АРХИВ

Мобильность будущего на дальних дистанциях

Ассамблея автомобилистов продолжает поздравлять журнал «За Рулем» с 90-летним юбилеем! Сегодня в первой части программы о рекордном пробеге «Москва-Лиссабон» 1988 года вспомнят Александр Пикуленко и Олег Богданов, журналист, руководитель пробега.

А следом к Сан Санычу придёт знаменитый промышленный дизайнер Владимир Пирожков. Из прошлого мы отправимся в будущее, поговорим про мобильность будущего на дальних дистанциях. Выясним: поедем или полетим.

Встречаемся на волнах радио «Маяк» в 18 часов!

24.01.2019, 22:23 8316 0
Дежурный по ассамблеe:
Александр Пикуленко
Журналист,
автомобильный эксперт

Сан Саныч Пикуленко. – Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня у нас вновь в гостях промышленный дизайнер Владимир Пирожков и мы говорим о мобильности на дальних дистанциях.

Владимир Пирожков. – Здравствуйте!

ССП – Владимир, ну что, на дальних дистанциях отказываемся от колес или нет?

ВП – думаю, колеса нам еще долго послужат. Все производители делают на них ставку и отказываться от них точно не собираются. В первую очередь, колеса будут служить на дальних дистанциях, на грузоперевозках, конечно же. Потому что путешествия на автомобиле на дальние дистанции – это только для любителей. Большая часть выбирает поезд или самолет.

Итак, автомобильные грузоперевозки и, думаю, будет очень интересным направлением - трансконтинентальные грузоперевозки. Здесь очень интересно посмотреть, как будет развиваться китайский проект «Один пояс – один путь». По всей видимости, будет строиться одна гигантская трасса из Китая в Европу.

Также будет развиваться железнодорожный транспорт, в первую очередь, высокоскоростные железные дороги. Будут появляться новые типы поездов, которые будут двигаться очень быстро.

Но автомобильные дороги обязательно будут.

ССП – И по ним будут ездить какие-то специальные автомобили? Как будет выглядеть грузовик будущего? Были ведь проекты, в которых кабина располагалась на уровне легкового автомобиля и т.д.

ВП – Да, были такие замечательные грузовики, их делал Луиджи Коларио. Причем, его машины даже снижали расход топлива на 30%.

ССП – До сих часть этих грузовиков живы.

ВП – Да, даже Сбербанк такую машину использовал, кажется.

Знаете, в этом направлении хороши США и Австралия. Там создаются супергрузовики, особенно в Австралии, которые по три фуры возят за раз. У нас, кстати, тоже похожие проекты делались. На КАМАЗЕ мы похожий проект создавали: грузовик, в котором можно и жить, и работать.

ССП – Ну хорошо, а для обычного человека, не грузового, что нам предложат? Вот Илон Маск, например, тоннели копает.

ВП – Я бы здесь на три части разделил – земная, подземная и аэро-зона.  Потом возникнет и космическая – суборбитальные полеты. Мы знаем, что космический туризм сейчас развивается, но будут скорее всего летательные аппараты, которые будут передвигать людей очень быстро и на очень дальние дистанции.

Автомобильные компании сейчас начинают думать не линейками автомобильными, а категориями мобильности. Эти компании будут входить на другие территории, если можно так сказать.

Поэтому, думаю, для частных людей будет дальнобойная работа – самолеты. Например, в России сейчас ведется работа по сверхзвуковым пассажирским самолетам.

В свое время у нас был Ту-144, совсем недолго был, как и «Конкорд» во Франции, но тем не менее, разговор об этом идет.

Есть также космические системы многоразовые: когда космический аппарат запускается на орбиту, делает там свои дела и возвращается на аэродром. Главное, что на суборбитальных высотах можно экономить топливо и передвигаться очень быстро.

Мы вот сейчас летели на самолете из южных стран 10 часов! Как же это долго!

ССП – Да, вроде и понимаешь, что скорость 900, но лететь все равно очень долго. Как раз сейчас назревает шаг, когда все будет побыстрее.

ВП – В Японии есть еще интересная история – это то, что у нас называется «Сапсан», только у нас это пока еще новинка, а у них уже очень давно. Такие поезда в Японии приходят с той же частотой, что у нас метро приходит. Так вот, скорость этих поездов японских – 300 км/ч. Сейчас же начали копать тоннель для поезда со скоростью 600 км/ч. То есть под землей будет скорость самолета – удивительное дело!

ССП – Но мы автомобилисты. Можно, конечно, нас запихнуть в эту ракету, стрельнуть, как из пороховой бочки, отправив на другой конец света, но вот лично я никогда не видел в себе тяги к полету, а к колесикам тяга есть, к тому, чтобы самому дергать за рычаги. Допустим, я сел в машину, порулил, машина потом взлетела, перенесла меня до какой-то другой площадки с бешеной скоростью, но я потом сам опять управляю машиной. И насколько я знаю, в недрах прототипирования, где ты, Владимир, работаешь, уже рождается нечто подобное.

ВП – Ну это, скажем, макетные образцы. А вот в Швейцарии, подобный алгоритм отработан уже довольно хорошо: когда автомобиль доезжает до ж/д платформы, погружается на поезд, потом переезжает через горы какие-нибудь, и выгружается вновь на дорогу. Это и с фурами происходит там, и с частным транспортом.

ССП – Но это все вчерашний век, а я хочу, чтобы мы двигались вперед.

ВП – В самолет будем въезжать, но вряд ли, конечно. В ближайшее время мы скорее будем получать в аэропорту прокатный автомобиль.

ССП – Автомобильный дизайнер Владимир Пирожков вызывает во мне чувство неприязни, потому что он пропагандирует неприятные для автомобилиста вещи, про всякую там мобильность рассказывает.

ВП – Это будущее. Вам всем придется в этом жить. Посмотрите на новое поколение – у него другие запросы. У нас какие были ценности? Иномарка, евроремонт, стеклопакет. А у молодых ребят сейчас больше ценится мобильность, свобода и путешествия. Для них важен опыт, экспириенс, а шильдик, бренд им совсем не важен сейчас.

И возвращаясь к брендам – они сейчас стараются дать какой-то эмоциональный капитал своим продуктам.  Та же Toyota сегодня старается дать уровень какого-то опыта, уровень ощущения. Сейчас игра идет на сенсорах очень тонких – это уже не просто игра о четырех колесах с рулем. Сегодня уже недостаточно просто иметь автомобиль.

ССП – И когда молодежь выходит на дальние дистанции, она больше требует скорости и простоты.

ВП – Да, и чем проще логистика, тем лучше. Чем быстрее мы придем на место нового опыта, тем лучше. Та страна, которая быстрее других справится с такой задачей, будет в фаворитах. И эта страна будет более привлекательна для нового поколения людей.

ССП – То есть это не как сейчас, мы сели, поехали до нужного места, а это будет целый логистический комплекс, когда нас будут перекладывать и пересаживать.

ВП – Да, ну сами подумайте: сегодня намного проще и удобнее доехать на московском метро до вокзала, сесть там на «Сапсан», через три с половиной часа приехать в центр Петербурга и добраться там до нужного места, чем ехать в Домодедово, проходить весь контроль, лететь в Петербург, а потом проходить контроль в Пулково и добираться из него в город.

Но это не очень большие расстояния, а у нас речь о дальних дистанциях. Вот Россия всегда была одним из лидеров в деле освоения космоса и сейчас Роскосмос активно работает над развитием космического туризма, но я думаю, что передвижение на дальние расстояния за очень короткие промежутки времени – это будет фишка XXI века. И чем более открыты мы будем, чем больше у нас будет шансов путешествовать вокруг мира, тем ближе мы будем к лидерам.

ССП – Ну а сейчас мы в этом компоненте как-то отстаем или идем вровень со всеми вместе?

ВП – Россия совместно с Китаем работает сейчас над созданием широкофюзеляжного самолета. Вот мы помним ИЛ-86 был, до этого Боинг создал свой 737 – совершенно гениальную машину.

ССП – Но это же теперь долго все. Я раньше, когда еще на лыжах ходил, помню, добирался до аэропорта, оставлял там лыжи и летел.

ВП – А сейчас нельзя, сейчас безопасность. Когда только новое что-то появляется, это хорошо, а потом все бюрократизируется со временем.

Но аэропорты будут меняться. Думаю, это будет или частная авиация, или какая-то аэровещь. Ну или вот как у Илона Маска, как это называется… Hyperloop. Посмотрим, что у него получится, судя по всему, он добивается своих целей.

ССП – Это очень удобная вещь. У тебя есть капсула в этой трубе, тебя сгруппировали с группой товарищей, и со скоростью 1200 км/ч отправляют куда надо. Великолепная система! Мне она очень нравится. С точки зрения инженера, там все просто гениально. Но единственное – тебя надо как-то разгонять, ускорять, переворачивать, чтобы ты это все ощущал по-другому.

ВП – Я такую вещь видел в Японии, где мусороперерабатывающий завод так работает. Как деньги в банке гоняют по пневмотрубе, точно так мусор в Японии селектируется и гоняется по трубе. То есть все очень похоже – что мусор, что люди.

ССП – Ну да, мне же не будет плохо в этой трубе. Я там сижу с чашкой чая, а как меня там тормозят – вертикально или горизонтально – это дело десятое. Главное, что я получаю огромную скорость движения.

ВП – И желательно, очень простую логистику, потому что это сейчас самая сложная история.

ССП – Владимир, но мы живем все-таки в России. У нас насколько злободневно вот эти быстрые перемещения? Страна у нас огромная, но народ у нас мобильный или не очень? И нужна ли нам мобильность, чтобы быстренько доставить из Москвы на Колыму большое количество народу, не возвращая их обратно?

ВП – У меня был очень интересный разговор с руководителями Toyota. Я спросил, почему так активно продаются внедорожники этой марки, а другие модели не так активно? Они сказали очень интересную вещь: «Ну люди хотят же домой доехать». Я понял это таким образом. Дистанции у нас действительно большие. На Дальнем Востоке между городами тысячи километров. 400-500 км – это просто махнуть в магазин. Какие условия могут быть на дороге, неизвестно. По сути, мы садимся в такой маленький домик, во внедорожник, и едем, а там будет, что будет, как говорится. Может лисичка какая будет или зайчик, а может шашлык и выпьем по какому-нибудь случаю. Поэтому ситуация такая – в первую очередь, в России нужна надежность.

ССП – Ага, то есть нам не так важна скорость, сколько надежность.

ВП – Да, пусть мы будем не супербыстрыми, но мы надежно доберемся до пункта назначения. Именно поэтому здесь не все бренды приживаются, скажем так. Попробуйте на «Хавале» проехать из Владивостока в Москву – может быть проедет, а может быть и нет. А если сломается, то запчасть не везде удастся достать.  Почему в Германии так хорошо VW? Потому что в каждой деревне есть автосервис. Поэтому LADA здесь хорошо работает.

ССП – Все знают, свое родное.

ВП – Все всегда все могут достать.

Второе – да мы хотим двигаться дальше, но мы не сильно мобильные, как американцы, например. У нас поехать на Дальний Восток – это целая история, целый рейд, приключение.

Вообще, я считаю, что Россия очень интересная страна, с точки зрения приключенчества. Автомобильное приключение здесь – это всегда очень любопытно. Я вот люблю ездить далеко, но для этого должны быть большие машины, надежные и сильные. На маленькой это будет долго, шумно и небезопасно.

ССП – Я позволю себе немножко отвлечься и задать тебе вопрос. Я недавно проехался на автомобиле «Миневра», автомобиль 24 года выпуска. Я вышел из нее со странным ощущением: я понял, что современный кроссовер – это воплощение автомобиля Серебряного века. Кузов большой, вместимый, клиренс высокий, колеса огромные. У тебя складывается такое же ощущение?

ВП – Смотрите, у нас все, что больше В-класса, считается премиум, во-первых. Во-вторых, это все дальнобойные автомобили, они могут тысячи километров ехать. Поэтому такие автомобили, комфортные машины на дальние расстояния – это наши ребята.

Следующая история – это железная дорога. Железная дорога – это наше все. Больше миллиона человек работает в этой системе в РЖД. И там, смотрите, какая штука идет: мы изначально строили железные дороги, потому что страна большая, потому что это дешевле и, скажем так, надежнее. И потом, это была технология того времени, что понятно. Поэтому ж/д.

Авиация – проблема. Потому что 1500 аэродромов, которые у нас были, мы не уберегли. Да, у нас есть несколько хороших аэропортов, но потом надо разъезжаться от аэропортов. Вот эта самая логистика – сложная история.

Сейчас в нескольких больших городах, в Казани может построят ветку, Нижний Новгород, Санкт-Петербург. «Сапсан» он конечно же прекрасен.

ССП – Да, он удобен, но опять же, как – до 1000 км.

ВП – Да, не больше. А если речь заходит о 5-6 тысячах км, то это самолет, далеко. Ну или это неделя на автомобиле. И вот тут вступает радио. К сожалению, зачастую, одно только «Авторадио» работает. Еще бывает «Дорожное радио», а больше никакого.

ССП – Раньше я думал, что радио умрет, но теперь, с появлением 5G, мне будет достаточно сайта, где я могу послушать, что хочу.

Единственное, что убьет автомобильное радио – это автопилот. Телевизор будут смотреть.

ВП – О да. Но тут вот какая штука. С телевизором сложно. Как только ты смотришь в телевизор, а не окружающий пейзаж, у тебя вестибулярный аппарат, пусть не у всех, начинает барахлить.

ССП – Когда мы заговорили о дальних дистанциях, я пришел к выводу, что колесная техника останется, и меня это радует.  Да, вот эти все сверхскоростные самолеты и Hyperloop, они нас довезут куда надо, но я просто за страну душой болею. У нас есть районы, где живет 1 человек на квадратный километр. К нему ведь тоннель не проложишь, сверхзвуковой самолет не пошлешь.

ВП – И вот тут я могу начать про вертикальный транспорт, автономные вертикальные дроны, которые могут туда прилететь, доставить ему посылочку или грибочков, или еще чего-то. Я думаю, что одно из решений – это великая «буханка».

ССП – Да, с вертикальным взлетом.

ВП – Да, а второе – Land Cruiser. Но он дорогой.

А так, вообще, по-хорошему, я не хочу пиарить никакую компанию, но думаю сейчас появится наша любимая «Нива», как бы она не называлась. У нас на подходе линейка очень интересных машин, весьма доступных по деньгам. Мы не сильно шикуем, денег у народу не очень много, поэтому купить какой-то 200-й Cruiser не каждый может.

ССП – А вот если бы его давали в кредит на 15 лет.

ВП – Кстати, интересное исследование, что в Америке автомобили, которыми пользуются больше 8-10 лет – это в основном все «Тойоты».

ССП – И самое главное, что американцы не покупают машину за наличные, нет там такой практики.

ВП – Да, очень долгие кредиты и машины не портятся. И даже там не все могут позволить себе дорогой автомобиль. Поэтому России нужен не очень дорогая машина, надежная и на все случаи жизни.

ССП – Ну да, этот автомобиль все равно один.

ВП – Он и на дачу съездить, и на свадьбу.

ССП – Как ты правильно заметил, концепция «буханки» не убиваема в нашей стране. Цельная конструкция – изменить нельзя, испортить тоже.

ВП – И как ни странно, работает очень хорошо. Особенно на сложных местах.

ССП – Там, где и требуется. Но в современном мире хочется что-нибудь покомфортнее, более безопасное.

ВП – А ничего нет!

ССП – Ничего похожего создать не получается.

ВП – То, что было сделано нашими дедами – это очень серьезное решение, я считаю. Поэтому я бы так сказал: на наших дистанциях выживает надежность, доверие к бренду и желание не слишком далеко ездить.

ССП – На этом мы заканчиваем нашу программу, я напоминаю, что у нас в гостях был дизайнер Владимир Пирожков. Спасибо. До свидания!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
РОССИЯ 19:00

Самые летние автомобили


РОССИЯ 19:00

Советы автомеханика Юрия Сидоренко


РОССИЯ 19:00

Автоновости с Фёдором Буцко


Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять вопросы.

Комментарии (0)