АРХИВ

Гость «Ассамблеи» – знаменитый дизайнер Владимир Пирожков

В первом часе пятничной двухтомной «Ассамблеи автомобилистов» к Александру Пикуленко придет особенный гость: легендарный российский дизайнер Владимир Пирожков! Почти 18 лет Владимир создавал интерьеры за границей для Citroen и Toyota, а в 2007 году по приглашению российского правительства вернулся на родину. Сейчас Владимир Пирожков является директором  Центра прототипирования высокой сложности при МИСИС. Поговорим про автомобильное будущее…

Затем рассмотрим весьма актуальный вопрос – резиновый, и выберем зимние шины. Расскажем про московские электробусы, а в исторической рубрике отпразднуем 80-летие Opel Kapitän!

Специальный бонус – викторина от Сан Саныча с замечательными призами от компании «Супротек»!

Встречаемся на волнах радио «Маяк» в 18 часов.

01.11.2018, 22:33 11949 0
Дежурный по ассамблеe:
Александр Пикуленко
Журналист,
автомобильный эксперт

Игорь Ружейников. - Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня пятничный вечер, а значит Ассамблею автомобилистов представляет Сан Саныч Пикуленко.

Сан Саныч Пикуленко. – Добрый вечер. Также у нас в гостях гениальный человек, великий дизайнер Владимир Пирожков. Как он однажды сказал, еще один новый автомобиль – это еще один автомобиль в пробке.

Владимир Пирожков. – Здравствуйте, здравствуйте! Вот как раз сейчас ехал в пробке почти два часа, и это совсем не издалека. Сейчас в Москве 9 баллов. 

Ну а теперь немного о будущем, то есть о том, что будет в ближайшие 10 лет. На днях по делу ездил в Париж и оттуда несколько показательных наблюдений. Во-первых, там все машинки маленькие, среди которых есть дорогие и не очень. Во-вторых, огромное количество всяких электро-самокатов, каких-то колесиков, гироскутеров удивительной формы. У нас в Москве это тоже есть и много. Что хорошо – изменились к лучшему тротуары, на переделку которых мы все долго жаловались: теперь по этим тротуарам удобно ездить на всех этих колесиках. Помимо этого, появилось много всяких каршерингов и карпулингов. Это мировая тенденция, которая к нам пришла и на которую обращают внимание теперь многие автопроизводители. Теперь на рынок все больше выходит маленьких комьютеров, так называемых – это даже не автомобили, а некое персональное средство передвижения по городу. Где-то лет 15 назад BMW сделали такой скутер с крышей. Вот об этом и речь.

Так вот, возвращаясь к двум основным концепциям развития будущего даже не в транспорте, а в мобильности, я бы так сказал.

ССП. – То есть даже не к транспортному сообщению, а к мобильности, которая зонируется.

В.П. – Да, это передвижение и его зонирование. Есть краткие дистанции – это то, что мы наблюдаем в городе, имеются в виду расстояния от 0 до 5 км. Китайцы, которые в этих областях сейчас впереди планеты всей, говорят вообще про 2 км.  Но для Москвы, например, можно назвать диапазон от 0 до 5 км. Вторая зона – это от 0 до 50 км, где предполагаются более серьезные средства передвижения. И третья зона – это от 50 км до 50 тысяч и далее, то есть с учетом дальних поездок, даже на другой континент и т.д.

И.Р. – Простого горожанина, в первую очередь, интересует первая зона – от 0 до 5 км.

ССП. – А я думаю, первая зона вообще не предполагает частного автомобиля или автомобиля, как такового.

В.П. – Я здесь даже не про автомобили, я про мобильность, потому что мы все равно свою тушку носим из пункта А в пункт В.

ССП. – Но в первой зоне автомобиль, как я понимаю, можно вообще исключить, в чем власть нам только помогает.

В.П. – Да, на таких расстояниях автомобиля скорее всего просто не будет. Здесь мы или пешком, или на самокате, или на электроскутере. Другими словами, здесь нужны какие-то маленькие колесики, которые смогут нас довезти. Там же есть общественный транспорт.

Сегодня в мире есть две основные концепции, о которых пишут и говорят больше всего. Есть США, североамериканская концепция. И есть азиатская концепция. Североамериканская концепция говорит две вещи. Первая – не спешите расставаться с топливом, то есть углеводороды будут, но в другом виде, углеводороды 2.0. У них там более 100 миллионов автомобилей, а электромобилей они собираются выпускать в год около 100 тысяч. Поэтому и предлагают не спешить расставаться с углеводородами. Вторая североамериканская составляющая концепции – сидите дома. Работайте дома и к вам должно все приезжать. В чем-то это, наверное, правильно.

ССП. – Это специфика Америки: когда огромные расстояния и огромное количество домовладений раскидано на больших территориях.

И.Р. – Да и общественный транспорт у них развит не очень хорошо в городах.

В.П. – А есть азиатская концепция развития. Она тоже предлагает два варианта. Первый – мы все полностью электрифицируем и полностью отказываемся от выхлопной трубы. И все это где-то к 2013 году они собираются сделать. Причем, при активном участии государства и властей. Второй вариант, который меня тоже удивил и который чем-то напоминает мне мой родной город Тольятти, заключается в том, что мы все поделим на квадратные километры. Внутри этого квадратного километра будет находиться все жизненно необходимое: работа, бизнес, социальная среда, магазины и т.д. За пределами этого квадратного километра, по его периметру будут направлены транспортные потоки. То есть появятся кварталы, а между ними активное движение. Если вы хотите куда-то далеко передвинуться, вы доходите до края этого квартала и быстро улетаете в нужном вам направлении.

Можно сказать, что китайцы идут технологическим путем, а американцы – философским.

ССП. – Хотя должно было быть все наоборот.

В.П. – Есть еще японцы, которые сидят на верхушке всей этой урбанистической истории и говорят, что у них все это было – от роботов, до кварталов. Они уже и людей на конвейер вернули вместо роботов, и с транспортом вдоволь поэкспериментировали. Мне довелось долго время проработать в концерне Toyota, и там много раз все это осмысливали. Так вот, японцы давно создавали все эти комьютеры и упирали на то, что в городах вскоре будет жить большинство людей, более 6 млрд. из 9,5 млрд к 2050 году. Причем, половина будет жить в трущобах. Поэтому самый важный вопрос – как будут люди передвигаться в мегаполисах. Мы сами на себе это видим. Я к вам сегодня два часа ехал, правда на большой машине, а не на маленькой. Метро? Это тоже сложный вопрос. В Москве метро расширяется, но все едут в центр.

И.Р. – Рабочие места не создаются по периметру Москвы. Ничего не меняется. Это какая-то тупиковая ветвь развития.

ССП. – С другой стороны, есть вот эта тенденция, когда есть квадратная миля, внутри которой ты живешь и за пределы которой ты, если выходишь, то попадаешь во враждебное окружение общественного транспорта.

И.Р. – Куда не кинь – всюду клин.

В.П. – Но подождите, у нас в России автомобиль рассматривается, как дополнительная комната к нашему жилью. У нас там есть свой телевизор, своя рыбка в аквариуме, свой цветок растет и т.д.

И.Р. – Совершенно верно. За многолетнее общение с радиослушателями я часто слышал о том, что людям нравится сидеть в пробках.

В.П. – Да, это дополнительное личное пространство. Но все же мы занимаем по 10 квадратных метров общественного пространства собой, а это много. Именно поэтому сейчас часто говорят о развитии вертикального транспорта, то есть вариантов передвижения стоя. И поэтому японцы предлагают массу этих комьютеров, включая самые необычные.

Сегодня крупные производители автомобилей озабочены не автомобилями, а мобильностью. Она их интересует, в первую очередь.

Отсюда также развитие летающих автомобилей. Сегодня 72 фирмы уже построили аэромобили, которые проходят стадию сертификации. Это неспроста все.

ССП. – Владимир прислал мне подборку этих новинок, и я даже не ожидал, что все это достигло таких размахов. Однако новинки и новшества неминуемо будут сталкиваться с сопротивлением.

В.П. – Конечно. Вспомните эти истории, Сан Саныч лучше меня об этом знает, когда в маленьких американских городках на заре автомобилизации местные жители боролись с первыми лихачами на дорогах очень простым и кровожадным методом - натягивали леску на уровне шеи поперек дороги, и автомобилистам зачастую срезало голову.

Но тем не менее, прогресс неумолим и в наши дни люди все чаще задумываются над перемещениями в пространстве и времени, как таковыми. Например, в компании Toyota, есть такая интересная концепция, которая называется «Айполет». Это такое мобильное пространство, в котором может быть и магазинчик, что подъехал к вам и продал вам кроссовки, которые вы заказали, и некая лаборатория с роботом, помогающая реализовать ваш стартап, и другие мобильные боксы. Это совершенно новая, с философской точки зрения, и очень интересная вещь.

Вспомните период времени, когда Фольксваген переходил на четыре платформы. Сначала у них было 15 платформ, а потом они сократили все до четырех. В Тойоте на все это долгое время смотрели и в конце концов анонсировали свою систему TNGA.

ССП. – Но это не платформа. Это скорее архитектура.

В.П. – Да, это архитектура. Они решили собрать несколько частей, а у них много всяких разработок, воедино, в эту самую TNGA, и потом из лучших частей создавать новые концепции.

И.Р. – На все случаи жизни.

В.П. – Да, именно так. Если обобщать тенденции, которые будут отражаться в ближайшем будущем, то можно сказать с уверенностью одну вещь – транспорт будет все больше электрифицироваться. Города очень сильно загрязнены. В том же Париже загрязнение очень высокое. Во французской столице, как я уже говорил, отражается еще одна тенденция – размер автомобилей будет сокращаться, в том числе автомобилей дорогих. Видел там одну бабушку, явно состоятельную, всю в Hermes, которая сидела за рулем специальной версии MINI Cooper, очень дорогого автомобиля по нашим временам, дорогого, но маленького.

Минимизация неизбежна. Она обусловлена еще и тем, что паркинговые места будут дороже. Платные парковки во всех городах будут расширяться. Пугаться этого не надо, потому что платные паркинги приносят серьезные поступления в бюджет. И эти деньги потом тратятся на пользу людей, живущих в этом городе.

Прошедший чемпионат мира по футболу показал, что в Москве эти тенденции идут в правильном направлении. Иностранцы, которые приехали сюда, были в восторге, все это видели. Или, например, в Самаре – там тоже иностранцам понравились изменения. Самара поменялась радикально, она стала привлекательным городом. Казань какая красивая стала. Страна действительно подготовилась к первенству очень хорошо. И Москва стала намного более человечнее что ли. Во многом благодаря транспортной политике.

Поэтому, наверное, это правильно – переходить на меньшие средства транспорта.

Однозначно будет больше электричества на дорогах, особенно, электробусов – это прям тренд трендовый. Трамвая останутся точно. Вот в Ницце построили трамвай и все счастливы – едет вагон по улице, которая полностью отдана трамваю. Всем очень нравится.

Наверняка будут развиваться всякие персональные решения. Летом можно будет погонять на гироскутерах или на странных колесах, но для холодного времени года найдут другие варианты.

ССП. – Конечно, полноприводный гироскутер на шипованной резине, с обогреваемым пиджаком.

В.П. – А если мимо кроссовер проедет и обдаст с ног до головы?

ССП. – А для этого есть защитный комбинезон с водоотталкивающим покрытием. Владимиру дай волю, он такое мигом изобретет.

Персонификация, если серьезно, должна быть. Вот нам показали автопилотируемую маршрутку, где водителя потом стали специальным экранам загораживать, чтобы люди привыкали к отсутствию человека за рулем. Так и с пассажирами: если хочется уединиться, то специальным экранчиком отгораживаешься от остальных и общаешься.

В.П. – Ну в автозаках такие возможности тоже есть, если уж аналогии проводить.

Но если серьезно, еще одна тенденция – это доступ к информации. В том же метро мы без Интернета нам уже не комфортно. Иностранцы говорили, какой у вас удобный Интернет в метро. В той же Франции к Интернету подключится достаточно сложно, а в Италии – еще сложнее.

ССП. – В Шарль де Голле как-то подключили 5G, и там обрушилось 2/3 всей сети.

И.Р. – Сан Саныч, Шарль де Голль, вообще ужасный хаб и оттуда лучше вообще не летать.

В.П. – Тут вот в Популярной механике напечатали график главных достижений в автопроме на ближайшее будущее. Прямо по годам.

2018 года – машины станут общаться, что, собственно говоря, уже произошло.

ССП. – Да, так и есть.

В.П. – 2019 год – начнется прощанием с рулем. 2020 год – в ДТП перестанут гибнуть. То есть появятся автомобили, внутри которых люди гибнуть не будут. Снаружи – может быть, но внутри все остаются живы. 2021 – повсеместный переход на 4-й уровень автономности.

ССП. – Четвертый уровень автономности – это когда человека полностью лишают возможности влиять на управление автомобилем. Машина будет вырывать у человека руль, если он будет делать что-то неправильно.

В.П. – И это уже через 4 года.

ССП. – Я ездил на таком. Он, конечно, туповат, но справляется. Это был Lexus.

В.П. – 2022 год – прощание с дизелем. Кстати, Toyota объявила, как и многие другие компании, стратегию по отказу от дизеля. В нашей стране дизель может еще работать и будет, но в Европе от него точно откажутся.

2023 год – новые краш-тесты. 2024 год – электрокары станут дешевле конкурентов.

ССП. – Я в этом сомневаюсь, потому что зачем? Такой хороший продукт, с высокой добавленной стоимостью, зачем его удешевлять, если продается?

В.П. – Ради массовости.

ССП. – А зачем массовость? Если нужна массовость, посадил всех в маршрутку автопилотируемую.

В.П. – Может быть. 2015 год – мировые объемы производства машин с автопилотом составят 600 тысяч в год. Совсем немного, кстати.

2026 год – новые аккумуляторы. 2027 год – такси избавятся от таксистов и подешевеют. Хотя они и так дешевеют.

ССП. – Да, но опять же, я разговаривал с японцами, и у них профсоюзы согласовали цены такси, потому что таксисты там – это солидная профессия и туда берут с высшим образованием.

В.П. – 2028 год – шины поумнеют и позеленеют. 2029 год – искусственный интеллект сравниться с человеческим. Это связано с квантовыми измерениями и квантовым скачком, так называемым.

2030 год – полный автопилот и летающие такси, уже сертифицированные и многократно испытанные. Это то, о чем я говорил: в ближайшие 10-15 лет мы перейдем из плоскости в своих перемещениях в объем и поднимемся вверх. Как бы не казалось забавным все, что я говорил, движение в пространстве изменится.

И.Р. – А просто деваться будет некуда. Нет выбора потому что.

ССП. – И у вас в центре прототипирования все это уже создается из современных материалов?

В.П. – Да, абсолютно. И не только у нас. Вот я недавно встречался с Женей Масловым, который более 10 лет отработал на Design Techniks концерна BMW. И это не студия, которая делает автомобили BMW, это студия, которая делает как раз мобильность всякую. И он говорит, что в самое ближайшее время будет предложено очень много интересных решений. То же самое, что и у японцев. До недавнего времени они тоже сопротивлялись. Когда я еще там работал, то предлагал всякие мобильные вещи, в том числе летающие автомобили, но они говорили, что мы компания, которая делает автомобили. Я им говорю, мол, автомобили – это уже не будущее. Но японцы они же консерваторы. И тем не менее, они теперь тоже работают в этом направлении. Последние два-три года я постоянно вижу, что на автосалонах Toyota предлагает концепцию мобильности. Причем, это мобильность для всех. И они стараются делать так, чтобы люди во время этой мобильности, во время передвижения чувствовали себя комфортно.

Но я хочу сказать, что позитивные перемены есть и у нас. В Москве вот эти дороги, по которым можно перемещаться на маленьких колесиках – это очень хорошо. И в других городах перемены чувствуются тоже. Улучшения есть.

Периодически езжу на своем автомобиле в Самару с семьей и вижу, как изменились дороги. Раньше было очень тяжело: и камешки прилетали, и вообще было тяжело. Сейчас стало намного лучше, это сразу чувствуется. Освещение стало намного лучше. Не Бельгия еще, но уже хорошо. Мосты, тоннели правильные построены. Инфраструктура меняется.  В России у нас, как мне кажется, интересное будущее. Кстати, у нас довольно интересное железнодорожное будущее, но пока говорим про автомобили и здесь многое поменяется. А еще очень интересное направление – это лифты. Ведь мы строимся вверх. Посмотрите, как лифты в Москва-сити на сотый этаж за 40 секунд поднимают – это же колоссальная скорость, как у Феррари.

ССП. – То есть ты это тоже рассматриваешь, как вид транспорта, у которого должен быть свой дизайн?

В.П. – Конечно. Идей много. Надо понимать, что транспорт – это не только четыре колеса. Это может быть и два колеса, и одно колесо, и даже вообще колес может не быть. Это может быть даже антигравитационная вещь.

И.Р. – Будущее великолепно, но автомобилю в нем места нет, в классическом понимании.

ССП. – В классическом наверное нет, но мы должны к этому привыкнуть, и мы об этом еще обязательно поговорим.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
РОССИЯ 19:00

Автоновости со всего мира


РОССИЯ 19:00

Отдыхаем на природе. Без штрафов


РОССИЯ 19:00

РАСКОНСЕРВАЦИЯ


Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять вопросы.

Комментарии (0)