И.РУЖЕЙНИКОВ: С большим удовольствием представляю главного дежурного по «Ассамблее» сегодня Андрея Осипова.
А.ОСИПОВ: Здравствуйте, спасибо.
И.РУЖЕЙНИКОВ: И представляю главный автомобильный сайт для тех, кто ни разу на него не заходил, а совершенно напрасно, потому что для автомобилиста это сайт №1 в нашей стране - http://autoassa.ru/, там все средства связи с нами, мы ждем ваших звонков, делитесь своими мнениями по нашим темам, задавайте вопросы.
А.ОСИПОВ: И там же, кстати, можно видеотрансляцию видеть.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Это самое главное.
А.ОСИПОВ: А поговорим мы сегодня вот, о чем. Для начала, дорогие друзья, мы с Игорем вам предложим тему по поводу запрета гаджетов за рулем. Я думаю, что вы догадываетесь, откуда или от кого, точнее сказать, ноги растут. После чего мы перейдем к ответам на ваши, уважаемые наши радиослушатели, ответы. Любые вопросы уже категорически приветствуются, вы можете их направлять, прежде всего, через сайт http://autoassa.ru/. Ну, и, конечно, мы будем брать звонки. Итак, давайте начнем все-таки с темы. Первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков предлагает ввести запрет в Правилах дорожного движения на использование электронных устройств во время управления автомобилем. Он говорит, что надо в Правилах дорожного движения предусмотреть четкую формулировку запрета на любые действия с любым электронным устройством в руках. Он так заявил на недавно прошедшей пресс-конференции. Он обещал отправить в ближайшее время обращение на имя председателя правительства Российской Федерации, начальнику Главного управления ГИБДД. Кроме того, депутат предлагает усилить ответственность в новой редакции кодекса об административных правонарушениях за разговоры по телефону. Сейчас в настоящее время, я напомню, это штраф 1,5 тысячи рублей. И ввести санкции за использование гаджетов за рулем. И далее цитата, которая меня больше всего порадовала. «Нынешний штраф, - говорит господин Лысаков, - не работает даже по отношению к телефону. По телефону разговаривают все подряд, фотографируют, отправляют смс и видео. Народ распустился совсем», - считает зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А ты знаешь, за что мы его любим?
А.ОСИПОВ: За что, Игорь? Ты его любишь?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Я его обожаю, как можно не любить этого достойного человека. Я, кстати, с сегодняшнего дня прекращаю за рулем в Тамагочи играть.
А.ОСИПОВ: Вообще, да?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Нет, за рулем.
А.ОСИПОВ: Хорошо. А как же Тамагочи выживет?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, не знаю, его кормить надо.
А.ОСИПОВ: Будет ждать во время пробок.
И.РУЖЕЙНИКОВ: На совести Лысакова.
А.ОСИПОВ: А его надо на ожидание, на паузу можно как-нибудь поставить?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Лысакова?
А.ОСИПОВ: Тоже неплохо.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Значит, смотри, Лысаков это наше все. Не было бы свободного капитализма у нас такого, хорошего капитализма, если бы не Лысаков.
А.ОСИПОВ: Интересная мысль.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Дело в том, что в свое время, когда стало развиваться кооперативное движение, один из первых кооперативов, который ничего не продавал, а оказывал услуги, в том числе, сомнительного характера, нет, не с точки зрения правоохранительных органов, а с точки зрения качества услуг. Это был кооператив «Джуна», царствие ей небесное.
А.ОСИПОВ: Я вот только хотел спросить, ты вот именно эту женщину имеешь в виду?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Именно эту. Ну, разумеется, Джуной там оказывались разные услуги, вот те самые, такие джуноподобные. В этом кооперативе, историю этого кооператива знаю очень хорошо, у меня там работал мой друг один, также Александр Кальянов там работал. Я не знаю, чего они, Александр Кальянов певец наш такой, шансонье. И, между прочим, главным методистом работал господин Лысаков. Это наше все новой экономической России. Это так, вступление.
А.ОСИПОВ: Ну, интересно, каким же образом потом он стал бороться за права автомобилистов, потом стал депутатом Госдумы и теперь выступает с такими предложениями? Вот это очень странный, собственно говоря, путь человека. Но мы можем его только отследить, рассказать.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Нет, оценивать не будем.
А.ОСИПОВ: Зачем? Это не наше, в конце концов, дело.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Это история оценивает.
А.ОСИПОВ: Наше дело донести до вас, уважаемые радиослушатели…
И.РУЖЕЙНИКОВ: Донести это тоже не наше. Донести это соседи, соседи доносят.
А.ОСИПОВ: Ну, хорошо, проинформировать подойдет?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Вот, отлично.
А.ОСИПОВ: Отлично. Проинформировать вас, уважаемые наши дамы и господа, о том, что, если это предложение пройдет, то соответственно никакие гаджеты внутри автомобиля больше не пройдут. Вот в связи с этим, конечно же, провели опрос на http://autoassa.ru/ наших дорогих экспертов, вы их всех прекрасно знаете. Я в данном случае не буду зачитывать все мнения, потому что, на самом деле, мнения на удивление получились единодушными. Большинство наших автоэкспертов считают, что, они категорически не поддерживают этот запрет. Кто-то говорит о том, что нельзя остановить прогресс, это абсолютно правильно, кто-то считает, что дьявол в деталях. И все, в общем-то, в большинстве к этому сходятся. Если речь идет о том, чтобы запретить отправлять смс, либо просто говорить по телефону, то тут, скорее, наши эксперты более или менее солидарны, потому что это действительно отвлекает от вождения. Но как быть, к примеру, с навигатором?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Я долгое время, радиослушателей, которые звонят из машины, я спрашиваю, hands-free есть? Нет. Извините, до свидания. А потом прекратил.
А.ОСИПОВ: Почему?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ребят, это на вашей совести. Другое дело, что если вы кого-то с собой унесете… Но, Андрей, мы же постоянно получаем какую-то информацию о том, что какие-то страшные аварии. Ты помнишь описание хоть одной аварии такой серьезной, не дай, бог, с человеческими жертвами или с увечьями, разговаривал по телефону, отправлял смс?
А.ОСИПОВ: Да нет, конечно.
И.РУЖЕЙНИКОВ: И я не помню. Я помню кучу историй, когда штрафовали за использование телефона, допустим, в Израиле. Оштрафовали на безумные деньги начальника дорожной полиции, мерзавец, по телефону разговаривал.
А.ОСИПОВ: Ну, в Израиле, кстати, ты знаешь, там фото и видеокамеры, они фиксируют, в том числе. Если только стоит за рулем в руки взять телефон, все, незамедлительно, проскочить под камеры, тут же придет штраф. Ну, это единственная, кстати, страна в мире, где такое действует.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, это правда, это исключение. О навигаторах это серьезно. Таксисты, вам хана всем.
А.ОСИПОВ: Абсолютно всем, особенно тем, которые работают на радиотакси. Они же, в принципе, не москвичи по большей своей части, и зачастую, если даже мы пользуемся различными приложениями для вызова такси, то сейчас я заметил такую штуку, когда вызываешь такси и забиваешь, куда адрес есть, информация и маршрут прокладывается не только у тебя сразу же в твоем гаджете, но и у таксиста.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Все безумно оперативно. Самые оперативные таксические компании, это не реклама, так оно и есть, Uber. Если он будет каждый раз останавливаться, и каждый раз вводить то, что ему нужно, а там еще комментарии, допустим, у Яндекс-Такси комментарии есть, он общается с клиентом.
А.ОСИПОВ: А если, не дай, бог, навигатор скажет, что дорожная ситуация изменилась, пересчитать маршрут?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Где, в Москве изменилась? Да не может быть, да ты что, у нас все хорошо.
А.ОСИПОВ: Так вот действительно гаджеты понятие растяжимое абсолютно. И у нас к вам вопрос, дорогие друзья, звоните, пишите нам, как вы считаете, как вы вообще будете выживать в этих ситуациях, когда вам запретят брать любой предмет в руки, я так понимаю, кроме руля и коробки передач, куда вы можете руками своими шаловливыми нажимать.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Подожди, а опять же телефончик, он у тебя подсоединен через Bluetooth, ты музыку поменять хочешь. Нельзя.
А.ОСИПОВ: Ну, вот мне тогда интересно, тогда, если следовать этой логике, ведь электронная сигарета, к примеру, гаджет?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Гаджет.
А.ОСИПОВ: Нельзя, получается.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Да это вообще зло страшное.
А.ОСИПОВ: Нет, я согласен, это действительно зло.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Меня, знаешь, что в этой истории больше всего не то, что напрягает, а злит безумно. Я все жду, когда какой-нибудь из депутатов, который борется за права автомобилистов, выступит с законопроектом, который жизнь автомобилистов облегчит. Потому что каждый подобный законопроект, знаешь, о чем говорит, у нас количество аварий увеличивается, знаешь, из-за чего? Не из-за того, что отбойников нет…
А.ОСИПОВ: Из-за того что мы (неразборчиво) автомобилисты.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Мы (неразборчиво) автомобилисты. То, что на Кутузовском никогда не будет отбойника, никогда вообще.
А.ОСИПОВ: Ну, это мы знаем.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Мы привыкли уже.
А.ОСИПОВ: Да, естественно. Я удивлен, как Рублевке-то, собственно говоря, сделали эту эстакаду.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Это случайно.
А.ОСИПОВ: Это случайно, видимо, случилось, не подумали.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Не подумали. Понимаешь, хоть что-нибудь, чтобы облегчить жизнь водителя.
А.ОСИПОВ: Это вообще странно слышать такие заявления. Вот особенно меня, честно, поразила фраза господина Лысакова, что народ распустился совсем. Вот это очень неприятно.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Лысаков, а ты кто? Он так и сказал: «народ распустился»?
А.ОСИПОВ: Причем он сам признает.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Процитируй, пожалуйста.
А.ОСИПОВ: Он сам признает, что «нынешний штраф не работает, по телефону разговаривают все подряд, фотографируют, отправляют смс и дальше (вот прямая цитата) народ распустился совсем».
И.РУЖЕЙНИКОВ: Господин Лысаков, я прошу прощения, дело в том, что я избиратель, я скоро пойду на выборы.
А.ОСИПОВ: Вот я только хотел сказать, что в этом году мы выбираем депутатов Госдумы.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Я не буду выбирать депутата, который ко мне обращается, явно выделяя себя: народ распустился. Кстати, еще к вопросу штраф, вот он сказал, это явная подмена понятий. А ты когда-нибудь видел, чтобы за телефон штрафовали?
А.ОСИПОВ: Вот именно. Он даже не задумался о том, что проблема, вот он признает, что не работает, но проблема в правоприменении.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А кто виноват?
А.ОСИПОВ: Вот в этом как раз-таки корень.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Может быть, где-нибудь это и есть, но в Москве за эти 500 рублей они свою толстую попу не повернут, вот эти вот люди с палками.
А.ОСИПОВ: Так вот потому и предлагается 3 тысячи теперь ввести сразу же. Ну, это же мотивация.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Тогда нормально. Мы просто не разобрали, господин Лысаков.
А.ОСИПОВ: Мы сразу просто не поняли. Уж простите нас великодушно, мы вот так вот рассудили…
И.РУЖЕЙНИКОВ: Тогда лучше 10.
А.ОСИПОВ: Не будем мелочиться, как говорится.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Да уж, действительно, по серьезному. Опрос у нас уже закончился?
А.ОСИПОВ: Опрос продолжается. Давайте еще минут буквально 10.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Заходите, звоните, задавайте вопросы. Вот ваше мнение по поводу инициативы депутата Лысакова, человека, который в свое время создал партию «Автомобилисты России», собственно говоря, они-то его и ввезли в Государственную думу.
А.ОСИПОВ: Давай исключим недопонимание. Потому что я вот читаю сейчас некоторые смс-сообщения, которые приходят, вот, к примеру: «Меня с месяц назад «звезда» на Lexus чуть не снесла на пешеходном переходе, меня и плюс ребенка в коляске. Она смотрела в какой-то гаджет, и если бы я не была таким параноиком при каждом переходе дороги, лежать бы нам с дитенком в больнице». Ну, вот это действительно ужасно. Потому что я считаю, что надо проводить все-таки, вот дьявол в деталях, это абсолютно правильно. Одно дело, когда человек смсит за рулем, вот с этим надо что-то делать. Потому что отправлять и набирать смс-сообщения, управляя транспортным средством, это ни в какие ворота не лезет.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Андрей, большинство людей, по телефону разговаривая, изменяют стиль вождения.
А.ОСИПОВ: Конечно.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ты же наверняка замечал на трассе, едет машина, она едет почему-то медленнее. А потому что разговариваешь.
А.ОСИПОВ: Конечно.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Я не знаю, почему так, но так происходит.
А.ОСИПОВ: Вот сегодня так сложилось, я очень много ездил по Москве, и когда я вижу, что кто-то перестраивается без поворотников, в 99 случаях из 100 человек говорит по телефону.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Без hands-free, держа его у уха.
А.ОСИПОВ: Да. Я понимаю, что рука занята, но разве означает разговор по телефону наличие, простите, хамства за рулем и неуважение к другим водителям. Ну, это же просто хамство, это неуважение к окружающим, это неуважение к другим участникам дорожного движения. Поэтому вот с этим действительно надо бороться, но как? Если эта норма, прописанная в законе, за которую есть штраф, не работает толком. Господин Лысаков предлагает выход в виде увеличения ответственности до 3 тысяч рублей.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Назовем его «традиционный» выход.
А.ОСИПОВ: Но будет ли эта традиция соблюдаться, и будет ли она работать, собственно говоря, если даже штраф будет составлять 3 тысячи рублей? И потом ведь во многих случаях тяжело, крайне тяжело доказать сам факт того, что человек пользовался гаджетом. Ну, хорошо, я даже опускаю доказательную базу.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Я прошу прощения, невозможно.
А.ОСИПОВ: Ведь фактически-то.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Невозможно доказать.
А.ОСИПОВ: Ну, и как тогда все это будет работать?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Понимаешь, судебная практика, ну, это будет, я прошу прощения, воспользуюсь языком обитателей тюрьмы, это будет беспредел. Потому что вообще в нормальном государстве, а у нас нормальное государство, здесь слово против слова. Сотрудник правоохранительных органов, не имея свидетелей, он говорит: вы разговаривали по телефону. А у меня нет или есть свидетель, пассажир моего автомобиля, он говорит: не разговаривал.
А.ОСИПОВ: Лишнее пререкание на дороге зачем?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Нет, я говорю, что это невозможно. При нормально работающей судебной системе доказать это невозможно. Фотофиксация. Займитесь, ребята, фотофиксацией, к примеру. Но только рассмотрите, телефон это или что, или это шапка такая, или просто рука у уха, как это все?
А.ОСИПОВ: Ну, 3 тысячи рублей же большая мотивация для начала фотофиксации со стороны ГИБДД.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Поэтому мы с тобой сразу «за». Как услышали о 3 тысячах, сразу «за».
А.ОСИПОВ: Поэтому мы лучше послушаем наших уважаемых слушателей. Здравствуйте.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня Александр зовут.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Из машины по телефону разговариваете? Без hands-free?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, как Игорь сказал, что теперь уже махнул рукой на это. Hands-free есть, вот не пользуюсь почему-то.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Не умеете потому что, у меня тоже есть, а я не умею.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, умею.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Рассказывайте.
СЛУШАТЕЛЬ: Я вот за то, что, как Андрей сказал, за правильное правоприменение всех этих законов, как в Израиле. Вот есть фото, доказано, тогда да, а вот в таком виде, в каком у нас сейчас это, это не работает и не будет работать, какой бы штраф ни был.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Да нет, почему не будет, будет. Работать будет, конечно, потому что вот с переходами разобрались. Московские водители не пропус… вы знаете, уже все Подмосковье, Смоленская область, Калужская область, все давным-давно пропускали пешеходов. Мы были наглые москвичи. Вот как только повысили штраф, а потом выставили людей с полосатыми палочками, стали пропускать сразу. И здесь заработает за наш счет. Спасибо.
А.ОСИПОВ: Спасибо вам, Александр.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Вот именно так, за наш счет. Я не хочу, чтобы за наш счет работало, я и так не разговариваю по телефону практически.
А.ОСИПОВ: Очень много сообщений, которые вы, уважаемые дамы и господа, присылаете. Очень много, конечно же, вызвало такую дискуссию. Вот несколько: «Я – за, но все-таки надо более четкое определение». «А насчет встроенных мультимедиа систем в машинах? Ими тоже нельзя пользоваться?» Ну, кто-то пытается юморить: «Что, и феном нельзя пользоваться, и пылесосом?» Если вы пользуетесь пылесосом в автомобиле и феном, то я вам скажу, что, наверное, тогда точно надо уточнять, чем можно пользоваться.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Непонятно, каким образом вы справку получили.
А.ОСИПОВ: В принципе, как сели за руль, да, с феном и пылесосом. Нет, ну, есть маленький пылесос, но с большим пылесосом ведь чертовски неудобно управлять транспортным средством.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Абсолютно.
А.ОСИПОВ: Что-то мешает.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Вот эти аварии, что женщина попала в аварию, красила губы, это не интересно. А вот, когда я прочитал лет 10 назад, меняла за рулем колготки.
А.ОСИПОВ: Ну, это, конечно, ужасно. Нет, я понимаю, что проблема существует, потому что я сколько раз видел девушек, ездящих, допустим, за рулем, вот она едет в крайнем левом ряду со скоростью 60 километров в час.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Летит.
А.ОСИПОВ: Летит со скоростью 60 километров в час, перед ней на протяжении 10 километров никого нет, но она едет в левом ряду, потому что у нее откинут козырек, она в него красится.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, бывает такое.
А.ОСИПОВ: Бывают случаи в нашей деревне, ну, что же поделать.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Слушай, все-таки это исключения, на самом деле. Вот, что касается разговора по мобильному телефону за рулем, это не исключение.
А.ОСИПОВ: Вот говорят по поводу того, что поворотники за рулем, это не о хамстве или о неуважении за рулем, это о безопасности. Понятно, что это о безопасности. Но я вам скажу больше, культура за рулем это тоже о безопасности. Уведомить другого водителя в ваших действиях это безопасность, но это и вежливость, элементарная просто-напросто вежливость.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, потому что, когда машины перестраиваются на скорости 20 километров в час, о какой опасности может идти речь? Деньги только и время, и все, там ничего жизни не угрожает. Есть такая вещь, как вежливость.
А.ОСИПОВ: Вот Сергей нас поправляет, что сейчас штраф за разговор по мобильному не 500, а 1,5 тысячи рублей. Действительно, он сейчас составляет 1,5 тысячи рублей. Но мы говорим о том, что…
И.РУЖЕЙНИКОВ: Маловато будет.
А.ОСИПОВ: Маловато будет. Получается, что у нас хотят ужесточить эту ответственность, на мой взгляд, немножко не задумываясь о том, как это будет работать действительно на дороге. И, главное, поможет ли это побороть проблему? И вообще эта проблема, надо ли с ней бороться такими уж прямо жесткими методами.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Вот именно такими методами. Проверьте закон, господин Лысаков, нет, ну, для этого существуют специальные люди в Госдуме, на коррупционную составляющую. Нет, мы, конечно, очень доверяем нашей дорожной полиции, я вот сколько, 32 года за рулем, с каждым годом доверяю все больше и больше. Но все-таки проверьте на коррупционную составляющую.
А.ОСИПОВ: Ну, это, по крайней мере, не помешало бы. Вот пишут, что в республике ежегодно гибнут количество, от животных на трассах и так далее, тут почему-то светоотражающие на коней надо вешать, там тоже предлагают, параллельно с запретом на разговоры по мобильному телефону. Ну, странная несколько связь, поэтому мы с этой темой закончим и очень быстро к вам вернемся уже с автомобильными, скажем так, вопросами.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Пока я, пользуясь случаем, свой вопрос задам не о конкретном автомобиле. Я принял решение, у меня автомобилю 157 лет, я думаю, что пора менять. Вот скажи, пожалуйста, вот ты посоветуешь менять сейчас или дождаться конца года? Ну, он у меня не старый, на самом деле, 5 лет. Или подождать, как обычно самые сладкие скидки и этот год не будет исключением, это декабрь?
А.ОСИПОВ: Не факт.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Вот почему?
А.ОСИПОВ: Объясню почему. Во-первых, я не могу прогнозировать курс национальной валюты к концу года. Сейчас можно сказать одно…
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, да, а также мою занятость на работе.
А.ОСИПОВ: Это, да, это мы вообще не можем прогнозировать. Не хотим даже прогнозировать, если честно. Это, во-первых. Во-вторых, сейчас, если мы пересчитаем рублевые цены на большинство брендов, даже несмотря на то, что они их подняли, они не пересчитали их в полном соответствии с тем, как снизился курс национальной валюты.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Нет, конечно. Именно поэтому к нам приезжают именно за люксовыми марками.
А.ОСИПОВ: Конечно. Поэтому, в принципе, я считаю, что лучше поменять сейчас. Да, можно, конечно, рассчитывать на предоставление определенных скидок, потому что авторынок в этом году, ну, явно плюс у нас не покажет. Он по-прежнему будет у нас в холодах находиться.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Дай, бог, минус 15 процентов.
А.ОСИПОВ: Но даже эти минус 15 не означают, что все автопроизводители бросятся предоставлять скидки, для того чтобы покупали машины. Они и так уже некоторые работают, к сожалению, в убыток. Пытаясь продать машины по рублевой цене, они теряют деньги, но только для того, чтобы сохранить свою долю на рынке.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Особенно, кстати, по корейцам видно.
А.ОСИПОВ: Конечно. Хотя и они сейчас уже начали переписывать ценники. Вот я, кстати, заодно параллельно отвечу на вопрос: «АвтоВАЗ с ума сошел что ли? Еще больше поднял цены, и это на авто, которое по определению должно стоить дешево».
И.РУЖЕЙНИКОВ: Слушай, я понял, почему АвтоВАЗ, ну, что они имеют, на что они подняли цены?
А.ОСИПОВ: Ну, я имею в виду, он на все поднял цены. Отпускные цены АвтоВАЗ сейчас поднял на всю свою продукцию.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А на новинки?
А.ОСИПОВ: Ну, на новинки, там и так уже цены нормальные.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Вот. До меня дошла очень простая вещь. Почему на новинки ценник, на наш взгляд, я думаю, ты меня поддержишь, задран. Для того чтобы, как минимум, в течение года не поднимать.
А.ОСИПОВ: А они не боятся того, что они не продадут того количества машин, которое вообще даже планировали?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Это другое дело. Пока они сильно отстают.
А.ОСИПОВ: Это бизнес по-русски называется. Они отстают ужасно, я бы сказал, потому что, ну, я понимаю, что сделана ставка на ту же самую Vesta, X-Ray, они пытаются конкурировать на-равных, ну, хотя бы с корейцами, уж по цене это точно видно, хотя зачастую они оказываются и дороже корейцев.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, в зависимости от комплектации, да.
А.ОСИПОВ: Да, ну, плюс-минус там сопоставимо. Но, господа, вы…
И.РУЖЕЙНИКОВ: Возможно, они рассчитывают на то, что они цены поднимать не будут и вот традиционно у нас пик продаж, опять же, сейчас о традициях нельзя говорить, весна. Эти поднимут, а мы останемся, и мы за счет ценовой разницы наверстаем.
А.ОСИПОВ: Меня терзают смутные сомнения.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Меня тоже терзают смутные сомнения, переходящие в уверенность причем.
А.ОСИПОВ: В уверенность, вот именно, в том-то все и дело. Поэтому, знаете, что, ну, скажем так, ну, наверное, да, с ума, наверное, сошел. Но что мы тут можем еще добавить? Мы лучше послушаем того, кто к нам дозвонился непосредственно в прямой эфир. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Константин, город Москва. У меня самый извечный вопрос, что ожидать от моей машинки. Владею Renault Megane 3-й, уже два года, 2 литра, механика. Пробег 60 тысяч километров, очень много езжу. Вот как бы думаю поменять уже на третьем году ее жизни.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Буржуй. На третьем году жизни в наше время.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, а что делать.
А.ОСИПОВ: Ну, это же Renault Megane, это же не Mercedes S-Class.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Чего ожидать?
А.ОСИПОВ: Ну, в принципе, если говорить о моторе, коробке, то там особых проблем быть не должно. Смотрите за подвесками.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Стоечки, у Renault это стоечки.
А.ОСИПОВ: Да, стоечки слабое место, вот их надо смотреть. Ну, и будьте готовы, наверное, к тому, что на 3-й, на 4-й год эксплуатации надо бы следить еще и за качеством всех панелей кузовных, особенно внутри, потому что пластик иногда бывает. Хотя у Megane меньше эта проблема была, но, тем не менее, она иногда, к сожалению, встречалась. В общем и целом машина надежная. И, кстати говоря, я не считаю, за два года вы проехали 60 тысяч километров, в принципе, это по 30 тысяч в год, ну, это нормальный пробег.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А что-нибудь у вас было такое серьезное, какие-то серьезные замены узлов, агрегатов?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, у меня была недавно авария, догнал Land Cruiser, ну, как бы совсем чуть-чуть, но по деньгам вышло очень дорого.
А.ОСИПОВ: Потому что кузовные запчасти на французские автомобили одни из самых дорогих.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, это другое. Но так ничего не ломалось, все нормально, да, у вас?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, вообще ничего.
А.ОСИПОВ: Ну, и, слава богу. Тогда, по идее, в ближайший год не должно быть серьезных проблем. Ну, ТО 60 тысяч дорогое. Следующее ТО, по-моему, 90 и 100 тысяч у вас будет очень дорогим. К этому нужно быть готовым. Но, в общем и целом, уж прямо таких серьезных каких-то детских болячек у Megane третьих последних годов выпуска с 2-литровым мотором не замечено.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Слушай, а ты не помнишь на 2 литрах, там цепь или ремень?
А.ОСИПОВ: Я не помню, по-моему, там цепь стоит. Нет, подождите, там ремень как раз у Renault, вот в этом 2-литровом моторе, но вот это я точно не буду…
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, после 100 тысяч (неразборчиво), если ремень.
А.ОСИПОВ: Давайте еще по смсочке. Два смс-сообщения. «Скажите, пожалуйста, стоит ли менять масло после обкатки нового автомобиля? Дилер категорически против». Ну, понятно, он хочет вас видеть почаще. «Пробег 100 километров, двигатель атмосферный, Nissan 1.6» Ну, после пробега в 100 километров масло в двигателе нет смысла менять никакого. Лучше все-таки доездить 1 тысячу, максимум, 2 тысячи километров, потом сменить масло. Что бы там дилер ни говорил, дилер вас, кстати говоря, за это с гарантии снять не может, обкатка это как раз нормальная 2 тысячи километров, и после этого лучше масло поменять.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А если вы еще поменяете масло у дилера после тысячи, он покрутит пальцем у виска.
А.ОСИПОВ: И скажет, приезжай еще через тысячу. И вот, кстати, самый первый вопрос: «Объясните, пожалуйста, в каких случаях автомобиль могут снять с гарантии?» В случае внесения изменений в конструкцию транспортного средства. Это, если обще. Если вы внесли изменения в двигатель, поставили дополнительное оборудование, которое меняет электронные настройки автомобиля, чипанули двигатель, если это обнаружит дилер. Вот тогда он может вас снять с гарантии. Поставили не родные стойки, снимаетесь с гарантии. Вот во всех этих вещах. То есть, когда вы ставитесь, и, кроме того, вас могут снять с гарантии, если вы не соблюдаете регламент прохождения ТО. Вот как только вы перекатали больше 1 тысячи, 1,5 тысяч километров и не сделали ТО, дилер имеет все основания, для того чтобы снять вас с гарантии. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Мужчины, добрый вечер. Алексей, Москва. Вопрос из категории, что ждать. Автомобиль Mazda 6 2010 года, уже пошел 6-й год, пробег 90 тысяч. ТО 90 прошел. Ремонтировал только рулевую, больше никаких проблем. Соответственно вопрос, что можно ждать?
А.ОСИПОВ: Мотор 2, 2.3?
СЛУШАТЕЛЬ: 2.0 автомат.
А.ОСИПОВ: Ну, в общем-то, не ждите плохого, скажу я вам так.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Сколько пробег у машины?
А.ОСИПОВ: 90 тысяч.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А масло вы, конечно, у вас на весь срок службы, его никогда не меняли, понятное дело?
А.ОСИПОВ: Ну, не в двигателе, в коробке поменяли.
И.РУЖЕЙНИКОВ: В коробке меняли.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я регламентное ТО проходил.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А, у вас японец, поэтому 60 тысяч.
А.ОСИПОВ: Некоторые японцы, кстати, пишут, что в автоматах не надо вообще менять масло на весь срок службы.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Они врут.
А.ОСИПОВ: Ну, я не экспериментировал. При пробеге 80-100 тысяч масло в коробке лучше поменять. Скажу так, машина надежная, по идее при надлежащей эксплуатации, если вы будете по-прежнему ухаживать за вашим автомобилем, особых проблем быть не должно. Слабые места, одно из них вы уже устранили – рулевую рейку, вы ее ремонтировали уже. Второе слабое место это, конечно, подвески долго не проживут. То есть, 100-120 тысяч будьте готовы к тому, что придется лезть в подвеску. Стойка стабилизаторов, сайлентблоки, да, вот их придется, собственно говоря, поменять. Ну, вот нам еще пишут, что у Renault Megane очень замерзает и залипает тросик ручного тормоза, ну, вот тоже один из недостатков Megane, будьте аккуратнее с тросиками. Скажу по секрету, везде, где ручной тормоз троссовый привод имеет, он замерзает, холодно у нас иногда бывает.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Я с тех пор, как стал ездить на коробке-автомат, я забыл, что такое ручник. А зачем?
А.ОСИПОВ: Кстати, иногда нужен, я скажу тебе. Когда на очень большом склоне стоишь, если больше 25 градусов, лучше ручник затягивать.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, а также когда нет никого рядом, скользкая дорога, и тебе хочется быстро повернуть. Вот я только в этих случаях пользуюсь ручником.
А.ОСИПОВ: Возможно. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Вас беспокоят из Санкт-Петербурга. Большое спасибо за передачу за такую хорошую.
А.ОСИПОВ: Спасибо вам.
СЛУШАТЕЛЬ: И вопрос. В недавнем выпуске журнала «Авторевю» была страшилка про документы, которые должен возить водитель, который эксплуатирует машину, зарегистрированную на фирму, на юридическую. И вплоть доходит до штрафов, якобы, 100 тысяч рублей, если нет путевого листа. Задача какая. Машина едет, две машины у нас есть, машина едет, грузы не перевозит, не зарабатывает на этом деньги, грузы перевозит только свои из магазина в магазин. Скажите, пожалуйста, в этом случае путевой лист нужен или нет?
А.ОСИПОВ: Да.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, нужен. Если вы грузы не перевозите, вам накладная не нужна.
А.ОСИПОВ: Любая машина, которая имеет полис ОСАГО с неограниченным количеством лиц, допущенных к управлению, и оформленным на юридическое лицо, теоретически и практически по закону должна иметь путевой лист. Потому что доверенности у нас действительно на машины отменили. Но, если, вот как бы аналогом доверенности стал полис ОСАГО. Те люди имеют право управлять автомобилем, которые в полис вписаны. Если в полисе нет фамилий конкретных и машина оформлена на юридическое лицо, это самая частая ситуация, то в таких случаях должен быть либо путевой лист, либо должна быть доверенность, сделанная на бланке этой организации, просто с подписью и печатью, что такая-то компания доверяет таким-то водителям управлять этим транспортным средством с указанием всех регистрационных данных, и желательно указать еще и номер полиса ОСАГО. Тогда соответственно вот эта доверенность и сам полис ОСАГО с неограниченным количеством лиц, допущенных к управлению, является гарантией и необходимыми документами, для того чтобы управлять такой машиной. Все остальные случаи, когда гаишники пытаются вменить при отсутствии доверенности и путевого листа какие-то другие вещи, и даже, когда они есть, не правомерны, на самом деле. Я даже вот не юрист, но и то я в этом деле разбираюсь, потому что мы часто берем, я могу сказать, машины на тест-драйв, это тестовые машины, которые находятся в собственности тех же самых компаний-производителей. Они выдаются с полисами ОСАГО на неограниченное количество лиц. Всегда к нему идет доверенность от юридического лица. Потому что это проще, чем с путевым листом. Путевой лист там же нужно ежедневно заполнять, пробег, количество топлива, это очень долго.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Слушай, а кто штраф накладывает за отсутствие путевого листа, вот это интересно?
А.ОСИПОВ: ГАИ, ГИБДД. Это управление транспортным средством, как же там звучит статья, с ненадлежащими документами. В общем, когда у вас не хватает каких-то документов.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Так что возите с собой путевой лист, выписывайте его.
А.ОСИПОВ: Путевой лист, да, либо просто доверенность от юридического лица. Ну, давайте еще один звоночек. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Олег, Чебоксары. Назрела пора менять автомобиль, появились неплохие деньги. Есть два варианта – Mitsubishi Pajero, двигатель 3.2 дизель, или Toyota Land Cruiser Prado.
А.ОСИПОВ: 2.8 дизель, наверное.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, да. Там (неразборчиво) лошадка у Prado, а у Pajero поменьше. Что по характеристикам, меня больше всего интересует ломучесть, конечно, надежность в эксплуатации.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А сколько лет вы собираетесь эксплуатировать Cruiser?
СЛУШАТЕЛЬ: До конца уже, все, до упора.
И.РУЖЕЙНИКОВ: То есть деньги больше хорошие не появятся, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Не появятся чувствуется.
А.ОСИПОВ: Слушайте, ну, вы знаете, ну, наверное, тогда логичней взять Toyota, потому что она чуть подешевле в обслуживании, нежели Mitsubishi Pajero. Mitsubishi Pajero просто будет подороже. А, в принципе, дизельный мотор у Pajero в 3.2 он моментнее, он лучше, чем 2.8 4-цилиндровый мотор на Prado. На Prado немножко будет не хватать тяги.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Prado?
А.ОСИПОВ: Land Cruiser Prado он как раз спрашивает, потому что Land Cruiser 200 уже дороже. А вот Land Cruiser Prado это мини Land Cruiser.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Все равно хорошие деньги, молодец наш радиослушатель.
А.ОСИПОВ: Поздравляем. Поэтому логичнее, наверное, было бы в данном случае выбрать, хотя и Mitsubishi Pajero решительно неплохой автомобиль. Вы знаете, еще такой момент, все-таки в Prado поудобнее за рулем, нежели в Pajero. Там поближе руль расположен к двери, я имею в виду у Pajero, и вот это привычное, локти положить некуда, тесновато несколько.
И.РУЖЕЙНИКОВ: И надежнее. Все-таки нашему радиослушателю надо…
А.ОСИПОВ: И то, и то надежное, и Mitsubishi Pajero надежный автомобиль, там нет проблем, он просто дороже в обслуживании. Даже штатное ТО для Pajero почему-то выходит дороже, он один из лидеров. Об этом нужно не забывать. Но, в общем и целом, и тот, и другой очень хорошие автомобили, которые вполне проживут и 3, и 5 лет без особых, на самом деле, проблем.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Там говорилось не про три, пять лет.
А.ОСИПОВ: До конца.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Что пишут, Андрей?
А.ОСИПОВ: Много, чего приходило через сайт http://autoassa.ru/. Очень много вопросов. Давайте, вот сейчас прямо пробежимся. Ну, тебе, во-первых, пишут, конца года ждать не надо, меняй сейчас, конца года не будет.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А, вот, правильно, конца года не будет, меняй сейчас. Спасибо за совет. Отлично.
А.ОСИПОВ: «Померла Nexia, умирает. В какую сторону двигаться, Fiat Albea или Renault Logan? Оба б/у» Ну, вы знаете, наверное, все-таки Logan.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Мы очень любим Италию, но вот сразу…
А.ОСИПОВ: Мы очень любим Италию, но в данном случае Logan. Французы тоже неплохи, конечно, Франция неплохая страна. Лучше Logan по той простой причине, что ее просто проще купить и еще проще продать.
И.РУЖЕЙНИКОВ: И ремонтировать, и запчасти проще.
А.ОСИПОВ: Да, вот об этом не забывайте. «Машина Volkswagen Touran 2007 года, пробег 105 тысяч, двигатель TDI 2 литра, каких неожиданностей ждать?» Вот такое у нас разнообразие сегодня. Да, в общем-то, никаких. Следите за автомобилем просто-напросто и все. 2-литровый дизель там очень ресурсный мотор. Не знаю, какая у вас коробка.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Вот, кстати, единственное, что.
А.ОСИПОВ: Да, об этом нужно думать. «Хочу приобрести Nissan NP300. Пробег небольшой, один хозяин. Что скажете по данному авто?» Ну, такой облагороженный трактор.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Что это за машина?
А.ОСИПОВ: Это пикап. Это бюджетный пикапик, у которого еще стоит старый такой олдскульный мотор дизельный. Он, в принципе, теоретически может переварить солярку от КамАЗа. Лучше не экспериментировать, конечно, но может. Это не современный просто дизель, который устанавливается на той же самой Navara, к примеру. Потому что Navara существенно дороже, чем NP300. Проверить техническое состояние. В целом, машина надежная, она очень хорошо известная, уже 10-летия там эта конструкция производится.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Слушай, конструкция, но она кузовная, не рамная же?
А.ОСИПОВ: Рамная, она рамная, все нормально. Ну, он просто тайский изначально, он японско-тайский автомобильчик.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Нет, но зарекомендовал себя хорошо, надежный?
А.ОСИПОВ: Зарекомендовал себя нормально, надежно, ну, неудобно, ну, шумновато, ну, регулировок минимум, ну, сидишь в позе краба за рулем.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Слушай, но пикапы покупают, не для того чтобы к ночному клубу подъезжать. Cadillac в свое время сделал пикап, который для ночных клубов. Ну, он такой.
А.ОСИПОВ: Это понятно, почему такой роскошный, там же можно бассейн поставить для девушек, и чтобы было куда сгружать.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, это единственная машина, а так они все неудобные? Или почти все неудобные?
А.ОСИПОВ: Ну, многие.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Дмитрий, Санкт-Петербург. Хотелось бы узнать, что ожидать от машины Skoda Octavia, А7 кузов, 1.4 DSG, 60 тысяч пробега, 2014 года.
А.ОСИПОВ: 1.4 турбо, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, турбированный.
А.ОСИПОВ: 122 силы или 140, который?
СЛУШАТЕЛЬ: 140.
А.ОСИПОВ: Мотор, турбина, вот проблема. 100-150 тысяч, потом капремонт, либо замена турбонаддува. Вот об этом стоит помнить.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Грустно.
А.ОСИПОВ: Грустно. И DSG. Диски сцепления уже меняли?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, еще не менял.
А.ОСИПОВ: Скоро придется.
И.РУЖЕЙНИКОВ: У вас несчастные случаи на стройке были? Будут.
А.ОСИПОВ: В целом, на самом деле, не хочу вас никоим образом расстраивать, машина Skoda Octavia хорошая, очень приятно она ездит, она очень функциональна, действительно немало всяких решений в стиле Simply Clever. Но вот это фольксвагеновское DSG и турбовые малообъемные моторы, они есть и здесь, к сожалению. Благо на шкодовском сервисе это чуть дешевле фольксвагеноского, это уже хорошо. Так, еще несколько сообщений. Не понял я совсем, про какую машину, но это забавно, Юля пишет, девушка: «70 тысяч километров с 2009, только ТО, чинили стартер, летом ездим по полю, автомат. Сколько еще проездит?» Возникает резонный вопрос, сколько еще проездит, Юля, что?
И.РУЖЕЙНИКОВ: Красная машинка.
А.ОСИПОВ: Так тут нет даже, что красная машинка. И любимый у нас вопрос: «Chrysler Pacifica 2004 года, двигатель 3.5, пробег 200 тысяч, чего ждать плохого и сколько еще проездит?» Проездить должен долго при надлежащем уходе. 200 тысяч уже многоватый пробег, но двигатель атмосферный, в принципе, ресурсный, может быть, скоро придется вам в него залезть, маслосъемные колпачки, надо на кольца уже посмотреть. Но, в общем и целом, машина должна проездить еще нормально. «Знакомая хочет купить Range Rover Evoque 3-летку, отговариваю, но уперлась. Чего ждать от машинки? Автомат, бензин, 2 литра». Но лучше, конечно, взять дизельную модификацию этого автомобиля, потому что она экономичнее. 2-литровый бензин, там 2 литра турбо 240 лошадиных сил. Ну, ресурс у него, скажем честно, те же самые 150 тысяч километров, потом, скорее всего, турбину придется, наверное, поменять. Отговаривать не буду.
И.РУЖЕЙНИКОВ: А сколько турбина стоит примерно на Evoque?
А.ОСИПОВ: По-разному, все зависит… Ну, я так, по моим скромным оценкам, это от 70 тысяч рублей. Там ремкомплект, подержанная, либо новая, плюс еще работа по замене. Единственное, что бы я вам посоветовал, вы знаете, с такими машинами премиум-класса лучше все-таки их, наверное, взять у официального дилера. То есть по программе Selected. Это не сочтите никоим образом за рекламу, но, понимаете, машина дорогая в обслуживании. Лучше ее взять у официального дилера, она там будет проверена, и на нее будет, по крайней мере, хотя бы полгода гарантия. Это чрезвычайно важно.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Скрытые косяки, которые от вас скрывали, за полгода они точно вылезут.
А.ОСИПОВ: Потом, когда покупаешь подержанную машину…
И.РУЖЕЙНИКОВ: Они уже вытащили все скрытые косяки.
А.ОСИПОВ: Да, и Land Rover, кстати, у Jaguar не исключение, у большинства брендов так, вам дают карту диагностическую машины, что было сделано и что конкретно с машиной было. И вот это очень хорошо. «Вот вы сказали, Prado дешевле в эксплуатации ТО, чем Pajero. А как же ТО на Toyota 10 тысяч, а на Mitsubishi 15 тысяч?» Ну, понимаете, если вы ездите в год 100 тысяч километров, тогда да, тогда Mitsubishi, может быть, даже будет чуть-чуть подешевле. Но вы не забывайте про стоимость самих ТО, про стоимость расходных материалов. Что-то мне подсказывает, что все-таки вы, Владимир, из Санкт-Петербурга не ездите по 100 тысяч километров ежегодно. А при среднестатистическом пробеге в 20-30 тысяч километров в год, эта разница в 5 тысяч при каждом пробеге, она не будет, она съестся просто стоимостью запчастей и так далее.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Проведением ТО. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Олег, я хотел бы спросить, BMW 520 дизель, стоит ли чиповать и вообще нужно ли это для экономии или для мощности? Мне друзья советуют, я что-то сомневаюсь.
А.ОСИПОВ: Ну, смотря, что вы хотите добиться от машины. Если вы хотите прибавить количество лошадиных сил под капотом, да, можете чипануть, залить новую программу. Я в этом случае вам только порекомендую обратиться в нормальный сервис, где есть мощностной стенд, чтобы вам показали, что изменится с машиной и так далее. Что касается экономии топлива. В принципе, при чиповке увеличивая количество лошадиных сил, если вы не поменяете свой стиль вождения, можно добиться определенной экономии. Но не надо ожидать, что она будет какой-то фантастической. Экономия тут достигается, за счет чего. Я почему говорю, что не меняя стиль вождения. При той же самой скорости, то есть вы разгоняться до своих 80 километров в час будете чуть быстрее, и количество оборотов, если вы будете двигаться равномерно, будет чуть меньшим, чем было до чиповки, просто за счет подросшей мощности, подросшего крутящего момента. Но чудес ждать не стоит. Чиповка все-таки имеет смысл, если вы хотите в меньшей степени думать об экономии, а в большей степени думать о динамике своего автомобиля. Вот тогда это более эффективно. Но ожидать, что вы отчипуете мотор и после этого он будет в 10 раз экономичнее, не надо, это было бы абсолютно неправильно.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Нет, ожидать можно, но этого не будет.
А.ОСИПОВ: Но этого не будет. Я смотрю, время подошло наше к концу. Извините, что мы не ответили, дорогие друзья, на те 2,5 миллиона сообщений, которые вы нам присылаете, но мы старались.
И.РУЖЕЙНИКОВ: Мы очень старались.
Комментарии (0)