднюю ось или до 85 на заднюю, но в любом случае машина всегда остается полноприводной. Это, кстати говоря, по поводу системы сейчас напомнило, когда в начале, по-моему, еще в 1990-х только пошли первые электронно-управляемые муфты Haldex, вот они, когда их еще не научились расстраивать, они были отличительны тем, что на некоторых машинах, опять же, не буду называть бренды, ты входишь в поворот на переднем приводе, а выходишь на заднем приводе. Потому что она 0 на 100 и 100 на 0, вот это постоянное гуляние там было, и приходилось себя адаптировать очень сильно под поведение машины. Вообще машина примечательная. Я думаю, что у нас уже много вопросов, надо, наверное, отдать предпочтение нашим уважаемым радиослушателям.
РУЖЕЙНИКОВ: Про нее тоже будут спрашивать, но чуть позже, когда она поездит.
ОСИПОВ: Не вопрос, хорошо.
РУЖЕЙНИКОВ: Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Алексей, город Королев. Помогите, пожалуйста, в выборе авто. Сейчас езжу на Volkswagen Touran, и как бы эксплуатация, скорее, негативная в виду надежности. Сейчас хотелось бы поменять машину на что-то с объемом в салоне, либо с таким же, либо побольше. Ну, по надежности я так больше склоняюсь к корейцам, японцам. И сейчас вот из того, что я смотрел, скажем, выбор такой среди трех машин, бюджет где-то 1 миллион 600, 1 миллион 700. Santa Fe либо
Sorento дизельный, либо Toyota Highlander бензин, переднеприводный в этот бюджет может уложиться. Ну, это все б/у, легкое где-то год, два. Что бы вы могли посоветовать?
РУЖЕЙНИКОВ: А можно я вопрос задам? А у вас Touran убили дизельный?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, Touran у меня 1,4 TSI и DSG.
РУЖЕЙНИКОВ: Тогда понятно.
ОСИПОВ: Догадываюсь, там, на самом деле, действительно немало.
РУЖЕЙНИКОВ: Дизельный убить вообще, возможно, конечно.
ОСИПОВ: Потому что дизельный мотор там идет с коммерческого транспорта. А вот 1,4 это, конечно, песня. Ну, я не буду сейчас, вы уже сами все знаете про эту машину. Я вам лишь отмечу, что вы, я так понимаю, хотите перейти в сегмент таких кроссоверов внедорожников. Но, на самом деле, есть ведь и вэны в этом ценовом диапазоне более или менее. Можно еще успеть, я не знаю, если остатки есть, Opel Zafira Tourer, очень неплохой 7-местный автомобиль по привлекательной цене, но если они еще остались у дилеров, тут надо посмотреть. Если же шагать в сегмент кроссоверов, то можно присмотреться к Santa Fe. Я бы не рекомендовал рассматривать версию Grand Santa Fe, она, да, длиннее, у нее больше колесная база, три полноценных ряда сидений, но там есть проблема, на самом деле, с подвесками. Машина при торможении проваливается и едет дальше.
РУЖЕЙНИКОВ: Просто некорректно настроена.
ОСИПОВ: Ну, вот так бывает, забыли настроить, базу удлинили, а то, что надо подвески привести, геометрию вывести, это забыли. Бывает, такое бывает, ну, что же поделаешь.
РУЖЕЙНИКОВ: Значит, если Santa Fe …
ОСИПОВ: То обычный, лучше обычный. В принципе, 7-местные автомобили у нас есть, ну, вот тот же самый Audi Q7, о котором я сейчас рассказал, но это уже машина другого ценового сегмента, она совсем уже не вписывается. Можно посмотреть из таких бюджетных, к примеру, Hyundai H-1 Starex. Это полноценный вэн, его, кстати говоря, скорее, можно даже с полноприводной трансмиссией к нам пригнать. Это неплохой вариант, потому что у нас вообще в этом сегменте вэнов мало. Есть еще Сhrysler Grand Voyager, кстати говоря, достаточно надежная машина. В принципе, ее можно и подержанную, за этот бюджет можно год-два, это уже будет в новом кузове, там есть и дизельный мотор, там 2,8 дизель устанавливается на этой машине. Кстати говоря, более менее живой такой силовой агрегат, бодренький.
РУЖЕЙНИКОВ: Салон большой такой.
ОСИПОВ: Очень просторный, три ряда сидений, полноценные действительно сиденья. Вот такой бы, собственно говоря, шорт лист я бы, если позволите, вам составил. Очень много вопросов, начну с самого первого, он пришел буквально в самом начале программы. «Range Rover Evoque 2012 года, пробег 63 тысячи, каких проблем ожидать в будущем?» Ну, машина дорестайлинговая, основные проблемы связаны, как правило, с работой электроники, но я бы еще следил, наверное, за системой полного привода и за задним дифференциалом, если он там стоит, потому что эта проблема перекочевала с Freelander 2-го, после рестайлинга ее отчасти устранили, но все-таки электрика, бывает, что у Evoque доставляет некоторые затруднения, скажем так. Ну, в общем, и целом Range Rover Evoque машина, на мой взгляд, очень хорошая и прекрасно, собственно говоря, ездит. Давайте дальше. «Вариатор, Nissan X-Trail Т-31, его долговечность. У меня пробег 220 тысяч». Ну, то, что у вас вариатор прошел 220 тысяч это уже победа. Вы очень хорошо ухаживаете за своим автомобилем, вы явно избегаете пробуксовок и езды по бездорожью. В таком случае мне трудно сказать, сколько он еще проживет. Но справедливости ради не могу не отметить, что на Nissan все-таки вариаторы более или менее надежные, они очень серьезно работают над тем, чтобы они не ломались при пробеге 100-150 тысяч, потому что это вот такой стандартный, как правило, ресурс вариатора 100-150 тысяч. Поэтому, ну, ждите, что 220 уже, конечно, много. Вот Антон, наш слушатель, не может спать спокойно уже месяц. «Бессонница мучает по одной простой причине. Range Rover Sport 2010 года, Touareg 2010 года, либо BMW X5 3-литровый также 2010 года. Что лучше в плане надежности, ремонта, доступности на ближайшие лет 5?» Ну, на ближайшие лет 5 каждый из этих автомобилей вам подарит, собственно говоря, определенные проблемы, потому что вы уже берете 5-летнюю машину, через 5 лет ей будет уже 10 лет.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, наверное, все-таки третье место займет Range Rover, нет?
ОСИПОВ: 2010 года, это предыдущее поколение Range Rover, пожалуй, да. На предпоследнем месте я тогда поставлю Touareg, а на первое место поставлю, пожалуй, X5, потому что там меньше проблем. Да, и там, и там есть какие-то проблемы, прежде всего, с подвесками, есть некоторые проблемы с теми же самыми электронными различными системы. Но у BMW X5 больше запчастей, и они доступнее, на самом деле, чем для Range Rover и Touareg. Ну, у Range Rover вообще дорогое достаточно обслуживание автомобиля.
РУЖЕЙНИКОВ: Очень. Надо смотреть каждую конкретную машину, если уже есть какие-то…
ОСИПОВ: В любом случае, здесь без диагностики не обойтись, потому что это нужно сделать в обязательном порядке.
РУЖЕЙНИКОВ: Добрый вечер, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, у меня Mazda шестерка, 2010 год, пробег 120 тысяч. Прочитал на форуме, что масло родное как бы нежелательно лить, а я все время пользуюсь родным маслом. Что вы можете по этому поводу?
РУЖЕЙНИКОВ: Уничтожить форум надо.
СЛУШАТЕЛЬ: И по поводу, хотел (неразборчиво), менять ее нужно, когда, некоторые тоже пишут на форум – 150 тысяч, 200 тысяч, что вы скажете по этому поводу?
ОСИПОВ: Значит, давайте так, начнем со второго вопроса. Замена цепи регламентирована самим производителем, о сроках ее замены написано в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля, либо в сервисной книжке, где перечислены все работы, которые должны проводиться с машиной. Состояние цепи можно проверить на любом сервисе. Проверяется ее натяг, проверяется, как она, собственно говоря, себя чувствует, есть ли там растяжение или нет. В принципе, у официального дилера эту работу можно провести, вы сразу поймете, нужно ли ее менять или не нужно ее менять. Потому что, да, наверное, существует определенный регламент по замене цепи, но много зависит от того, как вы ездите, потому что, если машину насиловать, скажем так, то она…
РУЖЕЙНИКОВ: Цепь растягивается быстрее.
ОСИПОВ: Конечно. Что касается фирменного масла. Я не думаю, что компания Mazda занимается таким паразитизмом, вредительством, что вот, вы льете наше масло, вы обязательно приедете на сервис. Да ничего подобного. Я вам даже скажу больше. Зачастую в этих фирменных канистрах под брендами Mazda, Toyota, Mercedes и BMW, могут оказаться масла Castrol, Mobil и остальные. Просто упаковка дргуая. Главное, выбирать то масло, которое рекомендовано производителем в плане соответствия всем стандартам. Вот эти вот надписи (неразборчиво), вот это все должно соответствовать, не ниже быть того уровня, который определен производителем. Я не считаю большой проблемой переход с родного масла на неродное.
РУЖЕЙНИКОВ: Тем более, если оно может остаться тем же родным, просто с другой этикеткой, по-разному.
ОСИПОВ: Да, конечно. Ну, тут зависит, я скажу по собственному опыту, Игорь, я поскольку давний поклонник Alfa Romeo, у меня было несколько штук, я всегда переходил (неразборчиво) на последних моторах я уже переходил на другое масло, ну, это не будет рекламой, это Motul Motor Sport, специальное.
РУЖЕЙНИКОВ: Ты переходил уже, когда мотор уже серьезно побегал.
ОСИПОВ: Нет, я переходил раньше. Дело в том, что просто это масло, оно больше мне подходило под условия эксплуатации. Я выкручивал мотор частенько, и мне нужно было… (неразборчиво), оно да, оно неплохо работало, но хотелось большего, чтобы масло давало большую защиту. Мы знаем, какие составы для этого применять, но если говорить только масле, то я вот переходил как раз на эти масла, не было никаких проблем. Более того, ни один из производителей вам не может предъявить претензию, что вы не использовали оригинальное масло, ничего подобного. Пусть они сначала докажут, что проблема связана именно с использованием неоригинального масла. Звоночек.
РУЖЕЙНИКОВ: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Сергей. Подскажите, пожалуйста, у меня Renault Megane 2012 года на автомате, 1,6. У меня ESP, у меня срабатывает оно, датчик загорается, но почему-то я его не ощущаю. И вот что мне дальше ожидать от автомобиля, как бы хороший, плохой?
ОСИПОВ: Он загорается или мигает? Смотрите, вы оставайтесь сейчас на линии. В момент срабатывания ESP датчик должен мигать. В этот момент вы должны ощущать либо выборочное подтормаживание колес, либо падение мощности. У вас он мигает или он просто загорелся, горит, а потом гаснет?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, да, загорелся и гаснет.
ОСИПОВ: Ну, у вас она накрылась, эта система.
РУЖЕЙНИКОВ: На сервис.
ОСИПОВ: На сервис надо ехать, она попросту у вас не работает, на самом деле, вот и все.
СЛУШАТЕЛЬ: А она изначально у меня так было просто, я даже просто первый раз им пользовался, я не знаю, это хорошо, плохо, я только от вас узнал, что он не работает.
ОСИПОВ: Мы уже говорили вначале, что надо полагаться всегда на себя все-таки, а не на различные электронные системы. Но, если вас это несколько беспокоит, то съездите на сервис и поменяйте ее, сделайте, по крайней мере, диагностику. Наверняка какой-нибудь из датчиков попросту накрылся. Не затягивайте, потому что ABS тогда может накрыться. Много вопросов пришло. Простите, дорогие друзья, тут нас обвиняют в том, что только Lexus и иже с ними. Кстати, Lexus сегодня не прозвучал ни разу, пока я его не назвал. Слушайте, какие вопросы приходят, на такие отвечаем.
РУЖЕЙНИКОВ: Это они имели в виду известного пранкера Lexus, по кличке Лексус.
ОСИПОВ: А, конечно. Я просто не догадался, простите тогда великодушно. Хотя вот есть, «если вас не оскорбит вопрос по отечественному автомобилю». Почему меня может оскорбить. «Лада 2112 2003 года, пробег 243 тысячи, третий владелец. Понимаю, что ждать. Но пока бегает, нет потери мощности. Малая проблема по одному цилиндру, хлопок во время утренней заводки. Ваш диагноз». Смотрите, оно у вас масло, я бы проверил компрессию, на самом деле. В моторе наверняка в этом цилиндре компрессия будет ниже, чем в других. Значит, там уже кольца не очень хорошо себя чувствуют. В принципе, хлопок это плохо, он может говорить также о том, что клапан уже, либо седло клапана не очень хорошо работает. Тут надо делать комплексную диагностику. Так, в режиме радио, я боюсь, что это будет весьма затруднительно попросту. «Подскажите, пожалуйста, стоит ли менять автомобиль Тойота Camry 2004 года выпуска с пробегом 200 тысяч километров на автомобиль Volvo XC70, пробег 65 тысяч километров, 2012 года. Насколько дороже содержать такой автомобиль?» Ну, Volvo XC70 будет дороже в обслуживании, чем Тойота Camry. По надежности тут говорить трудно, все таки Camry 2004 года, а XC70 2012 года. Там уже срок службы узлов и агрегатов у Camry может подходить к концу. Поэтому в плане содержания автомобиля, главное, на самом деле, при выборе подержанного автомобиля, конечно же, проверить все его узлы и агрегаты, это поможет избежать дополнительных каких-то проблем. «В ближайшее время планирую менять авто. Смотрю на новый Qashqai или X-Trail, есть ли у них принципиальная разница в трансмиссии, кто из них больше подойдет для умеренного бездорожья по выходным на рыбалку?» В основе одна и та же платформа от Qashqai, у X-Trail она просто чуть-чуть длинней, чем у оригинала и Qashqai. У них есть разница в трансмиссиях. Я бы рекомендовал все-таки на X-Trail присмотреться, но только с мотором 2,5, потому что у 2-литровой стоят другие пружины и амортизаторы, и не поверите, они больше передают неровностей вам на ваше, собственно говоря, бренное тело, нежели версия с 2,5, она попросту едет лучше. Принципиально таких уж серьезных разниц в трансмиссии у них нет, поскольку, опять же, одна и та же платформа, да и производятся они, по большому счету, на одном и том же заводе, на одних и тех же линиях и конвейерах. Поэтому разница в цене. X-Trail, поскольку больше, он и дороже, чем Qashqai.
РУЖЕЙНИКОВ: Он и тяжелее. Знаешь, почему мне нравится больше ИКСТРЕЙЛ, он более пенсионерский, я люблю пенсионерские.
ОСИПОВ: Новый уже другой, Игорь.
РУЖЕЙНИКОВ: Новый, да, он такой более зализанный.
ОСИПОВ: И, кстати говоря, вот о новом, и то, и то кроссовер, оба не очень хорошо подойдут для бездорожья.
РУЖЕЙНИКОВ: То есть можно на рыбалку, но если река недалеко.
ОСИПОВ: Либо близко трактор.
РУЖЕЙНИКОВ: Да, вот, либо одно, либо другое.
ОСИПОВ: Это тоже чертовски важно. У нас звоночек.
РУЖЕЙНИКОВ: Здравствуйте, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Александр, Москва. Подскажите, пожалуйста, на данный момент езжу на Renault Scenic 2-м 2-литровый автомат, 2007 года, уже где 179 пробег. Недавно родился третий ребенок, поэтому встала проблема с размещением кресел Isofix. На самом деле, сейчас как бы помещаемся, но ребенок растет.
РУЖЕЙНИКОВ: Они растут, да, дети растут.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, они растут, соответственно проблема такая, что найти машину с тремя Isofix, это что-то нечто.
ОСИПОВ: Да, это проблема.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, при этом, в основном, минивэны, если брать, если там даже бывает три Isofix, на втором ряду, то три кресла рядом не поставишь.
ОСИПОВ: По ширине не входят.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, а сколько старшему ребенку лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Старшему 5 лет, второму 3 года, самой младшей сейчас несколько месяцев.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, 5 это уже на бустер скоро пересаживаться.
СЛУШАТЕЛЬ: Опять же, вопрос про те же самые бустеры, насколько я понимаю, они не очень безопасны, потому что смотрел все-таки по тестам.
ОСИПОВ: Значит, бустеры нет, Игорь, но я тут поддержу, бустеры, это очень опасная штука, потому что под бустером были случаи люди подныривают, и он пережимают шею. Это очень плохо.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, я об этом говорил, кстати, о шее, правда, про переднее сиденье.
ОСИПОВ: Есть машины, вы знаете, что, допустим, сейчас я вспомню, Volvo XC90, вот даже предыдущего поколения, у него как может быть встроенное детское сиденье, просто нижняя часть подушки поднималась и становилось детское сиденье. При этом там был крепеж Isofix на всех креслах. То есть, грубо говоря, вы старшего ребенка можете посадить на встроенное уже детское кресло, а младших детей рассадить на втором и на третьем ряду, поскольку и там, и там есть Isofix, уже в детские кресла, вот как вариант. Вот сегодня говорил про Audi Q7, там 5 крепежей Isofix, но цена совсем другая уже. Вы правы, может быть, опять же тот же самый какой-нибудь Grand Voyager может подойти, но там тоже надо смотреть, потому что большие вэны, ну, типа «Транзитов» тех же самых, больших таких, у них не всегда вообще Isofix есть, там еще и с этим проблема может быть.
РУЖЕЙНИКОВ: Слушай, а подержанные на Galaxy?
ОСИПОВ: На Galaxy есть Isofix. Вот Galaxy тоже, кстати, очень неплохой, S-Max.
РУЖЕЙНИКОВ: Он широкий.
ОСИПОВ: Да, и там, по крайней мере, можно всех рассадить друг за другом, поскольку есть крепежи Isofix, вот такой. Вы, к сожалению, не озвучили просто ценового диапазона, в котором вы…
РУЖЕЙНИКОВ: Да, поэтому сразу Audi Q7.
ОСИПОВ: Если есть возможность.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, хорошая машина, чего там. Добрый вечер, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Елена, я из Новосибирска звоню.
ОСИПОВ: Очень приятно причем вас слышать, Елена.
СЛУШАТЕЛЬ: Смотрите, у меня Honda Civic 2008 года, эксплуатация с 2009. Я на ней уже 4 года практически езжу, пробег 130, большой пробег. Года два назад столкнулась с такой проблемой, как электроусилитель руля сгорел, индикатор. По всем уже и Honda сервис, диагностики были, не могли установить причину, все в один голос – надо менять рейку. Рейку поменяла, проблема осталась. В итоге выяснилось, что блок EPS сгорел. Сборка у нее турецкая, у этой машины.
ОСИПОВ: Седан у вас?
СЛУШАТЕЛЬ: Седан, европейка. Вот интересно, это такая хроническая проблема у них, у турецких сборок, или вот все, у Honda обычно на рейку, с рейкой проблемы были, а здесь вот блок EPS, электроусилитель руля, получается.
ОСИПОВ: Я понял. Вы знаете, странно, была отзывная кампания по электроусилителям руля для этой модели. Странно, что официальный дилер вас на нее не пригласил, на самом деле.
СЛУШАТЕЛЬ: А это была по турецким или по каким-то другим сборкам?
ОСИПОВ: По турецкому, по седану как раз, потому что хэтчбеки к нам приходили из Англии, а вот седаны собирались как раз в Турции.
СЛУШАТЕЛЬ: Еще в Голландии, по-моему.
РУЖЕЙНИКОВ: В Голландии седаны?
ОСИПОВ: Нет, ну, они там присутствуют, они там существуют, они там есть. На самом деле, надо действительно заменить этот электронный блок. Вы сейчас его заменили, проблем быть не должно. Там была кампания просто по этому как раз электронному, Electric Power Steering он расшифровывается EPS, вот этот блок. Но если его заменили, проблем быть не должно. С рулевой рейкой там были действительно небольшие нарекания, но, кстати говоря, странно, что у вас официальный дилер просто взял и заменил рулевую рейку. Я понимаю, почему он это сделал, потому что рулевая рейка дороже, это как бы на поверхности, а электронный блок заказывай, его в наличии нет. А рейка всегда лежит, вот она, раз, и поменял, и денег сразу опять же. Поэтому тут, что сказать, отвечу про Lada Largus, «5 мест, люкс, плюсы и минусы».
РУЖЕЙНИКОВ: Грех не ответить.
ОСИПОВ: Ну, что, Logan знаете? Вот Lada Largus, по большому счету, только собранная в Тольятти. А, на самом деле, если серьезно, очень неплохой, на мой взгляд, автомобиль, потому что обещает а) быть надежным, б) действительно вместительный, и из таких вот полноценных вэнов это один из немногих, который предлагает три ряда сидений. И по такой цене, я имею в виду. Потому что по соотношению цена-качество…
РУЖЕЙНИКОВ: Единственный, три ряда за такие деньги…
ОСИПОВ: Нет, не купишь. Среди новых точно не купишь. Спасибо всем.
РУЖЕЙНИКОВ: Спасибо.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять вопросы.
Комментарии (0)