АРХИВ

КАК ДОЛГО ПРОСУЩЕСТВУЮТ ЛИЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ?

Российский дизайнер, директор Центра прототипирования высокой сложности при МИСИС, Владимир Пирожков дотошно расписал нам ближайшие перспективы автомобильной жизни человечества. Начнётся всё с мегаполисов, да уже началось: поколение людей, родившихся после 2000 года каршеринг и проекты в духе «Бла-бла-кара» куда нужнее. Просто есть потребность добраться, и нет желания обладать автомобилем.

О том, как изменится мир и как должен выглядеть автомобиль будущего. Помогали достроить эту картину журналист Александр Пикуленко и Игорь Ружейников.

21.12.2018, 01:07 8274 0
Дежурный по ассамблеe:
Александр Пикуленко
Журналист,
автомобильный эксперт

Игорь Ружейников. – Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня пятница, а значит у нас на Ассамблее автомобилистов предводительствует Сан Саныч Пикуленко.

Сан Саныч Пикуленко. – Добрый пятничный вечер! Новый год все ближе. Хочется подумать о чем-то приятном, о будущем. Именно поэтому у нас в гостях директор Центра прототипирования высокой сложности при МИСИС, Владимир Пирожков.

И.Р. – Человек, который не просто думает о будущем, а будущее делает.

ССП – Напомню, что у нас цикл передач с Владимиром Пирожковым, с которым мы обсуждаем, как мы будем двигаться в будущем. В первой программе цикла мы обсудили, как будем двигаться на короткие дистанции. Сегодня часть вторая – дистанции средние.

Владимир Пирожков – Добрый вечер. Я бы сказал, что средние – это от 5 км до 500 км.

ССП – На эти расстояния мы пока ездим или уже летаем?

ВП – Нет, пока мы говорим об автомобилях. На расстояния в 500 км летают только те, у кого есть личный вертолет, а это очень маленький процент людей. Есть, конечно, еще поезда, но мы поговорим о персональном транспорте – об автомобилях.

ССП – В первой передаче мы говорили, что 70% автомобилистов преодолевают на своих машинах каждый день дистанцию не более 5 км.

ВП – И это один человек без пассажиров. Интересно, что средний автомобиль занимает на дороге площадь в 20 квадратных метров. А теперь помножьте это на количество машин. Получатся не очень хорошие цифры. Что в этой связи будет происходить?

Первое – цифровизация городов. Она уже началась. Машины будут знать другие машины. В каждом автомобиле будет стоять датчик или сенсор, который будет показывать положение этой машины в плоскости. Ну а город будет решать, какие машины, куда отправить. Тот же Яндекс сейчас уже регулирует поток, показывая автомобилистам по какому маршруту лучше поехать.

Второй момент – машины будут разговаривать между собой. Они будут знать друг друга и будут понимать, на какое расстояние можно друг к другу приближаться.

Сейчас «Мерседес» это дело уже вовсю запустил: автомобиль уже сам знает, когда надо притормозить, чтобы сохранить дистанцию с другим автомобилем. «Тойота» тоже это знает. То есть, если впереди тормозит автомобиль, то ваш автомобиль затормозит автоматически. По большому счету, вы даже неуютно себя чувствуете: с одной стороны вы вроде как его контролируете, а с другой – он контролирует вас.

Следующий этап – это автономность транспорта. Речь идет о беспилотных машинах, в первую очередь, о такси и грузовиках.  Самое интересное, когда мы получим удивительный алгоритм автоматического движения без участия человека. Другими словами, мы будем сидеть внутри автомобиля и чем-то заниматься. Самая главная проблема – чем занять сидящих в машине людей?

ССП – Ну вот в городе мы сидим в автомобиле и едем на короткие дистанции, а если выехали за пределы города, там ведь тоже будет цифровизация, умная дорога и умный автомобиль?

ВП – Да, конечно, потому что базовый элемент этой цифровизации – сам автомобиль.  Соответственно, если у вас есть сигнал GPS, то можно вводить автономное вождение, тем более, его на трассе легче осуществлять, потому что там нет большого потока автомобилей. Получается, что вы можете проехать 1000 или 1500 км достаточно автономно.

Даже сейчас, сидя за рулем своего автомобиля, я могу во время движения по трассе включить круиз-контроль и убрать ноги с педалей. Иногда, даже руки с руля могу убрать – машина сама будет подруливать, если есть разделительная полоса.

ИР – Очень важна разметка для этого всего.

ВП – Безусловно. Машина считывает разметку и держит себя в этом коридоре. Другими словами, элементы искусственного интеллекта уже существуют. В ближайшее время они разовьются еще больше, и мы получим комфортный способ передвижения на расстояние в 500 км. Например, можно будет легко прогуляться в Тверь.

ССП – Ну вот допустим, мне надо в деревню Гадюкино. Я на трассе еду с автопилотом, а потом съезжаю на обычный российский проселок, где нет разметки, но есть пьяный тракторист и через дорогу с лужами гуляют коровы. Как оцифровать вот это все?

ВП – Интересный вопрос. Недавно вернулся из Парижа, где компания Dassault systems занимается цифровизацией вообще всего и создает эдакие цифровые порталы. Toyota с такими компаниями работает тоже давно уже. И вот они сейчас цифруют города снизу доверху: с того уровня, где проложены всякие трубы и кабели, потом выше, к домам, от этажа к этажу, потом выше домов. Что это такое? Ну например, руководитель региона решает, что он хочет оцифровать – движение транспорта в городе, движение жителей в городе, архитектуру, подачу воды, сбор налогов, электроснабжение и т.д. Вот от этого набора, который выберут будет зависеть заказ для компании. Что, к примеру, оцифровали в Сингапуре? Там оцифровали все автомобили, все движение. Там автомобили сами ориентируются без участия человека, как приехать, куда приехать, как встать на стоянку и т.д. Вот он привез вас к ресторану, а там мест свободных парковочных нет: он сам отъехал, припарковался, а когда вы из ресторана вышли, нажали на сигнал, он к вам сам приехал. Это уже такая собачка.

ССП – Я вот с ужасом думаю, как эта цифровизация скажется на сервисных услугах.  

Вот мы оставили машину, она сама поехала, припарковалась, а потом вернулась и отвезла нас домой. Но с таким же успехом она сама сможет заправиться, сама съездить за покупками и т.д.

ВП – Немножко не так. Как это видят большие корпорации? Мы уже говорили о том, что большие корпорации уже не размышляют параметрами «автомобиль», они размышляют о мобильности. Так вот, например, Toyota предлагает создавать систему, когда не вы приезжаете в магазин, а к вам приезжает некий модуль, в котором находится, скажем, магазин кроссовок.

Это работает так. Вы пришли на выставочную улицу такую, как Столешников переулок, где одни только магазины. Но там не магазины с помещениями и людьми, а одни только витрины. Вы подошли к этой витрине и обратили внимание на какой-нибудь продукт, на кроссовки те же. И тогда начинается нейромаркетинг. Датчики считывают выражение вашего лица, расширяющийся зрачок и вам по СМС приходит информация о том, что за поворотом стоит машинка, где есть вся эта обувь и вы сможете ее выбрать – «пикнуть» своим айфоном и с вас снимут 20 долларов, предположим. Но людей, которые вас обслуживают, уже нет. 

Такие модули ездят вокруг магазина на определенном расстоянии и всегда могут к вам подъехать. То есть вы дошли до перекрестка, куда на специальную стоянку подъезжает такой вот передвижной магазинчик. Вы туда заходите, внутри все очень удобное, красивое, приятный запах, музыка играет мелодичная, вы померили обувь, купили ее или не купили, и он поехал дальше. Вот сейчас это будет происходить. На Олимпиаде в Токио такая система уже будет работать.

ИР – Круто!

ССП – Володь, вот ты рассказываешь об этих системах Toyota, может она и вышла в лидеры по таким технологиям, потому что всегда была эдаким супермаркетом, продающим машины хорошие, но безликие?

ВП – Toyota изначально работала над тем, чтобы мобильность ассоциировалась не с автомобилем. Для Японии они многое уже сделали в этом плане, но когда им надо что-то делать для «гайджинов» (для нас, то есть), тогда они смотрят на специфику рынка. Например, в США они продают большие, удобные и не очень дорогие автомобили – американские «тойоты». Когда американских подростков спрашивают, чья это марка, они с уверенностью говорят, что американская. Это очень крутой вход в мозги.

Например, как Lexus победил немецкий Mercedes – бренд, которому 120 лет – в Америке? Просто зашел на рынок и те же опции продал в три раза дешевле.

Поэтому очень важно с чем ты заходишь на рынок, с каким продуктом, какого качества. А у Toyota хорошее качество. И огромное количество линеек – 99. И гигантское количество запчастей.

Вот она сейчас выпустила новую платформу TNGA – это когда из самых лучших запчастей собирается лучшая конструкция. Супер-решение! И вот та мобильность будет осуществляться с помощью комбинации из лучших запчастей.

ССП – То есть от платформы будут создавать автомобиль?

ВП – Да, как конструктор Lego. Это очень интересное решение, которое они будут подключать к цифровизации городов. К примеру, светофоры, которые друг друга знают, объединены в одну систему и контролируют весь трафик. В свою очередь, получается, что каждая машина знает каждый светофор.

ИР – Но самое главное, коллеги, в том, что машины скоро перестанут покупать в личное пользование. Изменится вся модель экономическая. В свое время автомобиль перевернул всю экономику. А теперь изменения будут гораздо серьезнее.

ВП – Да, нынешней молодежи иметь собственный автомобиль уже не интересно. Они спокойно каршерят, блаблакарят в том числе на дальние расстояния. И вот эти интернет-фишечки, стартапы, которые появились недавно, окажут на рынок очень мощное явление. Сила влияния будет сконцентрирована не в самом автомобилестроении, а в операторстве. Яркий пример –  Uber.  

Самая главная проблема будет знаете в чем – вам нечем будет заняться. Смотреть на разные экраны – это не лучший вариант, потому что укачивает. Toyota этим сейчас плотно занимается. И единственное, чем можно себя занять без всякого ущерба для глаз и самочувствия – радио. Ничего кроме радио нет.

ССП – Вот я и говорю – радио будет вечно! С учетом всей этой мобильности даже.

ВП – Совершенно верно! Мы можем слушать и вести одновременно автомобиль.

ССП – Ну вот миллениал – он больше созерцатель или он интерактивен?

ВП – Сейчас очень много зависимости от соцсетей – это наркотик своеобразный. Люди выкладывают всю свою жизнь. думаю, появятся специальные оптические системы, которые защитят от укачивания.

ССП – Развлечь автомобилиста – это действительно сложная проблема. Вот когда в Неваде испытывали беспилотные автомобили, водителей, которые все равно оставались сидеть за рулем, пытались всеми способами развлечь: устанавливали вдоль дороги фигуры всякие, медведей, динозавров и т.д.

ВП – Ну здесь фантазировать можно сколько угодно, однако надо учитывать, что в новые технологии мы летим стремительно. Все, о чем мы с вами говорим, будет здесь уже лет через пять.

ИР – Поскольку все составные элементы для этих перемен уже есть.

ССП – Получается, что везет нас автономный автомобиль, которому уже не нужны фары, потому что он сам ориентируется, а дороге не нужно освещение – очень странное движение получается. Сможем мы к этому привыкнуть?

ВП – Вы знаете, скорее всего, это будет постепенное внедрение в существующую инфраструктуру. То, что сейчас есть (заправки, придорожные кафе и т.д.) будет постепенно обрастать элементами, а параллельно будут меняться автомобили. Посмотрите, что сейчас делает Toyota или, например, Audi – это интереснейшие системы. У кого денег больше и у кого организация правильнее, тот будет двигаться в этом направлении быстрее. Например, Билайн будет предоставлять бла-бла-кар, как очень кайфовое проведение времени до Ярославля.

Думаю, сейчас очень интересный тренд появится, когда телекоммуникационные компании пойдут в эту сферу.

Уверен, что следующей глобальной транспортной компаний станет Apple. Также, как и Google. Плюс к этому Uber, но он уже создает системы, которые отслеживают наши перемещения на плоскости.

ССП – То есть он тот, кто нам трехмерный мир начинает создавать.

ВП – Да, они сейчас очень внимательно мониторят, у кого какие успехи в этой области.

ИР – И это все очень близко, дорогие друзья. Ведь если бы несколько лет назад вам сказали, что Яндекс будет вам приносить бутерброды из Макдональдса, то вы бы над ним посмеялись.

ССП – Вот мы понимаем, что в связи со всеми этими изменениями, будет меняться форма автомобиля. А как будет цветовая гамма автомобиля? Вот ты как дизайнер, что по этому поводу думаешь?

ВП – Сразу вспоминается Audi, которые своим фирменным цветом выбрали серебристый, потому что на нем хорошо видны все огрехи. Компания таким образом хотела показать, что у нее огрехов нет. Но это в 90-е.

Сейчас какие-то странные цвета пошли. Вот Mazda красный, например, выбирает. Очень популярными стали коричневые цвета, как в 70-е годы.

Мне в свое время очень понравилось, как Toyota показала в Японии, а они на своем автосалоне в Токио всегда показывают странные штуки для технологического самоутверждения, автомобиль, который весь переливался разными цветами. По сути, он был одним рекламным блоком. Эта машинка едет и показывает вам на своем корпусе все, что знает: адрес, где бургеры продают, или салон СПА, короче, рекламирует все подряд. А еще, камеры, установленные на автомобили, снимают все, что находится на противоположных сторонах улицы и проецируют это на сам автомобиль с разных сторон. В результате, люди, которые смотрят на ваш автомобиль с тротуара, как бы видят его насквозь.

Если говорить об автомобилях, которые едут на дальние дистанции, то я бы делал их прозрачными, но только оставлял бы сверху пятно затемнения для солнца. Причем, это пятно могло бы перемещаться. Кстати, в старых моделях прежних времен ведь не было никакого затемнения – все машины были прозрачные.

ССП – Так и есть, ты видел все. Но и цвета были другие, они были очень разные. Более радостные и гораздо более разнообразные.

ВП – Они и назывались по-другому. Например, палевый был у «Жигулей». Была «Белая ночь». Интересные цвета были.

И я сейчас это вижу. Немцы в VW показывают это очень интересно.

Но хочу подчеркнуть разницу между японцами и немцами. Если у немцев вы берете каталог, то видите там, скажем, 40 цветов и огромное количество опций. Выбираете и где-то далеко в Штутгарте начинается процесс собирания автомобиля под вас. Toyota поступила просто: они пришли в Германию и заявили, что будет только пять цветов – черный, белый, зеленый, синий и желтый. На этом все! У них спросили, а как же индивидуальный выбор? На что они говорят: ну ладно, зато это в полцены. Именно так они забрали американский рынок. Toyota просто собрали воедино наиболее часто встречающиеся предпочтения по цвету. И не прогадали.

Но в будущем, как мне кажется, цвета будут предлагаться на выбор, потому что сейчас идет персонализация, люди хотят лично свое. В Японии та же Toyota, занимающая больше половины местного рынка, а это более 70 млн автомобилей, чтобы как-то разнообразить внешний вид машин, разрешает спереди вешать самые разные лого, но сзади у автомобилей всегда красуется бренд компании.

Но персонификация цветов – это будет сейчас трендом.

ССП – То есть при всей новой мобильности мы все равно оставим личный автомобиль с его тягой к персонификации?

ВП – Ну не знаю, посмотрим. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
РОССИЯ 19:00

Поздравляем всех с праздниками! Встретимся в эфире 6 мая


РОССИЯ 19:00

Автоновости со всего мира


РОССИЯ 19:00

Отдыхаем на природе. Без штрафов


Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять вопросы.

Комментарии (0)