АРХИВ

В гостях у Ассамблеи президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры»

Дежурный по Ассамблее автомобилистов Фёдор Буцко пригласил в гости президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева. В сегодняшнем эфире поговорим о делах автодилеров нашей страны и устроим интерактив со слушателями о взаимоотношениях с автодилерами. 

Подключайтесь к разговору в 19 часов на волнах радио Маяк!

04.09.2018, 21:27 10836 0
Дежурный по ассамблеe:
Федор Буцко
Журналист,
автомобильный эксперт

Федор Буцко. - Добрый вечер, дорогие радиослушатели! Меня зовут Федор Буцко и сегодня у нас не совсем обычный выпуск Ассамблеи. Дело в том, что у нас сегодня в гостях президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Евгеньевич Мосеев.

Олег Мосеев.- Добрый вечер!

Ф.Б. – Олег, скажите, что представляет собой ассоциация и кто в нее входит?

О.М. – В ассоциацию входят профессиональные участники рынка, но я хочу подчеркнуть, что наша организация действует в интересах потребителей, потому что так устроен этот бизнес и потому что для нас лояльность клиента – это самое главное.

Ф.Б. – То есть вы с нами заодно, вы тоже на нашей стороне.

О.М. – Совершенно точно. Такой бизнес выстраивается на долгие годы и если официальный дилер не выстраивает отношения со своими клиентами, то он скорее всего уйдет с рынка.

Ассоциация в настоящий момент объединяет более 1100 дилерских центров, которые занимают по продажам порядка 60% рынка.

Ф.Б. – Я знаю, что ассоциация существует с 1994 года и кажется ее первым президентом был Борис Абрамович Березовский.

О.М. – О да, есть такой факт в нашей истории и умалчивать его бесполезно. Ассоциация изначально создавалась рядом московских компаний. Целью ассоциаций было взаимодействие с таможней. Но потом бизнес поменялся. Тогда ведь не было импортеров.

Должен сказать, что наша политика с тех пор кардинально изменилась, и мы понимаем, что без клиентов нашего бизнеса просто не будет.

Ф.Б. – Я знаю, что на ваших встречах довольно регулярно бывают представители Минэкономразвития и Минпромторга, знаю, что вы общаетесь и с антимонопольной службой, и с Центробанком, и с Госдумой. Вы лоббистская организация?

О.М. – Я человек прямой и не вижу смысла это скрывать – да, мы лоббистская организация. В чем это выражается? Ну давайте приведу пример. В прошлом году страховые компании решили ввести натуральное возмещение по ОСАГО. Мы в эту ситуацию вмешались, довольно активно участвовали в обсуждениях экспертного совета при Центральном банке, а он является главным регулятором страхового рынка. По нашей инициативе, ушел износ при расчете выплат. Мы добились, чтобы при натуральном ремонте использовались новые запчасти, и чтобы автомобиль, находящийся на гарантии, отправляется на восстановительный ремонт к уполномоченному производителю-партнеру.  Единственно, что депутаты относительно последнего пункта (ремонт гарантийных машин) ограничили срок двумя годами, но мы до сих пор пытаемся доказать им, что надо все-таки привязывать ремонт к гарантийному сроку производителя, а два года – это мало и большинство производителей имеют гораздо более длинные сроки гарантий. Но должно быть свою роль сыграло страховое лобби.

ФБ. – Оно сильнее вашего?

О.М. – Ну конечно! Там денег гораздо больше. Но дело конечно в том, что мы этой функцией занимаемся относительно недавно.  Наверное, еще не хватает где-то знаний и умений. Однако мы быстро учимся и, я думаю, мы сможем быстро исправить эту ситуацию. В самом законе надо поправить вот этот казус с двухлетним ограничением. Также по закону у нас в страховом случае следует ремонт или выплата, а сами детали не новые – это тоже казус. Плюс ко всему, в самом законе есть вопросы к методике. Если не вдаваться в тонкости, то можно сказать, что есть некий справочник стоимости запасных частей, который утверждает Центральный банк, готовит этот справочник РСА и стоимость запчастей в этом справочнике по большинству брендов очень далека от реальности.

Ф.Б. – А вы можете конкретные примеры привести?

О.М. – Ну давайте вот такой, пусть не самый массовый, но показательный пример: Toyota Land Cruiser, бампер в справочнике, если мне не изменяет память, 6500 рублей, оригинальный бампер стоит больше 20 тысяч, не оригинал, но соответственного качества, стоит в районе 17 тысяч. Сами понимаете, что поставить за 6 тысяч новый бампер просто невозможно, если ты только не ставишь какой-нибудь контрафактный китайский бампер, не соответствующий вообще нормам и рассыпающийся при малейшем ударе.

Мы уже год доказываем, что такой подход не правильный, предлагаем разные пути решения этой проблемы. Сейчас дискутируем с Центробанком по поводу, что, если в законе гарантийные машины выделены в отдельный класс и указано, что такая машина должна отправляться на гарантийный ремонт к уполномоченному партнеру, то надо иметь отдельный справочник, основанный на реальной стоимости запчастей. Мы со свой стороны готовы давать скидки, производители готовы давать скидки. Рынок же огромный, и каждый игрок может немножко подвинуться. Надеемся, что в итоге удастся договориться. Аргументация страховых о том, что для них это не выгодно, на мой взгляд, выглядит не совсем обоснованно.   

Ф.Б. – Хотел уточнить. Вы говорите об официальных, уполномоченных партнерах – это официальные дилеры?

О.М. – Да, это официальные дилеры. Дело в том, что в России, в отличие от многих развитых рынков, нет в законодательстве понятия официального дилера. Это наша беда. Мы долго отсутствовали вообще, как класс, в глазах правительства. Но ситуация меняется. Я помню совещание в декабре 2015 года в Минэкономразвития, когда они собирали представителей отрасли – заводы, дистрибьютеры и дилеры. Заводы говорили, что вот, мол, если не будет программ господдержки, мы уволим 3-5 тысяч человек (всего набралось около 15 тысяч), но когда мы сообщили, что без поддержки уволим около 100 тысяч, у министра лицо сильно поменялось.

К сожалению, программа господдержки была запущена с задержкой, и мы в итоге потеряли почти 100 тысяч работающих в отрасли.

Ф.Б. – То есть были уволены или потеряли работу 100 тысяч человек?

О.М. – Да, с 2014 года порядка 100 тысяч человек потеряли работу, потому что рынок сократился в два раза и множество дилерских центров просто закрылось.

Ф.Б. – А что сейчас происходит с дилерами? Например, недавно ушла с рынка «Независимость», хотя казалось, что это такая незыблемая компания, с большим количеством дилерских центров и большим портфелем брендов. Из-за чего это происходит и как сейчас себя чувствуют дилеры?

О.М. – Комментировать ситуацию с какими-то отдельными случаями, с той же «Независимостью», тяжело, так как там есть вещи достаточно непубличные. Не зная всего, гадать на кофейной гуще, наверное, неправильно будет. Думаю, что глобально это проблема с закредитованностью всего дилерского бизнеса. По кредитному плечу это один из самых закредитованных видов бизнеса. Плюс, менеджерские ошибки, инвестиционная политика…

Ф.Б. – Ну и общий спад рынка

О.М. – Да, общий спад рынка безусловно влияет на всю дилерскую сетку. Соответственно, компании, которые не успели перестроиться под новые реалии и надеялись, что ситуация временная, пострадали больше остальных. Нам очень сильно мешает память 2009 года: тогда это был краткосрочный кризис и рынок упал с 3 миллионов до 1,5 (3 млн – 2008 год, 1,5 млн – 2009 год), но к 2010 году рынок стал восстанавливаться и к 2012 году мы получили те же 3 млн. Когда спал вновь возник, у многих игроков возникло ощущение, что это опять 2009-й год и все со временем образуется. Никто не думал, что это длительная тенденция и соответственно компании, которые не смогли этого просчитать и подготовиться, вынуждены были уйти с рынка. Может мы еще кого-то увидим среди выбывающих, но сейчас ситуация немного постабильнее. Да, этот год тяжелый…

Ф.Б. – Этот год тяжелый?

О.М. – Да, он тяжелый, потому что мы находимся в достаточно большой яме по сервису.

Ф.Б. – Из-за того, что раньше было мало продаж, а теперь мало обслуживания?

О.М. – Совершенно верно. Продаж было мало и поэтому сервисный парк существенно сократился. Понятно, что большинство дилеров стараются работать не только с гарантийными автомобилями, но и с пост-гарантией, но у нас опять же уникальная ситуация, по сравнению с развитыми рынками, и у нас сервисом может заниматься кто угодно.

У нас сейчас на США нельзя ссылаться, только на Европу…

Ф.Б. – Да, на Европу пока еще можно, кроме Великобритании – там у них правый руль и вообще.

О.М. – На Европу можно, а Великобритания пусть пока с «Новичком» разбирается. Ну а если взять Европу, то у них есть система добровольной сертификации, они платят налоги. Я понимаю, что клиентам нашим, наверное, все равно – платят налоги сервисные станции или не платят – главное, что они не делают сервис дороже. Но сертификация – это не только про налоги, это про защиту прав потребителей.  Если вы отремонтировали у официального дилера, то у вас есть кому предъявить претензии. Официальному дилеру поменять юридическое лицо одно на другое практически невозможно. У нас жесткие отношения с производителем: если дилер захочет уйти от ответственности, то производитель просто не заключит с ним дилерский контракт. А любая станция, существующая вне этой системы – это сегодня «Ромашка», завтра – «Лютик», и люди смотрят тебе в глаза и говорят: «Нет, это были не мы. Это все не к нам и до свидания». Иногда к нам такие машины после подобного сервиса привозят, что прямо диву даешься, кто же в нее залез. Такому «мастеру» пожизненно надо запрещать ремонтировать автомобили.

Безусловно, в этом сегменте есть цивилизованные игроки и мы активно сотрудничаем с сервисной ассоциацией. Они тоже считают, что та вакханалия, что у нас творится обслуживанием, совершенно недопустима.

Увы, депутаты не очень хотят этой проблемой заниматься.

На самом деле, у нас нет задачи – ликвидировать как класс независимый сервис. Мы всеми руками за конкуренцию.

Ф.Б. – Вы против гаражей, да?

О.М. – Нет, мы не против гаражей. Мы против того, чтобы эти гаражи не платили налоги, против того, чтобы они выдавали зарплату в конвертах. Если они соблюдают закон, то ради бога, пожалуйста. Но если ты ремонтируешь сложные агрегаты, то покажи, пожалуйста, что у тебя есть из запчастей. Покажи, какое у тебя оборудование: не подпольно где-то приобретенное, а легальное.

Ф.Б. – Давайте от таких теоретических вопросов перейдем к вопросам более практическим. Вот, например, покупка подержанного автомобиля у официального дилера и с рук. Есть принципиальное отличие?

О.М. – Принципиальное отличие в законе о правах потребителя. Еще раз повторюсь: официальный дилер исчезнуть никуда не может и поэтому у вас всегда есть возможность вернуться и предъявить претензии. При этом, из-за того, что закон о защите прав потребителей чрезмерно жесткий, наверное, самый жесткий в мире, чем гордится Роспотребнадзор, у мошенников появляется дополнительное поле для деятельности.

Почему я говорю о жесткости законов? Дело в том, что дилер часто вынужден отказываться от большого количества автомобилей, если не уверен в истории. Чем пользуются дилеры неофициальные. К тому же официальные дилеры иногда тоже ошибаются.

Ф.Б. – Значит ли это, что я могу купить у официального дилера автомобиль и потом обнаружить, что у машины скручен пробег?

О.М. – Ну скрученный пробег – это вообще большая проблема нашего рынка. Именно поэтому мы регулярно выступаем с инициативами по максимальной легализации нашего рынка, стараемся сделать его более цивилизованным. Например, есть такая вещь, как единая база данных, где на регулярной основе фиксируется история автомобиля и его пробег. Если пробег в какой-то момент был скручен, в такой базе подобное нарушение моментально обнаружится. В каких-то странах это – уголовное преступление, в каких-то – повод для информационной огласки. В большинстве стран это признается мошенничеством. Понятно, что скрученный пробег чреват большими проблемами для клиента, для его безопасности и его кошелька.

Если клиент купил автомобиль у официального дилера и обнаружил, что пробег скручен, то он получает компенсацию.

Конечно, мы стараемся этот рынок поменять и сделать его более цивилизованным. Увы, понимание в государственных структурах мы находим не всегда. Вот, к примеру, мы обращались в Центральный банк, а через него проходит все ОСАГО, которое затрагивает практически весь рынок, чтобы в ОСАГО появилось поле «пробег», как и в КАСКО. Но мы получаем письма от Центробанка, в котором указано, что пробег не является обязательным реквизитом ОСАГО, поэтому мы не можем его там фиксировать. Хорошо, но вы же регулятор – вы и внесите это поле. Сделайте этот рынок еще на шаг прозрачнее. Надеемся, что со временем мы придем к пониманию.

Каждый такой шаг, как с фиксацией пробега, очищает рынок. Доля официальных дилеров с каждым годом растет.

Ф.Б. – А сколько она у нас сейчас?

О.М. – Мы начинали подсчитывать долю семь лет назад и тогда она составляла 3 процента от общего объема продаж автомобилей с пробегом. Сегодня – 13%. Это немного, если сравнивать с развитыми рынками, где эта доля составляет 40%.

Низкая доля на рынке объясняется просто: огромное количество непрозрачных машин вынуждает нас отказываться от большей части автомобилей с пробегом. Мы не уверены в их техническом состоянии, и не уверены в их юридическом состоянии.

Ф.Б. – Как раз о юридическом состоянии – как оно отслеживается?

О.М. – Мы используем так называемую автотеку, где собираются все данные по машине. Там собраны все возможные данные: бюро кредитных историй, страховые компании, сведения из государственных органов различных, часть информации предоставляют официальные дилеры и т.д. Но всего этого все равно недостаточно, потому что нет главного – нет воли государства, сделать так, чтобы наличие информации об истории автомобиля было обязательным.

У нас даже чтобы собрать информацию по банковскому залогу, нужно проявить титанические усилия. И все равно, никто и никогда не даст вам стопроцентную гарантию.

В этой связи возникает очень много всякого мошенничества. Например, одно физическое лицо продает другому физическому лицу машину с отсрочкой платежа. Ну то есть люди договариваются, что деньги покупатель отдаст через три месяца, а машину сразу получил. Он на этой машине поездил 2 месяца, потом пошел и отдал ее дилеру, ну или продал другому физическому лицу. Продавец через три месяца денег не получает, у него на руках договор и с ним он идет в суд. Суд быстро выигрываю, судебные приставы изымают машину из продажи или у человека, который вообще ничего не подозревал. Вот этот пострадавший в итоге человек практически не имеет шансов вернуть свои деньги. А купи он машину у официального дилера – ему деньги вернут. Официальный дилер просто будет вынужден это сделать по закону о защите прав потребителей.

Ф.Б. – То есть, если бы тот человек купил бы машину у официального дилера, то ему деньги вернули бы, а если у перекупа…

О.М. – Если у перекупа, значит он гарантированно потерял деньги. И это только одна из возможных мошеннических схем, в которую может попасть честный покупатель. Единственный выход – это обращаться к официальному дилеру – это надежнее, безопаснее и в конечном счете выгоднее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
РОССИЯ 19:00

Отдыхаем на природе. Без штрафов


РОССИЯ 19:00

РАСКОНСЕРВАЦИЯ


РОССИЯ 19:00

Автоновости


Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять вопросы.

Комментарии (0)